Словесная изобразительность в стихотворении Григория Петникова «Город. Рисунок углем»

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье с опорой на методологию лингвопоэтики раскрываются содержательно-семантические и формально-семантические особенности стихотворения Григория Николаевича Петникова «Город. Рисунок углем» (1924 г.). Анализ языка данного произведения проводится с учетом имеющихся в идиостиле поэта глубинных мыслительно-функциональных зависимостей, структурирующих авторскую модель мира («метатекстовых тропов (метатропов)» в понимании Н. А. Фатеевой). Показано, как средства лексического и тропеического означивания и синтаксической выразительности связаны с реализацией в тексте концептуальных метатропов гилозоизма и синестезии, присущих идиостилю Г. Петникова. Лексический выбор поэта анализируется с точки зрения разнообразия предикатов, обозначающих свойства, состояния и характеристики города как одушевленного деятеля. Рассматриваются языковые средства воплощения в стихотворении интермодального образа города, построенного на переплетении ощущений от разных органов чувств. Делается вывод о том, что, несмотря на отсутствие в тексте очевидной неопределенности словесных значений или окказиональных словоновшеств (характерных для раннего футуристического периода творчества Г. Петникова), в стихотворении «Город. Рисунок углем» поэт продолжает следовать ключевым для кубофутуризма принципам фактуры и расширенного смотрения, конструируя образ промышленного города как самосознающей, чувствительной и жизнедеятельной материи.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Татьяна Викторовна Устинова

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: utanja@mail.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Сироткина И. Е. Синестезия и проект пересоздания человека // Проблемы синестезии и поэтика авангарда. Сборник статей / Отв. ред.-сост. Н. В. Злыднева. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 57–69.
  2. Тимиргазин А. Д. Узорник ветровых событий: Поэт Григорий Николаевич Петников. Феодосия: Издат. дом «Коктебель», 2019. 384 с.
  3. Фатеева Н. А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. С. 208–305.
  4. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Изд. 3-е. М.: КомКнига, 2007. 280 с.

© Российская академия наук, 2025