«Общество травмы» как концептуализация неопределенности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Концепция общества травмы Ж. Т. Тощенко рассматривается с обращением к конкретным социологическим и психологическим исследованиям последних лет. Предлагаемые размышления погружают ее в контекст социально-философского дискурса, который интегрирует культурные формы понимания травматических событий, работает в междисциплинарном поле, прогнозирует риски и негативные последствия социального развития, разрабатывает пути их преодоления. В этом проявляются и осуществляются критическая и эвристическая функции научного познания. Они предусматривают, с одной стороны, трезвую и беспристрастную оценку социальной действительности, свободу исследовательской деятельности, ценность которой ярко обозначил М. Вебер, а с другой – устремление к возможному горизонту развития культуры и общества, названное К. Ясперсом «беспокойством духа». Акцентируется цивилизационный смысл феномена общества травмы, адресующий к пониманию культурных разрывов, кризиса метанарративов, радикальных изменений деятельности социальных институтов, резких флуктуаций жизненного мира. Травматизация как социальный феномен связана с нарушением преемственности социокультурного развития, его целенаправленности и управляемости, порождает длительный негативный след в отношении социально-психологического самочувствия населения, переживание неустойчивости, неопределенности существования, дефицит ощущения благополучия. В связи с этим в статье сопоставляются данные разных исследований, показывающих особенности и динамику субъективного отклика на травму. Проведенный анализ свидетельствует об амбивалентности общественного сознания современной России с ориентацией в сторону поиска устойчивых оснований цивилизационной идентичности. Существующие противоречия обращают к значимости интеграции ее различных оснований для избежания новых витков коллективной травматизации.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Надежда Александровна Касавина

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kasavina.na@yandex.ru

доктор философских наук, член-корреспондент РАН, профессор РАН, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры

Россия, Москва

Список литературы

  1. Абрамов Р. Н. рец. на кн.: Стребков О. Д., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: ВШЭ, 2022 // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 165–168.
  2. Анисимов Р. И. Динамика занятости в России (2018 – середина 2023 г.) // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 73–84.
  3. Асташова Н. Д. Научный прекариат: индивидуализм против коллективизма // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 30–37.
  4. Воронина Н. Н., Фейгельман А. М. На пути к открытой науке: прекариат как субъект научного творчества // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 46–54.
  5. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. № 2(57) 2012 С. 137–140.
  6. Информационно-аналитический доклад «Что мы знаем об обществе, в котором живем». М., 2023. https://www.isras.ru/files/File/grant/grant_report_2023.pdf
  7. Каравай А. В. Благополучная занятость в современной России: что это такое? // Социологические исследования. 2024. № 5. С. 39–53.
  8. Касавин И. Т. Наука как источник общественного блага и нового гуманизма // Миссия ученого в современном мире: наука как призвание и профессия: коллективная монография / Научн. ред. и сост. Е. В. Вострикова, И. Т. Касавин. М.: РОИФН (Б-ка журн. «Epistemology and Philosophy of Science»), 2021. С. 5–16.
  9. Касавин И. Т. Научное творчество как социальный феномен // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 19–29.
  10. Катерный И. В. Развитие теории кризиса в социологии: эволюция идей и современность // Социологические исследования. 2023. № 10. С. 14–26.
  11. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Динамика продолжительности рабочего времени в постсоветский период // Социологические исследования. 2024. № 5. С. 27–38.
  12. Козырева П. М., Смирнов А. И. Эволюция социального самочувствия россиян в постсоветский период: от коллапсирования к контрастной стабильности (1994–2021) // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 29–41.
  13. Лебедев А. Н. Психологическое состояние российского общества в свете макропсихологического подхода // Вестник Пермского ун-та. Сер. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2(34). С. 243–251.
  14. Левашов В. К. Граждане России о гибридной социально-политической реальности в стране // Социологические исследования. 2024. № 4. С. 113–127.
  15. Магун В. С. Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006–2021 годы // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 44–58.
  16. Нестик Т. А., Селезнева А. В. и др. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5 C. 3–14.
  17. Стребков О. Д., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: ВШЭ, 2022.
  18. Тощенко Ж. Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией. М.: Весь мир, 2020.
  19. Шибаршина С. В. О возможностях и перспективах научного прекариата // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 55–60.
  20. Юревич А. В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 84–96.
  21. Юревич А. В., Ушаков Д. В., Цапенко И. П. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 2(4). URL: http://psystudy.ru

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025