ELECTRONIC LEARNING RESOURCES AS A MAIN ELEMENT IN PROVIDING HIGH-QUALITY TRAINING FOR THE FUTURE EXPERTS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract


Implementation of electronic learning resources in educational process of secondary professional education provides increase in its quality. This article examines the classification characteristics of electronic learning resources, author distinguished the purposes of application of electronic learning resources in educational process, the problem of rational use of electronic learning resources in educational process within implementation of the federal educational standard of secondary professional education is designated. The article presents an overview of the companies specializing in electronic educational resources development for implementation of advanced learning technology upon condition of traditional learning technologies and upon distance education. Along with the advantages of using electronic learning resources in educational process there are many unresolved problems, such as the development of electronic learning resources by teachers without sufficient professional qualifications in this field, or such as pedagogical mistakes made by teachers who is developing electronic learning resources (for example, such as incorrect definition of didactic purposes of lesson, lack of lessons plan, the randomness of use of electronic learning resources in structure of lesson, etc.), and also lack of specialized software and multimedia equipment. The study of researches in the field of learning content formation is directed to improvement of process of the organization and functioning of the information and communication environment, namely the use of technology platforms. Particular attention is paid to the description of the technological platforms presented by certain learning management systems, as well as their advantages for teachers of secondary professional education system. Electronic educational resources, representing a set of tools that enhance the qualitative component of educational process, discipline students, set a clear sequence of students learning activities, providing maximum demonstrativeness and informational content of the lesson.

Full Text

Внедрение электронных образовательных ресурсов в современный образовательный процесс среднего профессионального образования обеспечивает повышение его качества, а также более эффектвную профессиональную подготовку будущих специалистов среднего звена. В Стандарте «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» электронные образовательные ресурсы классифицируются по трем, по нашему мнению, не самым важным признакам: по цели создания, категории пользователей, форме организации учебного процесса (Беляев 2012). Чаще всего в литературе, говоря о видах ЭОР, авторы приводят отдельные примеры, а нередко в одном ряду называют виды и примеры таких ресурсов. Некоторые специалисты предлагают свои версии классификации ЭОР. Рассмотрим наиболее полную из известных нам классификаций, предложенную Л. Л. Босовой. Автор выделяет несколько оснований деления: - цель создания; - природа основной информации; - наличие печатного эквивалента; - технология распространения; - функция в учебном процессе. При внимательном рассмотрении можно увидеть одинаковые по существу классификационные признаки у А. И. Башмакова и Л. Л. Босовой (решаемые педагогические задачи - функция в учебном процессе; использование телекоммуникационных технологий - технология распространения). Деление электронных образовательных ресурсов по составу на простые и сложные, по нашему мнению, вполне правомерно. Вместе с тем нам представляется, что простые и сложные ЭОР различаются не только составом, но и набором других признаков: средством реализации (используемыми для их создания программами), поставленными учебными задачами (реализуемыми функциями), содержанием (широтой охвата), разработчиком (отдельный разработчик или коллектив исполнителей), свойством интерактивности. Содержание существующих ЭОР, используемых в сфере СПО, не соответствует современному уровню ее реализации на базе ИКТ, а ЭОР, разрабатываемые отечественными фирмами-производителями электронных ресурсов, не ориентированы на использование по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям среднего специального образования. Пока не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования, поэтому необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения. Применение ЭОРов в образовательном процессе преследует следующие цели: - повышение образовательной мотивации; - мобильность содержания образования, связанная с изменяющимися условиями рынка труда; - реализация возможности построения индивидуальной образовательной траектории; - усиление роли самостоятельной работы в рамках ФГОС СПО. Таким образом, особую значимость в современных условиях модернизации СПО приобретает вопрос рационального использования ЭОР для конструирования учебного процесса и организации взаимодействия всех участников этого процесса в условиях электронной образовательной среды. В настоящее время многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных ЭОР с последующим их применением в учебном процессе. Можно отметить результаты работ Ю. А. Винницкого, В. П. Демкина, Л. Х. Зайнутдиновой, А. А. Карабанова, С. И. Макарова и др. (Хацринова 2014). Современный образовательный рынок, представленный электронными образовательными ресурсами, достаточно широк. Среди наиболее известных производителей электронной продукции учебного назначения можно выделить ряд компаний, специализирующихся на ЭОР, ДОТ: компания «Новый Диск» (http://www.e-learning. nd.ru/); центр e-Leammg (http://www.e-leaming center. ru/); тренинг Медиа (http://www.tmedia.ru/); открытые компьютерные системы (http://www. okc.ru/); CSSeTrain (http://www.cssetrain.com/); тренинг Софт (http://trainingsoft.ru/); Академия АйТи: e-Leammg (http://www.academy.it.ru/); лаборатория мультимедиа (http://labmedia.su/) и др. Стратегия ведущих компаний-производителей ЭОР состоит в унификации подходов, применяемых при разработке учебных курсов для работы в автономном режиме. Однако, по мнению ряда исследователей (В. В. Гура, О. В. Данилова и др.), коллективные разработки не могут в полной мере удовлетворять потребности преподавателей в ЭОР для использования в учебном процессе, так как не соответствуют авторской методике преподавания по учебным дисциплинам и требованиям ФГОС среднего профессионального образования. Вследствие этого специалисты организаций, осуществляющие образовательную деятельность, вынуждены самостоятельно создавать собственные ЭОР, что в значительной мере ограничивает реализацию дидактических возможностей ИКТ и снижает качество подготовки выпускников СПО. В. М. Вымятнин, И. В. Роберт, Т. Н. Шалкина и другие отмечают, что разработка ЭОР для специалистов, не являющихся профессионалами в области информатики и ИКТ, является достаточно сложным процессом. Специалист, разрабатывающий ЭОР, помимо педагогической составляющей (разработка структуры, содержания, сценария и дизайна ЭОР), должен обладать знаниями и умениями «технической проработки и сборки» учебной информации с использованием доступных средств ИКТ и компоновки учебных материалов «в интерактивные учебные кадры» (Красавина 2015). Изучение исследований в области формирования образовательного контента (Л. Х. Зайнутдинова, Г. М. Коджаспирова, С. И. Макаров и др.) показало, что качественно разработанный ЭОР является важным элементом обеспечения процесса обучения при профессиональной подготовке будущих специалистов. Исследователи В. П. Граб, С. Г. Данилюк, И. В. Роберт и другие пристальное внимание уделяют требованиям при разработке ЭОР (реализации содержательно-методических, дизайн-эргономических и технико-технологических требований). Работы Ю. А. Виницкого, Е. С. Полат, М. Ю. Бухариной и других убеждают в том, что использование ЭОР позволяет индивидуализировать и интенсифицировать учебный процесс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Первезенцева 2013: 15). Также в современных исследованиях недостаточно уделено внимания вопросам, связанным с планированием и проведением учебного процесса в условиях распределенного доступа: самостоятельной информационной деятельности обучающихся по регистрации, сбору, накоплению, обработке учебной информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах; информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса и источником учебной информации; автоматизации процессов контроля, самоконтроля и коррекции результатов обучения. В современной педагогической и учебно-методической литературе при рассмотрении вопросов, связанных с использованием ЭОР в рамках осуществления ЭО и использования ДОТ, основной акцент направлен на организацию и функционирование информационной и коммуникационной среды (Ившина 2014). Следовательно, педагогический работник, осуществляющий свою деятельность в достаточно развитой ИКС, должен обладать определенным профессионализмом, умеющим избирательно применять средства ИКТ при планировании и осуществлении учебного процесса в ИКС учебного заведения. Практика организации и функционирования ИКС показывает, что при планировании и проведении учебного процесса в условиях распределенного доступа используются технологические платформы, которые обычно представлены системами управления обучением (Learning Management System (LMS)) и/или учебным контентом (Learning Content Management Systems (LCMS)). В современных условиях СПО LMS/LCMS являются ключевым звеном реализации сетевой технологии дистанционного обучения. Зарубежные и отечественные авторы называют их по-разному. В зарубежных источниках (Логвинов 2011) эти системы носят название E-Learning (сокращение от англ. Electronic Learning) - система электронного обучения (ЭО). В отечественной литературе встречаются такие варианты, как автоматизированная обучающая система, система управления учебным процессом, среда разработки сетевых курсов, система дистанционного обучения и т.д. В результате использования различных программных сред и анализа источников по разработке преподавателями собственных ЭОР на их основе представляется более адекватным название этих программных сред как СДО. Практический опыт реализации образовательных программ с использованием ЭОР показывает, что авторы-разработчики собственных ЭОР применяют (ИПС). ИПС являются специальной программой, построенной на базе идеологии «программирование без программирования», что позволяет преподавателю создавать ЭОР с целью их дальнейшего использования в учебном процессе. В программах такого рода представлена возможность использования специализированных инструментов для осуществления процессов администрирования, коммуникации и оценки знаний. Подобные системы представляют собой «рабочую среду», позволяющую сформировать набор рабочих окон (фреймов), содержащих произвольный фон, ряд управляющих объектов (типа кнопок), а также объектов, воспроизведение которых представляет собой один из видов действий. Кнопкам присваиваются типовые действия из предоставляемого в отдельном меню набора, среди которых - переход к другому окну, воспроизведения звука, анимации, видео и т.п. К системам подобного типа можно отнести программные пакеты: - CourseLab (http://www.courselab.ru/) - средство для создания интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в СДО или на любом внешнем носителе; - eAuthor CBT (http://ra-kurs.spb.ru/13/5) - конструктор для разработки электронных курсов и упражнений, предназначенный для разработчиков и авторов учебных курсов (преподавателей, тренеров, сотрудников учебных центров); - 1С: Электронное обучение. Конструктор курсов (http://solutions.1c.ru/catalog/product.html? product_id=1232&mode=features) - программа, разработанная фирмой «1С» на технологической платформе 1С: Предприятие 8.2. Конструктор курсов позволяет разрабатывать собственные электронные учебные материалы и импортировать учебные материалы других разработчиков; - SunRav Software (http://www.SunRav.ru/) - комплекс, в состав которого входит несколько программных продуктов: 1) SunRav BookEditor является HTML-редактором электронных учебников и позволяет создавать документы с иерархической структурой; 2) SunRav BookReader - бесплатная утилита для чтения созданных ЭОР; 3) SunRav TestOfficePro - программный пакет, предназначенный для подготовки тестов, проведения тестирования и хранения результатов тестирования; 4) SunRav WEB Class - программный пакет, предназначенный для организации дистанционного тестирования и предоставления доступа к онлайн-библиотеке. Приведенный список не является исчерпывающим. ЭОР, разработанные при помощи ИПС, совместимы с современными СДО, например: WebTutor, Доцент, Прометей, eLearning Server, Moodle и др. Вышеперечисленные ИПС позволяют преподавателю, не владеющему знаниями и умениями в области программирования, создавать собственные ЭОР для использования в условиях распределенного доступа адекватно авторским методикам преподавания по общепрофессиональным и специализированным учебным дисциплинам различных направлений подготовки будущих специалистов и требованиям ФГОС среднего профессионального образования. В настоящее время можно проследить смену парадигм: взамен традиционных «электронных учебников» и простейших презентационных материалов стало возможным разрабатывать и использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Насколько нам известно, первая попытка разделить множество ЦОР на два подмножества - ЦОР простой (простые ЦОР) и сложной (сложные ЦОР) структуры - была предпринята в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования», организованного Научным фондом подготовки кадров (НФПК). «Простой ЦОР» определялся разработчиками как «ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно». «Сложный ЦОР», в свою очередь, определялся как цифровой образовательный ресурс, «состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы». В наиболее общем случае сложный ЦОР может состоять из ядра технологической платформы с набором сервисных модулей, рубрикатора ЦОР и набора простых ЦОР, привязанных к элементам рубрикатора ЦОР. Педагогические работники, привлеченные к планированию и проведению учебного процесса в условиях распределенного доступа, должны не только хорошо разбираться в предмете обучения, но и владеть необходимыми навыками организации учебной информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе СДО. На основании анализа специализированной литературы и программного обеспечения по разработке учебных электронных материалов можно сделать вывод, что в условиях модернизации профессионального образования и в целях обеспечения эффективности обучения при подготовке будущих специалистов среднего звена особую актуальность приобретают вопросы повышения профессионализма преподавателей в области разработки и использования ЭОР либо ЦИОР. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ЭОР - электронные образовательные ресурсы СПО - среднее профессиональное образование ЦОР - цифровые образовательные ресурсы ИКТ - информационно-коммуникационные технологии ДОТ - дистанционные образовательные технологии ИПС - инструментальные программные среды

About the authors

L. A. Ibragimovа

Nizhnevartovsk State University


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education

I. Y. Skobelevа


Post-graduate Student of the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education Nizhnevartovsk State University

References

  1. Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. 2012. Технология создания электронных средств обучения // http://uu.vlsu.ru/ffles/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf (2017. 17 февр.).
  2. Ившина Г. В. 2014. Дистанционные технологии обучения в открытом образовании: опыт Казанского федерального университета // Поротникова А. В. (отв. ред.) Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI Международной научно-методической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 611-619.
  3. Красавина Ю. В. 2015. Модель организации самостоятельной работы будущих педагогов на основе информационно-коммуникационных технологий // Знание. Понимание. Умение 2, 344-350.
  4. Логвинов С. И. 2011. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в вузе // Педагогическая информатика 6, 102-106.
  5. Первезенцева Э. А. 2013. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Москва.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // http: //base.garant.ru/70291362/ (2017. 17 февр.).
  7. Хацринова О. Ю., Барабанова С. В., Иванов В. Г. 2014. Повышение квалификации инженерных кадров: организационные новации и образовательные технологии // Высшее образование в России 5, 43-49.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies