Искусство и протезы: о способах эктазии человеческого и синхронизации миров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения границ человеческого и ее связь с понятием «опыт» в философском и искусствоведческом ключе. Быть человеком — значит иметь опыт обладания человеческим телом, однако этот опыт постоянно меняется из-за многих факторов: научного и технического прогресса, появления новых философских и культурных концепций, новых этических подходов, а также в результате того, что искусство становится проводником этих новых современных идей. Автор предлагает использовать понятие эктазия (растяжение) для описания практик, переопределяющих границы тела при помощи искусства. Далее ставится вопрос: может ли перевоплощение, которое люди практикуют с древних времен, позволить пережить «нечеловеческий» опыт? За ответами автор обращается к философским текстам и произведениям искусства из области Art&Science, высказывающимся в поле описываемой проблематики. Художественные проекты вместе с теоретическими текстами становятся инструментом анализа, а практики искусства применяются как один из методов гуманитарного исследования. Также обсуждается понятие протеза в искусстве, которое рассматривается в качестве средства доступа к постпостчеловеческому. В заключении сформулированы критерии для определения принадлежности объектов искусства к «протезам», расширяющим границы опыта в направлении межвидовой коммуникации. По мнению автора, подобные практики на территории современного искусства могут быть полезным упражнением, тренирующим гибкость ума и эмпатию к другим биологическим видам, а также могут способствовать осведомленности об окружающем мире и о нас самих.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Анастасия Владимировна Алехина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: contact@alekhina.cc

аспирантка Школы дизайна

Россия, ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000

Список литературы

  1. Агамбен Д. Открытое: человек и животное / пер. с итал. и нем. Б.М. Скуратова. М.: РГГУ, 2012.
  2. Алехина А. Синтетическая морфология. Перформанс // музей PERMM, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://alekhina.cc/synthetic-morphology/ (дата обращения: 07.01.2025).
  3. Алехина А., Писарев А. Art&Science и постгуманизм: технонаука, эстетика и телесность // Наука телевидения. 2023. № 19 (3). С. 43–67.
  4. Аренд Х. Vita Activa, или о деятельной жизни / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Ад Маргинем, 2017.
  5. Архангельская И.Г. М. МакЛюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» // Вестник ННГУ. 2008. № 4.
  6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. Москва: Добросвет, 2000. С. 32–33.
  7. Вирильо П. Машина зрения / пер. с фр. А. В. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. С. 63–84.
  8. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003.
  9. Кетова Т. Телесность как произведение искусства в эпоху антропологических трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. № 4.
  10. Клебанер В. Александр Богданов и его наследие // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 105–110.
  11. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? / пер. с англ. М.Э. Эскиной // Деннет Д., Хофштадтер Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.
  12. Нанси Ж.-Л. Corpus / сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской. М.: Ad Marginem, 1999.
  13. Сафронов П., Фролов А. Сознание мира и онтологический опыт // Censura, 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://censura.ru/articles/worldexp.htm (дата обращения: 09.09.2024).
  14. Степанов М. Машины абстракций и конец протезирования. Медиафилософия. 2009. Т. 2, № 2. С. 12–137.
  15. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. I. Пузыри. СПб., 2005.
  16. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003.
  17. Форум: новые технологии и телесность как предмет антропологических исследований // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 11–82.
  18. Expanding Human Perception: The Interface Project by Jose Chavarría. PAI_32, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://pai32.com/2024/08/06/expanding-human-perception-the-interface-project-by-jose-chavarria/ (date of access: 09.09.2024).
  19. Rosell M. ART ORIENTÉ OBJET, blurring the constraints of our relationship with animals // CLOT Magazine, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://clotmag.com/biomedia/art-oriente-objet (date of access: 09.09.2024).
  20. Menstruation Machine – Takashi’s Take // SPUTNICO! 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://sputniko.com/Menstruation-Machine (date of access: 09.09.202).
  21. Until I Die – Dmitry Morozov // ::vtol::, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://vtol.cc/filter/works/until-I-die (date of access: 07.01.2025).
  22. Stelarc web-site // bio [Электронный ресурс] http://stelarc.org/projects.php (date of access: 07.01.25)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Art Orient. Objet (Франция) «Да живет лошадь во мне!». Фото: Юрий Пальмин. Источник: https://laboratoria.art/ru/da-zhivet-inoe-vo-mne-izobretaya-gibridnye-soobshhestva1/

Скачать (381KB)
3. Дмитрий Морозов (Россия). «Until I Die», звуковая инсталляция и перформанс, Ljubljana, 2016. Источник: предоставлено автором

Скачать (488KB)
4. Анастасия Алёхина (Россия). Выставка «Открытые тела», Музей PERMM, Пермь. Фото: Александр Белобородов. Источник: личный архив автора

Скачать (465KB)

© Российская академия наук, 2025