DEVELOPING PERSONAL MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY STUDENTS THROUGH ACADEMIC COURSES


Cite item

Full Text

Abstract

The paper studies the issue of developing personal moral and volitional qualities of military students through academic cources and justifies the need to develop personal moral and volitional qualities of military students. The paper analyses educational cycles and cources, identifies opportunities for developing personal moral and volitional qualities, and presents parts of qualification requirements, units and components of various academic courses enabling the development of moral and volitional qualities of military students. Training in a military college requires students to pay close attention to their moral, intellectual and physical quialities, to be independent and pro-active, courageous and determined. Training in a military college is done in cycles and courses, different in content, subject and training time and following certain federal state educational standards of higher education. After analyzing the reference sources, the authors have identified 11 volitional qualities, including ambition, self-control, initiative, orderliness, self-discipline, perseverance, endurance, determination, independence, courage, diligence. These qualities are closely related to the moral component of personality. Various academic courses mastered during training develop centain moral and volitional qualities of military students, identified through the analysis of regulatory academic documents. Moral, cognitive, reflective components are most important aspects of the academi courses for military students. A continuous exposure to certain academic courses throughout the entire period of training in military college is a prerequisite for developing moral and volitional qualities of students. A gradual increase of difficulty of tasks and combat and training activities enable manifesting moral and volitional qualities of military students in different situations. Thus, diverse academic courses for military students are an important tool in shaping their moral and volitional qualities.

Full Text

Процесс обучения курсантов военных вузов организуется и проводится в соответствии с требованиями военной политики государства, согласно приказам и директивам Министерства обороны Российской Федерации. Его организационно-содержательную основу составляют: военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы и планы боевой и профессионально-должностной подготовки, государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к подготовке военных специалистов. Овладение военной специальностью проводится с использованием реальной и все более сложной боевой техники и вооружения, в условиях, максимально приближенных к боевым, что связано с большими психологическими и физическими нагрузками. Процесс обучения требует от курсантов напряжения духовных, интеллектуальных и физических сил, самостоятельности и активности, смелости и решительности (Комиссаров 2009; Соловьев 2004). Цель исследования - выявить и теоретически обосновать возможности учебных дисциплин по формированию морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Анализ нормативных документов позволил выявить требования к военно-профессиональной подготовке выпускников в аспекте рассматриваемой проблемы. Так, согласно квалификационным требованям к военно-профессиональной подготовке выпускников, задачами профессиональной деятельности специалистов являются: управление морально-психологическим состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач; руководство военно-педагогическим процессом в подразделении; поддержание высокой воинской дисциплины в подразделении; воспитание ответственности за качественное и своевременное выполнение задач инженерного обеспечения тактических действий; развитие в себе и у подчиненных чувства высокой личной ответственности перед своей родиной; правильное сочетание единоначалия и демократизма, развитие инициативы, ведение работы по сплочению воинского коллектива (Квалификационные требования 2014). Выпускник должен обладать военно-профессиональными компетенциями: способностью ориентироваться в исторических традициях и культуре воинского воспитания; способностью понимать исторический путь развития Вооруженных сил России; способностью решать задачи воспитательной работы (организовывать и проводить мероприятия государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и культурного воспитания) с различными категориями военнослужащих; способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; демонстрацией понимания значимости своей будущей военной специальности, стремлением к ответственному отношению к исполнению служебных обязанностей; способностью управлять морально-психологическим состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач, руководить военно-педагогическим процессом в подразделении; способностью применять требования общевоинских уставов ВС РФ в боевой обстановке и повседневной деятельности; способностью проведения анализа военно-исторического опыта для использования в современных условиях ведения боевых действий (ФГОС ВПО 2014). Морально-волевые качества курсанта военного вуза: самостоятельность и инициативность, самообладание, смелость и решительность, патриотизм, мужество, верность Отечеству, воинский долг, - все это свойства личности, проявляющиеся в конкретных ситуациях и связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий в соответствии с твердыми нравственными установками (Рудик 1962). Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Ильин 2000: 117). Нами будет рассмотрено 11 волевых качеств: целеустремленность, самообладание, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность. Эти качества структурируют моральный компонент личности, определяя ее профессиональные и жизненные установки. Формирование морального компонента курсантов осуществляется в процессе обучения. Большой вклад в организацию системного учебно-воспитательного процесса вносят профессионально ориентированные дисциплины военно-учебного заведения. Известно, что обучение в военном вузе ведется в соответствии с направлением подготовки по военной специальности на основании требований ФГОС ВПО. Планирование учебного процесса происходит на основании учебного плана, который включает в себя циклы дисциплин. Перечень учебных циклов, дисциплин и время, отведенное на их изучение, представлены в таблице 1. Таблица 1 Перечень учебных циклов, дисциплин и среднее время на изучение Индекс цикла учебных дисциплин Наименование учебного цикла Количество учебных дисциплин в цикле Общее количество часов на изучение цикла Среднее время на изучение дисциплин в цикле С 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл 13 1584 121 С 2. Математический и естественнонаучный цикл 11 3060 278 С 3. Профессиональный цикл 37 5004 135 С 4. Физическая подготовка 1 400 400 С 5. Практики и научно-исследовательский цикл 10 1080 108 С 6. Государственная итоговая аттестация 3 1080 360 Из таблицы 1 видно, что количество дисциплин в циклах и время на их изучение распределено неравномерно, что говорит о специфике каждого из направлений. Теоретический анализ литературы (квалификационных требований) по проблеме формирования морально-волевых качеств курсантов средствами учебных дисциплин позволил выделить те из них, изучение которых дает наибольший эффект в деле воспитания, оказывая заметное влияние на поведенческие установки курсантов. Рассмотрим возможности отдельных дисциплин из каждого цикла в формировании морально-волевых качеств на примере таблицы 2. В таблице 3 представлены выдержки из квалификационных требований по учебным дисциплинам. Таблица 2 Возможности отдельных дисциплин по формированию морально-волевых качеств Наименование учебного цикла Наименование учебной дисциплины Формирумое морально-волевое качество Гуманитарный, социальный и экономический цикл «История России» «Военная история» «Общевоинские уставы» «Русский язык и культура речи» патриотизм, верность Отечеству, воинский долг, нравственность, дисциплинированность, честь и достоинство Математический и естественнонаучный цикл «Инженерные заграждения» «Взрывное дело» «Переправы» самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, инициативность, самостоятельность, исполнительность Профессиональный цикл «Безопасность жизнедеятельности» «Водолазная подготовка» «Прикладная физическая подготовка» «Общая тактика» «Строевая подготовка» «Огневая подготовка» самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, целеустремленность, ответственность Окончание талицы 2 Наименование учебного цикла Наименование учебной дисциплины Формирумое морально-волевое качество Физическая подготовка Физическая подготовка самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, инициативность, самостоятельность, исполнительность, целеустремленность, терпеливость Таблица 3 Фрагменты квалификационных требований по учебным дисциплинам, направленные на формирование морально-волевых качеств Дисциплина Знать Уметь Владеть Военная история Основные этапы военного развития России, исторический путь развития инженерных войск, сложившиеся отечественные воинские традиции, дни воинской славы России. Использовать военно-исторический опыт в привитии личному составу патриотизма, верности воинской присяге и военным традициям; обобщать и анализировать опыт ведения боевых действий прошлых войн и современности. Навыками анализа военно-исторических источников; методами военно-исторической науки при анализе современных войн и военных конфликтов; навыками самостоятельной работы в исследовательском процессе. Организация воспитательной работы в ВСРФ Основные принципы, методы, формы и средства военно-педагогической деятельности, содержание и систему работы командира по воспитанию и укреплению воинской дисциплины личного состава; пути, формы и методы формирования воинского мастерства; основные психические механизмы функционирования, формирования и развития воинов в различных видах деятельности. Организовывать целенаправленное воспитательное воздействие на формирование личности военнослужащего, руководить самовоспитанием воинов подразделения; пользоваться основными методами воспитания личного состава, воплощать в практической деятельности черты офицера высокой педагогической культуры. Основными методами изучения личности военнослужащего; навыками использования полученных знаний в условиях военно-профессиональной деятельности; навыками организации и проведения индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих. Инженерные заграждения, Взрывное дело, Переправы, Военные мосты, Военные дороги Способы минирования дорог, аэродромов и населенных пунктов, особенности минирования дорог по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов; способы уничтожения взрывоопасных предметов; особенности применения взрывчатых веществ, средств взрывания и подрывных зарядов в локальных войнах и региональных конфликтах. Устанавливать и обезвреживать (уничтожать) основные образцы противотанковых мин отечественного производства; устанавливать и обезвреживать (уничтожать) основные образцы противопехотных мин отечественного производства. Способами и порядком выполнения задач по разведке и разминированию дорог, местности и объектов; способами и порядком выполнения задач по устройству минно-взрывных заграждений; методикой организации подготовки и проведения занятий по взрывному делу. Продолжение талицы 3 Дисциплина Знать Уметь Владеть Водолазная подготовка Теоретические основы водолазного дела и водолазной медицины; тактико-технические характеристики, устройство, принцип действия и правила эксплуатации водолазных снаряжений и средств обеспечения водолазных спусков, имеющихся в инженерных войсках; причины и признаки водолазных заболеваний; правила и организацию спуска водолаза на глубину до 20 м. Осуществлять контроль за подготовкой водолазного снаряжения к спускам под воду и устранению неисправностей, выявленных при проверках снаряжения; руководить водолазными работами на глубине до 20 м. Правилами эксплуатации передвижной рекомпрессионной станции ПРС-ВМ. Войсковая фортификация, Маскировка, Прикладная физическая подготовка, Тактика подразделений инженерных войск, Общая тактика, Радиационная, химическая и биологическая защита, Огневая подготовка из стрелкового оружия, Строевая подготовка, Управление подразделениями в мирное время. Способы, средства разведки и системы наведения оружия армий иностранных государств; демаскирующие признаки войск и объектов; средства, способы и нормативы скрытия и имитации важных районов и объектов; основы ориентирования на местности, спасения и выживания в различных климатогеографических условиях; специальные упражнения, приемы и действия по развитию и совершенствованию военно-прикладных навыков; последовательность формирования военно-прикладных навыков и умений; методы развития и совершенствования военно-прикладных навыков и специальных качеств; условия сохранения жизни и здоровья в процессе прохождения военной службы; основные положения Военной доктрины Российской Федерации. Действовать в составе взвода (отделения, расчета) при выполнении задач по скрытию и имитации войск и объектов; выполнять упражнения, приемы и действия, направленные на развитие военно-прикладных навыков и умений; самостоятельно проводить физическую тренировку для совершенствования специальных качеств; применять на практике специальные упражнения, приемы и действия при выполнении боевых и других задач; организовать порядок работы командира подразделения по планированию и проведению занятий по боевой подготовке, караульной и внутренней службе, воспитательной работы, поддержанию правопорядка и военной дисциплины, по противодействию террористическим актам. Способами возведения войсковых фортификационных сооружений для ведения огня, для наблюдения и управления огнем, защиты личного состава, для пунктов управления; физическими основами маскировки от средств разведки и систем наведения оружия армий иностранных государств; навыками ориентирования на незнакомой местности, преодоления естественных и искусственных препятствий в пешем порядке, бегом и на лыжах, приемами рукопашного боя, техникой плавания в обмундировании с оружием; навыками выполнения упражнений по военно-прикладным видам спорта; навыками самоспасения и выживания в процессе служебной и боевой деятельности; навыками организации всестороннего обеспечения подчиненного подразделения и управления им в боевой обстановке и в повседневной деятельности в соответствии с должностным предназначением. Окончание талицы 3 Дисциплина Знать Уметь Владеть Физическая подготовка Методику развития и совершенствования физических и морально-волевых качеств обучающихся средствами физической подготовки и различных видов спорта; закономерности использования физических упражнений для укрепления здоровья, основы закаливания, повышения устойчивости военнослужащих к различным факторам окружающей среды и профессиональной деятельности. Организовывать все виды учебных занятий по физической подготовке; проводить утреннюю физическую зарядку, спортивно-массовую работу, самостоятельную физическую тренировку для повышения уровня физической подготовленности; выполнять все упражнения по основным разделам физической подготовки в соответствии с программой обучения. Навыками выполнения упражнений по разделам физической подготовки; навыками организации и проведения всех форм физической подготовки; навыками организации и проведения проверки и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих. Важнейшим аспектом учебных дисциплин являются компоненты в формировании морально-волевых качеств у курсантов: - моральный компонент, определяющий направление волевого усилия в любой ситуации и определяющий смысл его проявления. Цель формирования морально-волевых качеств заключается в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволяет, по словам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и преодолеваемые человеком трудности получают положительный эмоциональный оттенок (Шишков 2014). П.А. Рудик (1962) пишет: «…Воспитание требуемых человеку волевых качеств органически и неразрывно связывается с его нравственным воспитанием. Оно…представляет собой единый педагогический процесс, в котором воспитание волевых и моральных сторон личности взаимосвязаны и не могут протекать раздельно: воспитание волевых качеств не может быть осуществлено без одновременного воспитания нравственных черт личности; в то же время моральное воспитание не может быть осуществлено вне волевой деятельности» (Шишков 2014). Чувство долга, сознание необходимости совершить героический поступок во имя других, преодолеть, казалось бы, непреодолимую усталость - все это характеризует сформированную в нравственном отношении личность, наличие у нее морального компонента воли (Яковлев 2014); - когнитивный компонент, включающий в себя знания и представления о нравственных ценностях и волевых качествах личности, стремление самопознания и самосовершенствования; - рефлексивный компонент, включает в себя оценку индивидом себя и своих поступков с позиции моральных и нравственных норм и ценностей. Рефлексия и регулирование действий осуществляются на основе восприятия добра и зла, формируют способность к осмыслению своих возможностей обеспечить эффективное решение учебно-боевых задач в различных, в том числе и экстремальных условиях. Необходимо отметить, что формировать морально-волевые качества курсантов следует непрерывно на протяжении всего периода обучения. Необходимо постепенно повышать степень трудности заданий и ситуаций, моделирующих учебно-боевую деятельность, которые способны вызывать проявления морально-волевых качеств. Таким образом, учебные дисциплины военного вуза являются важным средством в формировании морально-волевых качеств. Разнообразные по форме и содержанию учебные дисциплины вызывают необходимые умственные и двигательные напряжения по преодолению внешних и внутренних препятствий с учетом моральных норм. Важными моральными нормами волевых качеств являются воинские исторические традиции, опыт боевых действий, требования воинских уставов.
×

About the authors

Boris Yurevich Vasilev

postgraduate student Tyumen Regional State Institute for Regional Education Development

Natalia Gennadievna Milovanova

Tyumen Regional State Institute for Regional Education Development

Doctor of Pedagogical Sciences, Vice-Rector for Education and Research

References

  1. Комиссаров С. М. 2009. Формирование позитивного внутриколлективного взаимодействия курсантов в военном вузе как педагогическая проблема // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири 10, 45-48.
  2. Соловьев В. В. 2004. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь.
  3. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, утвержденные Начальником инженерных войск ВС РФ от 17.12.2014 г. (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 - Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) «специалист»)» // Архив Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2076 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 - Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) “специалист”)» // http://www.zakonprost.ru/content/base/part/723766 (2015 14 окт.).
  5. Рудик П. А. 1962. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
  6. Ильин Е. П. 2000. Психология воли. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».
  7. Шишков А. И. 2014. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: Дис. … канд. пед. наук. Москва.
  8. Яковлев Д. С., Володин В. Н., Барыкин С. Ф. 2013. Сравнительный анализ физической и функциональной подготовленности курсантов инженерного ввуза разных годов обучения // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта 5(99), 159-163.
  9. Яковлев Д. С., Володин В. Н. 2014. Эффективность военно-прикладной физической подготовки в военно-инженерном ВУЗе // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (28 ноября 2014 г.). Ч. V. Москва: АР-Консалт, 45-46.
  10. Яковлев Д. С., Володин В. Н., Гайсин Д. Р. 2014. Инновации в учебном процессе по физической подготовке военнослужащего инженерного вуза // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в психологии и педагогике». Уфа: Аэтерна, 185-186.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies