IMPLEMENTATION EXPERIENCE OF THE PROGRAM «ELECTIVE COURSES OF PHYSICAL EDUCATION FOR DISABLED STUDENTS AND STUDENTS WITH DISABILITIES» IN OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract


The article covers the problem of implementation of physical education courses as an elective part of the Federal State Educational Standards for higher education of undergraduate programs. The lesson and the course design for disabled students and students with disabilities are the main focuses of the research article as mastering the course content is obligatory for all students according to the standards of higher education. As the results of the mastering the course, the students are supposed to acquire skills and be competent in implementing activities for physical fitness necessary for personal and professional lifestyle. Though there exists the great amount of theoretical research of the subject under analysis, the practical curriculum design and lesson designs are difficult to implement as they cause a great deal of practical obstacles to overcome: lesson plans to implement in certain environment, lack of specific facilities, the necessity of special medical examinations, grouping students in accordance with their health and fitness level. The research suggests the system of methods, tools and forms of physical education based on various methodological approaches due to the analysis of the state regulative standards, scientific - methodological researches, medical regulations and practical physical education experience in higher education environment. The authors describe the conditions and the model of developing fitness skills and increasing fitness functional state level of disabled students and students with disabilities due to the generalisation of the research. The article suggests various methods of physical education facilities and the principles of their use according to the functional state variations and the diagnosed illnesses of the disabled students. The experience of the implementation of the assessment system of the suggested physical education course for disabled students, including self- assessment techniques is presented, the possible difficulties of the implementation of the course “Elective physical education courses for disabled students and students with disabilities” are studied and analysed. The content of the research article underlines the necessity of work to be done to develop motivation of the students for systematic physical education activities, the necessity to create organisational, scientific- methodological, human resources conditions that may help master the physical fitness skills of the disabled students and students with disabilities as well as increase their physical fitness level. The result of the research may be useful for physical education teachers of various undergraduate degrees in higher education.

Full Text

Высшая педагогическая школа призвана реализовать главное направление здоровьесберегающей педагогики - педагогическое, формируя у субъектов образовательного процесса культуру здоровья, влекущую за собой позитивные изменения в здоровье молодого поколения. В настоящее время государство и общество обеспокоены ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения и молодежи. Пристальное внимание и совершенствование системы высшего профессионального образования обусловлены потребностью в здоровых, трудоспособных людях. Вместе с тем план реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. предусматривает развитие целевого приема и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с обязательным предоставлением специальных условий, оказанием помощи (Распоряжение Правительства ... 2016). Поэтому структура дисциплины «Физическая культура» в вузе претерпевает некоторые изменения. В период обучения в вузе важно формировать у будущих учителей сознательное отношение к своему здоровью как необходимому условию осуществления будущей профессиональной деятельности, потребность в сохранении, преобразовании собственного здоровья на основе понимания личной ответственности (Гончарова 2005). Освоение учебных дисциплин по физической культуре в вузе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (Приказ Министерства образования ... 2015). Элективные курсы по физической культуре включены в структуру основной образовательной программы базового блока в объеме 328 академических часов с формой промежуточной аттестации в виде зачета и кодом формируемой общекультурной компетенции (например, выпускник направления подготовки «Педагогическое образование» должен обладать «готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, ОК-8»). В Омском государственном педагогическом университете на элективные курсы по физической культуре студенты зачисляются по заявлению, предусмотренному Положением о порядке реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, утвержденным решением Ученого совета ОмГПУ (Положение о порядке ... 2015). Заявления пишутся на имя декана факультета обучающегося. В случае зачисления на элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к заявлению прилагаются медицинские документы. Физическая культура в вузе для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов направлена на повышение двигательной активности, всестороннюю реабилитацию и социальную адаптацию (Багаутдинова 2007). Организация занятий осуществляется путем объединения студентов различных учебных групп с учетом курса, основного расписания учебных занятий, территориального расположения учебных корпусов. Преподаватели физической культуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству студентов. Количественный состав учебной группы не должен превышать 8-10 человек на одного преподавателя. Занятия проводятся в урочной форме, в специально оборудованном зале с наличием оборудования, инвентаря, тренажеров, по разделам учебной программы преподаваемой дисциплины. Ежегодно для студентов 1-го курса проводится медицинское обследование с участием специалистов Центра здоровья, являющегося структурным подразделением Центра восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области. Студенты, зачисленные на элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отличаются слабым физическим развитием и низким уровнем функционального состояния, а также нарушениями психоэмоционального фона вследствие болезней. Перед студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, стоят следующие задачи: 1) улучшение функционального состояния организма; 2) предупреждение прогрессирования болезни; 3) снятие утомления и повышение адаптационных возможностей организма; 4) формирование потребности в занятиях оздоровительной физической культурой; 5) улучшение психоэмоционального фона. Комплектование специальной медицинской группы на 1-м курсе проходит после планового медицинского осмотра и распределения на основную, подготовительную и специальную группы. Студенты, не прошедшие медицинский осмотр, не должны допускаться до занятий по физическому воспитанию и обязаны пройти медицинский осмотр самостоятельно, представив преподавателю справку-заключение врачебно-консультативной комиссии о принадлежности обучающегося к той или иной медицинской группе. Студенты 2-3-х курсов, ранее отнесенные к специальной медицинской группе, подтверждают свою группу здоровья самостоятельным прохождением медицинского осмотра или консультацией врача-специалиста. Принадлежность к той или иной медицинской группе пересматривается на очередном медицинском осмотре с возможностью перевода студента из специальной медицинской группы в подготовительную, а затем - в основную. Анализ данных медицинской документации, проведенный в 2015/2016 учебном году, свидетельствует о том, что в ОмГПУ на очной форме обучается 210 человек, отнесенных к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Условно сформировавшиеся группы составляют: а) с заболеваниями сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем - 15%; б) с травмами опорно-двигательного аппарата и заболеваниями периферической нервной системы - 60%; в) с отклонениями со стороны слуха и зрения - 20%; г) с заболеваниями центральной нервной системы и наличием инвалидности по тому или иному заболеванию - 5%. Организация и проведение занятий на элективных курсах по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основаны на распределении занимающихся по подгруппам с учетом функциональных изменений в организме и противопоказаний к определенным физическим нагрузкам. Так, в группах по нозологическому принципу организация занятий имеет свои особенности (Турчина, Камаева 2009). Например, студентам, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы, рекомендуются циклические виды упражнений в сочетании с элементами закаливания, предпочтительно на свежем воздухе. Исключаются упражнения с натуживанием, задержкой дыхания, показаны упражнения на расслабление, с осуществлением контроля пульса во время занятия и внешних признаков утомления. Кроме урочной формы занятий в ОмГПУ организованы дополнительные занятия физической культурой во внеучебное время. Научно-практическая, научно-исследовательская деятельность по сохранению здоровья участников образовательного процесса в Омском государственном педагогическом университете основаны на методологических подходах здоровьеформирующего образования: системно-деятельностном, компетентностном и личностно-ориентированном (Харисов 2010). Системно-деятельностный подход для будущих учителей предполагает овладение такими функциями, как мониторинг здоровья, его коррекция и формирование культуры здоровья. Деятельностный подход предполагает следующие виды деятельности участников образовательного процесса в вузе: Ø совершенствование навыков двигательной активности (бега, прыжков, метаний, освоения школы мяча и т.д.); Ø обучение сохранению здоровья; Ø развитие умений корректировать своё состояние здоровья, оптимально регулируя активную деятельность и отдых; Ø совершенствование навыков безопасного (здорового) образа жизни; Ø развитие нравственного поведения и образа жизни; Ø воспитание культуры правильного питания. Компетентностный подход предполагает осознание необходимости быть здоровым и постоянно совершенствоваться в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Личностно-ориентированный подход учитывает индивидуальные физиологические, возрастные, психологические, эмоциональные особенности обучающихся (Татарникова 1999). Интеграция в систему высшего образования здоровьесберегающей и здоровьесохраняющей педагогики должна базироваться на нижеперечисленных принципах, это: - диагностика уровня индивидуального здоровья с учётом психосоматических, конституционных и социально-духовных особенностей личности; - организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий и создание комфортных условий для студентов и преподавателей группы риска; - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ, методических подходов с учётом возраста, пола, региональной и экологической среды; - формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья; - изменение содержания и форм физического воспитания и превращение его в действенную меру охраны и укрепления здоровья студентов и преподавателей; - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции статуса организма; - оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов. С целью содействия укреплению здоровья студентов, оптимизации организационной и методической работы по вопросам здоровьесбережения в условиях современной образовательной среды по инициативе ректората и Учёного совета университета был создан Центр «Здоровье», являющийся структурным подразделением ОмГПУ (Положение о Центре содействия укреплению здоровья студентов и сотрудников. 2013). Специалисты Центра - врач, методист, инструктор по физической культуре - предоставляют консультативную помощь, а также осуществляют первичное тестирование функционального состояния организма и оценку адаптации организма к физической нагрузке. По результатам комплексной диагностики морфофункциональных показателей для каждого занимающегося Центра разрабатывается индивидуальная траектория движения к оздоровлению и улучшению физических кондиций на протяжении всего периода обучения в вузе. Одним из направлений работы Центра является организация и проведение профилактических и коррекционно-оздоровительных занятий со студентами вуза с использованием средств физической культуры в различных оздоровительных мероприятиях в режиме дня, с учётом функциональных изменений организма. Так, рекреативная физическая культура включает отдых, восстановление сил обучающегося, израсходованных в процессе учебного дня, с помощью дозированных пеших и лыжных прогулок, профилактических комплексов оздоровительной и дыхательной гимнастики с использованием физкультурного инвентаря (гимнастических палок, обручей, мячей, амортизаторов, гантелей малых весов), танцевальных и игровых элементов под музыкальное сопровождение. Реабилитационная физическая культура включает в себя адаптивную, лечебную физическую культуру для лечения заболеваний и восстановления функций организма, утраченных в результате заболеваний, травм, переутомления, влияния поражающих факторов внешней среды. Основными средствами реабилитационной физической культуры являются легко дозируемые по нагрузке упражнения на многофункциональных силовых и кардиотренажёрах, проводимые с целью нормализации, компенсации поражённых функций и систем организма, профилактики рецидивов заболеваний (Багаутдинова, Ольшевский 2007). Одним из средств коррекционно-оздоровительной работы со студентами ОмГПУ на занятиях физической культурой является дозированный оздоровительный бег, который используется в следующих вариантах: 1. Лёгкий разминочный бег (или быстрая ходьба). Продолжительность выполнения задания определяется индивидуально, но не превышает 10-15 минут. За это время студенты преодолевают 1,5-2 км с частотой сердечных сокращений (ЧСС) не более 120-130 ударов в минуту. Бег, как пусковой механизм, «включает» отдельные органы и системы организма для эффективного и экономичного выполнения предстоящей работы в зале. 2. Оздоровительный бег в чередовании с ходьбой (терренкур) по трассе, имеющей небольшие спуски и подъёмы. Проводится в парковой зоне или на набережной, которые должны быть расположены вблизи учебного корпуса. Занятия проводятся в тёплое время года на пешеходных дорожках, имеющих различный угол подъёма, зависящий от рельефа местности. 3. Бег на беговой дорожке. Осуществляется путем использования тренажера с регулируемой скоростью от 1 до 16 км/ч, на котором имеется компьютер со встроенными программами и показателями, выведенными на дисплей (временем, дистанцией, калориями, показателями пульса). Ходьба и бег имеют большое значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы. Ходьба как физическое упражнение - средство для улучшения деятельности центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Регулярное использование ходьбы оказывает тренирующий и профилактический эффект. Положительные эмоции, возникающие при выполнении заданий, благоприятно влияют на центральную нервную систему занимающегося. Во время ходьбы необходимо следить за дыханием. Оно должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Ходьба должна быть продолжительной (не менее 20 минут), но не утомительной. Бег - физическое упражнение с большей нагрузкой, он способствует развитию выносливости, полезен для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Оздоровительный бег легко дозируется по интенсивности, направлен на улучшение подвижности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, укрепление мышц нижних конечностей, формирование компенсаций, активирование вегетативных функций и формирование или восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности. Применение ходьбы, бега и их чередование дают эффект при 3-4-х разовом использовании в неделю (по 30-45 минут) и ежедневных самостоятельных занятиях, включающих утреннюю гигиеническую гимнастику, прогулки, дозированную ходьбу, прогулки на лыжах, передвижение на велосипеде, катание на коньках, с учётом физического состояния здоровья. Использование дозированной ходьбы и оздоровительного бега на занятиях физической культурой в коррекционно-оздоровительных группах помогает в решении учебных, воспитательных и оздоровительных задач, стоящих перед адаптивным физическим воспитанием в вузе. Кроме использования физических упражнений в процессе реализации оздоровительных программ применяются: современные силовые тренажёры, велотренажёры, беговые дорожки, фитболы, гимнастические палки, набивные мячи, утяжелители и другие средства лечебной физической культуры. Примерами использования тренажеров в организации коррекционно-оздоровительной работы со студентами ОмГПУ могут служить следующие устройства: ü Беговая дорожка с регулируемой скоростью от 1 до 16 км/ч, компьютером с встроенными программами и высвечиванием на дисплее времени, дистанции, калорий, показателей пульса. ü Многофункциональные силовые тренажёры KETTLER «MEDIC». «MEDIC» обеспечивает идеальную тренировку мышц спины, в особенности разгибателей, при этом исключается нежелательная нагрузка на позвоночник. Эргономичная конструкция гарантирует правильность движений, поддержку таза, защиту спины от выгибания при выполнении подъёмов, уменьшение напряжения на задние мышцы бедра; даёт возможность эффективно тренировать спину и ягодицы. ü Тренажёры «TORNEO» ATHLETIK эффективны для аэробных упражнений и упражнений с дополнительными весами для растягивания икроножных мышц, подколенных сухожилий, мышц ахиллова сухожилия и др. С учетом имеющегося контингента студентов, отнесенных к группе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в вузе проводятся коррекционно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня с использованием элементов отдельных видов спорта: легкой атлетики, лыжного спорта, спортивных и подвижных игр, гимнастики (пилатеса, шейпинга, аэробики, йоги, стретчинга, танцевальной гимнастики). Занимающимся предлагается посещение сауны, фитобара, кабинета массажа, а также кислородный коктейль и сеансы дыхания кислородом. Одной из форм оценивания освоения учебной дисциплины является ведение дневника самоконтроля, в котором основной раздел - «Самоконтроль во время занятий физической культурой». Представленный в «Дневнике самоконтроля» алгоритм выполнения действий по самоконтролю во время академических, самостоятельных физкультурно-оздоровительных и коррекционных занятий позволяет студентам грамотно выполнять функциональные пробы, рассчитывать индексы по определению своего физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности. В свою очередь, педагог имеет возможность оценить не только посещаемость академических занятий, но и динамику физической подготовленности, степень сформированности привычки выполнения физических упражнений в режиме дня и другие аспекты формирования физической культуры личности обучающихся. Реализация учебной программы «Элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» выявила ряд проблем, вызванных отсутствием мотивации к занятиям физическими упражнениями у студентов. Вероятно, это связано с тем, что по ряду причин, обучаясь в общеобразовательной школе, занимающиеся не принимали участие в практических занятиях лечебной и оздоровительной физической культурой, а ограничивались выполнением теоретических заданий. К тому же не менее важным аспектом является недостаточная обеспеченность материально-технической базы, неудовлетворительные организационные, научно-методические и кадровые условия, препятствующие созданию физкультурно-оздоровительной среды в общеобразовательных учреждениях. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что опыт реализации элективных курсов по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является частью Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». В соответствии с этим в Омском государственном педагогическом университете ведется комплексная работа по совершенствованию системы мероприятий, направленных на эффективную подготовку обучающихся к профессиональной деятельности.

About the authors

N. V. Bagautdinova

Omsk State Pedagogical University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of The Physical Education Department

N. V. Matyunina

Omsk State Pedagogical University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, The Head of The Physical Education Department

References

  1. Багаутдинова Н. В. 2007. Развитие культуры здоровья студентов педвуза (на примере коррекционно-оздоровительных групп). Омск. гос. пед. ун-т, СПб.: ТЕССА.
  2. Багаутдинова Н. В., Ольшевский С. М. 2007. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов коррекционно-оздоровительных групп педагогического университета: учебно-методическое издание. Омск: ООИПКРО.
  3. Гончарова Н. В. 2005. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград.
  4. Положение о порядке реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту № 01-02/7 от 24.09.2015 // URL: http://www.omgpu.ru/polozheniya-i-normativnye-akty-reglamentiruyushchie-obrazovatelnyy-process (2017. 30 окт.).
  5. Положение о Центре содействия укреплению здоровья студентов и сотрудников ОмГПУ // URL: http://www.omgpu.ru/directory/c-health (2017. 30 окт.).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (2017. 30 окт.).
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1507-р от 16 июля 2016 г. // URL: http://government.ru/programs/215/events/ (2017. 30 окт.).
  8. Татарникова Л. Г. 1999. Валеология в педагогическом пространстве. СПб.: Крисмас+.
  9. Турчина Ж. Е., Камаева Т. Р. 2009. Реабилитология: методические указания к аудиторной работе для студентов 3-4 курса по специальности 060109 - сестринское дело. Красноярск: КрасГМУ.
  10. Харисов Ф. Ф. 2010. Здоровье как основополагающий ресурс развития образования // Здоровьесберегающее образование: культура - здоровье - образование: науч.-практ. журнал. 1(5), 28-32.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies