Methods of practical training in information management technologies for students seeking bachelor’s degree in management


Cite item

Full Text

Abstract

The present paper is concerned with the questions of practical training for bachelor students working towards bachelor’s degree in management. The transition to higher vocational school training programs of the third generation provides a significant amount of practical training and self-study. The technique described in the article helps to individualize learning process of bachelor students.

Full Text

В связи с переходом высшей профессиональной школы на обучение по программам ФГОС ВПО третьего поколения у студентов вместо традиционной информатики на первых курсах вводятся дисциплины «Техника работы на ПЭВМ» или «Информационные технологии», предполагающие небольшое количество лекционных, но значительное количество практических и самостоятельных занятий. Абитуриенты, имеющие хорошие и отличные оценки в аттестате, могут иметь разный уровень умений и практических навыков самостоятельной работы в области информатики. Это объясняется тем, что в специализированных школах по информатике применяются передовые методы обучения и опроса, а в общеобразовательных школах практикуется чаще всего только работа на ПЭВМ в режиме пользователя Интернета. В этих школах занятия и опрос проводятся в традиционной форме, и у будущих студентов не формируются навыки и умения работы в соответствии с современными болонскими соглашениями и рейтинговыми методиками оценивания и анализа успеваемости школьников. Кроме того, у них часто отсутствует опыт проведения самостоятельной работы. В связи с этим необходима методика, позволяющая максимально индивидуализировать обучение бакалавров, научить их грамотно, четко, лаконично излагать теоретический материал с использованием соответствующей научной терминологии и развить навыки и умения проведения внеаудиторной самостоятельной работы. Данная методика включает в себя основные этапы: 1. Разработка теоретического демонстрационного материала и лабораторного практикума с размещением его на сайте университета. Дает студентам возможность заранее подготовиться к практической аудиторной работе, познакомиться с элементами теории, индивидуальными заданиями, контрольными вопросами и предварительно оформить лабораторный журнал. Это позволяет сократить время на оформление работы и подготовиться к ее защите. 2. Разработка правил поведения студентов в учебной лаборатории и правил проведения защиты работ. Позволяет студентам развивать навыки и умения самостоятельного выполнения задания, более рациональной организации работы и взаимодействия с коллективом. Работа засчитывается только при устном ответе и при сдаче звукового файла, записанного дома полного комментария при изучении лабораторной работы. 3. Разработка правил для проведения исследовательских работ, за которые проставляются дополнительные баллы за творчество. Исследовательский метод — высшая форма воспитания творческой инициативы студентов, их самостоятельности. Студенты при этом являются не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Цель учебной исследовательской деятельности — приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний. Самостоятельная исследовательская работа, выполненная студентом дома, может быть представлена как в виде статичных страниц с анимационными компонентами, так и в виде последовательного визуального ряда. Для более эффективной подачи информации может быть выполнена презентации по соответствующей теме и озвучена студентом «за кадром». Когда студенты индивидуально отвечают по пройденному теоретическому материалу при защите лабораторной работы или сдают на проверку созданный дома звуковой файл с записанным ответом или разобранной методикой работы в программе, это позволяет им позволяет постепенно отвыкнуть от «зависимости» обращаться за помощью к соседям, приучает разбираться со своими вопросами и заданиями самостоятельно, развивая навыки грамотного изложения мыслей. Использование презентаций благодаря большому интересу и творческой увлеченности формирует компетенции в области дизайнерского искусства и ораторского мастерства. Основными жанрами мультимедиапрезентаций в зависимости от области применения являются презентация для показа на больших экранах, презентация для персональных контактов и распространения на компакт-дисках и презентация-наглядное пособие для доклада. Презентация-ролик для трансляции на большом экране позволяет заинтересовать, привлечь внимание зрителей, ее показывают на выставках, конференциях и других публичных мероприятиях. Прокрутка с повтором ролика на выставке позволяет выделиться среди конкурентов и привлечь посетителей к выставочному стенду компании. Демонстрация ролика перед выступлением — это своего рода «введение в тему», чтобы сфокусировать внимание аудитории и создать соответствующий эмоциональный настрой перед докладом. Основные критерии презентации в этой области — динамика, насыщенность действия. Продолжительность — в среднем от одной до нескольких минут. Презентации на флеш-носителях для раздачи и персональных контактов позволяют студентам показывать их в ходе беседы с преподавателем на мониторе компьютера. Подобная презентация позволяет наглядно продемонстрировать тот или иной аспект переговоров. Помимо этого, файл с презентацией, который остается преподавателю для проверки, служит аргументом для принятия им решения по рассматриваемому вопросу. Оптимальной программной оболочкой данных презентаций является Adobe Flash. Флеш-презентации удобны тем, что запускаются автоматически вне зависимости от программного обеспечения, дают максимальные возможности навигации по разделам и позволяют объединить в себе самые разнообразные мультимедийные компоненты. Ввиду ограниченности аудиторных часов в вузе, студенты имеют возможность более подробно изучать возможности сложных программных продуктов, получая дополнительные баллы за творческий процесс. 4. Разработка правил выполнения контрольных работ и иных видов контроля, в том числе и тестовых. Наличие правил выполнения контрольных работ по вариантам позволяет студентам отвыкать от «зависимости» обращаться за помощью к однокурсникам и избавляясь от неуверенности в собственных знаниях. Применяя данную методику при проведении практических занятий, удается значительно индивидуализировать процесс проведения практических работ по ИТУ, т.к. студенты в зависимости от их способностей и организованности практически со второго занятия уже имели собственные графики выполнения и защиты работ. Поэтому сроки выполнения учебного плана у всех были разные. Кто-то выполнил раньше, кто-то позже, но все, кто ходил и занимался, уложились в отведённые сроки. У большинства студентов удалось развить навыки самостоятельного выполнения учебных заданий. Введение табличек с реквизитами студентов и обращение к ним во время учебного процесса по имени и отчеству обеспечивают в аудитории доброжелательную учебную атмосферу. Таким образом, студенты-бакалавры самостоятельно проектируют учебный процесс, идут от практики к теории и затем к новой практике, многократно по-разному повторяют учебный материал. Работа в группах и в движении способствует их заинтересованности в результатах учебного труда и повышению качества образования. При таком подходе учеба становится удовольствием, а не только временем, которое необходимо отбыть в аудитории для получения диплома. А преподаватель на занятиях выступает в роли консультанта и аудитора работ с последующим выставлением баллов за активность на занятиях, самостоятельную и творческую работу.
×

About the authors

Gennady Vladimirovich Abrahamian

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Email: abrgv@rambler.ru
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Informatics

Galia Ruzitovna Katasonova

St. Petersburg State University of Culture and Arts

Email: 1366galia@mail.ru
Associate Professor of the Department of Information Technology

References

  1. Абиссова М.А., Фокин Р.Р. Сервисы обучения информатике и информационным технологиям в высшей школе. СПб., 2010.
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  3. Абрамян Г.В., Фокин Р.Р. О методике разработки учебных пособий по информатике // Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. СПб., 2002.
  4. Емельянов А.А. Организация сервиса коллективной разработки сложных комплексов программ. СПб., 2010.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 544 от 20 мая 2010 г. URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140436.pdf
  6. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies