EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE MODERN UNIVERSITY: SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH

Abstract


The article focuses on the issue of students’ extracurricular activity organization and management in the modern university within the context of socio-pedagogical approach. Scientific interest in this subject is connected with the role of extracurricular activities in the development of modern students’ professionally important qualities and their professional competence. The significance and potential of this type of activity in professional training is emphasized. The authors consider the intrinsic and informative characteristic of the concept "extracurricular activities", its correlation with social function of the modern higher education institution. Extracurricular activity, realized in the context of socio-pedagogical approach, assumes purposeful use of social environment opportunities as additional pedagogical tool to influence students’ identity, the support of conditions of effective social education, creative self-realization, social activity development, successful social development of the personality. Attention is focused on the theoretical and methodological bases of socio-pedagogical approach defining other semantic nature of the modern educational process necessary for professional training at the level of higher education. Modern socio-pedagogical approach understanding in pedagogical science includes: basic concepts, principles of activities, methods of educational activities. Specifics of socio-pedagogical approach implementation in extracurricular activities in higher education institution are revealed. This approach assumes the organization of extracurricular activities based on the society and its educational potential through establishment of interaction with social institutionы, students’ involvement into socially important activities and in the social relations, the formation of person’s social needs and the development of social abilities. Special attention is paid to the analysis of educational potential of higher education institution which is considered as the internal resource capable to optimize the process of extracurricular activities organization and to increase its efficiency. The authors present the results of a pilot study, which reflect most significant types of extracurricular activities for university teachers and their motivation of the involvement in it. The article discusses the experience of RUDN University based on implementation of the program of additional professional education for the tutors, who accompany extracurricular activities in this higher education institution. The researches proves the value of mentoring - socially important volunteer activities allowing to solve the problems of low academic performance and to give support to foreign students within their socio-cultural and academic adjustment in the new educational environment. The need of research and development of adequate forms of interaction between modern higher education institution and social institutions and society in general is justified; the priority directions of further research are defined.

Full Text

Высшее образование сегодня приобретает все большую значимость как инструмент экономического и социокультурного развития. Перед высшей школой стоит задача подготовки специалиста, обладающего не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, сформированной системой ценностей, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Актуализируется использование потенциала внеучебной деятельности, направленной на преодоление прагматизма в образовании и создание оптимальных условий для гармоничного развития личности, способной к творчеству, самоопределению и самореализации в быстро меняющемся мире. Особое значение внеучебная деятельность приобретает в международно-ориентированных вузах, где ее важной составляющей становится социокультурная адаптация иностранных студентов. В современной отечественной и зарубежной педагогической науке проблема внеучебной деятельности вуза является предметом многочисленных исследований. В них существенное внимание уделяется ее воспитательной функции; внеучебная деятельность рассматривается как значимый фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций, развития личности студента (Винтин 2006; Алиева и др. 2014; Руденко, Алиева 2011). Зарубежные ученые все чаще обращаются к проблеме влияния внеучебной деятельности на академическую успеваемость студентов. В настоящее время проведены серьезные качественные и количественные исследования, сделан вывод о положительной связи уровня академической успеваемости и вовлеченности студента во внеучебную деятельность (Bakoban, Aljarallah 2015; Zacherman, Foubert 2014; Strapp, Farr 2010). В ряде публикаций обосновывается роль внеучебной деятельности в процессе поликультурного образования, формирования у будущих специалистов готовности к межкультурному взаимодействию, толерантному восприятию социальных и культурных различий (Cheng, Zhao 2006; Мусаев 2014; Логвинова 2016). Анализ педагогической литературы позволяет рассматривать внеучебную деятельность в вузе как совокупность взаимосвязанных, но различных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие личности студента и формирование профессиональных качеств будущего специалиста. В том числе речь идет о формировании социальной активности - интегративного качества личности, проявляющегося в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней и внешней активностью личности, в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с принятыми в обществе нормами и ценностями (Шакирова 2008). В современных условиях внеучебная деятельность призвана способствовать реализации социальной (третьей) миссии вуза, которая признается равнозначной образовательной и научной миссиям, проявляется в социальной вовлеченности вуза, развитии социального партнерства, «служении обществу». Не случайно «влияние университета на общество» выделяется как один из базовых критериев Московского международного рейтинга «Три миссии университета» - проекта, который был учрежден Российским союзом ректоров и Российской академией наук и запущен в 2016 г. В данном контексте актуализируется проблема реализации социально-педагогического подхода в практике внеучебной деятельности в высшей школе. Раскрывая сущность социально-педагогического подхода, необходимо подчеркнуть, что он представляет собой методологически значимую совокупность взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Данный подход разработан в рамках научной школы «Социально-педагогический подход в профессиональной деятельности» под руководством доктора педагогических наук, профессора В. С. Торохтия (Социальная педагогика ... 2013). С позиции научной школы данный подход предполагает «реализацию процесса обучения и воспитания при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности» (Торохтий 2010: 56). Социально-педагогический подход ориентирует на привлечение ресурсов как самого вуза, так и других социальных институтов, на активизацию взаимодействия участников образовательного процесса с социумом, расширение их социального пространства. Ключевой в социально-педагогическом подходе является идея опоры на социальную среду в достижении педагогических целей. Внеучебная деятельность в контексте социально-педагогического подхода предусматривает целенаправленное использование возможностей социума как педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечения условий эффективного социального воспитания, формирования социальной активности. Социально-педагогический подход предполагает развитие и реализацию воспитательного потенциала вуза в процессе внеучебной деятельности; включение студентов в социально значимую деятельность и социальные отношения; активизацию взаимодействия вуза с социальными институтами и обществом в целом в процессе осуществления внеучебной деятельности. Воспитательный потенциал рассматривается в рамках социально-педагогического подхода как «социально-педагогическое явление, отражающее совокупность воспитательных возможностей социальной среды, образовавшихся в результате взаимодействия субъектов и объектов в условиях социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов» (Торохтий 2015: 135), как «педагогическая составляющая каждого отдельного индивида, представляющего социум, заключенная в наборе его личностных характеристик позитивно-социального свойства, способных оказывать воспитательное воздействие на других людей» (Социальная педагогика ... 2014: 137). Воспитательный потенциал вуза мы рассматриваем как внутренний ресурс, способный оптимизировать процесс организации внеучебной деятельности и повысить ее эффективность. Носителем воспитательного потенциала в вузе выступает, прежде всего, профессорско-преподавательский состав, а также сотрудники, ответственные за внеучебную деятельность студентов. Внеучебная работа традиционно является частью педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедр, однако осуществляется она, как правило, в рамках преподаваемых дисциплин и выполняет задачи профессиональной ориентации, профессионального воспитания будущих специалистов. В 2016/2017 уч.г. авторы данной статьи инициировали исследование субъективного отношения студентов, аспирантов и преподавателей РУДН к внеучебной деятельности в целом и к процессу ее реализации в университете. Пилотажное исследование, в котором приняли участие 245 человек, позволило не только скорректировать диагностический инструментарий, но и выдвинуть обоснованные гипотезы о приоритетах обучающихся и преподавателей в этой сфере. В рамках данной статьи интерес представляют следующие данные: по мнению преподавателей университета, участвовавших в опросе, именно профориентационные мероприятия наиболее значимы для современных студентов (табл. 1). Из 28 участников опроса 9 преподавателей (32,1%) подчеркнули, что они готовы заниматься внеучебной деятельностью, только если она напрямую связана с преподаваемой дисциплиной (табл. 2). Таблица 1 Рейтинг средних значений по видам внеучебной деятельности от 1 до 9 (от самого значимого вида до менее значимого) Показатель Преподаватель (N=28) M ± S рейтинг Культурно-массовые мероприятия 5,3 ± 1,9 8 Культурно-просветительская деятельность 3,1 ± 1,8 2 Творческая деятельность 4,9 ± 2,1 6 Физкультурно-спортивная деятельность 4,4 ± 1,8 3 Конкурсные мероприятия 5,2 ± 1,9 7 Волонтерская деятельность 4,5 ± 2 5 Профориентационные мероприятия 2,3 ± 2,1 1 Трудовая деятельность 5,3 ± 2,3 9 Другое 4,5 ± 3,5 4 Таблица 2 Готовность преподавателей заниматься организацией внеучебной деятельности Готовность заниматься организацией внеучебной деятельности Преподаватель, (N=28) Да, по собственной инициативе 9 (32,1%) Да, но только в рамках преподаваемой дисциплины 9 (32,1%) Да, но только по поручению руководства 7 (25%) Нет 3 (10,7%) Для сравнения, большая часть опрошенных в ходе пилотажного исследования студентов (95 человек) в качестве наиболее значимых указали культурно-массовые мероприятия. Вместе с тем, в современных условиях не представляется возможным требовать от преподавателя одновременно активного участия в организации различных видов внеучебной деятельности, выполнения высоких показателей НИР и существенно возросшей аудиторной нагрузки. В связи с этим обоснован поиск дополнительных внутренних ресурсов, которые позволили бы полноценно реализовывать внеучебную деятельность по всем востребованным направлениям. Так, за последнее десятилетие оформился опыт успешной тьюторской деятельности в отдельных российских вузах. Модели тьюторства, представленные на уровне высшего образования, разнообразны, выбор определяется потребностями образовательной организации, ее спецификой. В РУДН реализуются две взаимодополняющие модели: тьютор по учебной работе, которому отводится существенная роль в системе обеспечения качества образования на факультете, и тьютор по воспитательной работе, который оказывает социальную, психологическую и педагогическую поддержку обучающимся, способствует социализации, формированию общей культуры личности студента. Тьюторство рассматривается как необходимый ресурс, как условие эффективности внеучебной деятельности вуза. В настоящее время в нашей стране формируется система подготовки тьюторов, появляются новые программы на уровне как магистратуры, так и системы переподготовки кадров. Однако большинство существующих программ направлены на подготовку тьюторов для уровней общего образования и, как правило, не отражают специфики образовательной среды вуза, разнообразия моделей тьюторства. Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки и реализации на кафедре психологии и педагогики РУДН программы дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогическая мастерская тьюторов», учитывающей особенности образовательной среды международно-ориентированного вуза и построенной в соответствии с запросом тьюторов университета. Особое внимание в рамках данной программы уделяется проблеме воспитательного потенциала вуза, роли и месту профессорско-преподавательского состава как организатора процесса воспитания студентов; анализу позитивных и негативных возможностей социума в контексте внеучебной деятельности, формированию умения осуществлять выбор необходимых ресурсов, выстраивать взаимодействие с социальными институтами. Значителен воспитательный потенциал студенческого самоуправления, профессиональных студенческих обществ, которые, при условии грамотной координации их работы, способны самостоятельно и ответственно решать актуальные задачи внеучебной деятельности. Одним из ключевых направлений внеучебной деятельности в контексте социально-педагогического подхода является включение студентов в социально значимую деятельность и социальные отношения как в вузе, так и за его пределами. Социально значимая деятельность предполагает получение целостного результата, значимого для всего социального сообщества и каждого в отдельности. В качестве примера можно привести участие студентов РУДН в программах наставничества, которые представляют собой эффективную систему взаимодействия российских студентов старших курсов с первокурсниками и иностранными студентами и позволяют оперативно решать такие задачи, как помощь неуспевающим, поддержка иностранных студентов в процессе социокультурной и академической адаптации в новой образовательной среде. Как и в любой волонтерской деятельности, в основе наставничества лежат принципы добровольности и бескорыстности. Вместе с тем, участники программ приобретают ценный социальный опыт, развивают такие социальные навыки, как коммуникативные способности, опыт ответственного взаимодействия в поликультурной среде, лидерские навыки, дисциплинированность, инициативность. Волонтерская деятельность позволяет студентам ощутить себя субъектами социальных отношений, стать сознательными участниками социальных преобразований. Социально-педагогический подход предполагает также активное взаимодействие вуза с социальными институтами и обществом в целом. Анализ имеющихся в научной литературе точек зрения на проблему взаимодействия позволяет выделить следующие его направления: взаимодействие как обмен информацией; взаимодействие как согласование действий; взаимодействие как организация совместной деятельности. Именно последнее наиболее значимо для внеучебной деятельности вуза. Оно определяет место и роль каждой стороны в совместном процессе реализации потенциала социальных институтов в интересах развития личности студента. Вместе с тем, проблема взаимодействия вуза и общества до настоящего времени не получила должного решения и требует научного осмысления и обоснования. Эффективность внеучебной деятельности во многом зависит от уровня развития и реализации воспитательного потенциала современного вуза, использования возможностей социума в процессе организации внеучебной деятельности, умения ответственных сторон осуществлять выбор необходимых ресурсов, выстраивать взаимодействие с социальными институтами, находить новые формы и направления внеучебной деятельности, адекватные современным ценностным ориентациям студенческой молодежи.

About the authors

G. P. Ivanova

People’s Friendship University of Russia


Doctor of Education Sciences, Professor of the Department for Psychology and Pedagogy, Philological Faculty

O. K. Logvinova

People’s Friendship University of Russia


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department for Psychology and Pedagogy, Philological Faculty

References

  1. Алиева Л. В., Нефедова Н. А., Руденко И. В. 2014. Теоретические основы и принципы внеучебной деятельности как инновационного блока воспитательной системы вуза. Москва: МНЭПУ.
  2. Винтин И. А. 2006. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении. Саранск: Изд-во Мордовского университета.
  3. Логвинова О. К. 2016. Поликультурное образование в современном вузе: социально-педагогический подход // Мир науки, культуры, образования 2(57), 161-164.
  4. Мусаев К. М. 2014. Формирование толерантности у студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности. Махачкала: ДГПУ.
  5. Руденко И. В., Алиева Л. В. 2011. Внеучебная деятельность современного вуза как пространство формирования личности студента // Вестник Гуманитарного института ТГУ 3, 7-9.
  6. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума. 2013 / Авт.-сост. В. С. Иванов, В. С. Торохтий, О. Г. Федоров. Москва: МГППУ, ЦРТДЮ «Можайский».
  7. Социальная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2014 / Под общ. ред. В. С. Торохтия. Москва: Юрайт.
  8. Торохтий В. С. 2010. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование 5, 56-71.
  9. Шакирова Э. Ф. 2008. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа // Психологическая наука и образование 5, 26-35.
  10. Bakoban R. A., Aljarallah S. A. 2015. Extracurricular activities and their effect on the student’s grade point average: Statistical study // Educational Research and Reviews 10(20), 2737-2744.
  11. Cheng David X., Zhao Chun Mei. 2006 Cultivating Multicultural Competence through Active Participation: Extracurricular Activities and Multicultural Learning // NASPA Journal 43(4), 13-38.
  12. Strapp C. M., Farr R. J. 2010. To Get Involved or Not: The Relation Among Extracurricular Involvement, Satisfaction, and Academic Achievement // Teaching of Psychology 37(1), 50-54.
  13. Zacherman A., Foubert J. 2014. The Relationship between Engagement in Co curricular Activities and Academic Performance: Exploring Gender Differences // Journal of Student Affairs Research and Practice, 51(2), 157-169.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies