Mentorship of schoolchildren research activities


Cite item

Full Text

Abstract

The paper offers an optimal variant of including mentoring activities into science and research practical training of MA students. Main stages of student practical training alongside organization of schoolchildren research activities under mentorship of students are presented.

Full Text

В последнее время педагоги стали уделять огромное внимание развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Трудом сотен энтузиастов создается система исследовательской деятельности школьников, объединившая разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций. Организация исследовательской деятельности способствует формированию методологической компетентности учащихся как уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Создание в школе определенных организационно-педагогических условий для развития исследовательской деятельности учащихся позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, ведет к повышению качества образования. Организация учебно-исследовательской деятельности в школе — бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия, предназначенные для педагогов, занимающихся исследовательской работой с детьми. Публикуются работы по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся. Выпускается журнал «Исследовательская работа школьников»; началось издание «Библиотеки журнала “Исследовательская работа школьников”»; работает ряд Интернет-ресурсов, главным из которых является портал исследовательской деятельности www.researcher.ru. Разработанные методики В.В.Холубкова, Г.А.Хуковского, Г.Н.Ионина, И.П.Плотникова, М.А.Рыбниковой и др. стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу современные учителя, использующие в своей деятельности исследовательские приемы. Стало очевидным, что образовательное пространство школы функционирует наилучшим образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности. Одной из ключевых проблем школьной администрации является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В типичной образовательной ситуации реализуется стандартная позиционная схема «учитель—ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега—коллега». Вторая важнейшая позиционная пара — «наставник—младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика. Мы считаем, что решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества. Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации — имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям. С разделением труда наставничество длительное время существовало в форме профессионального обучения — подмастерья (мастер—ученик). Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Наставничество осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но и его политическое и нравственное воспитание [3]. Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к научно-исследовательской деятельности педагог не всегда может оказать поддержку учащемуся в научно-исследовательской деятельности. Не потому, что профессионально не готов, нет возможности уделить время качественной, успешной подготовке каждого ученика. Если и идет подготовка учеников к научно-исследовательской деятельности, то для данного вида работы особое внимание уделяется инициативным, одаренным учащимся класса. С одной стороны, мы видим ситуацию «западания» в подготовке к исследовательской деятельности, а с другой — вхождение молодого специалиста, пока еще студента-практиканта, в новую деятельность. Вхождение студента-практиканта в педагогическую среду сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления будущего специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить навыки работы во взаимодействии с учащимися. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как к форме работы с учащимися указывает на недостаточность других используемых учителем образовательных технологий подготовки учащихся и возможность применения этого типа отношений между учеником и студентом-наставником как резерва успешного управления профессиональным становлением личности школьника. Задача наставника — помочь ученику реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и исследовательские умения. Но при этом студент, выполняющий в период прохождения практики роль наставника, должен помнить, что наставничество — это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно обоюдное согласие студента-наставника и ученика на совместную работу. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности, и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Реализация данной идеи наставничества позволит решить две задачи. В первую очередь — повысить исследовательскую культуру школьников, во вторую — повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, предоставив им среду для применения своих навыков и возможностей. Возникает один вопрос: каким образом можно реализовать наставничество — совместную работу ученика и студента-наставника в контексте научно-исследовательской деятельности? Выход видим в том, чтобы включить наставничество как вид деятельности в программу научно-исследовательской практики студентов магистратуры. Анализ документа «Положение о научно-исследовательской практике студентов магистратуры факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного гуманитарного университета (Принят на заседании Совета факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 1 марта 2013 г.)) позволяет сделать вывод о том, что научно-исследовательская практика — вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами магистратуры в процессе обучения; приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе; подготовку к будущей профессиональной деятельности [1]. Организация научно-исследовательской практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра педагогики. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации практики (ФГОС ВПО), Уставом НВГУ, Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования в НВГУ, а также в соответствии с настоящим Положением кафедры факультета педагогики и психологии, осуществляющие подготовку магистров, самостоятельно разрабатывают программы научно-исследовательской практики студентов магистратуры по конкретной образовательной программе. Программы научно-исследовательских практик утверждаются на Совете факультета педагогики и психологии. Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская практика решает задачи овладения студентами магистратуры методологией и методикой научно-исследовательской работы, использования современных информационных технологий в образовании, приобретения умений и навыков получения, обработки, хранения и распространения научной психолого-педагогической информации. Научно-исследовательская практика рассматривается нами как средство повышения профессиональной компетентности будущего специалиста. Содержание программы научно-исследовательской практики студентов магистратуры включает в себя пункт 2.2 «Задания на период научно-исследовательской практики», который описывает вид работ и отчетную документацию, которую необходимо представить по каждому виду заданий [2]. В перечень уже существующих в Положении видов работ мы предложили внести новый вид научно-исследовательской деятельности в период прохождения научно-исследовательской практики — наставничество (пункт 12, таблица 1). В данном контексте наставничество будет предполагать помощь, оказание поддержки не только одаренным учащимся, но и другим ученикам, проявляющим инициативу для участия в работах исследовательского характера. В завершение всех выполненных работ студент, прошедший практику, должен предоставить отчетную документацию по каждому выполненному заданию. Отчетной документацией в данном случае будет защита обучающимся общеобразовательного учреждения научно-исследовательской работы, выполненной под руководством студента-наставника. Целью изменения, корректировки существующей программы научно-исследовательской практики является, прежде всего, ее ориентация на учащихся, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, развитие личности ребенка, его способностей. Организация наставничества в процессе научно-исследовательской деятельности носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности студента-наставника (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я-концепции». В построении исследовательской деятельности при сотрудничестве студентов-наставников со школьниками в период прохождения научно-педагогической практики можно выделить следующие этапы: 1) адаптационный (диагностический) — предполагает диагностическое исследование по определению возможности реализации наставничества, заинтересованности учащихся в тесном сотрудничестве со студентом-наставником. Выявление проблем, которые испытывает учащийся в научно-исследовательской деятельности. Студент-наставник выбирает диагностический инструментарий, который позволит выявить учащихся, с которыми необходимо будет осуществлять наставническую деятельность, а также определит ряд имеющихся у учащегося проблем, которые мешают или затрудняют его желание участвовать в исследовательской деятельности. Выявляются недостатки в сформированности исследовательских умений и навыков, и на этой основе производится построение программы работы с учеником. 2) основной (проектировочный) — студент-наставник разрабатывает и реализует программу работы с учащимся, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования. Определяется типология самостоятельных творческих работ учащихся, в которых они будут принимать участие. Нами были определены следующие ряды областей, в которых учащиеся могут принять непосредственное участие, а также в которых регулярно реализуются ученические проекты: химико-биологические исследования и исследования, связанные с природой, исследования, связанные с человеком, различные этнокультурологические исследования, исследования в области социологического краеведения. Важным элементом работы на данном этапе является ознакомление учащихся со структурой исследовательской деятельности. В нее входят: постановка исследовательского вопроса, сбор информации о том, что уже известно по данной теме, выдвижение гипотезы, построение модели, выбор методики исследования, получение результатов, анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос. Области исследования выбираются участниками самостоятельно или по рекомендации студента-наставника. Следует подчеркнуть, что выбор темы исследования происходит с учетом следующих обстоятельств: интереса учащихся; степени изученности и актуальности темы; возможности доступа к источникам. 3) контрольно-оценочный (рефлексивный) — на данном этапе усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности юных исследователей, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Одной из форм рефлексии собственных достижений в программе является заполнение анкеты исследователя, которую предлагается заполнить ученикам после того, как исследовательская работа завершена. В такой работе мы видим не просто содержание исследования, но и анализируем процесс обучения, воспитания и развития студента-наставника и учащегося одновременно, который осуществлялся в ходе исследования. Исследовательская работа школьника для студента-наставника интересна, прежде всего, как пример передачи адаптационного опыта от поколения к поколению, от педагога к воспитаннику, как пример становления специалиста, еще с детства увлеченного своей темой. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей. Отметим необходимость применения современных информационных технологий в контексте юношеской исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации. Обучая подростков теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эффективно ими пользоваться. 4) итоговый (результативный) этап. Для юного исследователя значимо увидеть конкретный результат своей работы. В том случае, когда таким результатом становится не простая совокупность записанных текстов, колонки цифр, коллекции фотоснимков или набор аудиокассет, а наглядный, готовый к презентации информационный продукт, его заинтересованность в сборе и первичной обработке материала возрастает. Студент-наставник должен быть готов поделиться навыками по созданию мультимедийных презентаций, публикаций, электронных таблиц, работы в текстовом редакторе. Варианты и формы включения самостоятельных исследований школьников в образование: — организация и проведения научно-практических конференций; — трансляция результатов исследовательской деятельности учителя и учащихся в системе образования страны (сборники научно-исследовательских работ, публикации в прессе); — использование информационных ресурсов (информация в сети Интернет); — индивидуальные образовательно-исследовательские программы. Организация исследований школьников диктует необходимость в сформированном особым способом педагогическом сообществе, где студент-наставник выступает как «адаптор», связующее звено между учителем и учащимися. Поэтому необходимо, чтобы либо он сам обладал достаточной квалификацией в области исследований, либо имел связь с научным консультантом. Для разграничения усилий педагога и возможностей учеников необходимо найти методологический способ включения в образовательный процесс студентов-наставников, где последние будут способствовать привлечению школьников к участию в научно-исследовательской деятельности. Главным в работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его образовательная сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами исследований, а во-вторых, воспитательная, т.е. адаптационная сторона этих исследований. Следовательно, перспективу научной проектно-исследовательской деятельности школьников необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, конечно, акцентируя внимание на фундаментальных, устойчивых, долгоживущих знаниях. Именно такого рода исследования способны помочь ребенку, подростку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитанию в нем положительного мировосприятия, умения гибко перестраивать направление деятельности. Опыт исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что для успешности руководства, наставничества в исследовательской деятельности учащихся на достаточно высоком уровне необходимы: — информационный банк специалистов и научных структур, готовых сотрудничать со школами, оказывать методическую поддержку в решении научно-исследовательских вопросов; — система адресных консультаций педагогов и руководителей исследовательскими работами школьников специалистами в области этих исследований. Для этого необходимо иметь возможность почасовой оплаты проводимых консультаций, поощрения студентов, выполняющих консультирование вне периода прохождения научно-исследовательской практики; — немаловажную роль играет создание межшкольного центра, имеющего возможность проводить консультационные мероприятия для повышения, развития научно-исследовательских навыков школьников в выполнении исследовательских работ. Реализация данного нововведения даст возможность: — дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей учащихся общеобразовательных учреждений; — повышать профессиональный уровень будущего специалиста с учетом его потребностей, затруднений, достижений; — развивать творческий потенциал учащихся общеобразовательных учреждений, мотивировать их участие в инновационной деятельности; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого ученика; — повышать продуктивность работы будущего специалиста и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; — создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей. Можно с уверенностью полагать, что только в условиях прохождения научно-исследовательской практики студент в роли наставника может быть приближен к реальным условиям, к той среде, где он может реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции. Роль наставника в работе со школьником даст ему такую возможность.
×

About the authors

Irina Ivanovna Evdokimenko

Nizhnevartovsk State University

Email: e-irina-i@mail.ru
post-graduate student

References

  1. Положение о научно-исследовательской практике студентов магистратуры факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Нижневартовск, 2012 г. Принят на заседании Совета факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 1 марта 2012 г.).
  2. Программа научно-исследовательской практики / Сост.: Л.А.Ибрагимова, Г.Г.Кругликова, Г.А.Петрова. Нижневартовск, 2010. 26 с.
  3. Хрестоматия — педагогический словарь библиотекаря, российская национальная библиотека, 2005—2007 г.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies