Обращение подростков за помощью в период глобального кризиса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обращение за психологической помощью имеет важное значение как фактор защиты психического здоровья подростков; особое значение оно приобрело в период пандемии коронавируса. В этом исследовании изучено обращение подростков за помощью в контексте пандемии и до нее в связи с распространенными интернальными и экстернальными проблемами психического здоровья, проблемами образа тела и питания, суицидальностью и употреблением психоактивных веществ, с учетом пола, возраста и школьного климата. Выборка включала 1008 подростков, обследованных в 2015–2018 гг., и 917 подростков, обследованных в 2021 г. (53.1% девушек, средний возраст 14.6 лет). Для статистического анализа использовали таблицы сопряженности, дисперсионный анализ и моделирование структурными уравнениями. В период пандемии подростки стали чаще обращаться за психологической помощью. Девушки обращались чаще, чем юноши, с возрастом частота обращения у девушек повышалась. Чаще всего обращались за помощью подростки с выраженной интернализацией. Суицидальность также была связана с обращением за помощью, преимущественно у девушек и в период пандемии. Экстернализация, неудовлетворенность телом и употребление психоактивных веществ были слабо связаны или не связаны с потребностью в помощи и обращением за ней. Подростки чаще всего обращались к родственнику, но при выраженной суицидальности — к психологу и другим значимым людям (тренер, друг) или искали помощь в интернете. В период пандемии подростки чаще обращались к учителю, девушки — к психологу. Употребление психоактивных веществ было связано с обращением к учителю. Школьный климат имел существенное значение для поиска помощи. При разработке практических программ необходимо учитывать особенности обращения за помощью подростков с проблемами психического здоровья и школьный климат.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. В. Резун

ФГБНУ “Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины” (НИИНМ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: rezunev@neuronm.ru

Младший научный сотрудник

Россия, 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, д. 4

Е. Р. Слободская

ФГБНУ “Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины” (НИИНМ)

Email: slobodskayaer@neuronm.ru

Доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Россия, 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, д. 4

Список литературы

  1. На фоне пандемии COVID-19 во всем мире распространенность тревожных расстройств и депрессии выросла на 25% [Электронный ресурс] / ВОЗ. 02.03.2022. URL: https://www.who.int/ru/news/item/02-03-2022-covid-19-pandemic-triggers-25-increase-in-prevalence-of-anxiety-and-depression-worldwide (дата обращения 15.11.2023)
  2. Митина О.В. Моделирование латентных изменений c помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. № 1. C. 131–148.
  3. Стребкова О.Н., Понарин Э.Д., Костенко В.В. Проверка измерительной инвариантности: случай порядковых переменных (на примере гендерного эгалитаризма в арабских странах) // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 44. С. 7–36.
  4. Психическое здоровье подростков [Электронный ресурс] / ВОЗ. 17.11.2023. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health# (дата обращения 15.11.2023)
  5. Плутов Л.Е. Половая специфика обращения российских подростков за профессиональной психологической помощью // Социодинамика. 2023. № 10. С. 44–57.
  6. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207–229.
  7. Якиманская И.С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 1. С. 23–34.
  8. Aguirre Velasco A., Cruz I.S.S., Billings J. et al. What are the barriers, facilitators and interventions targeting help-seeking behaviours for common mental health problems in adolescents? A systematic review // BMC Psychiatry. 2020. V. 20. № 1. P. 1–22.
  9. Berger G., Häberling I., Lustenberger A. et al. The mental distress of our youth in the context of the COVID-19 pandemic // Swiss Medical Weekly. 2022. V. 152. Art. w30142.
  10. Canady V.A. CDC data finds sharp rise in suicide attempts among teen girls amid COVID‐19 // Mental Health Weekly. 2021. V. 31. № 24. P. 1–3.
  11. Goodman R. Psychometric properties of the strengths and difficulties questionnaire // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2001. V. 40. № 11. P. 1337–1345.
  12. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child & Adolescent Psychiatry. 2005. V. 14. P. 28–33.
  13. Hawton K., Saunders K.E.A., O’Connor R.C. Self-harm and suicide in adolescents // The Lancet. 2012. V. 379. № 9834. P. 2373–2382.
  14. Hennessy E., Heary C., Michail M. Understanding youth mental health: Perspectives from theory and practice. McGraw-Hill Education (UK), 2022. P. 76–78.
  15. Horesh D., Brown A.D. Traumatic stress in the age of COVID-19: A call to close critical gaps and adapt to new realities // Psychological Trauma-Theory Research Practice and Policy. 2020. V. 12. № 4. P. 331–335.
  16. Koskelainen M. Dieting and weight concerns among Finnish adolescents // Nordic Journal of Psychiatry. 2001. V. 55. № 6. P. 427–431.
  17. Little T.D., Cunningham W.A., Shahar G., Widaman K.F. To parcel or not to parcel: Exploring the question, weighing the merits // Structural Equation Modeling. 2002. V. 9. № 2. P. 151–173.
  18. Muthén L.K., Muthén B. Mplus user’s guide: Statistical analysis with latent variables, user’s guide. Muthén & Muthén, 2017.
  19. Merikangas K.R., He J.P., Burstein M. et al. Service utilization for lifetime mental disorders in US adolescents: Results of the National Comorbidity Survey–Adolescent Supplement (NCS-A) // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2011. V. 50. № 1. P. 32–45.
  20. Newlove‐Delgado T., Russell A.E., Mathews F. et al. Annual Research Review: The impact of COVID‐19 on psychopathology in children and young people worldwide: systematic review of studies with pre‐ and within‐pandemic data // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2023. V. 64. № 4. P. 611–640.
  21. Panchal U., Salazar de Pablo G., Franco M. et al. The impact of COVID-19 lockdown on child and adolescent mental health: Systematic review // European Child & Adolescent Psychiatry. 2023. V. 32. № 5. P. 1151–1177.
  22. Rezun E.V., Slobodskaya H.R., Semenova N.B. The structure of adolescent mental health problems: The role of effortful control and school safety // Journal of Adolescence. 2023. V. 95. № 5. P. 947–963.
  23. Sourander A., Chudal R., Skokauskas N. et al. Unmet needs of child and adolescent psychiatrists among Asian and European countries: does the Human Development Index (HDI) count? // European Child & Adolescent Psychiatry. 2018. V. 27. P. 5–8.
  24. Vanheusden K., Mulder C.L., van der Ende J. et al. Young adults face major barriers to seeking help from mental health services // Patient Education and Counseling. 2008. V. 73. № 1. P. 97–104.
  25. Voelker D.K., Reel J.J., Greenleaf C. Weight status and body image perceptions in adolescents: current perspectives // Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. 2015. V. 6. P. 149–158.
  26. Zhang S.X., Liu J., Jahanshahi A.A. et al. At the height of the storm: Healthcare staff`s health conditions and job satisfaction and their associated predictors during the epidemic peak of COVID-19 // Brain, Behavior, and Immunity. 2020. V. 87. P. 144–146.
  27. Zwaanswijk M., Verhaak P.F., Bensing J.M. et al. Help seeking for emotional and behavioural problems in children and adolescents: a review of recent literature // European Child & Adolescent Psychiatry. 2003. V. 12. P. 153–161.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель 1. Статистическая модель связи проблем психического здоровья подростков, пола, возраста, пандемии и школьной среды с обращением за помощью. Даны стандартизированные факторные нагрузки; * — p < 0.05, ** — p < 0.01, *** — p < 0.001.

Скачать (264KB)
3. Рис. 2. Модель 2. Статистическая модель связи проблем психического здоровья подростков, пола, возраста, пандемии и школьной среды с обращением к источникам помощи. Даны достоверные стандартизированные параметры; * — p < 0.05, ** — p < 0.01, *** — p < 0.001.

Скачать (216KB)
4. Приложение 1
Скачать (153KB)
5. Приложение 2
Скачать (190KB)

© Российская академия наук, 2025