Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня на фазах посадки воздушного судна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена проблематике интеллектуальной поддержки экипажа воздушного судна в ситуации, когда в процессе выполнения экипажем полетного задания возникает коллизия “Выполняемый этап полетного задания – Непосредственная угроза его выполнению”. Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня обеспечивают экипажу интеллектуальную поддержку в этой ситуации. Они выделяют среди наблюдаемых потенциальных угроз непосредственную (фиксируют коллизию), рекомендуют экипажу способ противодействия этой угрозе (решают задачу оперативного целеполагания, возникающую у экипажа при появлении коллизии), предлагают экипажу детализацию этого способа. Представлена одна из таких систем, реализованная в форме бортовой оперативно советующей экспертной системы завершающих фаз посадки воздушного судна. Ее демонстрационный образец, адаптированный к бортовой информационной среде воздушного судна МС-21, успешно прошел исследовательские испытания с профессиональным летчиком на стенде полунатурного моделирования “Комплекс бортового оборудования самолета МС-21” в ФАУ “ГосНИИАС”.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

С. Ю. Коконцева

ФАУ “ГосНИИАС”

Автор, ответственный за переписку.
Email: kokonceva@gosniias.ru
Россия, Москва

Б. Е. Федунов

ФАУ “ГосНИИАС”

Email: boris_fed@gosniias.ru
Россия, Москва

Н. Д. Юневич

ФАУ “ГосНИИАС”

Email: yunev@gosniias.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Концепция интеллектуальной поддержки тактических решений экипажей (командиров групп) авиационных комплексов при выполнении боевых задач. Монино: ВУНЦ ВВС “ВВА”, 2010. 17 с.
  2. Федунов Б.Е. Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня для антропоцентрических объектов (примеры для пилотируемых летательных аппаратов). М.: Де Либри, 2018. 246 с.
  3. Федунов Б.Е. Решение задач по прецеденту в базах знаний бортовых интеллектуальных систем тактического уровня на этапах выполнения миссии подвижным объектом // Изв. РАН. ТиСУ. 2023. № 1. С. 137–147.
  4. Федунов Б.Е., Юневич Н.Д. Оперативный способ решения задач многокритериального выбора альтернативы в базах знаний бортовых оперативно советующих экспертных систем // Изв. РАН. ТиСУ. 2021. № 3. С. 111–128.
  5. Федунов Б.Е. Интеллектуальные агенты в базах знаний бортовых оперативно советующих экспертных системах типовых ситуаций функционирования антропоцентрического объекта // Изв. РАН. ТиСУ. 2019. № 6. С. 90–102.
  6. Федунов Б.Е. Бортовые оперативно советующие экспертные системы тактического уровня для пилотируемых летательных аппаратов – объекты разработки и эксплуатации // Изв. РАН. ТиСУ. 2016. № 4. С. 113–132.
  7. Жмеренецкий В.А., Полулях К.Д., Акбашев О.Ф. Активное обеспечение безопасности полета летательного аппарата. Методология, модели, алгоритмы. М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 320.
  8. Чунтул А.В. Современные аспекты включения технологий человеческого фактора в разработку бортовых интеллектуальных систем // Тез. докл. V Всероссийск. науч.-техн. конф. М.: ГосНИИАС “Моделирование авиационных систем”, 2023. С. 361–362.
  9. Эргономика в системах проектирования и испытаний вертолетов и тренажерах “Ми”: Т.: Технологии интеллектуальной поддержки экипажей вертолетов // Под ред. Б.Е. Федунова, А.В. Чунтула. М.: Когито-центр, 2029. 167 с.
  10. Система автоматического управления самолетом при заходе на посадку. Патент RU № 2012 150 114.
  11. Система автоматического управления боковым движениям самолета при заходе на посадку. Патент RU № 2662 576 С1.
  12. Способ посадки самолета. Патент RU № 2055 785 С1.
  13. Бондарев В.Г., Бондарев В.В, Лопаткин Д.В. Автоматическая посадка летательного аппарата // Вестн. ВГУ. Сер. Системный анализ и информационные технологии. 2018. № 2. С. 44–51.
  14. Себряков Г.Г., Мужичек С.М., Тестова Т.М., Маслова Л.А. Ефанов В.В. Об интегрированной бортовой системе безопасного наземного движения летательного аппарата на этапах взлета и посадки // Тр. ГосНИИАС. 2022. Вып. 4 (59). С. 36–45.
  15. Себряков Г.Г., Мужичек С.М., Тестова Т.М., Маслова Л.А. Методика предупреждения выкатывания летательного аппарата со взлетно-посадочной полосы и предупреждения его повреждения при движении по аэродрому // Тр. ГосНИИАС. 2022. Вып. 4 (59). С. 46–53.
  16. Аспидова А.М., Еремин А.И., Федунов Б.Е. Интеллектуальная поддержка решения задачи оперативного целеполагания экипажем самолета на этапе “Посадка”: коллизия “Пробег по ВПП – угроза “Слабое торможение” // Изв. РАН. ТиСУ. 2022. № 6. С. 133–149.
  17. Федунов Б.Е. Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня на гражданских воздушных судах// Тез. докл. Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 100-летию отечественной гражданской авиации “Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества”. М.: ИД Академии Жуковского, 2023. С. 463, 464.
  18. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и ее применение к принятию приближенных решений. М.: Радио и связь, 1976.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Кабина МС-21 на стенде КБО МС-21.

Скачать (400KB)
3. Рис. 2. Вид информационного табло экспериментатора на фазе посадки № 3 “Пробег по ВПП с торможением”.

Скачать (176KB)
4. Рис. 3. Вид информационного табло экспериментатора на фазе посадки № 4 “Пробег по ВПП с разгоном”.

Скачать (153KB)
5. Рис. 4. Вид информационного табло экспериментатора на фазе посадки № 5 “Взлет”.

Скачать (164KB)

© Российская академия наук, 2025