INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITIES IN RUSSIA AND CHINA


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents some results of studying the peculiarities of the scientific and educational environment in modern universities of Russia and China. The development of level-based university education in Russia in the context of international interaction in the sphere of education has actualised the problem of studying the prospects for the development of the scientific and educational environment of universities in foreign countries in general, and in China in particular. This country is characterized by some peculiarities of socio-cultural development and is currently developing multilateral relations with the Russian Federation, including higher education. For the further constructive social interaction with Chinese universities, it is important to study the scientific and educational environment in these universities by revealing the internal and external links of the scientific and educational environment and identifying innovative technologies for its development. This study relates to the field of comparative pedagogy. The task of the study is to analyze the factors and conditions for the development of the scientific and educational environment in modern universities of the People's Republic of China. The research systemizes experiences of developing the scientific and educational environment in universities through the example of Tsinghua University, Fudan University and Nanjing University. The methodological basis of the study is the culturological approach, which is one of the leading in comparative pedagogical studies. The culturological approach allows to comprehensively explain the processes taking place in the society of a foreign country as a whole and, in education as a cultural phenomenon in particular. This approach is evident at the technological level when the researcher chooses methods and techniques of the comparative research. Theoretical methods of the study include such traditional methods of comparative pedagogy as the comparative method, the hermeneutic analysis of the normative and legal framework for the development of higher education, the analysis of the curricula, programmes, teaching aids, methodological materials, etc. The expected results of the study will lead to the identification of both the factors for the development of the scientific and educational environment in Chinese universities and innovative technologies of scientific and educational development in Chinese universities in comparison to Russian ones, as well as the peculiarities of social and pedagogical conditions for involving students in research activities.

Full Text

Развитие современного университетского образования в России в контексте международного взаимодействия в сфере образования актуализировало проблему изучения перспектив развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах, в частности, в Китае. Эта страна характеризуется особенностями социокультурного развития, которому присущи государственность и идеологические ограничения, и с этой страной в настоящее время развиваются многосторонние связи Российской Федерации, в том числе в высшем образовании. Для дальнейшего конструктивного построения социального взаимодействия с университетами Китая важно изучение научно-образовательной среды университетов путем раскрытия внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития. Наше исследование становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России относится к области сравнительной педагогики. Ведущим понятием в нашем сравнительном педагогическом исследовании является понятие «научно-образовательная среда университетского образования». Под ним мы понимаем совокупность внутренних и внешних средств, обстоятельств и организационных структур, оказывающих то или иное влияние на научно-образовательные процессы, организованные в рамках университета (Комарова, Бражник 2012). Целью нашего исследования является выявление и анализ ключевых внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие научно-образовательной среды современных университетов России и КНР. Под «факторами» в исследовании мы понимаем причины развития. Мы основываемся на результатах исследований относительно анализа факторов развития высшего образования в России таких авторов, как Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова (Терентьева, Кулакова 2012), А.В. Идиатуллин (Идиатуллин 2013) и др. Исследователи Т.В. Терентьева и М.Н. Кулакова считают, что вне зависимости от объекта изучения факторы подразделяются на факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды находятся вне контроля университетов, к ним могут относиться экономические и технические обстоятельства, социальные ценности, политические силы и т. п. Факторы, оказывающие немедленное влияние на вуз, например, изменение в стране образовательной политики, относятся к среде прямого воздействия, все другие факторы относятся к среде косвенного воздействия. К последним относятся политические и социальные факторы (обстановка в обществе). К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы (включая органы местного управления), их предписания или законы; партнеры и партнерские связи и т. д. Факторы внутренней среды представляют собой совокупность экономических и социальных факторов, которые находятся в области деятельности вуза. Экономические факторы предполагают наличие ресурсов и возможностей вуза, определяющих перспективы его деятельности с учетом технического развития материальной и научно-технической базы, современных инновационных технологий. Социальные факторы влияют на развитие взаимодействия с социальными партнерами, благодаря которым будет развиваться научно-образовательная среда университета, влияющая и на эффективность образовательной деятельности университета, и на развитие научно-исследовательской деятельности в университете. Основой социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка, уровень социальной обеспеченности педагогического коллектива и т. п. В нашем исследовании изучались сильные стороны развития научно-образовательной среды университетов под влиянием различных факторов, как в России, так и в Китае. Брались во внимание такие параметры, как позитивный имидж университета в стране; стратегический подход в развитии университета; широкий спектр направлений подготовки студентов; высокий уровень материально-технической базы; широкое применение информационных технологий в образовательном процессе; сотрудничество с социальными партнерами, в том числе международными; наличие мотивации у преподавателей и студентов к проведению научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-образовательной среды в китайских и российских университетах имеет социально-исторические особенности и складывается под влиянием внешних факторов, в том числе политических, запросов рынка труда, уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава, в зависимости от потребностей общества в образованных специалистах, в научных кадрах и т. д. Университетское образование представляет собой одну из важнейших сфер развития современного российского общества. В системе российского высшего образования происходят изменения, которые затрагивают содержание, организацию, структуру университетского образования. Эти изменения влияют на развитие научно-образовательной среды университетов. В контексте интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство возникает проблема сочетания инновационных технологий развития образования с сохранением социокультурных традиций в высшем образовании. К внешним факторам, влияющим на развитие научно-образовательной среды современных университетов, мы относим развитие государственной политики в сфере образования. В России, как и в Китае, государственная политика находит отражение в различных нормативно-правовых документах, к числу которых относятся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, Приказы и письма Министерства образования и науки, ФГОС бакалавриата и магистратуры по разным направлениям профессиональной подготовки и др. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации устанавливает особенные категории российских университетов наивысшие по статусу из высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических работ, - федеральный университет, а также национальный исследовательский университет. Система подготовки «бакалавриат - магистратура - аспирантура» привела к необходимости постоянного совершенствования научно-образовательной среды. Среди внутренних факторов ее развития в российских университетах можно выделить сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами, интернационализацию образования, академическую мобильность студентов и преподавателей, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, которая может осуществляться в таких формах, как кафедральные научные исследования, грантовая деятельность, создание научных лабораторий, технопарков и т. п. (Отечественный и зарубежный опыт ... 2013). Университеты в Китае играют важную роль в формировании интеллектуальной элиты китайского общества. История развития университетского образования в Китае характеризуется проникновением западной университетской культуры в китайское образование и базируется на сочетании педагогического опыта китайского и зарубежного образования. Это позволяет сохранить национальное идеологическое ядро при активном использовании зарубежных знаний и образовательных технологий. С начала 1990-х гг. в Китае были приняты две масштабные программы, направленные на развитие научно-образовательной среды университетов. Принятая в 1993 г. «Программа 211» предусматривала, что к началу XXI в. около 100 китайских университетов станут учебными заведениями мирового класса (отсюда обозначение цифры «211»: 21-й век и 1 [одна] сотня вузов). В программе участвуют 106 вузов, среди которых университет Цинхуа, Пекинский университет, университет Фудань и др., которые получают дополнительное финансирование. Это примерно 6% от 1 700 высших учебных заведений Китая. С 1998 г. в рамках «Программы 985» для приоритетного финансирования были отобраны первые 9 вузов, которые потом получили название - С-9 - «Союз 9 ведущих вузов», среди которых Нанкинский университет, Шанхайский транспортный университет, Чжэцзянский университет и др. Союз 9 вузов представляет собой независимый альянс лучших университетов Китая. В конце 2013 г. в «Программу 985» всего было включено 39 вузов, ведущие из которых (кроме университетов «С-9») - университет Нанькай, Сямэньский университет, Китайский Народный университет и др. Результативность «Проекта 985» особенно проявляется в росте численности аспирантов. Если общее число выпускников с дипломом аспитантуры в 1999 г. составило 9 000, то в 2007 г. эта цифра составила свыше 40 000 (годовое среднее увеличение достигло 19%). Число аспирантов из университетов, участвующих в «Проекте 985», составляет больше 50% от общего числа аспирантов из университетов Китая. Университеты, входящие в этот проект, принимают на себя ряд стратегических задач по развитию передовых научных технологий и инновационным техническим разработкам. Таким образом, «Программа 211» и «Программа 985» оказали значительное влияние на развитие современных университетов в Китае, являясь внешним фактором развития научно-образовательной среды. В процессе реализации этих двух программ в КНР достигнуты очевидные результаты, в числе которых - повышение качества высшего образования, повышение уровня развития ключевых научных областей знаний и улучшение педагогического состава университетов, развитие инновационной информационной среды. Например, только за период с 1998 по 2006 гг. общая площадь университетов увеличилась в 2,6 раз, площадь аудиторий и кабинетов - в 3,8 раз, общая стоимость научного оборудования - в 4,8 раз и т. п. Научно-образовательная среда университетов стала способствовать созданию социально-педагогических условий для активного приобщения студентов и магистрантов к научно-исследовательской деятельности (Реформирование и развитие высшего ... 2009). В нашем исследовании изучены характеристики научно-образовательной среды университетов Китая на примере университетов Цинхуа, университета Фудань, Накинского университета. Согласно рейтингу Quacquarelli Symonds «200 лучших университетов мира» они, соответственно, занимают в 2017 г. 24-е, 43-е и 115-е места среди университетов других стран. Рассмотрим особенности научно-образовательной среды в китайском университете на примере университета Цинхуа. Главный корпус Университета Цинхуа (основан в 1911 г.) расположен в Пекине, в королевском саду «Цинхуа Юань» цинской династии, отсюда и происходит название университета. Исторически сложилось, что именно образовательная модель США оказала большое влияние на организацию и содержание образования в университете Цинхуа, как в период его становления, так и на современном этапе развития. В настоящее время в университете Цинхуа имеется 19 институтов, включающих 55 факультетов, среди которых: Институт архитектуры (建筑学院); Институт гражданской инженерии (土木水利学院); Институт окружающей среды (环境学院); Институт механической инженерии (机械工程学院), который включает в себя факультеты: механической техники, высокоточной аппаратуры, теплотехники, автомобильной техники, промышленной инженерии и учебный центр фундаментальных отраслей; Аэрокосмический институт (航天航空学院); Институт информационных технологий (信息科学技术学院), который включает в себя факультеты: электроинженерии, цифровых технологий, автоматизации, микроэлектронной техники, исследовательский центр микроэлектронной техники и институт программного обеспечения; Институт естественных наук (理学院); Институт материаловедения (材料学院); Институт наук о жизни (生命科学学院); Институт медицины (医学院); Институт экономики и менеджмента (经济管理学院); Институт государственной политики и управления (公共管理学院); Институт марксизма (马克思主义学院); Институт гуманитарных наук (人文学院), который включает в себя философский факультет, факультеты китайского языка и литературы, иностранного языка и литературы, истории; Институт социальных наук (社会科学学院), который включает в себя факультет социологии, политологии, международных отношений, психологический факультет, факультет экономики, а также факультет науки, технологий и общества; факультет правоведения (法学院); факультет журналистики и СМИ (新闻与传播学院); факультет экономики и Китайского народного банка (PBC) (五道口金融学院); факультет искусства и дизайна (美术学院). Основной принцип организации образовательного процесса в университете Цинхуа - организация многопрофильной подготовки студентов. Стремление к развитию многопрофильного образования в университете Цинхуа было продемонстрировано еще при создании первых 4-х институтов в 30-е гг. XX в. и далее подтверждается открывающимися в разные годы новыми институтами (гуманитарный и социальный институт в 1993 г., институт информационных технологий в 1994 г., институт искусства и дизайна в 1999 г., институт медицины в 2001 г., институт журналистики и СМИ в 2002 г., институт марксизма в 2008 г.). По статистическим данным университета, на 31 декабря 2014 г. количество обучающихся в Цинхуа составляет 45 237 чел., в том числе студентов-бакалавров - 15 692 чел., иностранных студентов-бакалавров - 1 420 чел.; магистрантов - 11 873 чел., магистрантов-иностранцев - 951 чел.; аспирантов - 807 чел., аспирантов-иностранцев - 291 чел. В университете Цинхуа развивается научно-образовательная среда, которая характеризуется особенными социально-педагогическими условиями: для исследователей и обучающихся создана система библиотек общей площадью 55 647 м²; более 3 300 читательских мест в библиотечных залах. В начале 2015 г. библиотечная система университета Цинхуа насчитывала 4 788 000 книг (среднее количество книг на одного студента - 105 шт.); 517 информационных баз (189 - на китайском языке, 328 - на иностранных языках); 67 378 видов электронных журналов (11 647 - на китайском языке, 55 731 - на иностранных языках); 8 770 000 электронных книг (2 734 000 - на китайском языке, 6 036 000 - на иностранных языках); 2 950 000 диссертационных работ в электронном виде (Новости Университета Цинхуа). Многочисленные журналы университета Цинхуа выходят в форме тематических публикаций: «Естественные науки», «Наука и техника», «Философско-социальные науки», «Мировая архитектура», «Декоративное искусство», «Правоведение университета Цинхуа», «Исследования в области образования университета Цинхуа». Журнал «Исследования в области образования университета Цинхуа» основан в 1980 г. под управлением Министерства образования КНР. Он включен в источники Индекса Цитирования Социальных Наук Китая (CSSCI) и является одним из ведущих рецензируемых научных журналов страны. Темы статей в журнале связаны с реформами системы образовании, с организацией управления в образовании, с зарубежным образованием, с историей и культурой образования и т. п. В 2015 г. в университете было организовано более 100 международных конференций. Общее число участников составило 19 000 чел., в том числе 8 000 иностранных участников. Наиболее значимые конференции - «Международный конгресс по квантовой химии», «Глобальный Финансовый Форум Цинхуа», «Саммит метаболической инженерии». На международных и национальных конференциях студенты и преподаватели университета Цинхуа знакомятся с передовыми идеями и практическими результатами в науке. В целях создания научно-образовательной среды, стимулирующей студентов к научным исследованиям, в университете Цинхуа постоянно совершенствуются педагогические технологии и содержание образования. В настоящее время 31 институт и факультет университета Цинхуа имеет в своем учебном плане специализированные учебные курсы по введению в научно-исследовательскую деятельность, мотивирующую студентов к проведению научных исследований. Особое внимание отводится такой педагогической технологии как «занятия с вызовом» (Challenge Based Learning, CBL). В российской традиции эта педагогическая технология связана с проблемным обучением. В университете Цинхуа эту технологию совершенствуют путем использования метода проектов. Создано 15 показательных учебных курсов в форме «занятий с вызовом» для аэрокосмического, информационного, механического, медицинского, экономического, гуманитарного, социологического и других институтов (Новости Университета Цинхуа). Одним из первых курсов, где стала применяться эта педагогическая технология, был курс «Междисциплинарное проектирование системной интеграции» преподавателя факультета промышленной инженерии Гу Сюэюун (顾学雍). В рамках этого междисциплинарного курса перед студентами, как правило, ставится сложная задача. Например, студентам задается сложная проблема: «В связи с неожиданным землетрясением в Южном море Китая появился новый остров “А”», и далее предлагается задание - разработать систему перевозки материалов и сделать проект коммерческой разведки и разработки острова для получения венчурного капитала и победы в тендере. Задание выполняется в группах студентов различных факультетов до десяти человек в каждой, которые в течение 4-х дней (80 учебных часов) должны на основе освоенных профессиональных знаний и умений создать проект решения предлагаемого задания. Технология «занятий с вызовом» является альтернативой традиционной форме обучения, широко распространенной в практике образования в Китае, когда преподаватель читает лекцию в монологической форме, а студенты пассивно воспринимают теорию, мало взаимодействуют с преподавателем и не получают практического опыта. На «занятиях с вызовом» студенты активно применяют свои накопленные знания под руководством преподавателя, занимающегося научной деятельностью, и с интересом участвуют в научных исследованиях. С другой стороны, сотрудничая со студентами разных факультетов, будущие специалисты получают новые знания и информацию дополнительно к знаниям в своей профессиональной области. Такая педагогическая технология позволяет университету Цинхуа повысить качество образования и войти в группу лучших университетов мира. Другой китайский университет - Фуданьский университет - формирует научно-образовательную среду на принципах всестороннего образования и «здорового устойчивого развития личности». Воспитательный компонент университетского образования, направленный на развитие личности студента, патриота своей страны, является ведущим. Целью всестороннего образования студентов является освоение основ междисциплинарных знаний о науках. Для этого сформированы учебные планы, состоящие из шести модулей (история, классическая литература и культурное наследие; философская мудрость и критическое мышление; межкультурный диалог и глобальное видение; научно-технический прогресс и научный дух; охрана окружающей среды и жизни; художественная эстетика и эмоциональное выражение). В эти модули входят около 180 профилирующих дисциплин, среди которых такие дисциплины, как «Древняя и современная китайская литература», «Философия науки и когнитивные проблемы», «Философия религии и проблемы веры», «Античная цивилизация», «Методы и методология социальных наук», «Логика и математическое мышление», «Химия и социальная цивилизация», «Культура экологии», «Китайская опера», «Живопись», «Музыка» и др. В основе деятельности Фуданьского института лежит заимствованная западная идея организации колледжей-интернатов, а также продолжены традиции древнекитайских академий. В результате соединения идей западного и национального педагогического опыта были созданы пять университетских Академий, организованных по китайской традиции, согласно которой главной ценностью является«чтение книг и самосовершенствование», а также два принципа: «преобразование и любовь». В то же время Академии стремятся к построению образа академической научной жизни, наполненной богатым инновационным содержанием. Основные цели организации образовательного процесса в Академии - «обучение», «диалог», «адаптация», «забота». Каждая Академия создает и совершенствует научно-образовательную среду для «обучения и применения знаний на практике», обеспечивает свободное взаимодействие студентов и преподавателей, позволяет студентам развивать индивидуальные способности и заниматься самообразованием. Для достижения указанных выше целей в Академиях созданы читальные залы, аудитории для проведения научных дискуссий, для консультаций с научными руководителями, салон интернета; постоянно организуются научные форумы, отмечаются традиционные праздники учебного заведения. В Академиях студенты создают сообщества «самообразования, самоуправления, самообслуживания и самодисциплины». В университете Фудань научно-образовательная среда характеризуется развитием сетевого взаимодействия с зарубежными партнерами, студенты имеют возможность получить опыт обучения за рубежом. С 2010 г. в университете действует уникальная для Китая программа персонального приглашения студентов-бакалавров на обучение в зарубежные вузы. Фудань предлагает перечень зарубежных университетов, участвующих в программе академической мобильности, среди которых Гарвардский университет (The Universities of Harvard), Колумбийский университет (Columbia University), Кембриджский университет (University of Cambridge), которые обладают развитой системой международных образовательных программ. Студенты сами выбирают и подают заявку в эти вузы, и если они получают приглашение, им дается полгода или год на подготовку к поездке в другую стану (при этом необходимо самостоятельно оформить документы, зарегистрироваться и оплатить обучение, выбрать направление обучения, место проживания и т. п.). Считается, что второй и третий курсы бакалавриата - самые подходящие для обучения студентов в зарубежном вузе. В 2014 г. в зарубежные университеты было направлено 1 427 студентов, причем 30% студентов-бакалавров, обучающихся в университете Фудань, имеют опыт зарубежного образования (Fudan University). Другой изучаемый нами университет, Нанкинский университет, входит в сеть девяти элитных вузов Китая (С-9). В 2015 г. на базе 28 институтов и факультетов Нанкинского университета было открыто 86 новых специальностей в бакалавриате. Естественнонаучные направления подготовки (такие как математика, физика, химия, биология, астрономия, информатика) отобраны как приоритетные для реализации общенационального плана подготовки высококлассных специалистов в области фундаментальных наук. Нанкинский университет занимает второе место среди китайских вузов по академическому уровню преподавателей. По данным за 2015 г. в Нанкинском университете работали 2 180 преподавателей, в том числе 806 иностранных, а также 38 китайских и зарубежных академиков. На работу в университет приглашаются лауреаты Нобелевской премии - читать лекции или проводить научные исследования (например, была приглашена лауреат Нобелевской премии по литературе 2008 г. Jean-Marie Gustave Le Clézio). С 2009 г. Нанкинский университет перешел к осуществлению реформы бакалаврского образования и реализации «Системы обучения 3.3». «Система обучения 3.3», во-первых, означает три задачи подготовки студентов: получение базового образования, профессиональной подготовки и разностороннего воспитания. Во-вторых, «Система обучения 3.3» также указывает на «три пути развития» студентов в рамках разностороннего образования, включающего в себя специализированное научное знание, знание в области смежных наук, а также подготовку в сфере трудоустройства и бизнеса. В качестве отправной точки новой программы подготовки талантливых студентов в рамках «Системы обучения 3.3» была принята концепция «всеобщего образования и индивидуальной подготовки». Обучающимся было предложено большее количество курсов по выбору, расширен выбор специальностей и предоставлены широкие возможности для самостоятельного обучения. Образовательная программа в бакалавриате в Нанкинском университете независимо от профессиональной направленности состоит из трех модулей: «общеобразовательные дисциплины», «профессиональные дисциплины» и «курсы по выбору». Модуль «общеобразовательные дисциплины» 通识通修课程模块 включает в себя общие базовые дисциплины 通识教育类课程 (например, вводные общеобразовательные занятия, семинары для первокурсников и т. д.), обязательные дисциплины 通修类课程 (дисциплины по идеолого-политической теории, военное дело, физическая культура, английский язык, математика и др.). Целью общеобразовательных дисциплин является формирование междисциплинарных знаний и необходимых навыков для дальнейшего образования студентов, а также формирование первоначальных умений проведения научных исследований. По примеру общеобразовательных программ лучших вузов Китая и других стран Нанкинский университет включил в свои учебные планы дисциплины: «Китайская история и национальная культура», «Мировая история и история мировой цивилизации», «Система ценностей и образ мышления», «Научно-технический прогресс и жизненные поиски», «Экономическое развитие и общественные процессы», «Литература, искусство и эстетическое чувство», «Кросс-культурные коммуникации и межличностное общение». Ведущим подходом в построении содержания образования является изучение научной проблемы с открытой междисциплинарной позиции. Нанкинский университет выделяет большие средства на строительство научных лабораторий, демонстрационных центров экспериментального обучения, улучшение материальных условий для организации научно-исследовательской деятельности: в университете созданы общегосударственные демонстрационные центры экспериментального обучения (физический, химический, информационный, СМИ и др.) и демонстрационные центры экспериментального обучения регионального уровня (медицинский, юридический, астрономический, географический). Большая часть построенных лабораторий открыты для занятий со студентами и аспирантами, где они приобщаются к научно-исследовательской деятельности, выполняют учебные и диссертационные исследования. Сравнение внутренних факторов развития научно-образовательной среды в университетах России и Китая показывает, что становление российского и китайского высшего образования происходило на основе базового принципа организации образовательной деятельности - «принципа фундаментальности знаний», который подразумевает усвоение студентами большого объема знаний не только по конкретной специальности, но и по смежным и общеобразовательным дисциплинам. В китайских университетах приоритетным остается «принцип аксиологичности образования», т. е. формирования в процессе обучения ценностно-мировоззренческих ориентиров. Высшее образование, таким образом, выполняет и функцию профессиональной подготовки, и воспитательную функцию. Лучшие китайские университеты активно осваивают международное образовательное пространство: известные зарубежные ученые и специалисты приглашаются в качестве преподавателей-лекторов, открываются совместные программы подготовки с зарубежными партнерами, организуются международные конференции и международные совместные исследования.
×

About the authors

E. I. Brazhnik

the Herzen State Pedagogical University of Russia

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Education and Socialisation

Fanfan Yuan

the Herzen State Pedagogical University of Russia

postgraduate student at the Department of Education and Socialisation, Institute of Pedagogy

References

  1. Комарова Ю. А., Бражник Е. И. 2012. Зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета // Universum: Вестник Герценовского университета 3, 91-102.
  2. Терентьева Т. В., Кулакова М. Н. 2012. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования 5 // www.science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (2018. 25 янв.)
  3. Идиатуллин А. В. 2013. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации 11 // http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (2018. 11 янв.)
  4. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки. 2013 // Радионова Н.Ф. (ред.). Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.
  5. 中国高水平大学建设之路-从211工程到2011计划,郭新立主编,北京:高等教育出版社.
  6. Реформирование и развитие высшего образования Китая. 2009 / Ян Чуаньмин (отв. ред.). Пекин: Изд-во народного университета Китая.
  7. 清华大学新闻 news.tsinghua.edu.cn/publish/thunews/10303/2015/20151027155005624754042/ 20151027155005624754042_.html (2017. 31 янв.)
  8. Fudan University // http://www.fudan.edu.cn/en/ (2018. 31 янв.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies