Learning and research activities of students in orthodox educational institutions


Cite item

Full Text

Abstract

The paper suggests an optimal option of integrating the students into the learning and research activity. Nowadays, the educational methods and techniques contributing to self-study, independent search for information, ability to produce new knowledge, hypothesize, research, make conclusions, i.e. contributing to research competences of students have become more relevant in the educational process. To ensure self-development and creative work of students, it is necessary to look for new educational forms and methods. After introducing the new Federal State Educational Standards, general schools have solved this goal by organizing learning, research and design activities for students. The scientific level of mastering the historical and social knowledge and their manifestation in their oral and written reports are important because it promotes cultural and civic identity of students and objective assessment of different social groups. The author has developed the methods and techniques of achieving the goals of the educational process by promoting research competence of students and conditions for the development of their positive motivation for study. Moreover, the paper describes a system of self-study tasks, topics for local and national research, a potential final product, and one-year program curriculum designed to encourage the development of research competence of students. The program is designed to foster intellectual and creative personality of young Russian citizens with an account for common characteristics of the educational environment in specific institutions and individual features of gifted students.

Full Text

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приемов, которые формируют умения не только самостоятельно добывать новые знания, необходимую информацию, но и выдвигать гипотезы, исследовать материал, делать научные выводы, т.е. развивают научную компетентность обучающихся. В статье 66 (п. 3) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ прямо указано на необходимость овладения основами наук и умственным трудом [3. С. 7]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требование к общественным дисциплинам обеспечить «освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам» [2. С. 12]. Согласуясь с вышеуказанными документами Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года уделяет значительное внимание формированию в округе собственного интеллектуального и творческого потенциала [1. С. 18]. Таким образом, для обеспечения саморазвития и творческой активности учащихся необходим поиск новых форм и методов обучения нужным компетентностям. В основной школе с переходом на ФГОС основного общего образования данную проблему решают через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основной формой обучения является урок. Однако в рамках урока нет объективной возможности построить систему учебно-исследовательской работы одаренных учащихся. Компенсировать нехватку учебного времени позволит курс «Мир науки в школе». Система дополнительных занятий дает возможность обучающимся овладевать теоретическими и практическими навыками научного познания, осваивать современную методологию, представлять результаты своих исследований на площадках различного уровня: от институциональных до международных (школьных и вузовских) научно-практических конференциях. Умение составлять проекты, анализировать имеющуюся и создавать новую информацию является неотъемлемой чертой социализации обучающегося, поможет с определением будущей профессии и станет важной ступенью при вхождении во взрослую жизнь. Научный уровень овладения историческими и обществоведческими знаниями, их трансляция в устных и печатных выступлениях важны еще и потому, что активно способствуют культурной и гражданской самоидентификации учащихся, объективной оценке деятельности различных социальных групп. В качестве примера следует привести события 2014-15 гг. на Украине, где политическая элита в лице П.Порошенко, А.Яценюка и других, пришедшая в официальную власть преступным путем, стремится исказить историю, вырвав из нее страницы, связанные с братской общностью украинского и русского народов. На данный факт не раз обращал внимание президент РФ В.В.Путин. Таким образом, данный учебный курс призван способствовать формированию интеллектуальной и творческой личности юного гражданина нашей страны. Базовая цель: способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся путем интеграции в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности. Задачи: Обучающие: · развитие интереса к научной деятельности как способу познания окружающего мира; · приобретение знаний, умений, навыков научной деятельности; · пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над информацией; · развитие мотивации к изучению истории и современного социума; · обогащение словарного запаса научной терминологией; · совершенствование общего языкового и мыслительного развития учащихся; · углубление и расширение знаний и представлений об учебно-исследовательской и проектной деятельности. Воспитывающие: · воспитание культуры молодого ученого; · формирование у учащихся разносторонних интересов. Развивающие: · развитие креативного мышления и творческого подхода; · приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; · развитие умений пользоваться различными источниками; · обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с научной литературой. Методы и технологии достижения цели: · система индивидуальных консультаций с обучающимися с учетом личностных особенностей каждого в работе над проектом; · предоставление своевременной и полной информации об актуальных темах исследования; · обеспечение учащимся доступа к историческим текстовым, электронным, аудио- и видеоисточникам на различных формах носителей; · ведение портфолио индивидуальных достижений обучающихся (в виде дипломов, сертификатов, свидетельств участников конференций различного уровня, опубликованных работ); · обеспечение участия в научно-практических мероприятиях различных уровней путем постоянных контактов с вузами, информационно-методическим центром, государственными, муниципальными и общественными учреждениями науки и культуры. Условия развития позитивной мотивации обучающихся. Для создания эмоционально положительного отношения к исследовательской деятельности и развития мотивации учащихся необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого обучающегося; единства образовательного и воспитательного процесса; создание ситуации успеха и сорадости каждому реализованному проекту и общественному признанию обучающихся; формирование отношения к временным неудачам как к ступени достижения успеха. Отрицательного результата не бывает - есть поиск нового пути решения научной проблемы. Особенности образовательной среды. При составлении программы учебно-исследовательской работы в православной гимназии следует учитывать специфику ее образовательной среды. В сферу научных интересов одаренного православного школьника входит прежде всего история русской христианской цивилизации, Русской православной церкви, духовной культуры, христианской религиозной философии и нравственности, подвига русского народа на полях сражений, примеры жертвенности и патриотизма героев отечественной истории, психология православной семьи и другие темы, изучение которых было бы затруднительно представителям иных социальных групп. С опорой на данное своеобразие составлены темы для самостоятельной работы учащихся. Задания для самостоятельной учебно-исследовательской работы обучающихся. Темы исследований федерального уровня: «Крым - наш!» «Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси» «Наш ответ санкциям против России» «Русская весна 2014 г. на юго-востоке Украины» «Герои Донбасса» Темы исследований местного уровня: «История православной гимназии в г.Сургуте» «Воскресные школы Сургута» «История Преображенского храма» «Мир православной семьи: опыт социологического исследования» «Духовно-нравственное воспитание в православной гимназии» Итоговый продукт: Издание учебно-методического пособия по включению учащихся в учебно-исследовательскую работу и технологиям их сопровождения. Подборка материалов для пополнения Музея истории гимназии. Подборка материалов к выпуску юбилейного журнала гимназии в 2019 г. Выступления на конференции научного общества гимназии. Выступления на международных и всероссийских научно-практических конференциях с публикациями работ в сборниках тезисов (на базе вузов). Участие в школьных конференциях Малой академии наук в Обнинске в рамках проекта «Познание и творчество»: «Шаги в науку» и «Юность, наука, культура», а также в конкурсе проектов «Созидание и творчество». Публикация лучших работ в рецензированном сборнике гимназии «Образование и наука» (выпуск 2 и последующие). Тематическое планирование, созданное с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся. № Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Личностные результаты Метапредметные результаты 1 Вводный урок. Наука в жизни учащегося 1 Лекция Беседа Самоопределение личной роли в общем деле - работе. Использование информации для индивидуального успеха. Ориентация на понимание причин успеха Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации 2 Актуальность научного исследования 1 Теория Практика 3 Постановка цели и задач исследования 1 Беседа Презентация 4 Предмет и объект исследования 1 Беседа Способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности Осознание значимости работы 5-6 Методология научного исследования. Классификация методов 2 Теория Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Освоение использованной информации 7 Требования к научной статье: оформление, аннотация, ключевые слова 1 Беседа Практика Освоение использованной информации 8 Исторические источники 1 Теория Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Осознание значимости работы 9-10 Поиск и оформление списка литературы в соответствии с ГОСТами 2 Теория Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 11 Исторические науки. Обществоведческие науки 1 Лекция 12 Составление кратких тезисов к исследованию 1 Семинар Самоопределение личной роли в общем деле - работе Выполнение учебных действий в письменной форме 13 Критерии самооценки исследования 1 Теория Практика 14-15 Юбилейный журнал гимназии 2 Семинар Использование информации для достижения индивидуального успеха Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив 16-17 Музей гимназии 2 Экскурсия Ориентация на понимание результатов исследования 18 Научный сборник гимназии «Образование и наука» 1 Презентация Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Освоение использованной информации 19-20 Школьный проект: структура и содержание 2 Теория Практика 21 Научное общество гимназии: требования к проекту 1 Теория Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 22-23 Научное общество гимназии: подготовка к участию в конференции 2 Семинар Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта 24-25 Городская конференция «Шаг в будущее» 2 Теория Практика Навыки в использовании информации Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив 26-27 Всероссийский проект «Познание и творчество» 2 Презентация Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта 28-29 Конференции проекта «Познание и творчество»: «Шаги в науку», «Юность, наука, культура» 2 Презентация Практика 30-31 Проектная деятельность «Созидание и творчество» 2 Презентация Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 32-33 Научно-практические конференции вузов: международные, всероссийские, региональные 2 Лекция Освоение алгоритма поиска, умение использовать знания в практической деятельности Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 34 Научные журналы 1 Лекция 35 Итоговое занятие 1 Презентация проектов Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив Данную программу, призванную стимулировать развитие научной компетентности учащихся, необходимо реализовать в 6-м классе, когда закладываются основы обществоведческих знаний и впервые изучается как отдельный предмет история России. Наиболее эффективным будет распределение учебной нагрузки из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года. В дальнейшем, при переходе обучающихся в следующий класс, целесообразно продолжение консультативных занятий в указанных выше рамках, но при этом нужно способствовать углублению уже приобретенных знаний и универсальных учебных действий, направлять их на достижение результатов в практической деятельности. Таким образом, те учащиеся, которые сознательно поставят перед собой цель получения высшего образования, к моменту перехода на ступень среднего общего образования в совершенстве овладеют навыками научной деятельности в различных ее составляющих. Написание научной статьи в полном соответствии с требованиями к ней, публикации в коллективных сборниках научных трудов и материалах конференций, участие в самих конференциях различного уровня, вплоть до международных, непрерывное самообразование должно стать неотъемлемой частью жизни обучающегося (а впоследствии - студента). Постиндустриальное общество с его колоссальными потоками информации требует совершенных умений ее обрабатывать, пользоваться ей и создавать ее на основе собственных исследований. Успешная социализация, становление юного гражданина с активной жизненной позицией, полезного государству и обществу, невозможна без высокого уровня образованности, а достижение такого уровня невозможно без фундаментальных научных знаний. Бакалавриат не может восприниматься успешным молодым человеком как конечная ступень обучения, это лишь первый шаг к получению академической степени магистра, дающей возможность карьерного роста, а в дальнейшем, вероятно, и поступления в аспирантуру с целью приобретения ученой степени. Следует помнить, что в современном обществе, стратифицированном по принципу доходности, профессионализма, уровня власти, важнейшим социальным лифтом является именно образование, и уделять ему первостепенное внимание необходимо уже в общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее), чтобы при переходе в вуз был заложен прочнейший фундамент высококлассного специалиста.
×

About the authors

A. A Sterkhov

Gymnasium of St. Nicholas the Wonderworker

a teacher of history and social science

References

  1. Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 91-РП «Стратегия развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf.
  3. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies