Development of the navy in the USA and in the Soviet Union since the end of the World War II

Abstract


The paper considers the “Cold War” context of the U.S. and Soviet Navy development, describes tactical and technical characteristics of aircraft carriers. It is noted that during the World War II, the U.S.A. gained considerable experience in construction and exploitation of aircraft carriers, including installment of nuclear reactors on ships of that class.

Full Text

Авианосец - это боевой надводный корабль большого водоизмещения, оборудованный для базирования, взлета и посадки боевых самолетов и вертолетов [6. С. 13]. Авианосцы появились уже в ходе Первой мировой войны, но ввиду своего конструктивного и технического несовершенства они выполняли всего лишь вспомогательную функцию (например, воздушная разведка) в составе флота. Не претерпела значительных изменений оценка авианосцев, существовавшая в межвоенный период. Однако, за годы Второй мировой войны кардинальным образом изменились представления о месте и роли авианосцев в составе флотов морских государств. Если в период после Первой мировой войны основу флота продолжали составлять линкоры (линейные корабли) - самый крупный класс надводных кораблей, основным достоинством которых являлась огневая мощь орудий главного калибра, предназначенная для уничтожения надводных сил противника, «авторитет» которых не подвергался сомнению, то в ходе Второй мировой войны на первое место выдвинулись авианосцы, ударную силу которых составляли самолеты палубной авиации, способные наносить удары по противнику на большом удалении от него. В качестве примера можно привести нападение 7 декабря 1941 г. японской эскадры, в состав которой входили 4 авианосца, на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор, где базировался Тихоокеанский флот США. В результате двух налетов самолетов японских авианосцев американскому флоту был причинен тяжелый урон [4. С. 187]. Практика войны на Тихом океане с участием авианосцев Японии и США подтвердила их значимость: от атак палубной авиации не спасали ни скорость хода, ни толщина броневой защиты, ни величина калибра артиллерийского и зенитного вооружения надводных кораблей. Парадоксально, но нередко морские сражения на Тихом океане соединений японских и американских кораблей происходили без единого артиллерийского выстрела по врагу на расстоянии нескольких десятков, а то и сотен километров друг от друга, а судьба этих сражений определялась эффективностью действий палубной авиации авианосцев противоборствующих сторон. Война на Тихом океане продемонстрировала еще один необычный способ использования авиации против надводных кораблей. Японское командование на заключительном этапе войны с США стало использовать летчиков-смертников - «камикадзе», которые таранили своими начиненными взрывчаткой самолетами американские корабли. Наличие авианосцев позволило союзникам (США и Англия) за период Второй мировой войны успешно осуществить проводку через Атлантику около 2 200 крупных конвоев с жизненно важными грузами, в состав которых входило более 75 тыс. судов. За этот же период по прибрежным коммуникациям было проведено около 7 700 конвоев, включавших 170 тыс. единиц транспорта [2. С. 20]. Период 1946-1991 гг. вошел в мировую историю как период «холодной войны», в ходе которой мир не один раз стоял на грани ядерной катастрофы. Гонка вооружений, особенно ракетно-ядерных, с широким использованием новейших достижений науки и техники, развязанная США и их союзниками и подхваченная СССР, к середине 80-х гг. XX в. достигла своего количественного и качественного апогея, а также и максимальных расходов. Процесс эскалации «холодной войны» заставил США и СССР еще в 70-х гг. заключить ряд соглашений, направленных на ограничение ядерных вооружений, снижение угрозы возникновения термоядерной войны. Отметим, что гонка вооружений распространялась на все сферы: землю, море, воздух. Наиболее значительной она была в Мировом океане. В связи с этим представляется важным рассмотреть развитие авианосного флота США и СССР после окончания Второй мировой войны (вплоть до окончания «холодной войны» и распада СССР), выявить особенности и пути его развития, тактико-технические характеристики и возможности решения боевых задач, тем более, что в отечественной и зарубежной историографии эта тема широко не афишировалась. Предметом нашего внимания являются тяжелые авианесущие корабли, которые составляют основу флота обоих государств. За годы Второй мировой войны США, опираясь на свою развитую промышленность, сумели создать мощный военно-морской флот: 125 авианосцев, 23 линкора, 67 крейсеров, 879 эсминцев, 900 фрегатов, 351 подводную лодку [3. С. 227]. Необходимо отметить, что осилить такую объемную программу строительства - не рядовое событие. Ее могло осуществить только государство, имеющее мощную промышленность, традиции морского строительства, обладающее соответствующей производственной базой и опытом строительства крупных кораблей, особенно таких, какими являлись авианосцы. Следует признать, что в США имелись такого рода верфи в Нью-Йорке, Филадельфии и Норфолке, на которых в годы Второй мировой войны и после нее строили авианосцы. Можно отметить, что во время войны головной корабль серии авианосцев «Эсекс» был построен за 20 месяцев, а «Франклин» этой же серии - всего за 14 месяцев [5]! Важным результатом развития американского флота во время Второй мировой войне явилось создание и совершенствование двух основных боевых систем, которые позволили США одержать победу над Японией в ходе затяжной войны на Тихом океане: 1) система десантного флота (амфибийные силы), позволившая осуществлять высадку на берег крупных масс войск и решение задач надежного обеспечения их всем необходимым для ведения боевых действий; 2) система авианосного флота, посредством которой обеспечивалось господство в воздухе в прибрежных районах, гарантировавшее успех проведения десантных операций и завоевание господства на море. Важным тактическим приемом американцев в ходе осуществления морских операций на Тихом океане стало широкое применение авианосных групп и соединений (с целью концентрации палубной авиации в конкретном месте и достижения количественного и качественного превосходства своих сил над противником), что позволяло переводить в практическую плоскость решение всех основных задач флота. По окончании Второй мировой войны наличие огромных и мощных военно-морских сил превратило США в морскую державу № 1: по совокупной ударной мощи сравниться с США не могло не только какое-либо государство в отдельности, но и все государства вместе, имеющие военный флот. Обладая монополией на атомное оружие, США после войны провели ряд испытаний с целью выявить влияние поражающих факторов этого оружия на корабли различного боевого назначения, старались найти реальные рамки и условия, в которых вооруженные силы смогут действовать на суше и на море, определить принципы использования ядерного и обычного оружия в реальной боевой обстановке. Отталкиваясь от накопленного опыта, США сформулировали свою морскую политику, которая заключалась в «…сохранении сильных морских ракетно-ядерных, сдерживающих сил стратегического назначения и способности обеспечить свободу морских коммуникаций в жизненно важных для национальных интересов США районах, включая всестороннюю способность влиять на события в конечных районах морских коммуникаций, вплоть до проведения наступательных действий и высадки десантов там, где это окажется необходимым» [цит. по: 2. С. 78]. Командование ВМС США заявило, что национальная безопасность государства немыслима без сохранения морского превосходства США. В дальнейшем данный тезис становится ключевым при формировании морской политики США в годы «холодной войны» и определении места ВМС в ядерной триаде вооруженных сил американского государства. В послевоенные годы произошли количественные и качественные изменения в составе флота США. Из его состава практически были исключены линкоры и конвойные (эскортные) авианосцы, но в тоже время существенно изменился состав ударных авианосцев: их число уменьшилось более чем в два раза, а ударные возможности расширились за счет реактивной авиации и ядерного оружия. После оснащения американского флота стратегическим ядерным оружием определяющим фактором в его развитии стала способность решать стратегические задачи по уничтожению важных наземных объектов, расположенных в глубине территории СССР и его союзников. С этого времени надводный флот США развивается уже как вид вооруженных сил, способный оказывать решающее влияние на ход мировой термоядерной войны. Новые стратегические качества, приобретенные ВМС США, определили его основное предназначение как средства для действий против суши и перенесение в связи с этим большей части стратегического ракетно-ядерного оружия в сферу военного флота. До 1957 г. главным средством доставки американского ядерного оружия была авиация. Поэтому особое внимание в это время уделялось развитию стратегической и авианосной авиации, а также ударных авианосцев - основы морской мощи ВМС США. В 1960 г. в составе ВМС США ударных авианосцев насчитывалось 24 по сравнению с 60 в 1949 г., а к 1970 г. их численность составила 17 (из них один атомный - «Энтерпрайз» - был введен в состав флота в 1965 г.) [2. С. 79 ]. В 1964 г. «Энтерпрайз» совершил совместно с атомным крейсером «Лонг Бич» и атомным фрегатом «Бейнбридж» кругосветное путешествие, главной целью которого была демонстрация возможностей ядерной энергетической установки. Поход длился 65 дней без захода в порты для пополнения запасов, за это время корабли прошли 30 216 миль пути (55 860 км), а авиагруппа совершила 1 590 самолетовылетов с общим налетом 2 372 часа. Поход атомных кораблей подтвердил правоту сторонников использования на кораблях ядерной энергии [1. С. 46]. «Энтерпрайз» считается первым атомным авианосцем ВМС США. Он был заложен на верфях «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг», специализировавшейся на постройке таких гигантских кораблей, 4 февраля 1958 г. В сентябре 1960 г. корабль был спущен на воду, а 25 ноября 1961 г., после прохождения испытаний, вступил в строй ВМС США. Поражает короткий срок, за который был построен этот огромный и сложный корабль. Его строительство обошлось в 450 млн. долларов - небывалую для начала 60-х гг. сумму. Технико-тактические характеристики «Энтерпрайза» следующие: водоизмещение - 75 700 т (стандартное), 93 970 т (полное); длина 342,3 м; ширина - 40,5 м; полетная палуба - 76,8 м; осадка - 11,9 м; энергетическая установка - атомная, мощностью 280 000 л.с.; 4 запасных дизеля мощностью 10 720 л.с.; скорость - 33 узла (54,6 км/час); экипаж - 5 765 человек, включая личный состав авиакрыла; вооружение - 3 ПУ Мk. 29 ЗРК «Си Спэрроу», 3 АУ «Вулкан/Фаланкс» 6х20 мм; оборонительная система - противоторпедная система SSTDS; торпедная ловушка SLQ-36 «Никси». На авианосце располагалось мощное радиолокационное оборудование: это комплексы РЛС обнаружения воздушных целей; целеуказания; обнаружения надводных целей; управления полетами; управления стрельбой; навигационные. На авианосце базировалось авиакрыло в составе 80-100 самолетов, которое состояло из трех авиаэскадрилий штурмовиков, двух авиаэскадрилий истребителей, противолодочной группы, РЭБ (радио-электронной борьбы), разведки и др. Палубная авиация могла наносить удары на глубину 800-1 500 км как обычным, так и ядерным оружием. Мощное эскортное сопровождение и воздушное прикрытие авиации самого авианосца обеспечивали его надежную защиту от нападения [7. С. 8]. Вместе с тем, высокая стоимость «Энтерпрайза» вызвала споры в армии и конгрессе о целесообразности строительства атомных авианосцев. Как следствие этих разногласий, из 6 кораблей этой сети (головной корабль «Энтерпрайз») в состав флота был введен всего лишь один. Все же в 1968 г. было принято решение о строительстве новой серии авианосцев с атомной энергетической установкой. Головной корабль этой серии «Честер У Нимиц» был заложен летом 1968 г. Начиная с «Нимица», все авианосцы этой серии строились только на верфи «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг энд драй док», имевшей опыт подобного строительства. Для кораблей новой серии была разработана новая атомная энергетическая установка большой мощности. Основные характеристики авианосцев серии «Нимиц»: предельное водоизмещение до 106 000 т, длина - 332,8 м, ширина - 78,4 м, высота - 73,2 м, осадка - 11,3 м, скорость хода - 30 узлов (56 км/ч), экипаж - 3 200 человек, авиакрыло - 2 480 человек. Корабли серии имеют современное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, зенитное и ракетное вооружение, авиакрыло составляет 64 самолета и вертолета, максимальная их численность может составлять 85-90 машин. Стоимость одного авианосца составляет 4,5 млрд. долларов. Проектный срок службы - более 50 лет. Атомная энергетическая установка может работать без замены активной зоны примерно 25 лет. С 1975 г., по решению конгресса США, крупные боевые надводные корабли должны были строиться только с атомными энергетическими установками. Головными кораблями в атомной серии стали авианосец «Энтерпрайз», крейсер «Лонг Бич» и фрегаты «Бейнбридж» и «Тракстан». Атомная энергетическая установка давала практически неограниченную дальность хода при заправке один раз в 13-15 лет. У атомного авианосца высвобождались дополнительные емкости под горючее для палубной авиации с объемом 5 900 т, у существовавших до него типов авианосцев - до 15 000 т, позволявшие при необходимости увеличивать время его нахождения в море, а у кораблей других классов увеличивалась дополнительная полезная загрузка. Головной авианосец новой серии «Нимиц» был введен в строй в 1975 г., «Дуайт Эйзенхауэр» - в 1977 г., «Карл Винсон» - в 1982 г., «Теодор Рузвельт» - в 1986 г., «Авраам Линкольн» - в 1989 г., «Джордж Вашингтон» - в 1992 г. (после распада СССР в состав ВМС США были введены оставшиеся 4 корабля этой серии: «Джон Стеннис» - в 1995 г., «Гарри Трумэн» - в 1998 г., «Рональд Рейган» - в 2003 г. и «Джордж Буш» - в 2009 г.). Таким образом, запланированная серия атомных авианосцев типа «Нимиц» была завершена, все они находятся в составе флота США, составляют основу его ударной мощи, принимают участие в различных военных конфликтах, например, в Югославии и Ираке, являются «козырной картой» в политической игре правящих кругов США. В Советском Союзе строительство авианосцев длительное время тормозилось по причинам негативного отношения политического руководства к кораблям данного класса, считавших несвоевременным и ненужным создание этих крупных надводных кораблей. В частности, Н.С.Хрущев утверждал, что существующее ракетно-ядерное оружие способно легко уничтожить любой крупный надводный корабль. В связи с этим само слово «авианосец» в СССР стало нарицательным [см.: 2. С. 115-118]. Однако, с конца 50-х гг. в рамках американской доктрины массированного возмездия и при наличии значительного количества ядерных средств уничтожения под удары пятисот авиационных носителей ядерного оружия США попадало около 8 тыс. населенных пунктов СССР. В связи с этим советским руководством было принято решение о проектировании противолодочного корабля с базированием на нем вертолетов. В январе 1962 г. проект вертолетоносца с шифром 1123 был утвержден. К этому времени численность палубной авиации американской группировки авианосцев насчитывала почти 1,5 тыс. самолетов, способных нанести ядерные удары по территории Советского Союза. Первый советский вертолетоносец, названный противолодочным ракетным крейсером (ПКР) «Москва», был спущен на воду в январе 1965 г. и имел водоизмещение 15 тыс. т. Его главной задачей была борьба с подводными лодками США, имеющими на борту ядерное оружие. Для борьбы с субмаринами на корабле обеспечивалось базирование противолодочных вертолетов К-25, для защиты от нападения с воздуха вертолетоносец имел мощный ракетный комплекс ПВО с дальностью до 150 км. В 1967 г. завершилась постройка второго противолодочного ракетного крейсера «Ленинград» и готовился к закладке третий крейсер - «Киев». Эти противолодочные крейсеры положили начало первому этапу создания советского авианосного флота. Летом 1965 г. в США прошли испытания баллистической ракеты морского базирования «Посейдон» С-3. Эта ракета с 10 разделяющимися боеголовками имела дальность полета до 5 тыс. км. Запуская их из Атлантики, американский подводный ракетоносец мог уничтожить населенные пункты Советского Союза на площади в 160 тыс. кв. км. Эти подлодки получили название «убийцы городов». Для противодействия им был направлен первый вертолетоносец СССР - противолодочный крейсер «Москва». Находясь в боевом походе в Средиземном море, он доказал свою практическую пригодность. Однако, для эффективного патрулирования в океане возможностей этого авианесущего крейсера не хватало. К тому же районы патрулирования американских подводных лодок плотно прикрывались американскими авианосными группами. Чтобы успешно бороться с американскими стратегическими подлодками, советский флот нуждался в совершенно новом авианесущем корабле с мощным ракетным вооружением и самолетами. В 1967 г. конструкторское бюро имени Яковлева разработало самолет Як-38 с вертикальным взлетом. Под эту машину на Невском ПКБ был создан проект нового авианесущего крейсера. Строить крупные авианесущие корабли могли в Советском Союзе только на Черноморском заводе в городе Николаеве. Чтобы освободить место в стапеле для постройки нового корабля, пришлось отменить закладку третьего вертолетоносца, а его название «Киев» присвоили головному авианосцу проекта 1143, строительство которого началось в 1970 г. На вооружении авианесущего крейсера «Киев» находилось 8 пусковых установок противокорабельных ракет и авиаполк, располагая которыми, советский авианосец мог успешно бороться не только с подводными лодками США, но и с надводными кораблями вероятного противника. Этот новый тяжелый авианесущий ракетный крейсер (ТАКР), совмещавший достоинства крейсера и авианосца, строили 169 заводов и предприятий СССР. После спуска на воду «Киева» в 1972 г. серия была продолжена строительством ТАКР «Минск» (1975), «Новороссийск» (1978), «Баку» («Адмирал Горшков») (1982). Пятый ТАКР проекта 1143,5 «Тбилиси», переименованный позднее в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», строился под базирование истребителей Су-27 и Миг-29 с обычным взлетом и посадкой. Водоизмещение корабля было увеличено до 55 000 т, а носовая часть выполнена в форме трамплина. Заложенный в 1982 г. и спущенный на воду в 1985 г., «Тбилиси» открыл третий этап создания авианосного флота Советского Союза. Характеристики «Тбилиси»: полное водоизмещение - 705 00 т; длина - 304,5 м; ширина - 38 м (полетной палубы - 75 м); осадка - 10,5 м; энергетическая установка - 4 ПТУ (8 котлов) мощностью по 50 000 л.с.; скорость - 32 узла (59 км/час); экипаж - 1 960 чел. +ЛС авиакрыла; вооружение - 12 ПУ 4К-80 ПКРК «Гранит»; 4х6ПУ ЗРК «Кинжал»; 8 ПУ «Кортик»; 6х6 30-мм АУ АК-630М; 2х10 РБУ-12000; противоторпедная система «УДАВ-1М»; 24 самолета и до 42 вертолетов; разнообразное радиоэлектронное оборудование [7. С. 10]. В 1985 г. был заложен еще один ТАКР проекта 1143,5 «Варяг». Седьмой ТАКР «Ульяновск», заложенный в Николаеве в 1988 г., планировалось оснастить ядерной энергетической установкой. Водоизмещение корабля достигало 75 000 т, на его борту могли размещаться 70 самолетов, в т.ч. дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Планировалось, что «Варяг» будет передан флоту в 1993 г., а «Ульяновск» - в 1996 г. Корабелы Черноморского завода намечали к закладке и второй атомный авианосец уже в 1992 г. Если бы были реализованы намечавшиеся планы строительства авианосцев, то к 2010 г. могли быть построены и переданы ВМФ СССР «Варяг» и пять атомных авианосцев типа «Ульяновск», при этом еще три авианосца находились бы в стадии постройки. У ВМФ СССР могла быть мощь, сопоставимая с американской, укрепилась бы безопасность Советского Союза. Однако, развал СССР, как следствие перестройки, перечеркнул эти грандиозные планы. Тем не менее, можно утверждать, что строительство советских авианесущих кораблей стало составной частью грандиозной программы создания океанского флота СССР и достижения им сопоставимого паритета с ВМС США. Таким образом, окончание Второй мировой войны стало началом острого соперничества США и СССР уже в формате «холодной войны», наиболее явственным проявлением которой стала гонка вооружений, в том числе и в области морских вооружений, достигшая гигантских размеров. Уповая на свою морскую мощь и монопольное владение атомным оружием, США стремились установить мировое господство, создать материальные предпосылки для уничтожения Советского Союза военными средствами. И в этом отношении инициатива принадлежала США. Советский Союз принял американские «правила игры», отдавая предпочтение количественным и затратным мерам противодействия, требовавшим колоссального напряжения усилий всего государства. В полной мере это утверждение относится и к области морских вооружений, где соперничество США и СССР было, пожалуй, наиболее «результативно». Оно привело к строительству огромных флотов, в которых авианосцам отводилась далеко не последняя роль. Вместе с тем становится ясно, что в ближайшем будущем великой морской державой может считаться то государство, которое может и будет иметь современный сбалансированный флот, ведущее место в котором будет принадлежать авианосцам.

About the authors

Leonid Vladimirovich Vasilenko

Nizhnevartovsk State University

Email: dосnggu1998@mаil.ru

Candidate of Historical Sciences, Associate professor at the Department of Document Science and General History

References

  1. Дрожжин Г. Асы подводной войны. М., 2004.
  2. Капитанец И.М. Битва за Мировой океан в «холодной» и будущих войнах. М., 2002.
  3. Калашников М. Сломанный меч империи. М., 1999.
  4. Мировые войны ХХ века в 4-х томах. М., 2003. Т. 3. Вторая мировая война.
  5. Проектирование и строительство. URL: http://navycollection.narod.ru/librari/essex/prj.htm
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
  7. Современные боевые корабли / Пер. с англ. А.В.Бушуева, А.А.Жеребилова. Смоленск, 2005.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies