MONITORING OF HEALTH RECORDS, STUDENTS’ PHYSICAL EFFICIENCY ADAPTATION DURING A PHYSICAL EDUCATION LEARNING PROCESS


Cite item

Full Text

Abstract

The construction problem of the modern educational process based on health formation has exceptional importance for university because establishing harmonious connection between training and health provides high-quality and quantitative changes in creation of future competitive experts. Health saving process has to provide preservation and promotion of mental, physical, social and moral and spiritual health of students during their time at university. The article addresses monitoring of health records, students’ physical efficiency adaptation during a physical education learning process. In the course of the works research on knowledge evaluation of theoretical and methodic-practical material on physical education in the field of preservation and promotion of health has been undertaken; questioning of students on self-assessment of the state of health and physical activity; harmony of constitution assessment; dynamics of physical fitness; assessment of functional capacity of cardiovascular and respiratory systems; assessment of students psychological. This research was undertaken during the period from 2014 to 2016 with 300 students in different sports at physical education department at Omsk state technical university. The aim of the study: determination of selection correctness of means, methods and exercise stresses during training depending on sex, age, the state of health, the level of physical and sports fitness and also from the sports base, traditions of university and other conditions. The analysis of the indicators which were revealed as a result of pedagogical researches has allowed us to introduce necessary amendments in the health saving formation for improvement of the state of health; to increase physical activity, physical fitness and efficiency of students during training.

Full Text

Радикальные изменения социально-экономического развития Российского общества оказали значительное влияние на требования к современному вузу в подготовке выпускника как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и здоровьем. В этих условиях проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения (Сафонова и др. 2007). В этой связи особенно возрастает роль физического воспитания в вузах, так как к моменту окончания учебного заведения заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья. От них требуется значительная мобилизация сил для адаптации к высоким умственным нагрузкам, формированию межличностных отношений, новым условиям обучения, а зачастую и проживания (Мысина 2011; Кудашова, Кудашов 2014). Следует отметить, что в настоящее время активно изучается адаптационно-приспособительная деятельность организма, при этом важна не единовременная оценка показателей, а организация динамичного наблюдения и анализ полученных результатов (Кабачкова, Капилевич 2013). В данной работе представлены результаты мониторинга показателей здоровья, адаптации, работоспособности, а также уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья в образовательном процессе студентов. Исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. В ходе работы у студентов основной группы были проведены следующие исследования: анкетирование по самооценке состояния здоровья (по В. П. Войтенко, 1991) и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявление динамики физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов; оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья. За период исследования выявлена положительная динамика самооценки состояния здоровья (по В. П. Войтенко) студентов, что связано с расширением резервов функционирования систем организма, а также с познавательной, социальной деятельностью, направленной на приобретение знаний о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни, на формирование ценности здоровьесберегающей деятельности по отношению к себе и окружающим; к потребности в освоении способов сохранения своего здоровья. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность (Шустова 2016). Результаты анкетирования по оценке физической активности свидетельствуют о положительной динамике за период опытно-экспериментальной работы и приведены на рисунке 1. Для определения гармоничности телосложения был использован индекс грудного показателя, определяемый по формуле: окружность груди в сантиметрах, умноженная на 100 и разделенная на рост в сантиметрах. За период работы отмечено улучшение показателей гармоничности физического развития у 21% исследуемых. Для выявления динамики физической подготовленности использовался 12-минутный тест ходьбы и бега (по Куперу К., 1989), прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (табл. 1). Рис. 1. Самооценка уровня физической активности студентов Таблица 1 Показатели физической подготовленности студентов Показатели Период исследования n-300 Р между 2014 г. и 2016 г. 12-минутный тест по Куперу, м 2014 г. 2416±38 >0,05 2015 г. 2537±41 2016 г. 2585±32 Прыжок в длину с места, см 2014 г. 225±0,01 >0,05 2015 г. 230±0,03 2016 г. 235±0,05 Подтягивание на перекладине, кол-во 2014 г. 10,6±1,21 >0,05 2015 г. 10,8±1,21 2016 г. 10,9±1,21 Примечание: Р - достоверность различий. В ходе исследования выявлена достоверная положительная динамика вышеперечисленных показателей. Для определения физической работоспособности широко используются пробы с дозированной физической нагрузкой (степ-тест). Для проведения степ-теста исследуемые выполняли две нагрузки в течение 3-х минут каждая в виде восхождения на гимнастическую скамейку высотой 30 см. Первая нагрузка выполнялась со скоростью 20 подъемов в минуту, вторая нагрузка - со скоростью 30 подъемов в минуту. Между первой и второй нагрузкой - отдых, стоя в течение 10 секунд, необходимый для подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС) после первой работы. После проведения пробы и восстановительного периода ЧСС через 5 минут по специальной таблице находили значение А (величину PWC170 на 1 кг веса) на пересечении максимальной частоты пульса после первой и второй работ. Затем по формуле A×B=PWC170(кг/мин), где А - величина PWC170 на 1 кг веса, В - вес тела исследуемого в кг, рассчитывали физическую работоспособность. Результаты ЧСС, полученные в процессе исследования, необходимы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Величина максимального потребления кислорода (МПК) является одним из самых важных и демонстративных показателей состояния здоровья человека, являясь основным фактором, определяющим способность человека к физической работе и установление индивидуальной чувствительности или толерантности каждого занимающегося к физической нагрузке. Повышение МПК свидетельствует об эффективности применяемых тренировочных программ. Данный показатель определялся по общепринятой методике (Карпман и др. 1988). Анализ полученных результатов исследования показал повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов за период обучения (табл. 2). Таблица 2 Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов Показатели Период исследования (n-300) Р между 2014 г. и 2016 г. ЧСС в покое, уд/мин 2014 г. 77±0,4 >0,05 2015 г. 73±0,2 2016 г. 71±1,4 ЧСС максимальная, уд/мин 2014 г. 158±1,3 >0,05 2015 г. 142±1,2 2016 г. 141±0,5 PWC170, кгм/мин 2014 г. 952±67,1 >0,05 2015 г. 1030±41 2016 г. 1250±41 МПК абс., л/мин 2014 г. 2,8±0,5 >0,05 2015 г. 3,9±0,3 2016 г. 4,7±0,2 ЧСС на 5-мин. восстановления 2014 г. 87±1,2 >0,05 2015 г. 86±1,3 2016 г. 78±0,6 Примечание: Р - достоверность различий. Все полученные результаты имеют достоверную значимость. Одним из основных показателей аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая их вентиляционную способность. За период исследования (2014-2016 гг.) отмечена положительная тенденция ЖЕЛ. Кроме того, к показателям внешнего дыхания относятся жизненный индекс (ЖИ) и гипоксические пробы (Штанге и Генчи). Жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата и свидетельствующий об увеличении дыхательной поверхности легких на единицу массы тела, в начале исследования составил в среднем 60 мл/кг, при норме не менее 65-75 мл/кг. В конце исследования выявлено увеличение ЖИ. Помимо этого для определения функционального состояния дыхательной системы использовались гипоксические пробы Штанге - регистрация времени задержки дыхания при глубоком (но не максимальном) вдохе, время задержки дыхания отмечали по секундомеру. Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе выполняется после обычного (но не чрезмерного) выдоха. Исследуемый задерживает дыхание, продолжительность задержки отмечают по секундомеру. За период исследовательской работы было выявлено достоверное (р < 0,001) увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе, а показатели пробы Генчи - задержка дыхания после выдоха - имели положительную динамику. Таким образом, результаты свидетельствуют об адаптации дыхательной системы к физическим нагрузкам. Изучение психоэмоционального статуса студентов особенно актуально в современных условиях, поскольку учебный процесс, как правило, протекает на фоне высокого нервно-эмоционального напряжения, при воздействии на организм неблагоприятных экологических факторов, осложненных гипокинезией, избытком информации и другими негативными явлениями внутренней и внешней среды. Принимая во внимание, что под влиянием физических тренировок уменьшается уровень личностной тревожности (Ханин 1976), а также ситуационной тревожности и депрессии, было проведено исследование этих показателей. Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов по госпитальной шкале тревоги и депрессии (Zigmond 1983), представленные в таблице 3, до начала исследования существенных различий не имели. Учитывали суммарный показатель по каждой подшкале, при этом выделяли три области значений: 0-7 - норма, т.е. отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии, 8-10 - субклинически выраженная тревога или депрессия», от 11 и выше - клинически выраженная тревога или депрессия. Результаты мониторинга свидетельствуют о снижении количества студентов (от 12% до 15%) с симптомами тревоги и депрессии. Оценка уровня личностной тревожности представлена в таблице 4. Таблица 3 Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов (по госпитальной шкале тревоги и депрессии) Госпитальная шкала тревоги и депрессии, баллы Период исследования 2014 г. 2016 г. Абс. число % Абс. число % 0-7 (норма) отсутствие тревоги 195 65 231 77 0-7 (норма) отсутствие депрессии 246 82 291 97 8-10 (субклинически выраженная форма тревоги) 60 20 54 18 8-10 (субклинически выраженная форма депрессии) 45 15 9 3 11 и выше (клинически выраженная форма тревоги) 45 15 15 5 11 и выше (клинически выраженная форма депрессии) 9 3 - - Таблица 4 Показатели уровня личностной тревожности (вторая часть шкалы) Спилбергера-Ханина у студентов Уровень тревожности Период исследования n = 300 Абс. число, человек % Низкий 2014 г. 114 38 2016 г. 123 41 Средний 2014 г. 135 45 2016 г. 156 52 Высокий 2014 г. 51 17 2016 г. 21 7 Полученные результаты подтверждают, что регулярная физическая нагрузка обладает антистрессовым действием, снижающим тревогу и депрессию. Кроме того, мониторинг включал в себя не только оценку физической активности, физической подготовленности, морфофункциональных и психологических показателей студентов, но также анализ и оценку результатов теоретических знаний. Оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья осуществлялась по тестовым заданиям, разработанным на кафедре «Физическое воспитание и спорт» (рис. 2). Рис. 2. Оценка уровня знаний студентов Следует отметить, что к концу периода исследования уровень знаний у 90% студентов оценивался на «отлично». Таким образом, результаты мониторинга в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза свидетельствуют о том, что за период исследования у студентов улучшились самооценка состояния здоровья и показатели гармоничности телосложения, увеличились физическая активность, показатели физической подготовленности и работоспособности, повысились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшились психологические показатели, что в целом подтверждает правильность подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Анализ показателей, выявленных в результате мониторинга, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.
×

About the authors

O. A. Melnikova

Omsk State Technical University

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport

I. N. Sheveleva

Omsk State Technical University

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport

References

  1. Войтенко В. П. 1991. Здоровье здоровых (введение в санологию). Киев: Здоровье.
  2. Кабачкова А. В., Капилевич Л. В. 2013. Мониторинг функционального состояния студентов младших курсов // Теория и практика физической культуры 7, 30-33.
  3. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. 1988. Тестирование в спортивной медицине. Москва: ФиС.
  4. Кудашова Л. Т., Кудашов В.Ф. 2014. Тенденции преподавания физической культуры в вузах // Полевщиков М. М. (отв. ред.). Физическая культура, спорт и здоровье: «Виртуаль-23»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 35-38.
  5. Купер К. 1989. Аэробика для хорошего самочувствия. Москва: Физкультура и спорт.
  6. Мысина Г. А. 2011. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза: Дис.. д-ра пед. наук. Тула.
  7. Сафонова Ж. Б., Мельникова О. А., Колтошова Т. В., Шевелёва И. Н., Петрова Г. А. 2007. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация). Омск: ОмГТУ.
  8. Ханин Ю. Л. 1976. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИИТЕК.
  9. Шустова Ю. А. 2016. Здоровьесберегающие технологии в вузе // Юсупова Р. А., Акишина Б. А., Покровская Т. Ю. (отв. ред.). Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Казань: Фолиант, 575-577.
  10. Zigmond A. S., Shaith R. P. 1983. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatz 67, 361-370.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies