RACING EXPERIENCE OF ELITE FEMALE SWIMMERS IN MEDLEY SWIMMING


Cite item

Full Text

Abstract

This paper studies the racing experience of Katinka Hosszu (Hungary), an elite level female swimmer, multiple world champion and world record holder in individual medley swimming. In 2012-2015 katinka Hosszu became a winner of FINA World Cups, multiple winner of European and World Championships, broke world records fifteen times, and realized her potential in main competitions of each micro-cycle. Our study showed that the number of competitions an athlete takes part in makes an impact on the stability of the sports achievements and duration of sports qualification within a long competitive period, which stimulates the growth in the number of sports achievements. Increased athletic performance during training macrocycle is statistically associated with the total number of starts, indicating the importance of quantitative characteristics of competitive practices to ensure the required pace of sports perfection activity. The paper presents the materials reflecting the volume of competitive practice of the above named Hungarian swimmer as compared with the activity of a top Russian swimmer, a leading Russian swimmer in 2012-2015 in individual medley. The study shows that Hosszu’s volume of racing practices increased annually and the partial volumes swum in competitive distances using different swimming techniques changed, which led to positive changes in 200m medley distance performance and helped the athlete set a world record in 2015. In comparison, the volume of swimming distances of the Russian swimmer was 6-11 times less and it decreased each year. Therefore, her results in 200m medley swimming distance were lower, as well as her performance at main competitions in each micro-cycle.

Full Text

В настоящее время проблеме использования соревнований в системе подготовки спортсменов уделяется все возрастающее внимание. Стремление к возможно более широкому использованию соревнований является одной из отличительных черт современной системы подготовки спортсменов. Формы тренировки, моделирующие условия соревнований и участие в соревнованиях различного уровня, создают платформу для достижения высших результатов. Следствием отсутствия возможности участвовать в необходимом количестве стартов является недостаточная адаптация спортсмена к факторам соревновательной ситуации и в связи с этим закономерное снижение качества соревновательной деятельности. В системе подготовки спортсмена участие в соревнованиях играет роль средства, позволяющего интегрально воздействовать на всю совокупность факторов, обусловливающих способность спортсмена демонстрировать определенное качество соревновательной деятельности (Платонов 2012). Выполнение соревновательных упражнений стимулирует совершенствование способности спортсмена мобилизовать потенциальные возможности организма, тактического мышления и психической подготовленности; способствует адаптации к специфическому физическому утомлению в обстановке соревнования (Красников 2005; Trescheva 2014: 798-804). Поэтому естественно стремление специалистов использовать соревнования в качестве одной из важнейших форм подготовки. Особенно ярко это проявляется в процессе подготовки спортсменов высокого класса на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (Платонов и др. 2005). Совершенствование уровня развития основных физических качеств и их производных при выполнении собственно соревновательных упражнений возможно лишь при условии, что степень их проявления будет выше некоторого порога, за которым появляется тренирующий эффект данного упражнения. В связи с этим участие в официальных соревнованиях, на наш взгляд, является наиболее ценным по сравнению с выполнением соревновательных упражнений на контрольных тренировках. Последние, безусловно, играют определенную роль в развитии тренированности пловцов, в контроле за уровнем подготовленности спортсменов, в некоторой степени совершенствования их соревновательной деятельности. Однако подобные соревновательные упражнения, как правило, бывают не вполне эффективны в тех случаях, когда отмечается недостаточная конкуренция между участниками, слабая мотивация спортсменов, отсутствует должный эмоциональный фон, присущий соревновательной обстановке. Кроме того в таких неофициальных контрольных соревнованиях отсутствует фактор соперничества с зарубежными спортсменами, и часто у спортсмена бывает недостаточно стартов для отработки тактических вариантов прохождения соревновательной дистанции. Количество соревнований в определенных пределах оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. По данным А. А. Красникова (Красников 2006: 23-24), прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов (r = 0,31), что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Автор отмечает, что наиболее заметное положительное соотношение наблюдается между приростом результатов и количеством стартов на смежных дистанциях во всем макроцикле и в периоде сохранения спортивной формы, предшествующем достижению лучшего результата макроцикла подготовки (r = 0,35). Наличие статистически значимых коэффициентов корреляции между приростом спортивных результатов и параметрами соревновательной практики подтверждает предположение о существовании их оптимальных величин, способствующих прогрессу спортивного мастерства. В целях изучения современных тенденций развития соревновательной практики в плавании нами был проведен анализ количества стартов в официальных соревнованиях в течение 2012-2015 гг. рекордсменки мира на дистанции 200 метров комплексным плаванием Катинки Хоссу (Венгрия) и одной из сильнейших комплексисток России. В сезоне 2012-2013 гг. Хоссу приняла участие в 22-х официальных соревнованиях, в 2013-2014 гг. - в 23-х, в 2014-2015 гг. - в 28-ми (табл. 1, 2). В 2012-2013 гг. пловчиха вышла на старт 365 раз, в 2013-2014 гг. - 488, в 2014-2015 гг. - 587 раз соответственно. Соревновательный объем плавания составил 79 950 м в первый год олимпийского цикла, 88 950 м - во второй и 111 700 м - в третий год. За один турнир спортсменка в среднем проплывала 3 600 м в 2012-2013 гг., 3 850 м в 2013-2014 гг. и 4 000 м - в 2014-2015 гг. Таблица 1 Объем соревновательной практики в 2012-2015 гг. Фамилия спортсменки Количество соревнований Количество стартов Соревновательный объем (м) Средний объем за один турнир (м) 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 Хоссу К. (Венгрия) 22 23 28 365 488 587 79 950 88 950 11 1700 3 600 3 850 4 000 N (Россия) 9 8 9 87 72 70 13 250 9 950 9 750 1 450 1 250 1 100 Следует отметить, что почти на каждых соревнованиях спортсменка стартовала во всех способах плавания и на разных дистанциях. Поскольку Хоссу наилучшие достижения показывает на дистанции 200 м комплексным плаванием, наибольший соревновательный объем у нее отмечается на дистанциях 200 м всеми способами, а также впечатляет количество стартов на 400-метровках вольным стилем и комплексным плаванием. При этом данная пловчиха немало внимания уделяет и спринтерским дистанциям на 50 и 100 м, а также выступает на стайерских дистанциях на 800 и 1 500 м. Изучая динамику объема соревновательной практики с 2012 по 2015 гг., мы выявили неуклонный рост количества стартов на всех дистанциях и всеми способами, при этом наибольший прирост отмечается на дистанциях 400 и 800 м вольным стилем, 100 и 200 м на спине, 100 и 200 м брассом (табл. 2). Таблица 2 Количество стартов по дистанциям и способам Дистанция, способ плавания Хоссу Катинка (Венгрия) N (Россия) Количество стартов 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 50 в/с 13 18 30 3 4 5 100 в/с 14 19 24 18 17 11 200 в/с 43 42 49 22 15 19 400 в/с 30 28 41 1 2 - 800 в/с 13 8 14 1 1 - 1500 в/с - 2 2 - - - Объем (м) 33 050 31 800 44 300 7 550 6 500 5150 50 н/с 19 40 42 3 1 5 100 н/с 19 42 50 4 - - 200 н/с 38 42 54 1 - - Объем (м) 10 450 14 600 17 900 750 50 250 50 брасс 8 13 17 3 8 5 100 брасс 6 10 16 1 2 - 200 брасс 10 9 20 - - - Объем (м) 3 000 3 450 6 450 250 600 250 50 бат. 13 30 35 8 6 6 100 бат. 20 35 30 3 2 5 200 бат. 42 48 48 - - - Объем (м) 11 050 14 600 14 350 700 450 800 100 к/п 28 25 23 - 5 1 Окончание таблицы 2 200 к/п 40 44 52 18 9 10 400 к/п 29 33 40 1 - 3 Объем (м) 22 400 24 500 28 700 4 000 2 300 3 300 Всего (м) 79 950 88 950 111 700 13 250 9 950 9 750 При изучении раскладки Катинки Хоссу на дистанции 200 метров комплексным плаванием в течение этого олимпийского цикла (табл. 3), мы наблюдаем следующую динамику по способам: баттерфляй - 27,20 (2013 г.) - 27,64 (2014 г.) - 27,30 (2015 г.); на спине - 32,19-32,42-31,64; брасс - 37,46-37,64-36,70; вольный стиль - 31,07-30,38-30,48. Общий результат изменялся с 2.07,92 в 2013 г. до 2.06,12 в 2015 г., что является мировым рекордом на сегодняшний день. Мы предполагаем, что прогресс в плавании на спине и брассом в третий год олимпийского цикла произошел за счет значительного увеличения объема работы этими способами на соревновательных скоростях. Соревновательный объем в плавании на спине в сезоне 2014-2015 гг. вырос с 14 600 м до 17 900 м по сравнению с предыдущим годом, а брассом - с 3 450 м до 6 450 м. Также скачок общего результата на дистанции 200 метров комплексным плаванием и установление мирового рекорда можно связать с увеличением количества стартов на дистанциях 200, 400 и 800 м. Таблица 3 Раскладка на 200 м комплексным плаванием Год, соревнования Хоссу Катинка (Венгрия) N (Россия) Раскладка 200 к/п Место Раскладка 200 к/п Место бат. н/с брасс в/с бат. н/с брасс в/с 2013 - ЧМ 27,20 32,19 37,46 31,07 2.07,92 1 27,91 33,95 39,21 31,60 2.12,67 13 2014 - ЧЕ 27,64 32,42 37,64 30,38 2.08,11 1 28,20 34,59 39,75 31,43 2.13,97 9 2015 - ЧМ 27,30 31,64 36,70 30,48 2.06,12 1 27,73 34,31 42,10 32,71 2.16,85 27 В третьем годичном цикле олимпийского сезона 2012-2016 гг. Катинка Хоссу проплыла на 21% больше дистанций длиной 200 метров, на 27% - 400-метровых дистанций и на 75% - 800-метровых, чем во втором годичном цикле. Достижения Хоссу К. после Олимпийских игр 2012 года представлены в таблице 4. Таблица 4 Достижения Катинки Хоссу на соревнованиях FINA и LEN (Чемпионаты мира и Европы, этапы Кубка мира) в 2012-2015 гг. Медали 2012-2013 гг. 2013-2014 гг. 2014-2015 гг. ЧМ ЧМ (25 м) ЧЕ (25 м) ЭКМ ЧЕ ЧЕ (25 м) ЭКМ ЧМ ЧМ (25 м) ЭКМ Золото 2 2 3 41 3 1 33 2 4 51 Серебро - 2 1 9 1 2 11 - 3 8 Бронза 1 1 - 7 1 1 11 1 1 9 Рекорд мира - - - - - - 5 1 4 5 В общей сложности за три года Катинка Хоссу завоевала 4 золотые и 2 бронзовые медали Чемпионатов мира по водным видам спорта; 6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовых медали Чемпионатов мира по короткой воде; 3 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медали Чемпионата Европы по водным видам спорта; 4 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую медали Чемпионатов Европы по короткой воде; 125 золотых, 28 серебряных и 27 бронзовых медалей этапов Кубка мира, а также все три года подряд она выигрывала общий зачет Кубка мира и установила 15 мировых рекордов, причем 5 мировых рекордов были установлены на главных соревнованиях годичного цикла в 2014-2015 гг. На наш взгляд, постепенное увеличение объема соревновательной практики всеми способами на различных дистанциях позволило Хоссу в полной мере использовать соревновательный метод в процессе подготовки к главным стартам сезона, который помог спортсменке повысить свои функциональные возможности, обрести психологическую устойчивость к соревновательному стрессу, отработать тактические варианты проплывания различных дистанций и тем самым обеспечить физическое и психологическое превосходство над соперниками. Для сравнения мы хотим вкратце представить характеристику соревновательной практики лучшей российской пловчихи на дистанции 200 м комплексным плаванием в 2012-2015 гг. (табл. 1-3). Из таблиц видно, что количество соревнований, в которых участвовала российская спортсменка, в три раза меньше, чем у Хоссу, а соревновательный объем проплываемых дистанций ниже в 6 раз в 2012-2013 г., в 9 раз в 2013-2014 г. и в 11,5 раза в 2014-2015 г. Анализ показывает, что за исследуемые три года у российской спортсменки каждый год снижается как объем соревновательной практики, так и уровень результатов на главных соревнованиях года (с 2.12,67 до 2.16,85). Абстрагируясь от других факторов, влияющих на успешность спортивной подготовки, можно предположить, что снижение общего объема соревновательной практики негативно сказывается на результативности и уровне достижений у исследуемой спортсменки. В заключение хотелось бы отметить следующее. Безусловно, такой колоссальный объем соревновательной практики присущ, по-видимому, только уникальным спортсменам, к которым, конечно же, относится венгерская пловчиха Катинка Хоссу. Показанные в статье данные о количестве соревнований, стартов и объеме соревновательной практики, по-видимому, нельзя считать модельными характеристиками всех элитных спортсменок мирового плавания. Однако более детальное рассмотрение динамики этих показателей позволяет выявить тенденции совершенствования соревновательной деятельности для достижения наивысших индивидуальных результатов в комплексном плавании. При этом важно учитывать не только количественные показатели соревновательной практики, но и парциальные объемы проплываемых дистанций разными способами, а также качество соревновательной деятельности. Наши исследования и наблюдения за лучшими зарубежными спортсменами показывают, что современная соревновательная практика элитных пловцов мира значительно насыщеннее по сравнению с российскими спортсменами. В связи с отсутствием возможности у российских пловцов участвовать в большом количестве соревнований при наличии острой конкуренции, по-видимому, необходимо предусмотреть возможность увеличения количества стартов на каждом соревновании. Это позволит улучшить адаптационные возможности спортсменов в условиях соревновательной нагрузки, выработать индивидуальные модельные характеристики соревновательной практики и соревновательной деятельности. Пловцы, достигшие высокого уровня тренированности, позволяющего относительно быстро восстанавливать потенциал после напряженной соревновательной деятельности, для которых не характерно чрезмерное психическое воздействие во время соревнований, могут шире использовать возможности соревновательного метода тренировки. Характер соревнований в каждом макроцикле должен соответствовать уровню подготовленности спортсмена, его возможностям, необходимым для решения поставленных задач. В целом же соревновательная практика, так же как и другие компоненты подготовки в спорте высших достижений, должна быть подчинена задаче демонстрации максимальных результатов в наиболее ответственных соревнованиях.
×

About the authors

O. L. Treshcheva

Omsk State Transport University

Doctor of Pedagogical Sciences (Grand PhD), Professor of the Department of Physical Education and Sports

S. A. Karpeeva

Centre for Russian National Sports Teams

Master of Sports, International Level, Member of the Centre for Russian National Sports Teams

References

  1. Иссурин В. Б. 2010. Блоковая периодизация спортивной тренировки. Москва: Советский спорт.
  2. Красников А. А. 2005. Основы теории спортивных соревнований: учебное пособие для вузов физической культуры и спорта. Москва: Физическая культура.
  3. Красников А. А. 2006. Основы теории спортивных соревнований в системе наук о спорте // Теория и практика физической культуры 9, 23-24.
  4. Платонов В., Булатова М., Мичуда Ю., Матвев С., Драгунов Л., Борисова О., Когут И., Радченко Л., Кропивницкая Т., Томашевский В. 2014. Олимпийский спорт. Киев: Олимпийская литература.
  5. Платонов В. Н., Булатова М. М, Марси М. С. 2005.Основы подготовки национальных команд к Играм Олимпиад: историко-методологический аспект // Наука в олимпийском спорте 1, 8-70.
  6. Платонов В. Н. 2012. Спортивное плавание: путь к успеху в 2 книгах. Книга 1. Москва: Советский спорт.
  7. Попов О.И., Булгакова Н.Ж. 2003. Спортивное плавание: прошлое, настоящее, будущее // Петряев А.В., Клешнева И.В. (отв. ред.). Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: Материалы II международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Павлин, 21-26.
  8. Фискалов В. Д. 2010. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. Москва: Советский спорт.
  9. Bowman В. 2003.Training Michael Phelps: American Flyer // Swimming Technique 1, 8-12.
  10. Trescheva O. L. 2014. Psychological Image of the Winning // Athlete American Journal of Scientific and Educational Research 2(5) (July-December). Volume II, 798-804.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies