Content of professional readiness of a future teacher to interact with members of educational process

Abstract


The article explores content of a teachers’ readiness for future interaction with members of educational medium, analyses the use of various information resources contributing to improvement of professional skills.

Full Text

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование нового потенциала системы образования. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые ценности материальной и духовной культуры, достижения науки и культуры, этнонациональные традиции и цели развития общества, обеспечивается преемственность поколений. В научно-педагогической литературе образование понимается как: оптимальный способ вхождения человека в мир науки и культуры; система воспитательных и образовательных учреждений в рамках конкретного города, села, региона, страны; формирование знаний, умений, навыков, познавательных, интеллектуальных способностей, т.е. обучение, создающее целостный образ мира и себя как части мира; обучение способностям понимать и развивать себя; «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании»); результат обучения и воспитания. Образование можно воспринять (как процесс и результат), только увидев его роль и место в развитии личности. В английском языке слово «education» (от лат. «education» — воспитание, разведение, выращивание) тоже охватывает весь процесс приобщения человека к культуре общества, как это было отражено и в словаре В.И.Даля. «Образование» происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые восходят к глаголу «образить», имеющему много значений: давать вид, образование; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю) есть целостный процесс придания душевного, умственного и духовного образа растущему человеку [2. C. 613]. Э.Н.Гусинский и Ю.И.Турчанинова, развивая представления об образовании, рассматривают его как некое достояние личности, проявляющееся в ее поведении. Оно заключается в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе общения с другими людьми, в процессе приобретения личностью опыта познания мира. Образование в значительной степени зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия [1. C. 99]. Общество и государство, родители и другие субъекты образовательно-воспитательного процесса стремятся определенным образом направить усилия на формирование и развитие личности. Рассматривая процесс образования как движение личности в поле культуры сообщества, можно выделить две его составляющие: с одной стороны, человек активен, он двигается по пути познания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему моделей мира. С другой стороны, личность растет в культурной среде и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и привычки, осваивает модельный фонд, принадлежащий обществу. Взаимодействие личности с культурой общества в своем конкретном развертывании реализуется через непосредственное общение с отдельными людьми, каждый из которых является носителем определенных привычек и обычаев, придерживается определенных нравственных норм, владеет некоторой культурной информацией. Соприкосновение со всеми особенными штрихами культуры раздвигает горизонты образования личности. Необходимо учитывать, что любое взаимодействие потенциально образовательно, но на деле по настоящему существенное влияние на личность оказывают только те его элементы, которые становятся значимыми для личности. Характер влияния определяет содержание, форму и плодотворность последующего взаимодействия, в процессе которого педагог и ученики воспринимают, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой — их индивидуальные личностные качества. Поэтому, одним из важнейших факторов формирования личности ученика в образовательном пространстве является сама личность педагога: его личностные и профессиональные качества, ценностные ориентации, умение влиять на ребенка. Педагогическое воздействие на личность человека должно быть тонким и искусным, так как в каждой создаваемой учителем педагогической ситуации проявляются его доминирующие ценностные представления и компетентность. Компетентность преподавателя как субъекта менеджмента характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, организации взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, гармоничным единством социальных установок и его психолого-педагогической подготовки. В профессиональной подготовке будущего учителя важное значение имеют вопросы о содержании педагогического процесса; о направленности образования и задачах формирования личности; о методах, средствах, источниках, определяющих эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса. На основе проведенного анализа научно-педагогической литературы было выявлено, что модель управления педагогическим процессом должна быть адаптивной, учитывать изменяющиеся условия; соответствовать уровню взаимодействия участников процесса; отражать особенности организации взаимодействия учителя со всеми субъектами образовательного процесса. Способность к взаимодействию и сотрудничеству выступает как проявление высокого уровня профессионального мастерства, результат постоянного совершенствования профессиональной деятельности учителя, постоянной работы над собой. Разработка новых образовательных технологий параллельно с изменениями в цивилизационном процессе приводит к необходимости постоянного развития и совершенствования системы образования, которая в настоящее время включает в себя все более возрастающую номенклатуру учреждений. Эта система учитывает наличие разных этапов развития человека, различных специфических для каждого этапа проблем, которые требуют для решения сочетания усилий разных специалистов в многочисленных организационных формах. Мы считаем, что уровень методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей может быть существенно повышен за счет наполнения образовательно-воспитательного пространства студентов познавательной и педагогически значимой жизнедеятельностью, а также целенаправленного использования разнообразных источников информации, способствующих формированию профессиональной готовности будущего учителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса. В настоящее время мы концентрируем свое внимание на восьми источниках такого рода, научное представление которых сопровождается демонстрацией присущих каждому из них обучающе-образовательного и воспитательно-развивающего потенциалов, овладение которыми повышает уровень общеличностного и профессионально-педагогического развития студентов. Первый источник профессионально-педагогического становления будущих учителей — образовательно-воспитательный процесс учебного заведения во всем многообразии его проявлений, его обучающе-образовательный и воспитательно-развивающий потенциал. Содержание данного источника предполагает теоретико-методологическое обоснование социальной значимости и научной целесообразности осмысленного включения в содержание профессиональной подготовки информации обо всех имеющих отношение к этой работе психолого-педагогических феноменах и учебно-воспитательных реалиях, о логике их расположения в структуре учебных курсов, о методике преподнесения информации об их сути и содержании, а также трактовку сущности изучаемых учебных дисциплин как носителей обобщенной информации о функционировании образовательно-воспитательной среды, демонстрацию ее использования в предметном обогащении профессионально-личностной культуры будущих учителей. Второй источник — опыт профессиональной деятельности учителей и воспитателей общеобразовательных, специальных и дополнительных образовательно-воспитательных учреждений. При характеристике этого источника мы обращаем внимание студентов на индивидуально-творческое переосмысление постановки педагогами задач целенаправленной подготовки детей к самостоятельной жизни, к включению в интеллектуальную, трудовую, духовно-нравственную, правовую, экологическую, экономическую, эстетическую, физкультурно-спортивную и иную социально значимую жизнедеятельность общества; методически обоснованное использование в качестве фундаментальной научной основы для проектирования и управления образовательно-воспитательной деятельностью в многонациональном детско-юношеском сообществе школы содержания общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей; создание для молодого поколения условий для всестороннего развития и последовательного совершенствования природных задатков. Третий источник — педагогически сориентированное содержание публикуемых средствами массовой информации материалов об образовательно-воспитательной деятельности учреждений с педагогической направленностью. Данный источник предполагает профессионально-журналистское преломление в доступных массовому читателю, зрителю и слушателю изданиях и передачах прогрессивных педагогических идей, а также оригинально-авторское применение их в образовательно-воспитательной деятельности, подготавливающей подрастающее поколение к жизни и труду; аналитическое, экспертно-оценочное описание использования в школах примеров героического участия земляков в ратных событиях и трудовых делах республиканского и государственного масштабов, в научных открытиях, в культурно-массовых мероприятиях. Четвертый источник: учебная и методическая литература по специальности. Рекомендуемое будущим учителям содержание данного источника позволяет создать в сознании обучающихся своеобразное панорамное видение каждым выпускником вуза базы применения знаний по специальности. Литература такого рода способствует четкому очерчиванию реальных границ распространения специально-предметного действия в системе образования. Ее содержание формирует в сознании обучающихся стержень для обогащения специально-предметной и профессиональной педагогической и методической культуры. Пятый источник: научно-педагогическая литература. Научные монографии, а также диссертации по итогам научно-педагогических исследований и их авторефераты способствуют своим содержанием проникновению студенческого сознания вглубь интересующих будущих учителей психолого-педагогических фактов и явлений. Логикой проведения научно-педагогических исследований их авторы учат новое поколение педагогов программировать и приводить в движение процессы всестороннего развития подопечных, а на этом фоне — отслеживать характер и особенности содержания отдельных личностных качеств и свойств под влиянием наставнических воздействий, прививают будущим специалистам культуру гуманистического развивающего воздействия на подопечных. Ознакомление будущих педагогов с массивом доступных монографических и реферативных представлений хода и итогов научно-педагогических исследований вносит в профессиональное сознание обучающихся методологически ценное организующее начало, высоконаучный управленческий момент, поднимает их сознание на достаточную высоту и широту восприятия психолого-педагогических феноменов и школьно-производственных реалий. Целенаправленная проработка источников научно-педагогического характера — ключ к искусству научного описания целенаправленно изменяемой специалистами-педагогами образовательно-воспитательной среды, а соответственно — и творческого представления результатов собственных поисков в курсовых и дипломных работах, в докладах и публикациях студентов на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях. Шестой источник: художественная литература о школе и учителе в образовательно-воспитательном контексте. Художественная и публицистическая литература о школе и учителе-воспитателе раскрывает разнообразные стороны педагогического новаторства и творчества учителей и родителей в области социализации и повышения уровня многообразной культуры детей. Седьмой источник — образ жизни народов, населяющих сегодняшний Башкортостан, его обучающе-образовательный и воспитательно-развивающий потенциал. Организуемое вузовскими наставниками погружение будущих учителей-воспитателей в образ жизни местных народов позволяет формировать и укреплять в их сознании убежденность в том, что историческое величие и высокая духовность народов, населяющих сегодняшний Башкортостан, предопределена их стремлением к сохранению и преумножению гуманистической культуры как опыта народного воспитания. На примере лучших школ Республики Башкортостан студенты педвуза профессионально анализируют и положительно оценивают возможность перенесения опыта семейного воспитания в образовательное пространство школы. Студенты осваивают образцы сотрудничества школы, семей учащихся и местной общественности в разнообразной подготовке подрастающих поколений к расширенному воспроизводству своей регионально-этнической культуры, к созиданию новых материальных и духовных благ. Восьмой источник: мировая и национальная культура. Освоение будущими учителями явлений мировой и национальной культуры способствует личностному и профессиональному развитию будущих учителей, проникновению студенческого сознания в существеннейшие сферы изучаемых психолого-педагогических явлений и управлению этими явлениями на достаточном теоретико-методологическом уровне. Осуществленный мониторинг динамики профессионального становления студентов позволяет сделать вывод, базирующийся на результатах контрольных срезов, проведенных до и после проведения экспериментальной работы. Целью исходного среза было изучение уровня знаний студентов об источниках профессионально-педагогического становления. По результатам выполненного теста студенты относились к одному из трех уровней: 1-й уровень (низкий) — 60,3%, 2-й уровень (средний) — 37,2%, 3-й уровень (высокий) — 2,5% в экспериментальной группе; в контрольной группе, соответственно, — 61,3%, 36,8% и 1,9%. Результаты исходного среза подтвердили выводы констатирующего эксперимента о необходимости проведения специально организованной работы по организационно-методическому обеспечению восхождения будущих учителей-воспитателей на повышенные уровни профессиональной зрелости; о необходимости поиска и задействовании в деятельности преподавателя максимальной совокупности доступных студенчеству источников профессионально-педагогического становления. Характеризуя указанный потенциал этих источников в образовательно-воспитательном процессе вуза, мы значительно повысили показатели в гражданском и профессиональном становлении будущих учителей. На контрольном этапе низкий уровень составил 16,2%, средний — 52,6%, высокий — 31,2% (экспериментальная группа), в контрольной группе, соответственно, низкий уровень — 43,9%, средний — 42,3%, высокий — 13,8%. Таким образом, все обозначенные источники способствуют наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры и позволяют будущему педагогу полноценно осваивать профессионально-педагогическое мастерство.

About the authors

Natalia Alexandrvona Golovneva

Sterlitamak branch of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Training Bashkir State University

Email: golovneva_n@mail.ru

senior lecturer at the Department of Primary Education Pedagogy

References

  1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т. 2: И-О. М., 2001.
  3. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
  4. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.
  5. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Известия РАО. 2000. № 3.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies