Полиптотон в лирике Пушкина

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора, на практике демонстрирующих принципы работы микрофилологического подхода к тексту, в основе которого перенесение исследовательского фокуса с макроуровня (идейно-тематического) на микроуровни (особенно грамматический и фонетический). В настоящей статье представлены интерпретации двух стихотворений Пушкина («Туча» и «Буря») в свете грамматики – в частности, фигуры полиптотона (многопадежия). В качестве главной призмы использована оппозиция «именительный падеж / косвенные падежи» (для настоящего исследования семантические различия между косвенными падежами менее важны, чем их общность в противопоставлении падежу именительному), отражающая развитие драматического движения и расстановку персонажей стихотворений: переход существительного из именительного падежа (например, тучи в одноименном стихотворении) в косвенный часто знаменует переход из «активной» зоны, с позиции «главного персонажа» в зону «страдательных», «подчиненных персонажей» и наоборот (девы в стихотворении «Буря»). Анализ использования в лирике чередования падежных окончаний существительных и личных местоимений наглядно показывает, как грамматика, часто оказываясь динамической пружиной стихотворения, из чисто лингвистической сферы переходит в разряд сильных художественных средств, обогащая и план содержания, и план выражения, позволяя увидеть, как глубина содержания отражается на микроуровнях текста.

Об авторах

Ольга Львовна Довгий

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ORCID iD: 0000-0002-3957-7857
Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Bibikhin V. V. Grammatika poezii [Grammar of poetry]. St. Petersburg, Ivan Limbakh’s Publ., 2009. 592 p.
  2. Dovgii O. L. [Grammar of poetry in the satires of A. D. Kantemir]. Izvestiya Rossiiskoi akademii nauk. Seriya literatury i yazyka, 2017, no. 1, pp. 15–21. (In Russ.)
  3. Epshtein M. N. [The preposition “in” as a philosopheme. Frequency dictionary and the main question of philosophy]. Voprosy filosofii, 2003, no. 6, pp. 86–95. (In Russ.)
  4. Gin Ya. I. Poetika grammatiki [Poetics of grammar]. Comp., prep. of text by S. M. Loiter. Petrozavodsk, 2017. 181 p.
  5. Krasil'nikova E. V. (resp. ed.). Poeticheskaya grammatika: monografiya [Poetic grammar: monograph]. Vol. 1. Moscow, Azbukovnik Publ., 2006. 429 p.
  6. Krasil'nikova E. V. (resp. ed.). Poeticheskaya grammatika: monografiya [Poetic grammar: monograph]. Vol. 2. Moscow, Azbukovnik Publ., 2013. 317 p.
  7. Kulagina O. L. Satiry A. D. Kantemira: poetika, konteksty, interteksty: diss. … dr. filol. nauk [Satires A. D. Kantemir: poetics, contexts, intertexts: diss. ... dr. philol. sci.] / Lomonosov Moscow State University. Moscow, 2018. 617 p.
  8. Makhov A. E. [Figures]. Evropeiskaya poetika ot antichnosti do epokhi Prosveshcheniya: Ehntsiklopedicheskii putevoditel' [European poetics from antiquity to the Enlightenment: Encyclopedic guide]. Moscow, Kulagina’s Publ., 2010, pp. 437– 455. (In Russ.)
  9. Makhov A. E. [The originality of the romantic worldview in the lyrics of A. S. Pushkin in the 1820s]. Makhov A. E. Izbrannye sochineniya. T. 1. O russkoi literature [Selected works. Vol. 1. About Russian literature]. Tula, Akvarius Publ., 2023, pp. 21–150. (In Russ.)
  10. Pushkin A. S. [Refutation of critics and comments on his own works]. Sobranie sochinenii: V 10 t. [Collected works: In 10 volumes]. Vol. 6. Moscow, Goslitizdat Publ., 1959, pp. 342–351. (In Russ.)
  11. Pushkin A. S. Sobranie sochinenii: V 10 t. [Collected works: In 10 volumes]. Vol. 2. Moscow, Goslitizdat Publ., 1959. 799 p.
  12. Shapir M. I. [“Grammar of poetry” and its creators (Theory of “poetic language” by G. O. Vinokur and R. O. Yakobson)]. UNIVERSUM VERSUS. Yazyk – stikh – smysl. Kniga vtoraya [UNIVERSUM VERSUS. Language – verse – meaning. Book second]. Moscow, Yazyki Slavyanskoi Kul'tury Publ., 2015, pp. 327–346. (In Russ.)
  13. Shcheglov Yu. K. [“Harmonic precision” and “poetry of grammar” in Pushkin’s poem “K***” (“I remember a wonderful moment”)]. Russian literature and the West. A tribute for David M. Bethea. Eds. A. Dolinin, L. Fleishman, L. Livak. Part I. Stanford, 2008, pp. 177–210 (= Stanford Slavic Studies. Vol. 35).
  14. Skorobogatova E. A. Grammaticheskie znacheniya i poeticheskie smysly: poeticheskii potentsial russkoi grammatiki (morfologicheskie kategorii i leksiko-grammaticheskie razryady imeni) [Grammatical meanings and poetic meanings: the poetic potential of Russian grammar (morphological categories and lexico-grammatical categories of the name)]. Khar'kov, Kharkov National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda, 2012. 236 p.
  15. Temirshina O. V. [Poet's Grammar. Structures of internal speech in the lyrics of Egor Letov]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universitetata. Filologiya, 2022, no. 80, pp. 269–290. (In Russ.)
  16. Vinogradov V. V. Stil' Pushkina [Pushkin’s style]. Moscow, OGIZ Publ., 1941. 620 p.
  17. Vinokur G. R. [Pushkin and the Russian language]. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Selected works on the Russian language]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1959, pp. 189–206. (In Russ.)
  18. Yakobson R. [Poetry of grammar and grammar of poetry]. Semiotika [Semiotics]. Moscow, Raduga Publ., 1983, pp. 462–482. (In Russ.)
  19. Yakobson R. [To the general doctrine of case. The general meaning of the Russian case]. Yakobson R. Izbrannye raboty: Per. s angl., nem., frants. yazykov [Selected works: Trans. from English, German, French languages]. Moscow, Progress Publ., 1985, pp. 133–175. (In Russ.)
  20. Zholkovsky A. K. [Analysis of Pushkin’s poem “I loved you...”]. Izvestiya AN SSSR. Ser. lit. i yazyka, 1977, no. 3, pp. 252–263. (In Russ.)
  21. Zholkovskii A. K. [Pushkin’s invariants]. Trudy po znakovym sistemam. 11: Semiotika teksta [Proc. on sign systems. 11: Semiotics of the text]. (Scientific journal of Tartu State University. Issue 467). Tartu, 1979, pp. 3–25. (In Russ.)

© Российская академия наук, 2024