SPORTS TRADITION FOR SPIRITUAL AND MORAL UPGRINGING OF CHILDREN IN THE ORTHODOX PAROCHIAL GYMNASIUM

Abstract


The paper considers sports traditions and recreational activities held in the Orthodox parochial gymnasium in Surgut, within a comprehensive study of spiritual and moral upnringing of students and a model of pedagogical support of spiritual and moral upbringing of students in Orthodox educational institutions. The study is aimed at identifying personal attitude of students towards sports and recreational activities in an Orthodox environment. The study was to confirm or refute the hypothesis that spiritual and moral upbringing of students within the Orthodox tradition is not only complying with the students’ desire for self improvement and physical development, but it also stimulates the interest to healthy lifestyle. The research methods included observation, surveys, analysis of the reporting documents from the educational institutions provided by PE teachers, and other materials. The results of the study confirmed the hypothesis, since none of 150 respondents expressed doubts about the need to develop physical fitness and promote sports among students with traditional orthodox values. Furthermore, the experimental data have shown that 94% of respondents take regular part in sports activities, both within school and outside it. The athors have compiled a table of the most popular sports in the Orthodox school community and estimated the number of participants in various sports and recreational activities. The analysis revealed an interesting pattern that the collective spirit of the Orthodox school community makes team sports more popular than individual ones. This fact has a significant practical importance for planning sports and recreational activities in school curriculum. The authors have proposed an academic year program of sports and recreational activities in general school as an optimal form of integrating orthodox school students into sports and recreational activities. The program considers both general features in a particular educational institution and individual characteristics of students. The program is sufficient for a gymnasium with a low level of sports infrastructure.

Full Text

В наш век тотальной информатизации и компьютеризации, когда подрастающее поколение с самого раннего возраста оказывается привязанным к виртуальному миру компьютеров, игровых приставок, мобильных телефонов, когда реальную динамику занимает «заэкранная», иллюзорная подвижность героев игр, где с протагонистами игры ребенок отождествляет себя самого, на первый план выходит проблема физического развития личности подростка. Решение данной проблемы прежде всего возлагается на общеобразовательную школу, с которой так или иначе связан весь период детства и ранней юности человека. Между тем, как отмечают одни из крупнейших современных специалистов в области здоровьесбережения, З. И. Тюмасева и И. Л. Орехова, «российское общее образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле является здоровьезатратным» (Орехова, Тюмасева 2012). Эти же ученые констатируют факт, что «за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза, а среднегодовой темп роста хронической заболеваемости школьников составляет около 6%» (Орехова и др. 2010: 7). И главной проблемой в сложившейся ситуации называется необходимость «разработать систему, которая организационно, содержательно и технологически обеспечивает подготовку именно педагогического коллектива конкретной школы к эффективной работе по оздоровлению образования, как системы и процесса, и субъектов образования» (Тюмасева, Орехова 2014). Но прежде чем приступить к разработке системы здоровьесбережения, включающей в себя целые комплексы мероприятий, необходимо изучить образовательную среду, в которой предстоит реализовывать созданные инновационные методы и технологии. Если с внедрением здоровьесберегающих технологий в рамках физической культуры и спортивных мероприятий в муниципальной общеобразовательной школе проблем не возникает, то наш объект исследования - православная гимназия - вызвала ряд дискуссионных вопросов уже на стадии подготовки к эксперименту. Так, в ответ на вопрос «Может ли православный человек заниматься спортом?» представители светской педагогической общественности по большей части отвечали отрицательно, приводя довольно интересную аргументацию, например: «спортивные достижения уже возвышают человека над окружающими, а значит, порождают в нем гордыню, чего православный человек допустить в себе не имеет морального права». Были и иные ответы, к примеру: «Тем, у кого лучше всего получается молиться, не нужно ввязываться в другие сферы жизни общества, где результатов заведомо не достигнуть». В то же время, приведем дословно мнение магистранта первого курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», поставленного автором исследования перед данной проблемой: «Мне кажется, что любой человек, православный человек в том же числе, может заниматься спортом. Это укрепляет его здоровье, силу, дух и веру в себя, также и веру в Бога (например, в соревнованиях, когда, кажется, уже выдохся, но раз - и пришло второе дыхание). На примере человека, занимающегося спортом, и другие начнут тоже следить за здоровьем и духом. Нагрузки помогают избавиться от болезней, плохих мыслей, самоедства или жалости к себе, уныния, последнее и вовсе относится к одному из смертных грехов. Нужно уметь мобилизироваться и собирать волю в кулак, когда то необходимо. Ведь тогда человек становится крепче духом, меньше подвержен дурному влиянию, а значит, и стремится к духовности и нравственному воспитанию как самого себя, так и ближнего своего». Изучив общественное мнение, мы приступили непосредственно к проблеме нашего исследования, целью которого стало выявление субъективного отношения участников образовательного процесса к мероприятиям спортивно-оздоровительного характера в православной среде. Исследование было призвано подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что духовно-нравственное развитие личности в контексте православных традиций не только не противоречит стремлению личности к физическому воспитанию и самовоспитанию, но и стимулирует потребность личности учащегося в здоровом образе жизни. Избрав в качестве объекта исследования крупнейшую православную гимназию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Негосударственное общеобразовательное учреждение «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута», мы использовали в работе такие методы, как текущее наблюдение, опрос, анкетирование, работа с отчетными документами образовательного учреждения, предоставленными со стороны учителей физической культуры в методическую и воспитательную службу гимназии, счет и анализ полученных материалов. Респондентами выступили 156 учащихся ступени основного и среднего общего образования, что составило 100% учащихся 6-11 классов (общая численность учащихся гимназии 360 человек, учащихся ступени основного и среднего образования - 201 человек). Детям были предложены следующие вопросы: «Имеет ли моральное право православный человек заниматься спортом?», «Занимаетесь ли Вы какими-либо видами спорта?», «В каких спортивных мероприятиях, организованных Вашей гимназией за последние три года, Вы участвовали?», «В каких спортивных мероприятиях вне Вашей гимназии Вы участвовали за последние три года?», «Какие, на Ваш взгляд, спортивные мероприятия особенно необходимо проводить в гимназии?». На первые два вопроса ответ предполагался в форме «да» или «нет». Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Таблица 1 Вопрос В количестве человек В процентах от общего числа опрошенных Да Нет Да Нет Имеет ли моральное право православный человек заниматься спортом? 156 0 100 0 Занимаетесь ли Вы какими-либо видами спорта? 144 12 92,3 7,7 Исходя из результатов анализа анкет, мы можем сделать вывод, что 100% опрошенных не видят в теоретическом плане расхождения между православной этикой и занятиями спортом. Более того, 92,3% учащихся сами активно занимаются спортом и участвуют в спортивных мероприятиях. Ответы на три следующих вопроса требовали большей конкретизации, необходимо было назвать виды спорта или спортивно-оздоровительных мероприятий, в которых дети принимали участие либо хотели бы участвовать в перспективе. Особенно важным здесь следует считать вопрос «В каких спортивных мероприятиях, организованных Вашей гимназией за последние три года, Вы участвовали?», так как ответ на него дает понять, насколько активно в православной гимназии организуются спортивные мероприятия. Результаты представлены в таблице 2, с учетом того факта, что одни и те же учащиеся участвовали в одном или нескольких спортивных мероприятиях. Таблица 2 Вопрос Наиболее предпочитаемые виды спортивных занятий (1-3 позиции) Количество респондентов Процент респондентов В каких спортивных мероприятиях, организованных Вашей гимназией за последние три года, Вы участвовали? Футбол 108 69,2 Мероприятия «Дня здоровья» 97 62,1 Пионербол 59 37,8 В каких спортивных мероприятиях вне Вашей гимназии Вы участвовали за последние три года? Плаванье 32 20,5 Единоборства 29 18,5 Легкая атлетика 23 14,7 Какие, на Ваш взгляд, спортивные мероприятия особенно необходимо проводить в гимназии? Футбол 108 69,2 Баскетбол 21 13,4 Волейбол 14 8,9 При анализе данных, изложенных выше, нами была выявлена интересная закономерность: сплоченность ученического коллектива внутри православной гимназии на основе общности религиозного мировоззрения способствует популярности командных видов спорта или спортивных мероприятий в ущерб индивидуальным. Попытку компенсировать данный дисбаланс мы видим в ситуациях, когда учащийся находится вне православной образовательной среды, в менее близком для него духовно социальном пространстве. Здесь ребенок стремится развиваться в рамках индивидуальных видов спорта, где нужно работать на свой личный успех, а не на достижения команды. Но возвращаясь в перспективном плане к вопросу развития спорта в православной образовательной среде, среди единомышленников по мироввоззрению, учащийся вновь испытывает тягу к коллективным видам спорта, к работе в команде, с которой ему интересно побеждать. Православная общеобразовательная среда, на наш взгляд, является одной из наиболее оптимальных площадок для спортивного развития личности, поскольку учит бережному отношению как к собственному телу (порицание вредных привычек, посты как аналог спортивных диет), так и к телу планеты Земля, к природе (забота о природной среде, неприемлемость причинения вреда братьям нашим меньшим). Человек неизбежно существует в двух равновеликих средах: природной и общественной, и если духовно-нравственное воспитание в целом призвано способствовать развитию высоких социальных качеств личности, то физическое развитие как составляющий его компонент направлен на сближение человека с природой, что становится особенно важным в условиях ухода личности из первичного, реального мира, в мир виртуальный. Подчеркивая важность природосообразного воспитания, З. И. Тюмасева отмечает, что при его отсутствии «под угрозу ставится благополучие, здоровье подрастающего человека и поколения, общества и среды обитания, благополучие народа и даже военная и экономическая безопасность страны, т.е. само будущее государства» (Тюмасева 2006: 160). В одном из предыдущих исследований, где нами были разработаны десять базовых критериев духовно-нравственного самовоспитания личности учащегося, мы также выделили в качестве основных компонентов физического развития «не только спортивные мероприятия, состязания, но и прогулки на свежем воздухе при малейшей возможности, вместо многочасового сидения за компьютером, ставшего настоящей манией подрастающего поколения» (Стерхов 2015: 28). На основе полученных данных нами был разработан перспективный и наиболее оптимальный в условиях православного общеобразовательного учреждения вариант интеграции учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность в виде примерной программы спортивно-оздоровительных мероприятий для ступени основного общего образования, рассчитанной на один учебный год. Программа учитывает как общие особенности образовательной среды конкретного учреждения, так и индивидуальные особенности обучающихся и построена с опорой на требования ФГОС основного общего образования к предметной области «Физическая культура», где прямо указывается на необходимость развивать не только физическое, но и «эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся», а также говорится о развитии «установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни» (Федеральный государственный стандарт: 21-22). На наш взгляд, программа спортивно-оздоровительных мероприятий в рамках духовно-нравственного воспитания и развития личности учащегося православной гимназии должна отражать четыре базовых аспекта: гражданственно-патриотический, эколого-валеологический, спортивно-физический и православно-ориентированный. Ниже мы остановимся подробнее на данных аспектах, в каждом из которых предлагаются три крупных мероприятия. 1. Гражданско-патриотический аспект в рамках спортивно-оздоровительной программы полагаем наиболее целесообразным приурочить к трем ключевым историческим датам, выпадающим на период учебного года: 4 ноября, 23 февраля и 9 мая. К Дню народного единства считаем необходимым совместными силами учителей физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, истории и обществознания провести спортивно-историческую реконструкцию «Освобождение Москвы от польских захватчиков». К Дню защитника Отечества совместно с учителями музыки и педагогами дополнительного образования, ведущими хореографию, организовать конкурс строевой песни и комплекс спортивных мероприятий, имитирующих армейские будни, в том числе преодоление полосы препятствий. К Дню Победы необходимо обеспечить организованное участие в общегородском параде к мемориалу, посвященному Великой Победе над фашистской Германией. Спецификой православного общеобразовательного учреждения здесь является участие в литургии перед часовней, посвященной памяти павших в Великой Отечественной войне. 2. Эколого-валеологический аспект в спортивно-оздоровительном воспитании учащихся православной гимназии направлен не только на сохранение здоровья самих детей, но и на сбережение окружающей среды, на формирование в них культуры бережного отношения к природе. В рамках данного аспекта совместно с учителями биологии можно провести две социально значимые акции: «Спаси дерево», направленную на сбор макулатуры, и «Наш подарок планете», направленную на озеленение родного города (высадка деревьев, разбивка газонов и цветочных клумб). Помимо вышеперечисленного 22 апреля, в День Земли, необходимо провести праздничные мероприятия. Православная среда благоприятствует проведению подобных мероприятий еще и в том, что возможно организовать звучание «Колокола мира», так как при православной гимназии существует Школа звонарей и комплект колоколов, звонить в которые умеют многие учащиеся. Один из сценариев такого мероприятия предлагает, например, И. Л. Орехова (Орехова 2009: 221). 3. Спортивно-физический аспект включает в себя такое значимое событие, как «День здоровья» во вторую субботу сентября, где может реализовать себя широкий спектр участников, в том числе классные руководители и практически весь педагогический коллектив; для учащихся разработан комплекс разновозрастных спортивных мероприятий. Зимой реализуется участие в акции «Лыжня России», а в конце весны совместно с учителями основ безопасности жизнедеятельности проводится туристический слет, во время которого учащиеся приобщаются к природе, овладевают полезными навыками разжигания костра, соблюдения противопожарных правил поведения в лесу, учатся утилизировать отходы с целью предотвращения экологического дисбаланса лесной зоны, вызванной разрушительной деятельностью человека. К спортивно-физическому аспекту относятся и более мелкие текущие мероприятия, проводимые учителями физической культуры в течение всего учебного года. Спецификой православного общеобразовательного учреждения здесь является невозможность, например, проводить соревнования «А ну-ка, девушки!» накануне 8 марта (как парные к соревнованиям «А ну-ка, парни!» накануне 23 февраля), так как празднование Международного женского дня 8 марта Русской православной церковью не одобряется, поскольку данный праздник имеет коммунистические корни, а значит, в сознании верующих связан с богоборческой властью. 4. Православно-ориентированный аспект реализуется целиком благодаря специфике общеобразовательного учреждения. Сюда входит комплекс традиционных народных спортивных мероприятий, приуроченных к трем знаменательным событиям в жизни православного учащегося: Покровской ярмарке в октябре, Рождественскому утреннику в январе и Пасхальной ярмарке весной (точная дата ярмарки определяется ежегодно, так как Пасха является переходящим церковным праздником). Практическая реализация вышеуказанных мероприятий в течение последних двух лет демонстрирует успешность избранной нами модели спортивно-оздоровительного воспитания, так как интерес учащихся к спорту, экологическим мероприятиям, патриотическим акциям с каждым годом растет. Но обращая преимущественное внимание на практическую сторону вопроса, мы не забываем и о необходимости теоретического обобщения достигнутых результатов, в том числе усилиями самих учащихся. Так, в начале учебного года проводится лекционное занятие с использованием интерактивных образовательных технологий, посвященное истории олимпийских и параолимпийских игр, особый акцент здесь делается на достижения российских спортсменов. В конце первого полугодия, накануне новогодних каникул, проводится масштабная общегимназическая интеллектуальная викторина «Патриоты любят спорт». И наконец, в мае, к концу учебного года подводятся итоги работы Научного общества гимназии по секции спортивного воспитания, где учащиеся презентуют разрабатываемые ими в течение всего учебного года проекты в области физической культуры, безопасности жизнедеятельности, экологии и здорового образа жизни. Победители конференции гимназического научного общества имеют возможность представить свои проекты на более высоком уровне, вплоть до всероссийского и международного, в таких научных конкурсах, как «Созидание и творчество», «Шаги в науку», «Юность, наука, культура». Таким образом, разработанная нами модель позволяет воспитать гражданина Российской Федерации, который способен испытывать чувство патриотизма, гордости за свою великую Родину, чтить память предков, героев древности и современных эпох, положивших свои жизни ради блага Отечества и новых поколений, который стремится к сбережению и преумножению собственного здоровья и здоровья нации, объективно осознает свою роль в строительстве общества будущего, и готов к творческому созиданию на благо страны.

About the authors

Alexey Alexeevich Sterkhov

Gymnasium of St. Nicholas the Wonderworker


curriculum developer, chairman of the Scientific and Methodological Council, secretary of the Gymnasium Certification Commission, history teacher, postgraduate student

Lyudmila Ivanovna Ponomareva

Shadrinsk State Pedagogical Institute


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory and Methodology of Preschool Education

References

  1. Орехова И. Л., Тюмасева З. И., Пономарева. 2010. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов - в аспекте педагогической антропологии. Санкт-Петербург: Астер-Пресс.
  2. Орехова И. Л. 2009. Организационно-содержательно-технологическое обеспечение подготовки педагогов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях. Санкт-Петербург: ЦНИТ «АСТЕРИОН».
  3. Орехова И. Л., Тюмасева З. И. 2012. Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся // Вестник Южно-Уральского государственного университета 4, 124-129.
  4. Стерхов А. А. 2015. Духовно-нравственное самовоспитание учащихся православной гимназии // Вестник Шадринского государственного педагогического института 2, 27-29.
  5. Тюмасева З. И. 2006. Экология, образовательная среда и модернизация образования. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет.
  6. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. 2014. Здоровьесберегающие интерактивные технологии как системообразующий фактор природосообразного образовательного процесса // Вестник Шадринского государственного педагогического института 4, 27-31.
  7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования // http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17.-Приказ _1897.pdf (2015. 5 декабря).

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies