PROFESSIONAL'NAYa PODGOTOVKA BUDUShchIKh PEDAGOGOV K FORMIROVANIYu DUKhOVNO-NRAVSTVENNYKh TsENNOSTEY OBUChAYuShchIKhSYa


Cite item

Full Text

Abstract

В статье рассматривается проблема подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся всех уровней общего образования. Автор подчеркивает, что подготовка будущих педагогов к работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся представляет собой актуальную педагогическую задачу, стратегическую цель на уровне региона ХМАО - Югры и всего Российского государства в целом, и обосновывает необходимость подготовки студентов к работе, направленной на формирование у них способности к анализу теоретических подходов в определении понятий базовых национальных ценностей. Для решения обозначенной проблемы в качестве методического инструментария автор предлагает учебный курс, ориентированный на формирование у студентов таких компетенций как: способность проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу в целях духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; способность к диагностической, прогностической деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; владение средствами мониторинга в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. В статье представлено содержание разделов учебного курса «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”», где раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских обучающихся, входящей в структуру социокультурной образовательной программы «Социокультурные истоки», представлен авторский методический инструментарий, ориентированный на индивидуальную и групповую работу по освоению учебного курса. По мнению автора, при изучении курса «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”» с использованием активных методов обучения у студентов будут сформированы профессиональные компетенции, направленные на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Full Text

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в части 3.1.3. - Трудовая функция среди прочих трудовых действий указывает следующие: «формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения… позитивных образцов поликультурного общения». Универсальное учебное действие как умение учиться является основополагающим в работе с детьми на уровне общего образования, оно же является базисным при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагога четко указывает на спектр трудовых действий, необходимых умений и знаний, ориентированных на педагогическую компетентность в области решения задач воспитания и развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (бакалавриата) по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г.) вышеизложенная область педагогической деятельности зафиксирована в группе общепрофессиональных компетенций «Построение воспитывающей образовательной среды» и сформулирована следующим образом: студент «способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей». Иными словами, образовательные стандарты высшего образования определяют требования к будущим педагогам в области духовно-нравственного воспитания и развития в полном соответствии с задачами профессиональных стандартов и стратегическими целями государственной политики в Российской Федерации. Так, в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, как о целевом показателе в сфере образования. Говоря о культурных традициях, следует воспринимать культуру как «социальную память человечества, общественный продукт деятельности людей» (Гончарук 2017: 126). В современном образовательном пространстве задачи духовно-нравственного воспитания и развития невозможно решить без учета поликультурности общения всех участников образовательных отношений. Сегодня цели поликультурного воспитания российского образования ориентированы на формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи многообразных культур, на воспитание ценностного отношения к своей культуре и культурам других народов. Вопрос формирования ценностей этнической культуры как важного качества личности обучающихся непосредственно связан с формированием этнического сознания, являющегося предметом исследования ряда психологов и философов. В работах исследователей выявлены закономерности и ценности национальной культуры, ее влияние на социально-культурные, экономические, политические процессы в обществе (Салаватова 2014: 3). Для педагогов, помимо прочего, целями в этой области являются создание педагогических условий интеграции культур в образовательном процессе и саморазвитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов. Педагогический подход заключается в том, чтобы отобрать из содержания народных традиций оптимальный объем знаний и скоординировать отобранные знания с общими стандартами образования, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности (Ибрагимова 1995). Исходя из этого, перед педагогами сегодня стоит проблема выбора образовательных программ и педагогических технологий, ориентированных на решение задач поликультурного воспитания и развития на основе базовых национальных ценностей. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой программой является социокультурная программа «Истоки». Она рекомендована Департаментом образования и молодежной политики ХМАО - Югры как приоритетная для реализации на территории региона. Исходя из этого, в Нижневартовском государственном университете уже на этапе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования студентам предоставляется возможность изучить психолого-педагогические основы социокультурной образовательной программы «Истоки». Молодым педагогам важно понимать, что преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножить духовный и социокультурный опыт Отечества - это основная образовательная цель. Кроме того, начинающему педагогу сложно, а иногда и непосильно интегрировать обучение и воспитание в единый образовательный процесс, т. к. имеется «размытое» понимание основ ценностей отечественной культуры (Мехдиева 2016: 85-88). На третьем курсе обучения студенты узнают, что данная программа реализуется в 59 субъектах Российской Федерации с 1995 г. (авторы Камкин А.В., Кузьмин И.А.), что программа направлена на возрождение исходного контекста ценностей и категорий, сложившихся в российской культуре. В ходе практико-ориентированных занятий по данной программе «транслируется равнонаправленность духовного развития для подрастающего поколения всех конфессий в России, т. к. ценности для России общие, а вот основы этих ценностей ориентированы на принадлежность к конкретной культуре, вероисповеданию» (Истомина 2015: 211). «Сердцевину предмета составили универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Именно они обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры. Именно они приводят к осознанию, что нельзя отдать глобализации язык, историю и систему ценностей. Весь курс “Истоки” основывается на универсалиях культуры: универсалии духовного мира, универсалии нравственности и красоты, универсалии социума, универсалии деятельности, универсалии природно-культурного пространства» (Камкин 2018: 44). Вечные духовные ценности: истина, совесть, любовь и др. анализируются, точнее «осмысляются», студентами с позиции универсалий духовного мира. Студенты проектируют работу так, чтобы в будущем донести до сознания обучающихся, что, например, понятие «вера» является универсальным и базовым, т. к. неважно, о какой именно вере рассуждает человек: о религиозной вере или о вере в добро, идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была в системе ценностей каждого обучающегося, и чтобы ребенок понимал, что без веры его жизнь не будет наполненной смыслами. Здесь речь идет о том, что «учитель осуществляет “смысловой вклад” в ученика в виде духовных смыслов, которые, будучи отрефлексированными и осознанными, принимают форму духовных ценностей: Добра, Истины, Любви, Красоты, духовной Свободы, духовного Пути. Это и “вклад кристаллизации”, обусловленный со-переживанием духовных состояний и со-действий» (Миронова 2017: 457). Универсалии нравственности и красоты - это вторая группа универсалий, с которой знакомятся студенты. Они выясняют, как показать ребенку, что внешняя, броская красота не является основной и единственной, что есть еще красота внутренняя, «теплая», как называли ее наши предки. Истинной красотой, составляющей базовую национальную ценность, является почитание родителей, любовь к ближнему, сострадание и т. д. Универсалии деятельности - третья группа универсалий. Здесь студенты проектируют работу с обучающимися и размышляют, как донести до осознания детей смысл таких человеческих ценностей, как труд, служение, мастерство, творчество, вдохновение, талант и т. п. Постепенно студенты приходят к пониманию того, что работа с обучающимися в рамках данной универсалии должна строиться с позиции системно-деятельностного подхода, что при таком подходе у обучающихся будут не только формироваться универсальные учебные действия (целеустремленность, сила воли, умение выстраивать временную перспективу), но и появляться предпосылки для ценностного отношения к окружающему миру, для зарождения высоты помыслов, как духовных ценностей современного носителя опыта предшествующих поколений. Универсалии социума - это группа универсалий, которые ориентируют студентов на консолидацию педагогической и родительской общественности. Семья, род, отеческая забота - это то, к чему всегда стремились люди в российском обществе, это то, что невозможно сформировать у современного ребенка без со-трудничества, со-работничества педагогов и семей обучающихся. Универсалии природно-культурного пространства также предлагаются студентам в рамках изучения курса. Здесь следует донести до сознания студентов, что говорить с детьми о метафорических, мифологических, священных смыслах земли, реки, леса, тропинки, перекрестка, околицы, городской площади или сквера и т. д. - это не значит навязывать ребенку конкретные мировоззренческие взгляды, не «вести насильно» к религиозной вере. Важно, чтобы в процессе бесед педагога с детьми окружающий мир перестал быть для них простым набором живых или мертвых (неодушевленных) предметов. Студенты приходят к пониманию того, что работу надо построить таким образом, чтобы у ребенка формировалось «восприятие окружающего мира как чего-то своего, родного, чего-то такого, что потерять нельзя» (Камкин 2008: 94). Все вышеобозначенные универсалии распределены в социокультурной программе «Истоки» по годам обучения и представлены на всех ступенях общего школьного образования. Студенты осваивают концептуальные подходы этой образовательной программы в рамках всего учебного курса, рассчитанного на три зачетные единицы. Курс по выбору «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”» представлен модулями. Модуль «Приоритеты государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и развития» посвящен анализу федеральных документов, направленных на определение целей и задач государства в области сохранения и развития самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан. Кроме того, студенты начинают составлять карты духовно-нравственных категорий, которые в дальнейшем будут выступать в качестве методического инструментария курса «Истоки». Так, например, по первой теме студентам предлагается составить карты понятий «духовность», «нравственность», «воспитание», «базовые национальные ценности» «институты воспитания». Схема карты духовно-нравственных категорий представлена в таблице. Таблица Макет карты духовно-нравственных категорий понятие « » определение общее отличия примечания философия педагогика психология православие ислам буддизм иудаизм Федеральные документы толковый словарь этимологический словарь Так, одно из основных фундаментальных понятий духовно-нравственных ценностей «нравственность» студенты анализируют с позиции наук и религиозных учений. Выясняют, что с позиции философии, педагогики и психологии вычленяются общие признаки понятия, это нормы, ценностное отношение к миру; внешнее проявление отношения к обществу и окружающему миру. Определяют отличительные признаки: философия сравнивает нравственность с моралью и говорит о том, что мораль является основой нравственности; педагогика выделяет в качестве одной из составляющих нравственности саморегуляцию, ориентированную на общечеловеческие ценности, а также личный контроль человека за своими поступками. Студенты обращаются к толкованию понятия нравственности традиционными российскими религиями (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и определяют с их точек зрения основные общие черты в понимании данного понятия . Во-первых, это способ поведения, как самостоятельный выбор человека в совершении определенных поступков, которые выражают его отношение к окружающему миру. Во-вторых, это направленность человека действовать во благо. Проанализировав определения понятий «нравственность», «духовность» и пр. традиционными российскими религиями, студенты приходят к выводу, что значимых различий не обнаруживается. Это позволяет им утвердиться в том, что формирование базовых национальных ценностей - универсальная задача современного образования, ориентированного на учет национальных, культурных, религиозных и иных различий обучающихся. Модуль «Социокультурная образовательная программа “Истоки” как базис для формирования духовной основы у детей и молодежи» имеет целью изучение программы «Социокультурные истоки» как системы духовно-нравственных ценностей Отечества. В модуле раскрываются направленность, цели и задачи образовательной программы, ее развивающий потенциал (формирование и развитие духовных ценностей, нравственных чувств и качеств). Поднимается проблема «поколенческой справедливости» и путей ее решения в системе ценностей национальной социокультурной образовательной программы «Истоки». Раскрывается структура программы «Воспитание на социокультурном опыте». Уточняется интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. Модуль «Организация деятельности в дошкольном образовании по программе “Социокультурные истоки”» особое внимание уделяет анализу сказок. Так, студенты выясняют, что в «Истоках» русская народная сказка «Теремок» ориентирует ребенка на то, что слушая доброе слово народной сказки, ребенок и сам учится его произносить, размышлять над поступками героев, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Автор тетрадей для развития речи по программе «Истоки» О.С. Абрамова предлагает в работе с детьми в процессе осмысления сказки обратить их внимание на то, что образ медведя - это образ того, кто, совершив ошибку, стремится ее исправить. Студенты рассуждают, как построить беседу, в процессе которой дети сами придут к выводу, что мишка хоть и развалил домок-теремок, но увидев, что произошло, понял свою ошибку и исправил ее вместе с другими героями, стал выполнять самую тяжелую работу. Используя разработки О.С. Абрамовой, студенты, проектируя занятия с семьями воспитанников детского сада, акцентируют внимание на том, что для родителей важно донести следующую мысль: домок-теремок, который выстроили герои сказки «лучше прежнего» - модель дома наших предков. Сам дом для человека всегда представлял некую целостность, надежно и прочно защищавшую тех, кто в нем был-жил. Помимо прочего, в рамках данного модуля студенты находят ответы на вопросы: кто может работать с Книгами для развития речи по программе «Социокультурные истоки» (только воспитатели, только родители, воспитатели во взаимодействии с родителями)? С какими традициями знакомятся дети и их родители в процессе прочтения сказок из Книг для развития речи по программе «Социокультурные истоки»? Какие виды продуктивной деятельности детей предлагается организовывать в процессе работы с Книгами для развития речи по программе «Социокультурные истоки»? Постепенно студенты приходят к пониманию того, что в программе центральное место отводится организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками. «В процессе общения со взрослыми у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со взрослыми позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности» (Абрамова 2012: 309). Модуль «Организация урочной и внеурочной деятельности в начальном общем образовании по программе “Социокультурные истоки”» раскрывает содержание работы с обучающимися 1-4 классов и их родителями. Модуль содержит разделы: формирование у обучающихся 1-х классов понимания категорий: Слово, Образ, Книга; формирование у обучающихся 2-х классов основных социокультурных ценностей: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; формирование у обучающихся 3-х классов понимания основ внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Истина; развитие у обучающихся 4-х классов представлений об отечественных традициях: Традиции образа, Традиции слова, Традиции дела, Традиции праздника; поликультурный аспект в организации работы по программе «Социокультурные истоки» (1-4 классы). Так, например, говоря о поликультурности образования, обращается внимание на задачи, которые ставит в этом вопросе программа «Социокультурные истоки». Студенты анализируют содержание учебно-методического комплекса для начальной школы и приходят к выводу, что программа интегрирует обучение и воспитание в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры, приобщает в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума, тем самым укрепляет статус школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума. Модуль «Организация урочной и внеурочной деятельности в основном общем образовании по программе “Социокультурные истоки”» раскрывает содержание работы с обучающимися 5-9 классов и их родителями. Модуль содержит разделы: приобщение обучающихся 5-х классов к основам российской цивилизации «Память и мудрость Отечества»; приобщение обучающихся 6-х классов к основам российской цивилизации «Слово и образ России»; приобщение обучающихся 7-х классов к основам российской цивилизации «Истоки дела и подвига»; приобщение обучающихся 8-х классов к основам российской цивилизации «Истоки творчества»; приобщение обучающихся 9-х классов к основам российской цивилизации «В поисках истины»; поликультурный аспект в организации работы по программе «Социокультурные истоки» (5-9 классы). Например, проектируя работу с обучающимися 8-х классов по блоку «Творчество: дух и формы» (тема занятия «Истоки законотворчества. Жить по обычаю»), студенты моделируют кластер «Малые сообщества», анализируют смысловое содержание и духовный смысл понятий «семья», «артель», «мир», «братство», «соседи». Постепенно студенты приходят к пониманию того, что любовь к своей Родине не проявляется через отвергание иностранного влияния, но рождается в причастности к родным истокам, в приобщении к духовному наследию российской цивилизации. Модуль «Организация урочной и внеурочной деятельности в среднем (полном) общем образовании по программе “Социокультурные истоки”» направлен на подготовку студентов к работе с обучающимися 10-11 классов по осмыслению духовно-нравственного контекста служения Отечеству, по формированию у старшеклассников мировоззрения на основе служения Отечеству. Студенты выясняют, как эффективнее построить работу с выпускниками школ по обобщению и систематизации знаний социокультурной направленности. В разделе «Поликультурный аспект в организации работы по программе “Социокультурные истоки” (10-11 классы)» по теме «Развитие нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири» студенты приходят к выводу, что помимо прочего образовательная программа «Социокультурные истоки» решает задачу реализации регионального компонента в образовательном процессе школы. Все модули курса «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”» ориентированы на формирование у студентов профессиональных компетенций, ориентированных на способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, с одной стороны, и способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, с другой. В учебном курсе для студентов, равно как и в самой образовательной программе «Истоки» нет локального, единичного обращения к той или иной категории и ценности. «Мы обращаемся к ним на протяжении всех лет работы перманентно, многократно, и каждый раз с другой позиции, на основе актуального жизненного опыта человека, его возросшего кругозора, нового осмысления, поскольку глубина этих категорий настолько велика, что уяснить их сходу в течение одного урока, одного учебного года просто невозможно» (Камкин 2018: 46). Говоря о формировании базовых национальных ценностей у будущих педагогов и о подготовке к подобной работе с обучающимися, необходимо уделить внимание такому аспекту как «религиозная образованность». По мнению А.В. Камкина, автора программы «Социокультурные истоки», религиозная образованность является актуальной интегративной задачей современного государства. Подрастающее поколение имеет объективное право владеть знаниями об основных положениях веры своих предков. Именно религиозная образованность способна «открыть путь к познанию национальной культуры, приобщению к духовному и материальному культурному наследию… Зная свои религиозно-культурные истоки, мы входим в мировую культуру равноправными участниками, хорошо представляя, кто мы, чем мы интересны и полезны для других, откуда наши корни... Важно прийти к пониманию того, что педагог должен привести ребенка к принятию общечеловеческого уровня понимания религии - к нравственным ценностям» (Камкин 2018: 48). «Исходя из того, что под культурными традициями принято понимать социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в течение длительного времени, необходимо осознать, что российские традиции вне религиозного контекста невозможны. Православие, ислам, буддизм и иудаизм не только основополагающие религии на территории нашего государства, но и, что не менее важно, - часть культурного наследия нашей страны. Образовательные организации не могут и не должны ориентировать обучающихся на выбор той или иной религиозной принадлежности, очевидно, что такой подход «вербовки» является ущербным и незаконным. Вместе с тем, приобщение к культурному наследию собственной страны вне социокультурных традиций по меньшей мере выглядит странно» (Истомина 2017: 37). Учебный курс «Психолого-педагогические основы образовательного курса “Истоки”» для студентов бакалавриата может служить основой для курсов следующего образовательного уровня - магистратуры. Так, для решения задач по формированию универсальной компетенции «способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» и общепрофессиональной компетенции «способность создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей» для студентов магистратуры по направлению 44.04.01 - «Педагогическое образование» целесообразно ввести курс, направленный на использование компетенций, полученных в процессе изучения вышеизложенного курса.
×

About the authors

I. P Istomina

References

  1. Абрамова О.С. 2012. О реализации программы «Социокультурные истоки» в системе дошкольного образования // Истоковедение. Т. 12. М.: Истоки, 299-313.
  2. Гончарук А.Ю. 2017. Теория и история социокультурно-педагогических технологий: Монография. М.: РУСАЙНС.
  3. Ибрагимова Л.А. 1995. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной пе-дагогики ханты и манси: Дис. … канд. пед. наук. М.
  4. Истомина И.П. 2015. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // А.В. Коричко (отв. ред.). Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015 г.). Ч. II. Нижневартовск: НВГУ, 209-213.
  5. Истомина И.П. 2017. Мониторинговые исследования как фактор стратегии развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи//Православие. Наука. Образование 2(4), 34-39.
  6. Камкин А.В. 2008. Программа «Истоки»: опыт и перспективы // Педагогика. Научно-теоретический журнал 9, 93-99.
  7. Камкин А.В. 2018. Опыт и проблемы формирования этносознания детей и молодежи в контексте программы «Истоки» // Православие. Наука. Образование 1(5), 43-51.
  8. Мехдиева И.Д. 2016. К проблеме формирования духовно-нравственных ценностей педагогического коллектива в контексте программы «Социокультурные истоки» //Православие. Наука. Образование 2, 85-88.
  9. Миронова М.Н. 2017. Духовный уровень в структуре личности педагога // Б.С. Братусь (ред.). Христианская психология в контексте научного мировоззрения: Коллективная монография. М.: Никея, 456-464.
  10. Салаватова А.М. 2014. Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies