A STUDY OF THE CORELLATION BETWEEN INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS AMONG 12-14 YEARS OLD GIRLS AND A SUBSTANTIAL COMPONENT OF COMPETITIVE INDIVIDUAL PROGRAMS IN SPORTS AEROBICS

Abstract


Sports aerobics is a precise sport characterized by the ability of athletes to perform a continuous complex of different music-accompanied highly intensive movements derived from traditional dance. An aerobic competitive program is any exercise in which athletes demonstrate continuous and highly intensive complex of movements, including a combination of acyclic movements with complex coordination, as well as various complex elements of different structural groups and interaction between the partners (mixed duets, triples and groups). The paper presents the results of the analysis of the correlation between general and special physical fitness indicators among 12-14 year old girls involved in training for sports aerobics (the stage of sports specialization). We have analyzed the results according to the features of composition and structure of specific movements in sport aerobics competition combinations based on the analysis of the sports competition video and results of the survey among coaches. The study has revealed that general and special physical fitness indicators in sports aerobics are rather specific and closely related to the indicators of control-transfer standards in related technical and aesthetic sports. The features revealed in the competitive content of individual sports aerobics programs allow developing the most rational approach to the selection of preparatory and bringing exercises in sports aerobics. The study material presented herein can be recommended to sports aerobics coaches planning the training process at the stage of sports specialization, as well as to a wide range of professionals in the field of physical education and sports.

Full Text

Спортивная аэробика является довольно молодым видом спорта, характеризующимся значительной динамичностью и координационной сложностью движений (Андресян 1996: 23). Многие методические вопросы решаются на основе требований к технической сложности из спортивных видов гимнастики. Соревновательные комбинации в спортивной аэробике исполняются в очень быстром темпе и содержат значительное количество силовых элементов, высокоамплитудных прыжков и координационно-сложных упражнений (Поздеева, Пшеничникова 2005: 98-99) . В настоящее время спортивная аэробика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысился динамизм и красота упражнений. Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по данным вопросам и конкретных научных исследований, отвечающих требованиям практики, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие спортивной аэробики как вида спорта, претендующего на олимпийский статус (Коричко и др. 2014: 133-135). Отличительными признаками спортивной аэробики являются: особые критерии оценки отдельных элементов и композиций в целом (сложность, техника исполнения, артистичность); многообразие упражнений различной степени трудности, разных структурных групп, отличающихся друг от друга пространственными и временными параметрами, степенью физических и психических усилий, затрачиваемых спортсменом при их выполнении, повышенным требованием к точности временных, пространственных и динамических характеристик суставных движений (Мякинченко, Шестаков 2002). В работе была поставлена цель - исследовать взаимосвязь показателей общей и специальной физической подготовленности девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на тренировочном этапе, а также детально рассмотреть и проанализировать содержательный компонент соревновательных индивидуальных программ в спортивной аэробике. Исследование проходило на базе МАОУДО ДЮСШ г. Нижневартовска. В исследованиях приняли участие 10 девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на этапе начальной и углубленной специализации. В результате сравнения контрольно-переводных нормативов из различных технико-эстетических видов спорта, которые представлены в федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП) по видам спорта, нами определено, что сходная структура имеется в тестах, предложенных в ФССП по спортивной акробатике, спортивной гимнастике и художественной гимнастике. Во всех федеральных стандартах спортивной подготовки по технико-эстетическим видам спорта заложен контроль обязательной технической программы. Основываясь на вышеизложенном материале, следует указать на то, что нужно учитывать специфику двигательной деятельности при закладке функциональной базы для результативной техническо-тактической подготовки и дальнейшего физического совершенствования спортсменов. Необходимо широкое использование арсенала средств технико-эстетических видов спорта на тренировочных занятиях по спортивной аэробике. Для разработки комплексов упражнений на основе заимствования двигательных действий из различных технико-эстетических видов спорта представляется необходимым включение разнообразных средств подготовки из спортивных видов гимнастики (Пшеничникова и др. 2010: 42-48). На основе анализа данных научно-методической литературы и показателей, приведенных в проекте федерального стандарта спортивной подготовки по спортивной аэробике, определено, что ведущими физическими качествами для данного вида спорта являются: координационные способности, гибкость, выносливость, мышечная сила и скоростные способности. Необходимо отметить, что специфичность состава соревновательной композиции, его пространственные, временные и динамические характеристики в спортивной аэробике определяют проявление как общей, так и различных видов специальной выносливости. Специальную выносливость в спортивной аэробике следует анализировать как комплексную структуру, функциональную базу которой составляют координационно-двигательная, силовая и скоростно-силовая выносливость (табл. 1). Таблица 1 Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта «спортивная аэробика» (данные из приложения № 4 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «спортивная аэробика») Физические качества и телосложение Уровень влияния Скоростные способности 2 Мышечная сила 2 Вестибулярная устойчивость 3 Выносливость 2 Гибкость 3 Координационные способности 3 Телосложение 1 Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние. Исследуемые показатели общей и специальной физической подготовки в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта (Плеханова 2006). По результатам измерений взаимосвязи по ранговому коэффициенту корреляции Спирмена показателей физической подготовленности и исполнения соревновательной программы установлено, что среднюю степень взаимосвязи имеют такие показатели, как поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, слабая взаимосвязь прослеживается в показателе сгибание и разгибание рук в упоре лежа (табл. 2-5) . Таблица 2 Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «поднимание и опускание туловища из положения лежа» у девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов 47,0 17 3,5 3 0,5 0,25 47,0 16,3 3,5 7 3,5 12,25 42,0 16,9 5,5 4 1,5 2,25 41,0 15,8 6 9 3 9 42,0 15,7 5,5 10 4,5 20,25 45,0 16,2 4,5 8 3.5 12,25 45,0 16,6 4,5 6 1,5 2,25 49,0 16,8 1 5 4 16 47,0 17,7 3,5 2 1,5 2,25 48,0 17,9 2 1 1 1 r = 0,53 (средняя степень взаимосвязи) Таблица 3 Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «прыжки в длину с места» у девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов 182,0 17 5 3 2 4 179,0 16,3 7,5 7 0,5 0,25 185,0 16,9 4,5 4 0,5 0,25 186,0 15,8 3,5 9 5,5 30,25 185,0 15,7 4,5 10 4,5 20,25 179,0 16,2 7,5 8 0,5 0,25 190,0 16,6 2 6 4 16 180,0 16,8 6 5 1 1 192,0 17,7 1 2 1 1 186,0 17,9 3,5 1 2,5 6,25 r = 0,51 (средняя степень взаимосвязи) Таблица 4 Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «наклон вперед из положения сидя» у девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов 20,0 17 6 3 3 9 19,0 16,3 7 7 0 0 28,0 16,9 4 4 0 0 27,0 15,8 5 9 0 0 30,0 15,7 2,5 10 7,5 56,25 15,0 16,2 8 8 0 0 25,0 16,6 6 6 0 0 30,0 16,8 2,5 5 2,5 6,25 29,0 17,7 3 2 1 1 31,0 17,9 1 1 0 0 r = 0,47 (средняя степень взаимосвязи) Таблица 5 Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов 7,4 17 6 3 3 9 6,8 16,3 10 7 3 9 7,8 16,9 3 4 1 1 8,2 15,8 2 9 7 49 7,2 15,7 8 10 2 4 8,5 16,2 1 8 7 49 7,0 16,6 9 6 3 9 Окончание таблицы 5 7,3 16,8 7 5 2 4 7,5 17,7 5 2 3 9 7,6 17,9 4 1 3 9 r = 0,08 (слабая степень взаимосвязи) Для обеспечения результативности технической подготовки спортсменов нам необходимо было проанализировать информацию о составе и структуре специфических движений при исполнении соревновательных комбинаций по спортивной аэробике. Анализ видеоматериалов соревнований, проводимых по правилам спортивной аэробики, версии международной федерации гимнастики (FIG) на 2013-2016 гг. позволили сделать заключение, что наиболее распространенными элементами для включения в индивидуальную соревновательную программу для мужчин являются следующие элементы: 1. Поворот на одной ноге на 540° и 720°. 2. Перекидной прыжок с поворотом на 360°. 3. Двойная «либела» в безопорный вертикальный шпагат и безопорная «либела» в вертикальный шпагат. 4. Прыжок с поворотом на 720°. 5. Прыжок «казак» с поворотом на 540°. 6. Прыжок согнувшись с поворотом на 360° и поворотом на 180° с приземлением в упор лежа. 7. Горизонтальный упор «ноги врозь» на прямых руках с переходом в упор «венсон». Наиболее типичными элементами в индивидуальной соревновательной программе для женщин являются следующие элементы: 1. Перекидной прыжок с поворотом на 360°. 2. Упор углом ноги врозь/упор углом с поворотом на 720° («молдаван»). 3. Поворот на одной ноге на 720°. 4. Поворот на 720° в высоком равновесии с захватом за ногу. 5. Высокий упор согнувшись с перемахом назад с поворотом на 180° и приземлением в шпагат. 6. Прыжок согнувшись с поворотом на 180° и с поворотом на 180° с приземлением в упор лежа. 7. Безопорная «либела» в вертикальный шпагат. 8. Прыжок «казак» с поворотом на 360°. По результатам опроса тренеров первой и высшей категории, работающих в различных городах ХМАО - Югры определено, что данные видеоанализа соревновательных композиций необходимо применять при подборе подготовительных и подводящих упражнений как спортивной аэробики, так и упражнений из спортивных видов гимнастики. Это в дальнейшем будет успешным залогом качественных выступлений спортсменов на соревнованиях различного ранга. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что показатели общей и специальной физической подготовленности в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта. Необходим поиск эффективных средств, предназначенных для повышения уровня физической подготовленности, на основе заимствования упражнений из различных видов гимнастики. Выявленные особенности содержания индивидуальной композиции помогут выработать в дальнейшем наиболее рациональный подход к подбору подготовительных и подводящих упражнений в спортивной аэробике, что позволит впоследствии эффективнее осваивать различные двигательные действия и положительно повлияет на повышение спортивного результата.

About the authors

Yu. V. Korichko

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Head of Department for Theory of Physical Training

References

  1. Андресян К. Б. 1996. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва.
  2. Мякинченко Е. Б., Шестакова М. П. 2002. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Москва: СпортАкадемПресс.
  3. Коричко Ю. В., Гнатченко В. П., Устимова А. Р., Аксенова Л. В., Дятлова В. С. 2014. Особенности содержания учебного материала по спортивной аэробике в ДЮСШ // Клетнева А. А. (отв. ред.). Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 133-135.
  4. Коричко Ю. В. 2000. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7-х классах: Дис.. канд. пед. наук. Омск.
  5. Плеханова М. Э. 2006. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробная гимнастика). Иваново.
  6. Поздеева Е. А., Пшеничникова Г. Н. 2005. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ в спортивной аэробике // Аикин В. А. (отв. ред.). Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Омск: Изд-во СибГУФК, 98-99.
  7. Правила соревнований по спортивной аэробике. 2013-2016 гг. Международная федерация спортивной аэробики // http://www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/aer (2016. сент. 10).
  8. Проект Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика» (подготовлен Минспортом России 07.04.2016) // http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56565910/ (2016. сент. 10).
  9. Пшеничникова Г. Н., Коричко Ю. В. 2009. Аэробика в школе: учебное пособие. Омск: Изд-во СибГУФК.
  10. Пшеничникова Г. Н., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies