ON THE TEACHERS’ READINESS TO FOSTER EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract


The paper considers the issue of the preschool teachers’ readiness to foster emotional responsiveness of preschool children, as stipulated by the Federal State Standard of Preschool Education. The authors emphasize that it rather topical pedagogical issue to develop emotional responsiveness of preschool children, which is not only stated as a task of preschool education policy, but also a as need of modern society facing decreased level of spirituality and kindness and increased violence. Analyzing the reference educational sources and the humanistic educational concept, the authors justify the factors of emotional responsiveness of preschool children, including heredity; social and emotional experience developed in the family; intensity of personal development in childhood; sensitivity of preschoolers for developing emotional responsiveness; age coherence between the needs for social activities and socially significant relationships; potential for emotional development in a game as the leading preschool activity. After analyzing these factors, the authors determined three aspects in solving the urgent problem of fostering emotional responsiveness of preschool children, such as amplifying the educational environment, considering individual characteristics of each child and developing teashers’ readiness to foster emotional responsiveness. The authors pay much attention to the teacher’s readiness to foster emotional responsiveness of preschool children, study this quality among preschool teachers and make relevant conclusions. The empirical results gained through the practical study have showed that more than two thirds of teachers are unwilling to develop emotional responsiveness of preschoolers. The authors believe this fact is due to both subjective and objective reasons. Low level of teachers’ positive emotional attitude can be explained through increasing teaching load, stricter reporting requirements and other changes in working conditions. However, the emotional responsiveness of teachers themselves is not only the leading condition for fostering this quality in children, but also an essential professional quality. According to the results of study, it requires further pedagogical attention, both at the level of training, and the level of further and advanced education.

Full Text

Основной нормативно-правовой документ дошкольного образования - ФГОС - определяет и регламентирует деятельность педагогов дошкольной образовательной организации. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, эмоционального и социального интеллекта ребенка дошкольного возраста в ФГОС дошкольного образования определено в качестве задач педагогической деятельности. Между тем, сами данные понятия не нашли достаточного теоретического обоснования и практико-методического обеспечения в педагогической науке и практике к настоящему времени, что затрудняет выполнение обозначенных в ФГОС задач. По мнению С. А. Курносовой, недостаточно проработанным является и сам понятийно-терминологический аппарат, что осложняет понимание содержания терминов «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости»; недостаточно разработаны диагностические процедуры, не позволяющие однозначно оценивать развитие данного качества у дошкольников; отсутствует методическая база разработанных методов, технологий и техник воспитания и развития данного качества у дошкольников в условиях дошкольного образования (Курносова 2008). Актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста обусловлена не только нормативными ориентирами в области дошкольного образования, она продиктована потребностью современной жизни. Как подчеркивает Т. А. Андреенко, педагог в повседневной жизни «регулярно сталкивается с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников» (Андреенко 2013). Объяснение этим фактам автор находит в том, «что мы, взрослые, не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность» (Андреенко 2013). С точки зрения автора, эмоциональная отзывчивость является личностным качеством и представляет собой основу непрагматического социального взаимодействия человека с миром других людей (Андреенко 2013). Наиболее распространенным определением эмоциональной отзывчивости является следующее: способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний (Зинченко, Мещерякова 1996). Анализ педагогических теорий и концепций позволил выделить ряд факторов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Во-первых, развитие личности разворачивается и наиболее интенсивно протекает в детском возрасте, когда закладываются все системы жизнедеятельности и жизнеспособности развивающегося человека. В детстве закладывается и развивается вся психическая жизнь человека, при этом, как отмечал Л. С. Выготский, «эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека и, прежде всего, ребенка» (Выготский 1984). Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости в детском возрасте обусловлено психогенетическими и социально-биологическими факторами. Ведущие концепции отечественной гуманистической педагогической мысли XIX-XX вв. (Ш. А. Амонашвили, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, В. Т. Кудрявцев, А. Б. Орлов, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин и др.) отражают значимость, уникальность и самоценность детского периода в развитии человека и подчеркивают необходимость насыщения содержания и форм организации педагогического процесса, содействующего развитию личности ребенка, а также ведущую роль педагога в данном процессе (Амонашвили 1995; Гогоберидзе 2005). Во-вторых, развитие эмоциональной отзывчивости наиболее актуально в дошкольном возрасте, когда, по мнению Т. А. Андреенко, «важно не упустить природной способности ребенка выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта, поскольку лежащие в ее основе “механизмы” - социальная перцепция, проекция, эмпатия, идентификация, децентрация при отсутствии в сензитивный период помощи извне развиваются слабо» (Андреенко 2013). Сензитивность именно старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости доказана результатами современных исследований И. В. Груздовой, Н. А. Довгой, Ю. В. Лебедевой, Л. Н. Мартыновой, С. О. Тулайкиной, Л. В. Ясинских и др. Вместе с тем, С. А. Курносова, Л. Л. Пилипенко, А. В. Славская в своих исследованиях обращаются к необходимости развития и воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников. На наш взгляд, позиция авторов не является противоречивой и, напротив, подчеркивает недостаточность сформированности данного личностного качества в дошкольный период детства, что и заставляет ставить педагогические задачи по формированию, воспитанию, развитию эмоциональной отзывчивости в следующем периоде - возрасте младшего школьника. В-третьих, развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников способствует формируемая в данном возрасте потребность в социально значимой деятельности и социально значимых отношениях. В своих работах А. В. Запорожец подчеркивал, что в данном возрасте формируется регуляторная подсистема, которую составляют ценности, мотивы, эмоции, а они, в свою очередь, «эволюционируют от узкоиндивидуальных, обеспечивающих персональные биологические нужды ребенка, к широкосоциальным, ориентированным на нравственные нормы и потребности других людей» (Запорожец 2000). В-четвертых, известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно в игре дети учатся переживать различные чувства, формируя индивидуальный эмоциональный и социальный опыт. Еще В. В. Зеньковский отмечал, что незакрепленные психическим выражением чувства (выраженные образами, эмоциями) проходят через душу ребенка, не оставляя следа (Зеньковский 1995). Выражение, закрепление и присвоение детьми переживаемых чувств обеспечивается самим процессом игры. Следовательно, чем насыщеннее и разнообразнее деятельность дошкольников, тем шире и ярче палитра переживаемых чувств и, следовательно, формируемых и выражаемых эмоций. Наконец, в-пятых, развитие эмоциональной отзывчивости детерминировано наследственностью и социальным опытом ребенка, что определяет ее как индивидуальное качество и требует учета индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его семейного общения. Таким образом, перечисленные факторы позволяют заключить, что развитие эмоциональной отзывчивости является сложной педагогической задачей, требующей разнообразной насыщенной образовательной среды, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и готовности педагогов к развитию эмоциональной отзывчивости. Роль педагога дошкольного образования в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников безусловна. У детей дошкольного возраста эмоциональная зависимость от взрослого, значимого взрослого ярко выражена. Поведение взрослого является примером для ребенка. Доверительность, доброжелательность, отзывчивость, социальная чувствительность взрослого являются необходимыми условиями развития эмоциональной отзывчивости ребенка. В то же время, к пяти-шести годам ребенок более активно реагирует на сверстников, стремится разделить с ними свои эмоции и чувства. Большое значение также имеет опыт эмоционального взаимодействия в семье, в которой воспитывается ребенок. Однако, как отмечает А. Д. Кошелева, эффективность процесса развития эмоциональной отзывчивости зависит от организованного взаимодействия семьи и педагогов (Кошелева 2002). Следует уточнить, что эмоциональная отзывчивость как личностное качество может проявляться на явления природы (вызывать восхищение красивым видом, сожаление о плохой погоде и т.п.); на животных (умиляться, жалеть, сострадать); на героев сказок, мультфильмов, фильмов, рассказов, пьес (сопереживать вместе с героями); на музыку, в соответствии с создаваемым ею настроением. Однако наибольшее значение эмоциональная отзывчивость имеет в отношениях между людьми. Семантический анализ содержания самого понятия «эмоциональная отзывчивость» обращает нас к таким терминам, как децентрация, эмпатия, эмоциональный отклик, выражающим как минимум небезразличное отношение к людям, требующим необходимого нравственного уровня человеческого взаимодействия, что отражает гуманистическую позицию в целом. Эффективность социального взаимодействия является результатом и условием успешности социализации подрастающего поколения, что подчеркивает социализирующую функцию эмоциональной отзывчивости. Следовательно, наибольшее значение имеет развитие эмоциональной отзывчивости именно к другим людям, что возможно развивать только во взаимодействии с другими людьми - детьми и взрослыми. Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия детей и взрослых требует готовности педагогов. Одной из задач нашего исследования является задача изучения готовности педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной задачи предполагает изучение уровня знаний педагогов дошкольной организации о феномене эмоциональной отзывчивости в целом. Необходим анализ мнений педагогов о проблеме развития эмоциональной отзывчивости, об особенностях эмоционального развития современного ребенка, а также о степени организации педагогами деятельности, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости в условиях дошкольной организации. В процессе наблюдения нами оценивались следующие позиции: организуется ли деятельность детей, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости, и как часто; какие виды деятельности чаще всего направлены на развитие эмоциональной отзывчивости; отбирается ли педагогами специально содержание для развития эмоциональной отзывчивости у детей; ведется ли учет педагогами индивидуального эмоционального отношения ребенка к определенным видам деятельности. Для педагогов была разработана специальная анкета, позволяющая: а) оценить степень понимания эмоциональной отзывчивости; б) определить актуальность проблемы развития эмоциональной отзывчивости; в) произвести фиксацию отличий и особенностей эмоционального развития современных дошкольников; г) установить степень, характер, направленность проявления эмоциональной отзывчивости детьми в процессе общения и игры; д) выявить предпочитаемые детьми виды деятельности. Обработка, анализ и осмысление полученных результатов позволяют сделать следующие выводы: - большинство педагогов (78%) не акцентируют внимания на развитии эмоциональной отзывчивости, считая, что применяемая образовательная программа и среда дошкольной организации в достаточной степени способствуют развитию данного качества; - в то же время более половины (62%) педагогов подчеркивают актуальность и важность развития эмоциональной отзывчивости у современных дошкольников; - самоанализ содержания образовательной деятельности педагогами выявил недостаточную актуализацию содержания на развитии эмоциональной отзывчивости; - осмысление педагогами содержания понятия «эмоциональная отзывчивость», особенностей развития, в том числе эмоционального, современного дошкольника, тем не менее, актуализировало данную проблему для самих педагогов. Так, все педагоги отметили, что современные дети отличаются от своих сверстников десять-пятнадцать лет назад. По мнению педагогов с большим стажем работы, современные дошкольники меньше общаются друг с другом, все больше стараются играть и заниматься в одиночку, особенно с персональными техническими средствами; нередко неадекватно реагируют на различные эмоциональные проявления сверстников; спектр эмоций значительно беднее; ярче выражают эмоции на знакомых героев мультфильмов, чем на эмоции друзей; очень редко самостоятельно проявляют эмоциональный отклик, чаще подражают; новые эмоциональные проявления вызывают у детей затруднения; - фиксация видов деятельности, в которых дети чаще и активнее проявляют эмоциональную отзывчивость, по мнению педагогов, выявила следующие виды: музыкальные и танцевальные занятия, совместные подвижные игры, чтение и разбор нравственно-этических ситуаций. Кроме того, педагогами отмечено, что участие в исследовании заставило их обратить внимание на проблему развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников как важную и своевременную; пересмотреть содержание своей деятельности, изменить собственное отношение к данной проблеме как педагогической задаче. Между тем, совокупность полученных результатов позволяет нам заключить, что две трети практикующих педагогов дошкольных организаций не готовы к развитию эмоциональной отзывчивости у детей. Анализ полученных результатов и дальнейшие рассуждения позволили нам определить, что неготовность педагогов к развитию эмоциональной отзывчивости, кроме объективных причин, разрешаемых специальным обучением педагогов и педагогической рефлексией, имеют и объективно-субъективные причины, требующие обращения к эмоциональной отзывчивости самих педагогов. По мнению В. В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как свойство личности, характеризующееся легкостью, быстротой и гибкостью широкого диапазона эмоциональной реакции на разные воздействия, является непременным профессиональным качеством педагога (Бойко 2008). Педагог, активно и искренне эмоционально реагирующий, отзывающийся на ситуацию, сюжет, событие, тем самым воспитывает эмоциональную отзывчивость в детях. Мы полагаем, что недостаточная готовность современного педагога дошкольной образовательной организации к развитию эмоциональной отзывчивости детей объясняется: - высокой психоэмоциональной нагрузкой педагогической профессии, нередко являющейся причиной эмоционального выгорания педагогов; - интенсивным развитием материально-технической базы дошкольных организаций, сокращающей время для непосредственного общения педагога с детьми и детей между собой; - непрекращающимися нововведениями и изменениями в системе образования, требующими гибкости, мобильности педагога, дополнительных затрат на адаптацию и соответствие новым условиям; - снижением эмоциональной составляющей в коммуникации из-за утраты регулярного межличностного общения вследствие замены непосредственного диалога на электронное письмо, мобильное сообщение, которые не отражают и не передают переживаемые эмоции; - эмоционально-информационными перегрузками под воздействием теле-, видео-, медиа- , интернет-источников в открытом информационном пространстве. В результате информационно пресыщенный человек включает защитные психологические механизмы - апатию, равнодушие. Снижение эмоциональной отзывчивости, безусловно, важная современная проблема для человеческого общества, но наибольшую тревогу она вызывает именно в обращении с детьми. Негативные изменения в эмоциональном развитии современного ребенка могут привести к расстройствам. Так, термином «алекситимия», предложенным Питером Сифнеосом (Peter Emmanuel Sifneos) в 1973 г., обозначается расстройство, связанное с затруднениями в определении и вербализации собственных эмоций и эмоций других людей; сложностями в различении эмоций и телесных ощущений; с дефицитом эмоциональных реакций и др. Следовательно, сохранение эмоциональной отзывчивости педагогов как ведущего условия развития данного качества у воспитанников представляется не менее важной педагогической задачей. Педагогическая экспрессия, проявление сочувствия, сопереживания, позитивных эмоций в процессе профессиональной деятельности, установка на децентранции в субъект-субъектных отношениях - ведущие качества эффективного профессионала, которые обеспечат создание необходимых условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. К таким условиям следует отнести: - обогащение нравственно-ценностным содержанием всех видов деятельности дошкольника; - формирование эмоционально-ценностных смыслов в представлениях ребенка о себе, о людях, о природе, о произведениях искусств в организованной педагогической среде; - инициация субъектности дошкольника во всех видах деятельности и формирование эмоционально-ценностного отношения к разным видам деятельности; - активизация и эмоциональное насыщение межличностного взаимодействия в условиях детского сада в системах педагог-ребенок, педагог-родитель, ребенок-ребенок; - оказание педагогического сопровождения развивающейся потребности ребенка в социально активной и социально значимой деятельности, детерминирующей развитие эмоциональной отзывчивости. Таким образом, в решении данной проблемы первоочередной задачей стоит задача подготовки педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной отзывчивости у детей.

About the authors

Valeria Sergeevna Verbovskaya


postgraduate student Herzen State Pedagogical University of Russia

Alexandra Givivna Gogoberidze

Herzen State Pedagogical University of Russia


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department for Preschool Pedagogy

References

  1. Амонашвили Ш. А. 1995. Размышления о гуманной педагогике. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 12-13.
  2. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. 2013. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 27-29.
  3. Бойко В. В. 2008. Психоэнергетика. Санкт-Петербург Питер Пресс.
  4. Выготский Л. С. 1984. Собрание сочинений. Т. 4. Москва: Педагогика.
  5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. 2005. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия».
  6. Запорожец А. В. 2000. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Психолог в детском саду 2-3, 10.
  7. Зеньковский В. В. 1995. Психология детства. Екатеринбург: Деловая Книга.
  8. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. 2002. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва: Академия.
  9. Курносова С. А. 2008. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус 4, 50.
  10. Психологический словарь. 1996 / Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. (ред.). М.: Педагогика-Пресс.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies