Interaction between families and sunday schools in the process of moral upbringing of children


Cite item

Full Text

Abstract

Moral upbringing of the younger generation is one of the topical issues associated with the revival of spirituality and preservation of the Russian national, moral and cultural traditions. Spirituality and morality are universal human values essential to the development of a civilized society. Currently, when Russian people are looking for the ways of spiritual renewal, Orthodox educational tradition is especially relevant. Orthodox spiritual and moral education, along with the secular one, is a subject of many researches and works written by scientists, holy fathers and teachers of the Church. In Russian tradition, family is the main educational institution. Parents are responsible to society for creating the conditions and providing the best opportunities for spiritual and moral upbringing of children. However, nowadays family is undergoing major changes: interpersonal relations are becoming more complicated, mental and physical health of family members decreases, and family values are lost. Orthodox spiritual and moral upbringing of children in Sunday schools is less subject to fundamental changes. Orthodox education is aimed at creating conditions to support the development of person’s spiritual life. This paper considers the conditions of interaction between families and Sunday schools, the latter being a structural unit of the Russian Orthodox Church, in the process of spiritual and moral upbringing of children. Interacting with families, Sunday schools perform a number of important functions: developing family’s educational opportunities, providing pedagogical instruction within Orthodox traditions, involving parents in joint activities with children, and correcting the educational process in individual families. The paper describes the interaction between families and the Sunday School in the Church of the Nativity of Christ in Nizhnevartovsk. Many students starting a Sunday School perceive the learning process as an orientation period. Here children learn basic concepts and principles of Christian life and Orthodox Church. The Sunday School in Nizhnevartovsk was founded twenty years ago, and now it is gradually turning from a traditional children’s school into a family school. Here we describe the experience this Sunday School gained in working with families, such as discussions of family’s spiritual and moral potential initiated by school teachers and priests, joint training sessions, joint home reading, conferences reports on local summer excursions and pilgrimages, participation in traditional religious holidays and festivals, joint work in drawing and craft competitions in Nizhnevartovsk district.

Full Text

Актуальной проблемой, связанной с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтами гражданского общества и конфессиями определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Определяющая роль семьи обусловлена глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья является средой, в которой формируется целостный взгляд на мир, происходит осознание своего места в нем и осмысление своего права свободы выбора культурного наследия. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. В последние десятилетия семья как социальный институт претерпела серьезные изменения, обуславливающие частичную утрату семейных традиционных ценностей, упадок нравственных принципов, снижение патриотических чувств, утерю своих традиционных духовно-нравственных истоков. Вместе с тем, существует ряд факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям. К таковым можно отнести возрождаемые сегодня православные традиции духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Проблемы духовно-нравственного воспитания в православных традициях рассмотрены в трудах ученых, педагогов и психологов прошлых лет: Н.А.Бердяева, архимандрита Киприана (в миру К.Э.Керна), В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, В.Н.Лосского, Н.И.Пирогова, С.А.Рачинского, К.Д.Ушинского, В.И.Несмелова, священника П.А.Флоренского. В настоящее время православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в трудах современных ученых: В.А.Беляевой, архимандрита Платона (Игумнова), игумена Георгия (Шестуна), протоиерея Виктора Дорофеева, а также Л.П.Гладких, В.В.Игнатовой, С.С.Куломзиной, С.Г.Макеевой, В.М.Меньшикова, И.В.Метлика, Т.И.Петраковой, Т.В.Скляровой, И.А.Соловцовой, В.Ю.Троицкого и др. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. «Духовность и нравственность - важнейшие, базисные характеристики личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» [4]. Особенности духовного становления ребенка рассмотрены в творениях святителя Филарета, митрополита Московского, епископа Феофана, Вышенского Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископа Фаддея (Успенского). Известный святой подвижник Глинской пустыни Порфирий в своих трудах содержательно раскрывает цель духовного воспитания: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания - научить воспитуемого не только знать нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни». Протоирей Виктор Дорофеев, обобщая опыт работы воскресных школ Московской епархии, определил цель их деятельности как духовно нравственное воспитание или воцерковление учащихся, ведущее к духовному становлению. «Одно из основных положений православия - это существование в человеке бессмертной составляющей - души. Она может быть в различном состоянии - здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу. Душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это - два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии - благодати Святого Духа, действием которой очищаются, одухотворяются, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: “Стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся”» [5]. Православное воспитание основывается на том, что изначальная духовность человека сама по себе не может удержать человека от отрицания нравственного закона и следования своей греховной воле. Духовность как потенциальная возможность нравственного совершенствования человека обретает силу через стяжание Божьей благодати в церковной жизни. Духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной благодати душа достигла достаточной чистоты и силы. С позиций православия, нравственные качества, которые педагоги и родители воспитывают в ребенке, изначально в нем заложены, при этом основная цель воспитателей - раскрыть эти качества. Термин «воспитание» понимается, как «питать» и имеет значение «вскармливать», «взращивать» [3]. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Сложившая ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Семья после многих десятков лет атеизма не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Традиции семейного христианского воспитания, обеспечивающего преемственность поколений, могут быть реализованы в воскресных школах, возникающих при приходах. Воскресная школа как образовательная организация выполняет ряд важнейших функций во взаимодействии с семьей: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. Воскресная школа при Храме Рождества Христова в городе Нижневартовске была образована в 1991 г. Два десятка лет своего существования она знакомит воспитанников с правилами и обычаями православной веры. Образовательный процесс в воскресной школе строится на основе учебных программ, рекомендованных Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви. Главная задача преподавателей - познакомить детей с жизнью в свете христианского Предания: сформировать представление о мире, о Боге, о человеке, о свободе выбора и ответственности человека за свои поступки; раскрыть многообразие жизни; ввести детей в духовную проблематику; объяснить основные догматические положения православной церкви, связав их с каждодневной жизнью ребенка. Являясь носителями традиционных духовных и культурных ценностей, преподаватели воскресной школы обеспечивают преемственность в изучении предметов духовно-нравственного содержания. Для воспитанников начальной воскресной школы процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. Учебные занятия проводятся в доступной, чаще игровой форме. Школьники изучают духовные дисциплины, учатся молитве, церковному чтению, хоровому пению, творческому труду, овладевают практическим опытом христианского «доброделания» - участвуют в богослужениях, церковных таинствах и социальной деятельности прихода. Большая работа проводится с родителями воспитанников: оказывается помощь в христианском воспитании детей и укреплении семьи. Систематически проводятся беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи. Для первоклассников воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную: родители, бабушки и дедушки, сестры и братья имеют возможность не только присутствовать на занятиях, но и работать совместно с детьми. Начиная с первых уроков в школе педагоги разъясняют ученикам и их родителям, что в каждой семье, по замыслу Божию, на основе любви друг к другу должна поддерживаться атмосфера душевного тепла, духовного единства и сопричастности членов семьи. Основная цель совместных занятий для детей направлена на формирование ясного понимания заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания. Основная цель для родителей - осознание своей ответственности за духовное воспитание детей на основе христианского брака, о необходимости становления семьи как «домашней церкви». Преподавателями воскресной школы ведется активная работа по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность: общее домашнее чтение, участие в конференциях с выступлениями о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния. Практическая работа воскресной школы показала, что действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений является организация традиционных церковных праздников. В течение учебного года преподаватели, дети и их родители совместно готовят и проводят праздники, посвященные Рождеству Христову, Светлому Христову Воскресению (Пасхе), историческим событиям, связанным с памятными датами. К участию в праздничных торжествах приглашаются священники и прихожане храма. Принимая участие в разнообразных видах деятельности, члены семей получают возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом. Ежегодно воспитанники воскресной школы совместно с обучающимися негосударственного образовательного учреждения «Нижневартовская православная гимназия» выступают с рождественскими и пасхальными спектаклями: во Дворце Искусств перед жителями города, в центре социальной помощи семье и детям, перед учащимися школ, ветеранами, в доме престарелых. Воскресная школа, помимо основных ее образовательных функций, помогает обучающимся и их родителям органически влиться в общину при храме, обрести круг духовного общения. Создание особой духовной атмосферы и уклада школьной жизни в тесном взаимодействии с семьей воспитанников, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальной воскресной школы при Храме Рождества Христова в городе Нижневартовске.
×

About the authors

G. N Artemieva

Nizhnevartovsk State University

Candidate of History, Assistant Professor at the Department of Education and Development Psychology

References

  1. Вопросы православной педагогики / Общ. ред. свящ. А.Владимирова. М., 1992. Вып. 1.
  2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения: Методические рекомендации. Белгород, 2013. Ч. 3.
  3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М., 2002.
  5. Протоиерей Виктор Дорофеев. Опыт работы воскресных школ Московской епархии. URL: www.mepar.ru/ library/vedomosti/57/1045.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies