Evaluating the competence of students mastering the course in Theories and technologies of artistic and aesthetic education in primary school

Abstract


The paper describes the content modules of the course in Theories and Technologies of Artistic and Aesthetic Education in Primary School and characterizes the evaluation forms used to determine the level of student competences on the subject studied within the program 050100.62 Pedagogical Education (Primary Education). The paper also contains the examples of different test for each module, such as matching tasks, closed form tasks, sequencing tasks, open form tasks. The author describes the test evaluation technology and introduces the topics and structure of student reports. The evaluation sheet allows the teachers to assess the quality of the student work according to the criteria, with particular attention to student summaries of classes in Fine Art and analysis of student projects. Initially, students study the course program and learn to write notes using a tabular format. A class analysis scheme contains three groups of questions, such as target, structural, and methodical questions. Each question is specified through additional questions during the class discussion. In addition to summaries, students design summaries of extracurricular activities on Fine Arts, as well as the working programs of basic and elective courses.

Full Text

Изменения, происходящие в системе высшего образования, предлагают преподавателю высшей школы вносить изменения в организацию процесса обучения студентов. Данные изменения касаются и организации системы оценивания компетенций, которые формируются у студента в процессе изучения каждой учебной дисциплины, создания фондов оценочных средств по дисциплинам. Курс «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» включает в себя изучение следующих модулей: - теоретические основы художественного образования младших школьников; - практические основы обучения изобразительному искусству; - методика и технологии обучения изобразительному искусству в начальной школе. Процесс изучения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями [1]: - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Компетенции ОК-3, ОК-14 формируются в процессе изучения двух первых модулей, компетенции ПК-1, ПК-10, ПК-11 формируются в основном в процессе изучения третьего модуля дисциплины. Для определения уровня сформированности компетенций используются различные формы оценки: тестирование, составление глоссария, реферирование, выполнение самостоятельных работ, составление конспектов уроков, ответы на вопросы на практических занятиях и т.д. Для того чтобы расширить знания студентов о культуре, в частности, о художественной культуре и искусстве, используется такая форма задания, как составление глоссария. Студенты составляют словарь по темам «Направления искусства», «Виды и жанры живописи» и т.д. В некоторых случаях словарь подкрепляется слайдовой презентацией, позволяющей наглядно представить особенности рассматриваемого понятия. Одним из распространенных методов контроля знаний является тестирование. Оно применяется при изучении всех модулей курса. Для тестирования используются различные виды тестов. Задания закрытой формы зачастую предполагают наличие нескольких правильных ответов, что усложняет работу. В таком случае при наличии всех правильно выбранных ответов студенту ставится 1 балл. Если студент выбрал не все правильные ответы, но при этом не ошибся, студенту ставится 0,5 балла. Приведем в качестве примера несколько тестовых заданий из разных модулей программы. 1-й модуль «Теоретические основы художественного образования младших школьников» Вид тестового задания Тестовые задания Задание на установление соответствия Соотнесите произведение и имя его автора: 1. Левитан А. Утро в сосновом лесу 2. Шишкин Б. Грачи прилетели 3. Саврасов В. Март Задание закрытой формы Место рождения понятия «культура»: А. Древняя Греция Б. Древний Рим В. Италия Задание на установление правильной последовательности Хронологическая последовательность возникновения стилей и направлений в искусстве: А. Реализм Б. Возрождение В. Классицизм Задание открытой формы Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму, - ... 2-й модуль «Практические основы обучения изобразительному искусству» Вид тестового задания Тестовые задания Задание на установление соответствия Распределите цвета на: 1. Теплые 2. Холодные А. Оранжевый Б. Коричневый В. Бирюзовый Г. Фиолетовый Д.Сиреневый Е. Песочный Задание закрытой формы Средства композиции: А. Равновесие Б. Формат В. Сюжетно-композиционный центр Г. Контраст Д. Светотень Задание на установление правильной последовательности Порядок выполнения рисунка симметричного предмета: А. Отметь высоту и ширину предмета Б. Проведи ось симметрии В. Горизонтальными линиями определи места, где предмет меняет форму Г. Определи границы тени Е. Определи прямыми линиями границы предмета Ж. Определи положение листа Задание открытой формы Составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей - … 3-й модуль «Методика и технологии обучения изобразительному искусству в начальной школе» Вид тестового задания Тестовые задания Задание на установление соответствия Соотнесите определения Г.В.Лабунской, 1) Изобразительность -… 2) Выразительность - … А …это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка Б …это посильное раскрытие детьми некоторых характеристик сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему Задание закрытой формы Основной составляющий элемент учебно-творческой Деятельности: А. Анализ продуктов деятельности Б. Учебно-творческая задача В. Беседа Г. Актуализация знаний Д. Ситуация вдохновения Задание на установление правильной последовательности Расставьте в хронологической последовательности структурные элементы урока: А. Анализ работ учащихся Б. Постановка учебно-творческой задачи В. Актуализация знаний учащихся Г. Самостоятельная работа Задание открытой формы Автор теории связи деятельности воображения и фантазии в ее основных 4-х формах В процессе изучения дисциплины студентам предлагается написание двух рефератов по темам «Декоративно-прикладное искусство России», «Жизнь и творчество художника». Темы конкретизируются названием промысла и именем художника, поэтому каждый студент выполняет индивидуальное задание. В то же время в каждой группе создается Библиотека рефератов, материал которых может быть использован всеми студентами при проектировании конспектов уроков и внеклассных мероприятий, рабочих программ базовых и элективных курсов. Конкретизируя тему реферата, часть студентов изучают декоративно-прикладное искусство коренных народов ХМАО-Югры - ханты и манси, рассматривают возможности использования данного материала на уроках изобразительного искусства. По каждой теме студенту предлагается определенная структура реферата, элементы которой должны быть обязательно учтены при его написании. По теме «Декоративно-прикладное искусство России» реферат выполняется по следующей структуре: 1. История промысла. 2. Особенности росписи. 3. Место изучения данного промысла в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы. 4. Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства. По теме «Жизнь и творчество художника» структура реферата содержит следующие компоненты: 1. Детство и юность художника. 2. Образование мастера. 3. Творчество живописца. 4. История написания и анализ произведений, изучаемых в начальной школе. В требованиях к реферату предлагаются критерии его оценки: актуальность темы и изложенных взглядов; стиль изложения; оригинальность и новизна; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; обоснованность выводов; соответствие оформления реферата требованиям. Быстро и качественно проанализировать выполненную студентом работу позволяет оценочный лист. Количество баллов регламентируется технологической картой по дисциплине. Оценочный лист (реферат) Критерии и показатели оценки реферата Кол-во баллов 1. Содержание реферата: Ø во введении формулированы цель и задачи реферата Ø основная часть делится на несколько разделов Ø в заключении подводятся итоги, выводы обоснованы Ø актуальность темы и изложенных взглядов Ø оригинальность и новизна 2. Содержание выступления: Ø наличие сформулированных целей и задач работы Ø выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование Ø наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения Ø сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах Ø продуманная демонстрация иллюстрированного материала 3. Культура выступления: Ø соблюдение регламента Ø умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления Ø адекватность громкости и темпа Ø уверенность и убедительность манеры изложения Ø краткость и аргументированность ответов на вопросы 4. Оформление: Ø присутствуют все части реферата: введение, основная часть, заключение Ø наличие приложений: представлены иллюстрирующие основной текст реферата материалы (репродукции, рисунки, эскизы и т.д.) Ø список литературы содержит ссылки на книги и интернет-ресурсы, содержатся полные данные Ø объем и оформление соответствуют требованиям Написание данных рефератов способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Выполняя эту работу, студенты изучают историческое культурное наследие различных народов, а также рассматривают вопросы преподавания данного материала младшим школьникам по различным программам. Во внеучебное время для студентов 1-го и 2-го курсов в рамках недели студенческой науки на факультете проводится конкурс рефератов «В мире искусства». Тема реферата конкретизируется интересами студентов и позволяет расширить имеющиеся знания студентов по видам, стилям и направлениям искусства. В процессе изучения 2-го модуля дисциплины много внимания уделяется выполнению студентами рисунков на различные темы (рисование с натуры, сюжетное рисование). Критерии работ студентов (рисунков) уточняются в зависимости от темы. Особого внимания заслуживает формирование профессиональных компетенций, позволяющих будущим педагогам проектировать конспекты уроков. Начинается подготовка к данной работе с анализа программ по курсу «Изобразительное искусство» по различным учебно-методическим комплектам. В ходе анализа студенты в каждой программе выделяют направления художественного развития учащихся, разделы программы, принципы и особенности построения содержания, материалы и инструменты, которыми работают учащиеся в процессе освоения программы. Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства осуществляется с помощью таблицы. Такая форма записи позволяет увидеть репродуктивный характер деятельности педагога, а также «пустоты» в деятельности учителя или детей. № п/п Название этапа, структурного элемента Затраченное время Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты 1 … Защита проекта урока осуществляется в ходе практических занятий. Студенты выполняют самоанализ и анализ конспекта урока с помощью схемы. В схеме условно выделены 3 блока вопросов. Схема анализа урока изобразительного урока: 1. Целевой Ø Какие требования к личностным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Почему Вы так решили? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему? Ø Какие требования к метапредметным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Что позволило Вам сделать такой вывод? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему? Какие межпредметные связи использовались учителем, в чем заключалась их целесообразность? Ø Какие требования к предметным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Что об этом свидетельствует? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему? На использовании каких внутрипредметных связей построен урок? 2. Структурный Ø Как проверялась готовность рабочего места учащихся? Рациональность размещения наглядности, оформления доски, используемой презентации. Как их можно усовершенствовать? Чем можно заменить и почему? Ø На уроке планировался анализ натуры (рисунков, иллюстраций, репродукций, моделей, макетов и т.п.)? Анализ полный, достаточный? Что бы Вы теперь в нем изменили? Ø Использовался алгоритм действий, словесный план? Алгоритм действий сопровождался педагогическим рисунком учителя? Обоснуйте целесообразность таких действий. Ø В чём заключалась работа над замыслом будущего рисунка? Предполагалась ли ситуация вдохновения, почему Вы так решили? Ø Когда и как была сформулирована учебно-творческая задача? Что бы Вы изменили в ее формулировке и почему? Ø В чем заключалась целесообразность включения пробных упражнений, предшествовавших самостоятельной работе? Можно их было не включать в урок? Чем их можно было заменить? Ø Как было организовано обучение учащихся работе с материалами и инструментами? Какие действия планировались учителем по работе над правилами пользования материалом, по предупреждению ошибок? Что свидетельствует о сформированности умений работы с данными материалами? Ø Как связаны с темой урока физкультминутки? Целесообразно ли выбрано время для проведения физкультминутки? Ø Когда и как были сформулированы критерии анализа работ? Соответствовали ли они поставленной на уроке учебно-творческой задаче? Ø Какая форма подведения итога урока была выбрана? Почему был сделан такой выбор? В какой форме предполагалась демонстрация рисунков, корректировка недостатков, самооценка и взаимный контроль? Возникла ли необходимость корректировать подведение итога урока? 3. Методический Ø Какие методы и приемы использовались для достижения целей урока? Обоснуйте выбор методов и приемов. Какие еще можно использовать методы и приемы для достижения целей этого урока? Ø Какие проблемные ситуации решались на уроке? Как можно по-другому поставить проблемные вопросы на этом уроке? Ø Предполагалась ли дифференциация обучения? Как планировалась такая работа, как ее можно организовать по-другому? Ø В чем заключалась роль учителя в ходе самостоятельной работы детей? Какая индивидуальная работа проводилась? Почему возникла необходимость в ее проведении? Кроме конспектов уроков в ходе изучения дисциплины студенты проектируют конспекты внеклассных занятий по предмету «Изобразительное искусство», а также рабочие программы базовых и элективных курсов. Систематический контроль знаний и умений студентов позволяет планомерно проверять сформированность всех компетенций, заявленных в программе, анализировать и корректировать работу в этом направлении.

About the authors

N. L Zhmakina

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and General and Social

References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies