Проблемы организации интегрированной помощи населению в Республике Беларусь

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить готовность системы здравоохранения и социальной защиты, негосударственных структур к реализации интегрированного подхода при оказании медицинской помощи, в том числе медико-социальной и паллиативной помощи, и социальных услуг нуждающимся гражданам.

Материалы и методы. При проведении исследования использовались социологический (анкетирование) и статистический методы. В качестве инструментария исследования использовался опросник Scaling integrated care in context, SCIROCCO, разработанный в рамках проекта SCIROCCO Exchange EU Capacity Action for integrated care («Обмен опытом ЕС по наращиванию потенциала в области интегрированной помощи»), применяемого в европейских странах для оценки готовности системы здравоохранения и социальной защиты, негосударственных организаций к внедрению интегрированной помощи. В исследовании приняли участие 325 (79,1 %) работников органов и организаций здравоохранения, 78 (19,0 %) работников учреждений социального обслуживания, 8 (1,9 %) работников медико-социальной службы Красного Креста «Дапамога» Белорусского Красного Креста.

Результаты. Средний уровень оценки готовности системы здравоохранения и социальной защиты к реализации интегрированного подхода при оказании медико-социальной и паллиативной помощи, социальных услуг нуждающимся гражданам статистически значимо различался в зависимости от категории работников (Kruskal – Wallis test: Н = 22,3; p3 = 0,0001). Наиболее высокая оценка готовности к реализации интегрированного подхода дана работниками учреждений социального обслуживания, значение медианы (Ме) которой достигало 3,2 балла (Q25 = 1,6; Q75 = 4,0), наиболее низкая – работниками здравоохранения (Ме = 1,9 балла (Q25 = 1; Q75 = 3)). Оценка работниками медико-социальной службы Красного Креста была выше, чем у работников здравоохранения, но ниже, чем у работников учреждений социального обслуживания, и составила Ме = 2,7 балла (Q25 = 1,7; Q75 = 3).

Выводы. Оценка респондентами уровня готовности системы здравоохранения и социальной защиты к реализации интегрированного подхода по оказанию медико-социальной и паллиативной помощи, социальных услуг нуждающимся гражданам является невысокой и статистически значимо различается в зависимости от категории работников, что необходимо учитывать при организации данных видов помощи.

Полный текст

Введение

В последние десятилетия мировое сообщество обеспокоено вопросами организации медицинской и социальной помощи нуждающимся гражданам с ограниченными функциональными возможностями, основанной на интегрированном подходе, что обусловлено ростом потребности населения в данных видах помощи. Основными факторами, влияющими на рост потребности, является старение населения и рост уровня хронических заболеваний. Интенсификация процессов демографического старения населения, возникновение новых потребностей и возможностей для людей старшего возраста, необходимость создания условий для реализации их потенциала обусловливают разработку национальных стратегий с целью повышения качества их жизни1.

Предоставление медицинской и социальной помощи этой категории граждан (людям старшего возраста, с хроническими заболеваниями), как правило, имеет фрагментарный характер, как внутри, так и между секторами здравоохранения и социальной защиты, сопровождается увеличением нагрузки на медико-социальные службы и требует привлечения дополнительных ресурсов, в том числе финансовых и кадровых. Реформирование систем предоставления медицинской и социальной помощи с целью более эффективного удовлетворения потребностей нуждающихся людей предполагает переход к модели, позволяющей лучше координировать работу специалистов и учреждений и обеспечивающей активное участие в этом процессе самих получателей услуг и лиц, ухаживающих за ними.

Преодоление несогласованности и раздробленности, формирование интегрированной системы здравоохранения и социальной защиты стало самостоятельным направлением государственной политики различных стран мира. Проводятся исследования по поиску направлений и механизмов интеграции с учетом специфики национального здравоохранения и социальной защиты, оценки готовности системы здравоохранения и социальной защиты, негосударственных структур к реализации интегрированного подхода по оказанию медицинской и социальной помощи нуждающимся гражданам.

Цель исследования – оценить готовность системы здравоохранения и социальной защиты, негосударственных структур к реализации интегрированного подхода при оказании медицинской помощи, в том числе медико-социальной и паллиативной помощи, и социальных услуг (далее – готовности к реализации интегрированного подхода) нуждающимся гражданам.

Материалы и методы исследования

При проведении исследования использовались социологический (анкетирование) и статистический методы.

Методика проведения социологического исследования включала анкетирование (метод анкетного опроса) работников системы здравоохранения, социальной защиты, Белорусского Красного Креста в двух районах Республики Беларусь – Островецком районе Гродненской области и Вилейском районе Минской области. В качестве инструментария исследования использовался опросник Scaling integrated care in context, SCIROCCO, разработанный в рамках проекта SCIROCCO Exchange EU Capacity Action for integrated care («Обмен опытом ЕС по наращиванию потенциала в области интегрированной помощи»), применяемый в европейских странах для оценки готовности системы здравоохранения и социальной защиты, негосударственных организаций к внедрению и реализации интегрированной помощи [1].

На момент подготовки исследования русскоязычная версия этого инструмента отсутствовала. Англоязычная версия Scaling integrated care in context, SCIROCCO была переведена и социально адаптирована, проведена оценка ее валидности и надежности. Версия анкеты Scaling integrated care in context, SCIROCCO на русском языке включает 10 вопросов. В него не вошли 2 вопроса из оригинального опросника, которые касаются оценки критериев «Устранение препятствий» и «Инновационный менеджмент». Было получено положительное заключение эксперта на адаптированную анкету как инструментария, соответствующего требованиям проведения социологического исследования.

В анкете используется термин «интегрированная помощь» с пояснением, что под ним понимают организацию долговременной медицинской помощи и социальных услуг, включающих индивидуальный уход и основанных на комплексном подходе их оказания нуждающимся гражданам и координации деятельности организаций системы здравоохранения, социального обслуживания, негосударственных и иных организаций, с целью повышения эффективности предоставления услуг и качества жизни их получателей.

Респондентам предлагалось по шестибалльной шкале оценить критерии, характеризующие готовность к реализации интегрированного подхода. Оценка готовности по критериям измерялась от 0 баллов (соответствует «не выполнено», «отсутствует/доступно») до 5 баллов (соответствует «полностью выполнено», «полностью присутствует/доступно»).

Объем исследования составил 411 единиц наблюдений, который соответствует исследованию повышенной точности (при уровне значимости p = 0,05) [2]. В исследовании приняли участие 325 (79,1 %) работников органов и организаций здравоохранения, 78 (19,0 %) работников учреждений социального обслуживания, 8 (1,9 %) работников медико-социальной службы Красного Креста «Дапамога» Белорусского Красного Креста (далее – медико-социальной службы Красного Креста).

Среди респондентов преобладают женщины, удельный вес которых составляет 89,1 %. Средний возраст респондентов составляет 42,8 (95 % ДИ 41,6–43,9) года. В возрастной структуре респондентов удельный вес лиц в возрасте до 30 лет составляет 15,3 %, 30–44 года – 39,2 %, 45–59 лет – 39,2 %, 60 лет и старше – 6,3 %. Стаж работы анкетируемых в среднем составляет 17,7 (95 % ДИ 16,5–18,9) года. Удельный вес респондентов со стажем работы до 5 лет достигает 18,2 %, от 5 до 15 лет – 27,3 %, от 15 до 25 лет – 24,3 %, от 25 лет и более – 30,2 %.

Почти 73 % респондентов имеют квалификационную категорию (в том числе вторую – 26,2 %, первую – 30,4 %, высшую – 16,1 %), 27,3 % – не имеют квалификационной категории. Наибольший удельный вес респондентов с квалификационной категорий отмечается среди работников здравоохранения (78,5 %), наименьший – среди работников социального обслуживания (51,3 %) (Chi-square test: χ2 = 42,6; р = 0,00001). Половина работников Белорусского Красного Креста имеют квалификационную категорию: 4 из 8 респондентов (50 %).

Статистический анализ полученных данных проводился с использованием непараметрических методов исследования, в том числе методов описательной статистики, оценки достоверности (Chi-square test: χ2, р). Описание средних значений осуществлялось с использованием медианы (Ме, Q25Q75). Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Statisticа 10.

Результаты и их обсуждение

Большинство респондентов (91,7 %) осознают необходимость развития интегрированной помощи, в том числе 92 % работников здравоохранения, 89,7 % работников социальной защиты и 100 % работников Белорусского Красного Креста.

Средний уровень оценки готовности системы здравоохранения и социальной защиты к реализации интегрированного подхода при оказании медико-социальной и паллиативной помощи нуждающимся гражданам статистически значимо различался в зависимости от категории работников (Kruskal – Wallis test: Н = 22,3; p3 = 0,0001). Наиболее высокая оценка готовности системы здравоохранения и социальной защиты к реализации интегрированного подхода дана работниками социальной защиты, значение медианы (Ме) которой достигает 3,2 балла (Q25 = 1,6; Q75 = 4,0), наиболее низкая – работниками здравоохранения (Ме = 1,9 балла (Q25 = 1; Q75 = 3)). Оценка работниками медико-социальной службы Красного Креста выше, чем у работников здравоохранения, но ниже, чем у работников социальной защиты, и составляет 2,7 балла (Q25 = 1,7; Q75 = 3).

Среди работников здравоохранения пилотных районов отмечается статистическая значимость различия уровней оценки критериев, характеризующих готовность системы здравоохранения и социальной защиты к развитию интегрированной помощи (далее – критериев готовности к развитию ИП) (Kruskal – Wallis test: Н = 101,4; p = 0,0001). Наиболее высокая оценка отмечается для критериев «потенциал существующей системы здравоохранения и социальной защиты по оценке рисков здоровья и прогнозированию спроса граждан в удовлетворении потребностей в ИП» (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)) и «координация (по вертикали и горизонтали) предоставляемой ИП» (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)); наиболее низкая – для критериев «готовность структуры и управления к ИП» (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 3)), «готовность цифровой инфраструктуры к ИП» (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 3)), «координация процессов по оказанию ИП в рамках существующей системы здравоохранения и социальной защиты» (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 3)), «система финансирования ИП» (Ме = 1 балл (Q25 = 0; Q75 = 3)), «готовность существующей системы здравоохранения и социальной защиты к формированию мотивации граждан участвовать в процессе принятия решений, касающихся их здоровья и предоставления услуг ИП» (Ме = 1 балл (Q25 = 0; Q75 = 3)).

Среди работников Белорусского Красного Креста отмечается статистическая значимость различия уровней оценки критериев готовности к развитию ИП (Kruskal – Wallis test: Н = 101,4; p = 0,0001) для следующих критериев. Наиболее высокая оценка отмечается для критериев «система финансирования ИП» (Ме = 3 балла (Q25 = 2,5; Q75 = 3,5)), «уровень координации (по вертикали и горизонтали) представляемой ИП» (Ме = 4 балла (Q25 = 3; Q75 = 4)), «способность ИП укреплять систему здравоохранения и социальной помощи, иных организаций, в том числе повышению профессионального уровня работников, внедрения новых технологий, внедрению новых профессий, совершенствованию качества оказания медицинской помощи и социальных услуг нуждающимся гражданам» (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 3,5)). Наиболее низкая оценка дана критериям «готовность существующей системы здравоохранения и социальной защиты к формированию мотивации граждан участвовать в процессе принятия, решений, касающихся их здоровья и предоставления услуг ИП» (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 2)) и «готовность структуры и управления к ИП» (Ме = 1,5 балла (Q25 = 1; Q75 = 3)).

Среди работников социальной защиты отмечается статистическая значимость различия уровней оценки критериев готовности к развитию ИП (Kruskal – Wallis test: Н = 101,4; p = 0,0001) для следующих критериев. Наиболее высокая оценка отмечается для критериев «уровень координации (по вертикали и горизонтали) представляемой ИП» (Ме = 4 балла (Q25 = 4; Q75 = 5)), «потенциал существующей системы здравоохранения и социальной защиты по оценке рисков здоровья и прогнозированию спроса граждан в удовлетворении потребностей в ИП» (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 5)), «способность ИП укреплять систему здравоохранения и социальной помощи, иных организаций, в том числе повышению профессионального уровня работников, внедрению новых технологий, внедрению новых профессий, совершенствованию качества оказания медицинской помощи и социальных услуг нуждающимся гражданам» (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 4)); наиболее низкая – для критерия «готовность структуры и управления к ИП» (Ме = 2 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)).

Оценка критерия «готовность к изменениям существующей системы здравоохранения и социальной защиты для развития ИП» статически значимо различалась у различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 21,5; p = 0,0001). Уровень оценки данного критерия работниками здравоохранения и медико-социальной службы Красного Креста соответствовал мнению опрошенных о том, что проводится работа по достижению согласия среди заинтересованных структур и разрабатывается стратегия развития интегрированной помощи, медиана которого соответственно составляла 2 балла (Q25 = 1; Q75 = 3) и 2 балла (Q25 = 2; Q75 = 2). Уровень оценки работниками социального обслуживания указанного критерия был выше, чем у работников здравоохранения и медико-социальной службы Красного Креста; среди них преобладал удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 4 и 5 баллов, и соответственно составил 24,4 и 15,4 %. Это свидетельствует о том, что стратегия развития ИП разработана и утверждена, определены ответственные исполнители ее реализации (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 4)).

Оценка критерия «готовность структуры и управления в существующей системе здравоохранения и социальной защиты для развития ИП» статистически значимо различалась среди различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 13,1; p = 0,0014). Уровень оценки работниками здравоохранения и медико-социальной службы Красного Креста данного критерия, медиана которого соответственно составляла 1 (Q25 = 1; Q75 = 3) и 1,5 балла (Q25 = 1; Q75 = 3), соответствует мнению опрошенных, что есть понимание необходимости преобразования системы управления и структур для оказания ИП. Уровень оценки работниками социальной защиты указанного критерия был выше (Ме = 2 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)), чем у работников здравоохранения и медико-социальной службы Красного Креста; среди них преобладал удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 4 и 5 баллов, и соответственно составил 20,5 и 10,3 %. Это свидетельствует, что определены организации и алгоритм взаимодействия оказания ИП. Данная оценка соответствует мнению респондентов, что утверждена комплексная программа с финансированием, определены полномочия органов управления и структур по оказанию ИП (20,5 %); разработан и принят заинтересованными сторонами план мероприятий по развитию ИП (10,3 %).

Оценка критерия «готовность цифровой структуры существующей системы здравоохранения и социальной защиты для развития ИП» статистически значимо различалась среди различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 18,3; p = 0,0001). Работники здравоохранения дали наиболее низкую оценку данного критерия, уровень которой достигал 1 балла (Q25 = 1; Q75 = 3), это свидетельствует о том, что есть понимание необходимости использования цифровых технологий, но нет стратегии и/или плана по развитию единой цифровой инфраструктуры для поддержки ИП. Медиана оценки работниками медико-социальной службы Красного Креста составляла 2,5 балла (Q25 = 1; Q75 = 4) и соответствует мнению опрошенных, что определены планы по внедрению цифровой инфраструктуры на региональном/национальном уровне, включая набор согласованных технических стандартов в системе здравоохранения и социальной защиты, но они еще не реализованы. Уровень оценки работниками социальной защиты данного критерия был выше (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)), чем у работников здравоохранения и Белорусского Красного Креста; среди них преобладал удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 4 и 5 баллов, и соответственно составил 17,9 и 21,8 %. Полученный уровень оценки свидетельствует, что цифровая инфраструктура для поддержки ИП внедряется в экспериментальном порядке, но пока не охватывает весь регион, существует набор согласованных стандартов, позволяющих осуществлять совместные закупки новых систем; проводится работа по объединению информационно-коммуникационных технологий.

Оценка критерия «координация процессов по оказанию ИП в рамках существующей системы здравоохранения и социальной защиты» статистически значимо различается среди различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 24,3; p = 0,0001). Работники здравоохранения дали наиболее низкую оценку данного критерия, уровень которой достигает 1 балла (Q25 = 1; Q75 = 3), и это свидетельствует, что заинтересованные стороны разрабатывают некоторые инструкции и признают необходимость стандартизации процессов координации при оказании ИП, но официальных планов по ее разработке нет. Среди работников здравоохранения преобладает удельный вес респондентов, которые считают, что заинтересованные стороны разрабатывают некоторые инструкции и признают необходимость стандартизации процессов координации при оказании ИП, но официальных планов по ее разработке нет, а также нет никаких формальных инструкций, описаний, соглашений или стандартов по внедрению инновационных процессов координации при оказании ИП ни в наличии, ни в стадии разработки, отсюда, соответственно, составил 35,1 и 18,2 %. Уровень оценки данного критерия работниками медико-социальной службы Красного Креста составил 2,5 балла (Q25 = 1,5; Q75 = 3,5) и соответствует мнению опрошенных, что осуществляются некоторые стандартизированные процессы координации при оказании ИП; используются инструкции, некоторые инициативы и процессы координации официально описаны, но систематический подход не планируется. Уровень оценки работниками социальной защиты данного критерия был выше (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)), чем у работников здравоохранения и Белорусского Красного Креста; среди них преобладает удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 4 и 5 баллов, – 28,2 и 20,5 %. Это свидетельствует, что услуги, пути и процессы координации при оказании ИП официально описаны заинтересованными сторонами в стандартизированном виде, запланирована разработка стандартов, но они не внедрены.

Установлены статистически значимые различия оценки респондентами критерия «система финансирования ИП в рамках существующей системы здравоохранения и социальной защиты» в зависимости от категории работников (Kruskal – Wallis test: Н = 23,3; p = 0,0001). Наиболее низкая оценка критерия «система финансирования ИП» отмечалась среди работников здравоохранения, значение медианы которой достигало 1 балла (Q25 = 0; Q75 = 3); среди них преобладает удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 0 и 1 балл, – 31,7 и 25,8 %. Это указывает, что финансирование доступно, но в основном для пилотных проектов и апробации. Уровень оценки данного критерия работниками Белорусского Красного Креста (Ме = 3 балла (Q25 = 2,5; Q75 = 3,5)) и социальной защиты (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)) был выше, чем у работников здравоохранения, и соответствует мнению опрошенных, что имеется финансирование из республиканского / местных бюджетов, или международное финансирование или в рамках государственно-частного партнерства для расширения масштабов деятельности.

Уровень оценки критерия «потенциал существующей системы здравоохранения и социальной защиты по оценке рисков здоровья и прогнозированию спроса граждан в удовлетворении потребностей в ИП» статистически значимо различался среди различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 8,8; p = 0,012). Уровень оценки данного критерия работниками здравоохранения (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)) и социальной защиты (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 5)) был выше, чем у работников Белорусского Красного Креста (Ме = 2,5 балла (Q25 = 1,5; Q75 = 4,5)), и свидетельствует, что определение рисков здоровья при оказании ИП используется для конкретных групп, например, тех, кто подвержен риску стать частыми потребителями услуг ИП (пожилые люди, лица с хроническими заболеваниями, с инвалидностью, со сниженными функциональными возможностями). Уровень оценки данного критерия работниками Белорусского Красного Креста составил 2,5 балла (Q25 = 1,5; Q75 = 4,5) и свидетельствует, что определение рисков здоровья при оказании ИП используется в некоторых проектах на экспериментальной основе.

Оценка респондентами критерия «готовность существующей системы здравоохранения и социальной защиты к формированию мотивации граждан участвовать в процессе принятия решений, касающихся их здоровья и предоставления услуг ИП» статистически значимо различалась у работников различных категорий (Kruskal – Wallis test: Н = 18,7; p = 0,0001). Уровень оценки работниками здравоохранения (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 3)) и Белорусского Красного Креста (Ме = 1 балл (Q25 = 1; Q75 = 2)) данного критерия был достаточно низким и соответствует мнению опрошенных, что участие граждан признано важным элементом оказания ИП, но меры по расширению прав и возможностей граждан находятся в стадии разработки. Уровень оценки работниками социальной защиты данного критерия был выше (Ме = 3 балл (Q25 = 1; Q75 = 4)), чем у работников здравоохранения и Белорусского Красного Креста; среди них преобладал удельный вес респондентов, оценивших данный критерий на 4 и 5 баллов, – 16,7 и 10,3 %. Это свидетельствует, что проводятся консультации с гражданами по вопросам оказания ИП, и граждане имеют доступ к медицинской информации и данным о состоянии здоровья.

Оценка респондентами критерия «использование методов оценки качества и эффективности развития ИП» статистически значимо различалась у различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 11,9; p = 0,002). Уровень оценки работниками здравоохранения и Белорусского Красного Креста данного критерия, медиана которого соответственно составляла 2 балла (Q25 = 1; Q75 = 3), соответствует мнению опрошенных, что оценка качества оказания ИП осуществляется, но проводится не систематически. Уровень оценки работниками социальной защиты данного критерия был выше (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 4)), чем у работников здравоохранения и Белорусского Красного Креста, и свидетельствует, что осуществляется систематическая оценка качества оказания некоторых услуг ИП.

Оценка респондентами критерия «координация (по вертикали и горизонтали) предоставляемой ИП» была наиболее высокой по сравнению с другими критериями, уровень которой статистически значимо различался у различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 18,9; p = 0,0001). Уровень оценки работниками здравоохранения данного критерия был ниже (Ме = 3 балла (Q25 = 1; Q75 = 4)), чем у работников Белорусского Красного Креста (Ме = 4 балла (Q25 = 3; Q75 = 4)) и социальной защиты (Ме = 4 балла (Q25 = 4; Q75 = 5)), что соответствует мнению опрошенных о том, что достигнуто взаимодействие между уровнями помощи (между различными видами медицинской помощи, например, первичной, специализированной, медико-социальной и паллиативной медицинской) или между уровнями помощи системы социальной защиты. Уровень оценки работниками Белорусского Красного Креста и социальной защиты данного критерия свидетельствует, что улучшена координация по обеспечению потребностей в услугах системы здравоохранения и социальной защиты.

Оценка респондентами критерия «способность ИП укреплять систему здравоохранения и социальной помощи, иных организаций, в том числе повышению профессионального уровня работников, внедрения новых технологий, внедрению новых профессий, совершенствованию качества оказания медицинской помощи и социальных услуг нуждающимся гражданам» статистически значимо различался среди различных категорий работников (Kruskal – Wallis test: Н = 16,5; p = 0,0003). Уровень оценки работниками здравоохранения данного критерия был ниже, чем у работников Белорусского Красного Креста и социальной защиты, медиана которого соответственно составляла 2 балла (Q25 = 1; Q75 = 3), и соответствует мнению опрошенных, что расширяется сотрудничество по укреплению потенциала для развития ИП в регионе. Уровень оценки данного критерия работниками Белорусского Красного Креста (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 3,5)) и социальной защиты (Ме = 3 балла (Q25 = 2; Q75 = 4)), свидетельствует, что осуществляется обучение по вопросам оказания ИП, но не внедряется повсеместно.

Выводы

Таким образом, оценка респондентами уровня готовности системы здравоохранения и социальной защиты к реализации интегрированного подхода при оказании медицинской помощи и социальных услуг нуждающимся гражданам статистически значимо различается в зависимости от категории работников, которую необходимо учитывать при организации данных видов помощи. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов по вопросам организации медико-социальной и паллиативной медицинской помощи – разработки стратегии внедрения интегрированного подхода при оказании медико-социальной и паллиативной медицинской помощи; разработки и внедрения стандартов медико-социальной помощи, оказываемой в том числе на дому; разработки алгоритмов взаимодействия системы здравоохранения и социального обслуживания и негосударственных организаций при оказании медико-социальной и паллиативной медицинской, социальных услуг нуждающимся гражданам (пожилым людям, людям с хроническими заболеваниями, с инвалидностью, со сниженными функциональными возможностями)[2].

Финансирование. Исследование проведено в рамках проекта Белорусского Красного Креста при финансовой поддержке Швейцарского Красного Креста (иностранная безвозмездная помощь).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов:

Мороз И.Н. – определение концепции, проведение исследования, работа с данными, анализ данных, написание чернового текста статьи, пересмотр и редактирование рукописи.

Светлович Т.Г. – определение концепции, проведение исследования, работа с данными, анализ данных, написание чернового текста статьи, пересмотр и редактирование рукописи.

Все авторы одобрили версию для публикации, а также согласились нести ответственность за все аспекты настоящей работы, гарантируя надлежащее рассмотрение и решение вопросов, связанных с точностью и добросовестностью любой ее части.

Ограничение исследования. Проведенное исследование соответствует стандартам Хельсинкской декларации, одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера, протокол № 6 от 10.09.2025.

1 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Национальная стратегия Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030», available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22000693

2 Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы (Приложение 7), available at: https://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/letter/22100028_1611349200.pdf

×

Об авторах

И. Н. Мороз

Белорусский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: moroz_iri@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-7430-3237

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

Белоруссия, Минск

Т. Г. Светлович

Белорусский институт системного анализа

Email: moroz_iri@bk.ru
ORCID iD: 0009-0006-5414-0190

кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения государственной экспертизы

Белоруссия, Минск

Список литературы

  1. Peytremann-Bridevaux I., Schusselé Filliettaz S., Berchtold P., Michelle Grossglauser M., Pavlickova A., Gilles I. Healthcare system maturity for integrated care: results of a Swiss nationwide survey using the SCIROCCO tool. BMJ Open 2021; 11: e041956. doi: 10.1136/bmjopen-2020-041956
  2. Лихванцев В.В., Ядгаров М.Я., Берикашвили Л.Б., Каданцева К.К., Кузовлев А.Н. Определение объема выборки. Анестезиология и реаниматология 2020; 6: 77–87. doi: 10.17116/anaesthesiology-2020-06177 / Lihvantcev V.V., Yadgarov M.Ya., Berikashvili L.B., Кadanieva К.К., Кuzovliov А.N. Sample size estimation. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology 2020; 6: 77–86. doi: 10.17116/anaesthesiology-2020-06177 (in Russian).
  3. Шевский В.И., Шейман И.М. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения. Вопросы государственного и муниципального управления 2013; 3: 24–47 / Shevsky V.I., Sheiman I.M. Problems of creating an integrated health system. Public Administration Issues 2013; 3: 24–47 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2025



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.