PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents the results of the analysis aimed at studying the changes in the level of intellectual work capacity of students (according to Burdon technique). As for the distribution of work capacity indicators for male and female students during the learning process, it was uneven. Male students showed high attention stability and predominantly low concentration values, while female students had predominantly average values of concentration and attention stability. Female students showed higher concentration values than male students, which speaks for a higher ability of females to be more attentive in completing the learning assignments. Male students showed higher attention stability values than female ones, which means that young men have more opportunities to variate the speed of metal activitiy when performing the tasks. The fact that male students had low concentration values while female students showed high attention stability values is indicative of the inhibitory processes occurring diring the intensive learning activity period which triggers off the protective adaptive mechanisms. Female students, along with the average indicator values, showed low attention stability and concentration values prevaling over high values, which can be explained by fatigue and emotional stress during the training period. Psychological adaptation is one of the leading factors in restructuring the adaptive capacity of a human body. This factor helps developing the special features of adaptation at other physiological levels. Personal and typological features play a most important role when evaluating the effectiveness of adaptation.

Full Text

Одной из основных проблем в изучении адаптивных процессов стало формирование этапов психофизиологической системы адаптации, критериев эффективности адаптации, выделение компонентов ее структуры и определение преференций этого развития. На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации, кроме когнитивного и мотивационно-волевого, исследователи выделяют компонент, который связан с функциональными затратами организма, направленными на достижение цели с одной стороны и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой. Адаптация к учебному процессу в высшем учебном заведении является социальным процессом, в котором человек осваивает новую ситуацию, поскольку индивидуум и учебная среда оказывают воздействие друг на друга и служат лимитирующими системами. Человек в период обучения включен в систему социально-психологических отношений в конкретной организации, где он усваивает новые для него социальные роли, ценности и нормы при поступлении в высшее учебное заведение. Способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в определенных рамках заданных временных лимитов и параметров, объем умственной работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного уровня функционирования организма, определяется как умственная работоспособность. Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность. Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность. Работоспособность человека определяется устойчивостью его организма к различным видам утомления и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. В основу работоспособности положен уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.). В то же время умственная работоспособность - это целенаправленная деятельность индивидуума, которая сосредоточена на преодолении трудностей и психологических барьеров, возникающих в учебном процессе (Никулина 2014). Работоспособность в учебной деятельности в некоторой степени зависит от психологических свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. На изменение работоспособности влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение конкретного задания, оценка результатов в ходе выполнения работы, усидчивость, аккуратность. Для успеха в учебной деятельности определенное значение имеют и такие индивидуально-типологические свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность, наличие специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит как от поставленной цели, так и от уровня мотивации, в соответствии с возможностями личности (Виноградова 2008: 37). Внедрение в учебный процесс высшего учебного заведения новых образовательных государственных стандартов требует и другой формы оценки качества знаний с использованием компетентностного подхода и расширением доли самостоятельной работы студентов. Компетентностный подход изменяет систему получения знаний обучающимся, которая включает внедрение новых образовательных технологий, с использованием модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний. Оценка результатов качества образования при использовании компетентностного подхода в учебном процессе формирует новую систему оценочных средств, в которой можно оценить качество знаний с помощью компетенций, и это способствует совершенствованию образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом. Внедрение современных образовательных технологий в систему обучения не только повышает качество оценки знаний, но и может быть связано с увеличением психологической напряженности организма обучающихся, поэтому изучение адаптивных возможностей организма студентов при обучении в вузе является весьма важным. Проблема изучения психофизиологических составляющих обучающихся является ключевой в прогнозировании успешности обучения в условиях действия комплекса стресс-лимитирующих факторов. При этом возникает необходимость конкретизировать структуру психофизиологического потенциала, разработать систему индикаторов и показателей, определить методы их оценки в зависимости от специфики воздействия условий обучения. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических свойств личности. К их числу следует отнести общую выносливость и быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость (Михайлова 2007: 37, Ставцева 2013: 167). Целью настоящей работы является анализ умственной работоспособности у студентов третьего и четвертого курса Омского государственного педагогического университета, факультета естественнонаучного образования, направления «Биологическое образование и Биология» в период учебной деятельности. Материал и методики исследования. В обследовании приняли участие 62 студента: из них 10 юношей и 52 девушки. Возраст обследованных составлял 20-22 года. Обследование проводили в утренние часы, в середине второго семестра. Умственную работоспособность изучали с помощью корректурной пробы (тест Бурдона). С помощью корректурной пробы можно оценить различные параметры внимания: устойчивость, концентрацию и переключение. Для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений. По результатам пробы оценивали концентрацию внимания, устойчивость внимания и переключаемость. Результаты и их обсуждение. Средние значения при оценке уровня концентрации внимания у юношей равны 205,13±6,1, а у девушек - 301,3± 9,1. Устойчивость внимания у юношей составляет 8,1±+-0,24, а у девушек - 9,01±0,27. Переключаемость внимания характеризуется наличием средних значений в пределах 13,8 ±0,4.Условно были выделены значения, которые соответствовали средним, низким и высоким уровням. Распределение показателей в группе обследованных характеризуется следующими значениями: средние показатели концентрации внимания отмечены у 40,3%, высокие - у 16,1%, низкие - у 43,4%. Устойчивость внимания: средние показатели - 29%, высокие - 22,5%, низкие - 48,5%. Устойчивость внимания у юношей: высокий уровень - 10,5±0,52 (44,4%), средний - 8,4±0,0,42 (33,3%), низкий -5,6±0,0,28 (22,3%). У девушек распределения устойчивость внимания отличается преобладанием средних значений - 9,14±0,45 (44,2%), высоких - 13,3±0,66 (25%), низких - 6,52±0,032 (30,8%). Концентрация внимания у юношей характеризуется следующим распределением показателей: высокие значения - 420,5±21,02 (33,3%), средние - 164,6±8,29 (11,1%), низкие - 96,3±4,8 (55,6%). Концентрация внимания отличается у девушек: средние показатели - 288,6±14,43 (53,8%), высокие - 598,5±24,02 (21,1%), низкие - 148,8±7,44 ( 25,1%) при р ≤ 0,05. Переключаемость внимания отмечена следующими значениями: у юношей - высокие - 21,3%, низкие - 33,5%, средние - 45,2%; у девушек - высокие - 22,3%, средние - 22,2%, низкие - 55,5% в рамках статистической погрешности. В группе обследованных девушек значения концентрации внимания выше, чем в группе юношей, это указывает на более высокую способность девушек быть более внимательными при выполнении заданий. У юношей значения устойчивости внимания выше, чем в группе девушек, это свидетельствует о том, что юноши обладают большими возможностями по изменению скорости при выполнении заданий. В целом, в группе обследованных студентов преобладают низкие значения устойчивости внимания и концентрации внимания. У юношей распределение показателей отличается наличием высоких значений устойчивости внимания и преобладанием низких значений концентрации внимания. У девушек превалируют средние значения показателей концентрации внимания и устойчивости внимания. Преобладание низких значений концентрации внимания у юношей и высоких значений устойчивости внимания, скорее всего, свидетельствует о преобладании процессов внутреннего возбуждения, так как в период увеличения учебной нагрузки срабатывают защитные адаптивные механизмы. У девушек наряду с преобладанием средних значений изучаемых показателей в характеристике устойчивости внимания и концентрации внимания превалируют низкие значения над высокими, по видимому, можно предположить возникновение процессов утомления, что связано с увеличением эмоциональных перестроек в организме в период обучения. Анализ значений переключаемости внимания указывает также на преобладание процессов утомления у девушек, а у юношей эти значения нивелированы. Умственное утомление является определенным состоянием организма, связанным с усталостью, которое относится к субъективному чувству человека. Утомление, возникающее в результате выполненной работы, является временным ухудшением функционального состояния организма, которое выражается снижением работоспособности, в изменении физиологических функций и в субъективных ощущениях, формирующих чувство усталости. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость можно приглушить волевым усилием, как эмоциональным подъемом, так и усилением интереса к работе. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе. Нарушения в системах органов дыхания и кровообращения связаны с изменением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы. Однако этот сигнал человек может блокировать волевым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. Одной из основных причин возникновения признаков утомления являются изменения в функционировании органов и систем, поэтому утомление является сложным физиологическим процессом, который начинается в высших отделах нервной системы и распространяется на другие функциональные системы организма (Наймушина 2009: 76). В соответствии с современными требованиями в высшей школе, необходимым условием является повышение интенсивности процесса обучения, что приводит к увеличению учебной нагрузки, которая может вызвать ухудшение умственной работоспособности и состояния здоровья студентов. Одним из основных критериев адаптации студентов к учебному процессу служат показатели умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов. Адаптация студентов к учебной нагрузке в вузе является одним из основных условий успешности педагогической деятельности. При подготовке специалистов высшей школы необходима такая организация труда студентов, которая учитывает восприятие ими новой информации, использует средства и методы повышения умственной и физической работоспособности (Драгич 2014: 595). В частности, по данным Ф. З. Меерсона (1992), состояние повышенной сопротивляемости организма, как правило, сопровождается увеличением тканевой резистентности, положительно влияющей на адаптацию. Адаптивные изменения на клеточном и субклеточном уровнях, которые лежат в основе повышения сопротивляемости организма, наступают не сразу, а лишь в результате длительного воздействия стрессора. Работоспособность и здоровье человека определяются его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия. Адаптационные возможности организма - это одно из основных его свойств. Это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой. Управление адаптивным процессом является реальной основой для целенаправленной активации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности (Воробьева 2013). В процессе адаптации в период учебной нагрузки могут произойти изменения в структуре и характеристиках состояний, отражающих ход индивидуальной стратегии и реализации программы адаптации. К ведущим факторам, обусловливающим психологическую напряженность, в большей степени относятся психогенные средовые нагрузки, определяющие основной эмоциональный фон процесса адаптации. С точки зрения современных общефизиологических представлений адаптированность - комплекс неспецифических и специфических изменений организма в результате длительного, постоянного или периодически повторяющегося (в течение адаптационного периода) действия относительно неизменного по силе и специфике раздражителя, характеризующийся довольно стационарным и одновременно динамическим состоянием максимальной приспособленности к действию данного раздражителя всех систем организма. Можно говорить о различных уровнях адаптированности организма в зависимости от кратности и длительности воздействия на него относительно стандартного, неизменного раздражителя и достигнутого в результате этого действия состояния организма (Воробьева 2013). Нервно-эмоциональное напряжение является обязательным компонентом учебной деятельности, ставшим в последние годы повседневным и широко распространенным, поэтому первыми признаками надвигающегося ухудшения функционального состояния в период учебного процесса будет изменение таких важных психических функций как внимание, память, мышление. Уровень психологической адаптации оценивается степенью адаптированности организма человека к условиям внешней окружающей среды. При этом уровень адаптивных процессов во взаимосвязи с другими физиологическими параметрами, которые характеризуют состояние здоровья, позволят не только определить уровень здоровья, но также разработать наиболее оптимальные программы региональных нормативов для коррекции нарушений здоровья в физическом развитии обучающихся. Состояние уровня адаптации определяется функциональной зрелостью гормонального и вегетативного звеньев регуляции гомеостаза (Соловьев 2014: 353; Степанова и др. 2015). При рассмотрении проблемы адаптации человека необходимо исходить из современных понятий, в которых человек предстает как совокупность взаимосвязанных систем - биологической и психической. Каждая из них состоит из нескольких уровней, среди которых выделяют такие, как интеллектуально-познавательный, эмоциональный, волевой, психомоторный, мотивационный. Когда физиологические сиcтемы эмоционально-вегетативного реагирования ощущают значительное напряжение и подвержены неблагоприятным воздействиям окружающей среды, то воздействие учебной нагрузки и неблагоприятных факторов усиливается, что выражается изменением функционального статуса организма обучающихся (Кацнельсон 2009). Процессы формирования и изменения психофизиологической адаптации в период учебной деятельности определяются не только характеристиками самого учебного процесса, но и индивидуальными особенностями организма обучающихся. Так как основу высшей нервной деятельности составляют индивидуально-типологические особенности психофизиологических свойств личности, то изменения этих свойств может влиять на уровень усвоения учебного материала. Умственная работоспособность отличается большим психоэмоциональным напряжением, обусловленным концентрацией внимания на определенном круге явлений или объектов, поэтому процессы возбуждения в центральной нервной системе сосредоточены в небольшой области нервных центров ,и это обусловливает их быстрое утомление. Исходя из вышесказанного, отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности. Механизмы адаптации обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Неточная оценка соответствия психосоматического адаптационного потенциала организма человека и предстоящих во время любого вида деятельности психологических, физических нагрузок может способствовать возникновению изменений в состоянии здоровья, так как психологическая адаптация человека является наиболее совершенным и сложным приспособительным процессом. В условиях неблагоприятных воздействий этот вид адаптации может нарушаться в первую очередь, приводя тем самым к нарушениям других функциональных уровней (Марьинских 2011). На фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу постепенно развивается состояние утомления. Начинает сокращаться по времени период оптимальной работоспособности, и продолжение работы требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается качество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места. Появляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом работы, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке. Умственная работоспособность зависит от типологических особенностей личности, а также от уровня мотивации и поставленной цели. Работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой личности, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия и вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, и это приводит к снижению работоспособности. Одним из условий высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение. В определенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. Таким образом, преобладание низких значений устойчивости и концентрации внимания в группе обследованных связано, скорее всего, с эмоциональной перестройкой организма обучающихся и адаптивными приспособлениями его к учебному процессу. В группе юношей распределение показателей отличается более высокими значениями устойчивости внимания и преобладанием низких значений концентрации внимания. У девушек отмечено преобладание средних значений концентрации внимания и устойчивости внимания. Вместе с тем, результаты проведенных исследований показывают, что закономерности формирования защитно-приспособительных механизмов у студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены спецификой влияния учебного процесса на организм индивидуума и внутренней детерминированностью функциональных и психофизиологических систем организма. Одним из ведущих факторов в перестройке адаптивных возможностей организма человека является психофизиологическая адаптация, которая формирует особенности протекания механизма адаптации на других физиологических уровнях, и важная роль в этом процессе принадлежит индивидуально-типологическим особенностям личности человека в оценке критерия эффективности адаптации как системного процесса. Поскольку адаптация является системным процессом, который характеризует взаимодействие человека с социальной средой, то механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является взаимодействие или разногласия между интересами человека и общества, а основным фактором, регулирующим процесс адаптации, является цель, связанная с мотивациями. Особенности процесса адаптации определяются психофизиологическими свойствами индивидуума, в том числе уровнем развития его индивидуально-типологических свойств личности, которые характеризуются механизмами регуляции поведенческих реакций в процессе обучения. Процесс адаптации человека в период обучения имеет временный период, который связан с определенными психофизиологическими изменениями, проявляющимися как на уровне функционального состояния организма, так и на уровне личностных свойств.
×

About the authors

Tamara Georgievna Vorobiyova

Omsk State University

Doctor of Biological Sciences, Professor at the Department for Physical Education Omsk

Evgeniya Viktorovna Dementieva

Omsk State Pedagogical University

Candidate of Biological Sciences (PhD), Assistant Professor at the Department for Biology and Biological Education Omsk

Valery Grigorievich Turmanidze

Omsk State University

Cadidate of Pedagogical Sciences (Ph.D.), Associate Professor, Head of the Department for Physical Education Omsk

Anton Valerievich Turmanidze

Omsk State University

Senior Lecturer at the Department for Physical Education Omsk

References

  1. Виноградова А. А. 2008. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования 3, 37-48.
  2. Воробьева Т. Г., Поспелова Ю. К. 2013. Особенности адаптивных процессов в условиях антропогенной трансформации // Современные проблемы науки и образования // http//www/science-education/113-11110 (Дата обращения 05.03.2016).
  3. Кацнельсон Ю. В. 2009. Психофизиологические особенности адаптации девушек с различным состоянием репродуктивного здоровья в условиях обучения в вузе: Дис.. канд. мед. наук. Москва.
  4. Марьинских С. Г. 2011. Морфофункциональное состояние и двигательная активность студентов в период адаптации к обучению в вузе: Автореф.. канд. биол. наук. Набережные Челны.
  5. Михайлова О. П. 2007. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия // Современные проблемы науки и образования 2, 37-41.
  6. Меерсон Ф. З. 1993. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. Москва: Дело.
  7. Наймушина А. Г. 2010. Психофизиологические механизмы экологической адаптации // Фундаментальные исследования 6, 76-81.
  8. Никулина А. В. 2014. Физиологическое обоснование совершенствования адаптогенеза студентов младших курсов: Дис.. д-ра биол. наук. Чебоксары.
  9. Соловьёв А. В. 2014. Психофизиологическая адаптация лиц операторского профиля, подвергающихся воздействию ускорений Кориолиса // Молодой ученый 2, 353-356.
  10. Степанова И. П., Воробьева Т. Г., Мугак В. В., Шалыгин С. П., Сукач Л. И. 2015. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования 5 // http://www.science-education.ru/128-22515 (Дата обращения 05.03.2016).
  11. Ставцева В. В. 2013. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебной недели // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия «Естественные науки». Вып. 3. Т. 18, 167-174.
  12. Dragic O. A., Sidorova C. A., Ivakina E. A., Zobnina S. V. 2014. Analysis of morphofunctional changability of adolescent students in the environment of Ural Federal District // Life Science Journal 11, 595-598.
  13. Boiko E. R. 2000. The metabolical background of hyman adaptation in the circumpolar area // ICCH, The Millennium Congress 2000, Harrstad, Norway, Hune 4-9. Harrstad, Abstr. 87.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies