THE TECHNOLOGY OF THE INTEGRATED APPLICATION OF PHYSICAL CULTURE AND ACUPRESSURE IN PEOPLE WITH CERVICAL OSTEOCHONDROSIS


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the results of the study with the use of the pedagogical experiment to determine the effectiveness of the developed technology of complex use of health-improving physical culture and acupressure in people with cervical osteochondrosis. Into pedagogical experiment two groups of subjects (control and experimental) with 12 persons in each group have been involved. In this paper other methods of research have been used: the analysis of literary sources, pedagogical observation, control tests, and mathematical statistics with the application of the Wilcoxon criterion. In the experimental group health-improving physical culture have been used taking into account the characteristics of the four kinetic conditions, they are sparing, restorative, regenerating, and training. The acupressure was being performed on a person’s head, on five symmetrically located paired points and one unpaired point. In the control group, health-improving physical culture was applied by the conventional method with the features of the three conditions of patients: acute, subacute, and remission. The massage of the neck and shoulder girdle of the subjects was carried out manually, according to the classical scheme. During the pedagogical experiment, all the observed indices in the experimental and control groups improved. In the control group, the strength of the left hand was by 1.9 kg (6.1%) better. The strength of the right hand became by 2.2 kg (7.5%) better. The data of the power endurance of the abdominal muscles became better by 2.3 of lifting (9.1%) as well as the ones of the power endurance of back muscles have increased by 3.5 seconds (12.1%) Whereas, in the experimental group, the changes of these figures were expressed greater. Thus, the strength of the left hand increased by 4.9 kg (14%). The strength of the right hand enlarged by 4.2 kg (4.1%) respectively. Also the indicators of strength endurance of abdominal muscles increased significantly by 4.2 of lifting (34.5%), and the ones of power endurance of back muscles by 6.1 sec. (21.3 %). All the changes of figures in the experimental group were reliable (P < 0.05). The results of the pedagogical observations corroborate the dynamics of changes in the condition of the respondents during the pedagogical experiment. Their subjective assessments of sleep, appetite and mood (SAM) began to improve a bit earlier and in a more pronounced way in the experimental group. The data obtained in the course of the study showed that the developed technology can be recommended for practical use with the purpose of prevention or elimination of cervical osteochondrosis.

Full Text

Актуальность. Из всех мышечных групп человека постоянную нагрузку несут только мышцы туловища и шеи, которые своим небольшим, но постоянным напряжением сохраняют и поддерживают рабочие и бытовые позы. Из-за нарастания в них утомления мышцы туловища и шеи часто не в состоянии обеспечивать амортизационную функцию, обязанность которой переходит на структуры позвоночника. В результате страдают, в первую очередь, межпозвонковые диски. Нежелательные изменения в их состоянии наряду с длительным почти статическим малоподвижным сидением также вызывают индивидуально чрезмерные динамические нагрузки на позвоночник (подъем тяжестей, штанги, легкоатлетические прыжки, спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на лыжах с трамплина и др.). В связи с этим в межпозвонковых дисках и окружающих их тканях развиваются воспалительные процессы. Несмотря на постоянный прогресс жизни и деятельности людей, практически ни один человек ни в одной стране мира не избежал болей в каком-либо из отделов позвоночника. В течение жизни не менее 80% людей страдают хроническими вертеброгенными болями в пояснице и в ногах, более 50% - в шее и в руках и 30% - в области грудной клетки и живота. Шейный отдел позвоночника человека состоит из семи позвонков. Позвонки соединены друг с другом межпозвонковыми дисками и связками. Отверстия в позвонках образуют канал, в котором находится спинной мозг. Его корешки, содержащие чувствительные нервные волокна, выходят к мышцам, внутренним органам между каждой парой позвонков. При сгибании позвоночника межпозвоночные диски несколько уплотняются на стороне наклона, а их ядра смещаются в противоположную сторону. Таким образом, межпозвоночные диски - это амортизаторы, смягчающие давление на позвоночник. При неправильной дозировке физической нагрузки на позвоночник диск теряет способность к выполнению своей амортизационной функции, спустя некоторое время внешняя оболочка диска может растрескаться, и образоваться его протрузия или грыжевое выпячивание. Они сдавливают кровеносные сосуды, корешки спинного мозга, а иногда и сам спинной мозг. Эти изменения сопровождаются болевыми ощущениями и рефлекторным напряжением мышц спины. Жалобы людей с шейным остеохондрозом самые разнообразные: боли в сердце, головные боли, головокружение с кратковременной потерей сознания, перед глазами мелькают мушки, шумит в ушах, ноет шея, трудно выполнять движения головой, руками, туловищем в целом. Цель исследования - разработать эффективную технологию комплексного применения оздоровительной физической культуры и точечного массажа для людей с шейным остеохондрозом. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать современную научно-методическую литературу по исследуемой теме. 2. Разработать методику оздоровительной физической культуры и точечного массажа для людей с шейным остеохондрозом. 3. Провести педагогический эксперимент для определения эффективности разработанной технологии комплексного применения оздоровительной физической культуры и точечного массажа у людей с шейным остеохондрозом. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы позволил определить современные научные представления и тенденции по исследуемой проблеме, цель, задачи и методы исследования. Педагогические наблюдения проводились с целью определения изменений в процессе эксперимента у испытуемых субъективных показателей сна, аппетита, настроения (методика САН). Контрольные испытания применялись в качестве объективных изменений данных динамометрии кистей правой и левой руки и показателей силовой выносливости мышц-разгибателей и мышц-сгибателей туловища. Динамометрия правой и левой кистей проводилась стандартным способом в положении отведенной в сторону руки с применением кистевого динамометра. Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивалась по времени (в секундах) подъема туловища из положения лежа на животе с зафиксированными ногами и удержания его в таком положении (тест «рыбка»). Силовая выносливость мышц живота определялась количеством сгибаний и разгибаний туловища из положения лежа на спине с зафиксированными ногами, руки на груди. Педагогический эксперимент проводился для определения эффективности разработанной технологии. Полученные в ходе проведения педагогического эксперимента цифровые показатели контрольных испытаний были обработаны методами математической статистики с применением критерия Вилкоксона. В исследовании принимали участие обратившиеся впервые по поводу проблем в шейном отделе позвоночника, снижения эффективности своей деятельности и связанной с этим временной потерей трудоспособности. Методом случайной выборки были сформированы две группы мужчин в возрасте 34-37 лет (контрольная и экспериментальная группы) по 12 человек в каждой. Испытуемые в обеих группах по исследуемым показателям были практически одинаковыми (табл. 1). Для восстановления их работоспособности с 26 сентября по 14 октября 2016 г. в условиях стационара Томской областной клинической больницы применялась оздоровительная физическая культура и массаж. Оздоровительная физическая культура применялась два раза в день по 30 минут. Массаж проводился в первую неделю по 20 минут, в последующие две недели по 30 минут. Все другие назначения врача всем респондентам были одинаковы. Отличия состояли только в том, что в контрольной группе оздоровительная физическая культура проводилась по общепринятой методике с учетом периодов нарушения здоровья испытуемых: острый, подострый, ремиссия (Доброва 2007; Попов 2008; Кочнева, Петрова 2009; Дубровская 2011; Нарзулаев и др. 2012). Массаж шейного отдела позвоночника и плечевого пояса применялся ручной классический (Васечкин 2008). В экспериментальной группе оздоровительная физическая культура применялась с учетом особенностей четырех двигательных режимов: щадящего, тонизирующего, восстановительного, тренирующего (Петухов и др. 2014). Щадящий режим совпадает с острым периодом состояния пациента. В больном органе превалируют катаболические процессы (процессы распада клеток). Расход энергии в больном органе превышает ее накопление. Для ее восстановления используются запасы жировой и мышечной ткани. Этим частично объясняется наблюдающаяся в дальнейшем гипотрофия мышц. В таком состоянии выделяется две фазы стрессовых реакций - тревоги и стабилизации. Фаза тревоги проявляется выраженной общей реакцией организма в виде резкой боли, повышенной температуры, рассогласованности деятельности систем организма. В фазе тревоги используются только общеразвивающие упражнения. В фазе стабилизации происходит повышение уровня функционального состояния организма. Появляется возможность выполнения физических упражнений за счет экономизации и стабилизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Оздоровительная физическая культура в этой фазе направлена на ускорение стабилизирующих процессов - рассасывание продуктов распада, восстановление гомеостаза. Воздействие на шейный отдел позвоночника осуществляется опосредованно через общеразвивающие упражнения. Объем и интенсивность физической нагрузки широко варьируют, что связано с соотношением общих и местных реакций. Физические нагрузки применяются с использованием общеразвивающих упражнений для нижних конечностей, туловища со щажением шейного отдела позвоночника. Тонизирующий режим совпадает с подострым периодом заболевания. В этом периоде продолжаются процессы рассасывания продуктов распада воспалительного процесса. Постепенно начинают превалировать процессы регенерации (образования новых клеток) и восстановления гомеостаза. Соответственно, целью тонизирующего режима является стимуляция анаболических процессов в воспаленном органе. Постепенно в занятия вводятся специальные упражнения, и увеличивается объем нагрузки. Восстановительный режим совпадает с периодом структурной перестройки воспаленных тканей больного органа и заканчивается, соответственно, восстановлением его функций. Ведущую роль в восстановлении функций играют специальные упражнения. Занятия направлены на восстановление здоровья и адаптацию людей с шейным остеохондрозом к привычной жизни. Тренирующий режим совпадает с окончанием функциональной перестройки всех систем организма. Занятия направлены на совершенствование функций больного органа и согласование деятельности всех систем организма, подготовку пациента к жизни в прежних условиях. Величина физической нагрузки повышается за счет как специальных, так и общеразвивающих упражнений, которые оказывают на организм стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее действие. Массаж применялся точечный, с помощью которого улучшается циркуляция крови в области шеи, снимается напряжение в мышцах шеи и плечевого пояса, исчезают возникшие боли. Использовались наиболее эффективные точки, рекомендуемые многими специалистами в подобных ситуациях (Фокин 2001; Огуй 2009; Епифанов 2010; Эллсуорт, Олтман 2011). Точка В 2 («сверлящий бамбук»). Симметричная, расположена на внутренней части глазной впадины, у начала бровей. Точка GB 21 («плечевой родник»). Симметричная, расположена в верхней части плеча, на расстоянии 3-5 см влево и вправо от основания шеи. Точка В 10 («божественный столб»). Симметричная, находится ниже основания черепа примерно на 1,5 см, на 1 см влево и вправо от позвоночного столба. Точка TW16 («окно небес»). Симметричная, расположена примерно на 3-5 см (в зависимости от размера головы) назад от мочки уха, во впадинах около основания черепа. Точка GB 20 («ворота сознания»). Симметричная, находится немного ниже основания черепа, во впадинах, левая и правая точки располагаются на расстоянии 5-7,5 см друг от друга. Точка GV 16 («замок ветра»). Несимметричная, расположена во впадине под основанием черепа. За время проведенного педагогического эксперимента все наблюдаемые показатели в экспериментальной и контрольной группах улучшились. В контрольной группе сила левой кисти стала лучше на 1,9 кг (6,1%), правой кисти - на 2,2 кг (7,5%). Данные силовой выносливости мышц живота стали лучше на 2,3 подъема (9,1%), силовой выносливости мышц спины - на 3,5 сек. (12,1%). В экспериментальной группе изменения этих цифр были выражены значительнее. Так, сила левой кисти увеличилась на 4,9 кг (14%), правой кисти - на 4,2 кг (4,1%). Также значительнее возросли показатели силовой выносливости мышц живота на 4,2 подъема (34,5%), силовой выносливости мышц спины - на 6,1 сек (21,3%). Все изменения цифровых показателей в экспериментальной группе были достоверными (Р < 0,05). Таблица 1 Динамика исследуемых показателей за время педагогического эксперимента (M ± m) Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа до после до после Динамометрия левой кисти, кг 27,8±0,67 32,7±0,47 27,9±0,57 29,8±0,67 Динамометрия правой кисти, кг 29,7±0,78 33,9±0,71 29,4±0,74 31,6±0,72 Силов.вынос.мышц живота, кол-во под. 12,2±0,42 15,4±0,37 12,4±0,37 14,7±0,56 Силов.вынос.мышц спины, сек. 28,6±0,76 34,7±0,44 28,9±0,34 32,4±0,76 Данные педагогических наблюдений подтверждают эту динамику изменений состояния респондентов за время педагогического эксперимента. Их субъективные показатели сна, аппетита и настроения (САН) стали улучшаться несколько ранее (на четвертый - шестой день) и более выражено в экспериментальной группе, чем в контрольной. Видимо, поэтому через три недели эксперимента из стационара были выписаны семь респондентов экспериментальной группы, тогда как из контрольной - только четыре человека. Сдвиги исследуемых показателей за период эксперимента в сторону их улучшения были в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе они были достоверными (Р < 0,05). Таким образом, полученные результаты указывают на более высокую эффективность разработанной технологии комплексного применения оздоровительной физической культуры и точечного массажа у людей с шейным остеохондрозом по сравнению с общепринятой, и ее можно рекомендовать для практического использования с целью профилактики или устранения шейного остеохондроза.
×

About the authors

N. A. Petukhov

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of physical education

O. V. Petukhova

Senior Lecturer of foreign languages Department

V. N. Ivanitsky

Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Department of physical education

References

  1. Васечкин В. И. 2008. Энциклопедия массажа / Жиляков И. (отв. ред.). 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс.
  2. Доброва Е. В. 2007. Здоровые суставы и позвоночник за 5 минут. Москва: Мир книги.
  3. Дубровская С. В. 2011. Эффективные способы восстановления жизненных сил / Биркина Е.Н. (ред.). Москва: Центрполиграф.
  4. Епифанов В. А. 2010. Атлас профессионального массажа / Шестова О. (отв. ред.). Москва: Эксмо.
  5. Кочнева С. А. 2009. Боль в спине. Диагностика и лечение / Мишакова Е.В. (вып. ред.). Москва: Мир книги.
  6. Лечебная физическая культура: Учебник. 2008 / Попова С.Н. (ред.). 2-е изд. испр. Москва: Академия.
  7. Нарзулаев С. Б. 2012. Лечебная физическая культура в травматологии и ортопедии: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ.
  8. Огуй В. О. 2009. Новая энциклопедия массажа. Виды, техника, приемы: от классики до экзотики / Смирнова М.В. (гл. ред.). Санкт-Петербург: Вектор.
  9. Петухов Н. А. 2014. Особенности двигательных режимов в лечебной физической культуре / Шилько В.Г. (ред.). Томск: Изд-во НИ ТГУ, 202-207.
  10. Фокин В. Н. 2001. Китайский точечный массаж: руководство по диагностике и лечению / Иванова О. (ред.). Москва: ФАИР-ПРЕСС.
  11. Эллсуорт А. 2011. Анатомия массажа / Пер. с англ. Ж. Гореликовой; Родионова Е. (отв. ред.). Москва: Эксмо.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies