THE WOMEN'S MOVEMENT FOR CIVIL AND POLITICAL RIGHTS IN THE UNITED STATES OF AMERICA (second half of XIX - beginning of XX centuries)


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to one of the topical problems in modern historical scholarship - the women's movement for civil and political rights in the United States in the second half of the XIX century the importance of the topic lies in the fact that now greatly increased interest in women's history. Domestic and foreign historians doing research on various aspects of women's struggle for their rights. This is because the position of women in society is an acute social problem from the standpoint of legal norms and moral principles. The individual interest of the American women's movement, which was the subject of this study. The present study is based on documentary materials which are located on the official website of «Library of Congress» and contain information about the leaders of the women's movement in the United States, their ideological views about the methods of struggle of American women for civil and political rights, etc. Separate attention is paid to the analysis of texts of documents that have been developed in the process of work of the various congresses of members of the women's movement («Declaration of Sentiments«, etc.). Work with these materials was carried out by using General scientific research methods: description, analysis and comparative method, as well as with the use of special methods of historical research: historical-comparative method and cultural-semiotic approach. During the study, it was determined that the women's movement began in the U.S. in the first half of the XIX century with the strengthening of women's struggle for their rights in the second half of the XIX century, influenced by economic, ethno-cultural and ideological factors. The work also investigated the causes of the intensification of women's movements, analyzes the social basis and the nature of philosophy American activists (Elizabeth Cady Stanton, Lucretia Mott, Susan B. Anthony, Lucy Stone, etc.). The results of the study enable us to reconstruct some aspects of the women's movement in the United States in the second half of the XIX century.

Full Text

В настоящее время в отечественной и зарубежной исторической науке актуализировались вопросы, касающиеся гендерной истории. В рамках данной проблемы отдельный интерес представляет американская женская история. Это обусловлено тем, что, несмотря на причисление США к странам передовой западной демократии, американские женщины долгое время не обладали равными правами с мужчинами. На рубеже ХIХ-ХХ вв. проблема женской эмансипации превратилась в одну из ведущих в американском обществе. Именно в это время многие женщины заявили о своих интересах, бросив вызов общепринятым представлениям о традиционном предназначении «слабого» пола как хранительницы домашнего очага. Они стали бороться за гражданские и политические свободы, преодолевая законодательные и идеологические барьеры. Стоит отметить, что в отличие от европейских женщин американки стремились к мирным и цивилизованным формам защиты своих интересов. К ним относились массовые демонстрации протеста, зрелищные шествия и театрализованные парады, разъяснительные работы среди различных групп населения, публичные лекции, частные беседы, письменные обращения в редакции газет и журналов. При проведении обозначенных форм защиты интересов американских женщин акцент делался на «Декларацию независимости Соединенных Штатов Америки» от 4 июля 1776 г., в которой определялось, что «все люди созданы равными» (“all men are created equal”). Во-первых, это было обусловлено тем, что данный документ стал основой и для организации аболиционистского движения, на почве которого, по мнению большинства историков, зародилось женское движение. Во-вторых, несмотря на то, что долгое время под словосочетанием «все люди» (all men) понималось только свободное мужское население Соединенных Штатов Америки, американские женщины стремились доказать, что в тексте «Декларации независимости» речь идет о представителях обоих полов. Итак, женское движение - это достаточно широкое понятие, обозначающее совокупность женских организаций, деятельность которых направлена на повышение социально-политического статуса американок и достижение равных прав с мужчинами (Садовникова 2007). Стоит отметить, что начало женского движения в США связано с именами Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреции (Коффин) Мотт. Элизабет Кэди Стэнтон (1815-1902) вошла в американскую историю как «мать-основательница» суфражистского движения. Она родилась в семье адвоката и получила нетрадиционное для ее сверстниц образование. В 1830 г. под влиянием аболиционистских идей Элизабет Кэди Стэнтон уговорила своего отца отправить ее учиться в первое женское учебное заведение в Трое (штат Нью-Йорк), которое было приравнено по своему статусу к мужским высшим образовательным учреждениям. Здесь она изучала классическую римскую и греческую литературу, право, риторику, теологию. Помимо этого, участвовала в литературных и богословских обществах с целью овладения ораторским искусством. В свободное от учебы время изучала законодательство и наблюдала за адвокатской практикой своего отца. В 1830-40-е гг. Элизабет Кэди Стэнтон начала изучать проблему религиозного оправдания института рабства и библейских предубеждений против женщин. По ее мнению, низкий социально-правовой статус американок стал следствием исторически сложившегося угнетения женщин, пропагандируемого Библией. Как и нормы обычного права, религиозные догматы лишали женщин права голоса, права на развод, права на владение и распоряжение имуществом, права на получение высшего образования. Элизабет Кэди Стэнтон была убеждена, что пока женщины не осознают тот факт, что правительство и религия являются изобретениями человеческой цивилизации, а Библия, молитвенники и катехизисы - плодами работы мужского мозга, они будут угнетаться предписанной Богом властью. В 1840 г. вопреки желанию своего отца она вступила в брак с журналистом, известным борцом против рабства Генри Стэнтоном. Свой медовый месяц они провели в Лондоне, где приняли участие во Всемирном конгрессе против расового угнетения. На данном конгрессе Элизабет Кэди Стэнтон встретила свою будущую соратницу по борьбе за права женщин Лукрецию (Коффин) Мотт (1793-1880), квакерскую учительницу (Попкова, Антонова). Лукреция (Коффин) Мотт родилась 3 января 1793 г. на острове Нантакет, располагавшемся в тридцати милях от побережья Кейп Кода. Ее отец, Томас Коффин-младший, будучи морским капитаном, проводил большую часть времени в море, охотясь за кашалотами. По этой причине у него не сложились доверительные отношения с дочерью. Однако именно от отца Лукреция унаследовала колоссальную физическую энергию и склонность к риску, которые стали неотъемлемыми чертами ее характера. Мать Лукреции, Анна Фольгер Коффин, была дружелюбной женщиной с хорошим чувством юмора. Она держала лавку, доходы которой помогали обеспечивать себя и детей всем необходимым, пока муж находился в море. Огромное внимание мать уделяла воспитанию и обучению детей. Она учила дочерей шить, вязать и готовить нантакетские блюда, рецепты которых передавались из поколения в поколение (например, рецепт приготовления трески с луком по-фольгеровски, рецепт приготовления телятины или свинины с мясным соусом, рецепт пудинга с ежевикой) (Бейкон 1999: 9). Лукреция всегда считалась старшим ребенком в семье, несмотря на то, что имела старшую сестру Сару. Это связано с тем, что сестра, вероятно, была инвалидом. По этой причине ей никогда ничего не поручали делать, и она никогда не ходила в школу. Из-за проблем с Сарой Лукреция заняла положение старшей дочери в семье. Это обстоятельство способствовало укреплению ее уверенности в себе и формированию чувства собственного «я». С четырех лет Лукреция проводила в школе по пять часов в день, где ее учили читать, писать красивым разборчивым почерком и считать. При этом необходимо отметить, что буквы и цифры она учила дома с матерью. Когда Лукреции исполнилось одиннадцать лет, ее семья переехала на постоянное место жительства в Бостон. Первоначально родители отдали детей учиться в частную школу, а затем перевели в обычную, чтобы избежать «классового зазнайства». Лукреции это решение понравилось, так как, по ее воспоминаниям, именно «там она обрела чувство симпатии к беднякам» (Бейкон 1999: 16-17). Окончив среднюю школу, Лукреция продолжила обучение в школе-пансионе, в которой занятия для мальчиков и девочек проводились отдельно. Здесь она изучала английскую грамматику и географию, заучивала наизусть много стихотворений. Два раза в неделю посещала квакерское собрание. Обучение в данной школе способствовало раскрытию сильных сторон ее мышления: цепкой памяти, глубокого ума, способности рассуждать логически. Именно в это время у Лукреции начало складываться негативное отношение к рабству. В 1808 г. она закончила обучение в школе. Однако Лукреции предложили остаться в учебном заведении в должности помощницы старшего преподавателя девочек. Ей полагался полный пансион, но без заработной платы. Лукреция приняла данное предложение. Уже будучи учительницей она узнала, что размер заработной платы работников не зависит от их возраста и опыта. В любом случае труд мужчин ценился больше, чем труд женщин. В 1811 г. Лукреция вышла замуж за преподавателя квакерской школы Джеймса Мотта, в котором нашла единомышленника. Джеймс Мотт также выступал против института рабства (Бейкон 1999: 23). На протяжении нескольких лет Лукреция участвовала в деятельности различных женских обществ, члены которых выступали против угнетения рабов. В 1837 г. она организовала и приняла участие в Первой аболиционистской конференции, в ходе работы которой было принято решение о развертывании кампании по сбору миллиона подписей под петицией с требованием положить конец рабству в округе Колумбия. Помимо этого было принято решение о печати двух памфлетов «Воззвание к женщинам условно свободных Штатов» (автор Ангелина Гримке) и «Обращение к освобожденным цветным американцам» (автор Сара Гримке) (Бейкон 1999: 56). В 1840 г. Лукрецию и ее мужа Джеймса выбрали делегатами от Пенсильвании на Всемирный конгресс против расового угнетения, который должен был пройти в Лондоне. В Лондон они отправились на пакетботе «Роско» вместе с другими делегатами - Мэри Грю, Сарой Пью, Элизабет Нилл и Эбби Кимбер (Бейкон 1999: 67). Всемирный конгресс открылся 12 июня. Делегаты разместились в основной части зала перед трибуной, посетители и наблюдатели - по обе стороны от центральной части. Однако Лукреция (Коффин) Мотт вместе с Элизабет Кэди Стэнтон, Лидией Марией Чайлд и другими женщинами, не получившими подтверждения своим мандатам, могли находиться только в галерее для публики (Бейкон 1999: 71). Именно этот инцидент способствовал началу совместной работы Лукреции (Коффин) Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон в борьбе за права женщин. В течение восьми лет после Лондонского конгресса Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреция (Коффин) Мотт вели активную агитацию о необходимости борьбы американских женщин за свои права. Ее результатом стал созыв в 1848 г. первого собрания участников женского движения в Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк), на котором присутствовало более 200 женщин и около 40 мужчин из ближайшей округи. Председательствовал на данном собрании Джеймс Мотт (Сиротинская 2008: 138). В рамках работы данного собрания была опубликована «Декларация чувств», разработанная на основе «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки». Она содержала ряд пунктов, основными из которых были требования предоставления женщинам избирательного права, права на образование, права на участие в делах церкви, введения имущественного равенства, одинаковой оплаты женского и мужского труда. Помимо этого, «Декларация чувств» включала обвинения мужчин в том, что женщин заставляют подчиняться законам, в разработке и принятии которых они не принимали участие, а также в том, что лишение женщин гражданских и избирательных прав способствует отсутствию их представительства в органах государственной и муниципальной власти, что является основой угнетения американских женщин во всех сферах жизнедеятельности (Declaration of Sentiments). На данном собрании был разработан ряд резолюций. Некоторые из них были весьма дискуссионными. Например, двенадцатая резолюция, призывавшая женщин добиваться своего «священного права» - права голоса, - была одобрена незначительным большинством лишь после того, как Ф. Дуглас, ревностный аболиционист и бывший беглый раб, высказался в ее защиту. С 1850 г. и до Гражданской войны 1861-1865 гг. подобные собрания проводились регулярно. Так, в октябре 1853 г. в Кливленде (штат Огайо) состоялся Национальный съезд участников борьбы за права женщин. Возглавляла работу съезда Фрэнсис Гейдж, которая прокомментировала сложившееся мнение о том, что женщина является хранительницей домашнего очага, и ей нет места на избирательном участке. Она заявила, что мужчинам не стоит опасаться изменения роли женщины после того, как общество предоставит ей возможность участвовать в выборах, быть избранной в Конгресс и т.д. Получив эти права, американская женщина не перестанет быть, прежде всего, матерью и женой (Voting Rights for Women). Важно отметить, что после Гражданской войны 1861-1865 гг. в движении за права женщин наметился раскол. Это было связано с принятием XIV и XV поправок к американской Конституции. Так, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Энтони боролись за принятие тех конституционных поправок, которые одновременно наделяли бы правами и афроамериканцев, и женщин. В результате совместной деятельности они создали достаточно радикальную Национальную женскую суфражистскую ассоциацию, члены которой выступали против XV поправки к Конституции, предоставлявшей избирательные права только афроамериканцам. Они утверждали, что необходимо отказаться от данной поправки в пользу провозглашения всеобщего избирательного права (Voting Rights for Women). В свою очередь Люси Стоун, ее муж Генри Блэквелл и Джулия Уорд Хау образовали более умеренную Американскую женскую суфражистскую ассоциацию, члены которой боролись за предоставление избирательного права женщинам на государственном уровне. В итоге им удалось добиться предоставления такого права американкам в нескольких североамериканских штатах (Voting Rights for Women). В 1890 г. эти две соперничающие организации объединились в Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию. К этому времени женщины получили право голоса в штатах Вайоминг, Юта, Айдахо, Колорадо и Вашингтон. Стоит отметить, что в конце XIX - начале XX вв. американские женщины вели активную борьбу за права. Однако Первая мировая война внесла некоторые коррективы в женское движение, но не помешала американкам продолжать отстаивать статус полноправных и независимых членов американского общества. На протяжении нескольких лет они предлагали Конгрессу внести в американскую Конституцию поправку, предоставлявшую женщинам избирательное право. В результате в 1919 г. была разработана XIX поправка, согласно которой право голоса граждан США не ограничивалось половым признаком (Voting Rights for Women). Важно заметить, что женское движение в США активно обсуждалось в американской прессе на протяжении XIX-XX вв. Долгое время его участниц сравнивали с аболиционистами, рисующими «красивую картину равенства и братской любви»; осуждали за то, что они бросили вызов «мужской сфере» (Сиротинская 2008: 152-153). Однако американские женщины смогли добиться того, что некоторые газеты превратились в орган защиты их прав. Например, газета “Lily” первоначально задумывалась как издание в защиту трезвости, но потом сменила свои ориентиры. Она имела большой успех. По этой причине тираж газеты достиг более 4 тыс. экземпляров. Редактором “Lily” была Амелия Блумер, которая пропагандировала на страницах газеты реформу женской одежды - укороченное платье поверх «турецких» шаровар, иногда в ансамбле с широкополой шляпкой. А. Блумер обращала внимание на гигиеничность своего нового одеяния, не сковывавшего движений, и на его удобство. В числе первых американских леди, одевших в начале 1851 г. «блумерсы», были Элизабет К. Стэнтон, ее двоюродная сестра Элизабет Смит Миллер и сама Амелия Блумер. Вскоре их примеру последовали Сьюзен Б. Энтони, Люси Стоун, Сара Мур Гримке и ее младшая сестра Ангелина Гримке Велд. Однако «блумерсы» вызвали негативную реакцию у большей части американского населения. По этой причине большинство американских реформисток вынуждены были отказаться от новой одежды, но Амелия Блумер продолжала ее носить до конца 1850-х гг. (Сиротинская 2008: 155-156). Некоторые редакторы американских газет выступали за то, чтобы женщинам предоставили право быть парикмахерами, врачами и т.д. Например, в газете “Working Man’s Advocate” (редактором которой был один из лидеров рабочего движения Джордж Генри Эванс) говорилось о том, что в 1831 г. было очень необычным увидеть женщин в торговых фирмах Нью-Йорка. Выражалась надежда на то, что те «варварские и непросвещенные» дни, когда было распространено мнение, что женщинам в коммерции доверять нельзя, ушли в прошлое. Автор выдвигал следующий аргумент: «А разве это мужское занятие стоять за стойкой и показывать ткани и кружева, нахваливая шелка и атлас?» Он был уверен в том, что участие женщин будет способствовать совершенствованию коммерческого дела в США (Сиротинская 2008: 163). В 1858 г. один из авторов “Harper’s New Monthly Magazine” сделал акцент на том, что женщины требуются для многих видов работ, которые они выполняют лучше мужчин. Например, они показали себя лучшими учителями начальной школы, талантливыми писательницами в определенных областях литературы, а также проявили себя в качестве дизайнеров и т.д. (Сиротинская 2008: 165). Таким образом, женское движение в Соединенных Штатах Америки представляло достаточно сложное явление в жизни американского общества. Основные требования американских женщин сводились к предоставлению гражданских и политических прав представительницам слабого пола. Американкам удалось создать ряд организаций, члены которых объединенными усилиями смогли добиться ряда важных результатов, а самое главное - предоставления избирательного права американским женщинам.
×

About the authors

A. V. Savelyeva

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Document Science and General History

References

  1. Бейкон М. 1999. Достойный друг: жизнь Лукреции Мотт. Филадельфия: Всеобщая конфедерация друзей.
  2. Попкова Л. Н., Антонова Ю.А. Элизабет Кэди Стэнтон: дискуссии о женской эмансипации. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elizabet-kedi-stenton-diskussii-o-zhenskoy-emansipatsii (дата обращения: 26.01.2017).
  3. Садовникова О. А. 2007. Женское движение в борьбе за гражданские и политические свободы в США (начало XX в.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Москва.
  4. Сиротинская М. М. 2008. Женское движение в США, 1840-1850-е гг. (по материалам американских периодических изданий) // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. Т. 1. Москва: ИВИ РАН, 137-188.
  5. Declaration of Sentiments. Put forth at Seneca Falls, N.Y., July, 19th and 20th, 1848. URL: https://memory.loc.gov (дата обращения: 26.01.2017).
  6. Voting Rights for Women. URL: https://memory.loc.gov (дата обращения: 26.01.2017).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies