Искусство и протезы: о способах эктазии человеческого и синхронизации миров
- Авторы: Алехина А.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 36, № 2 (2025)
- Страницы: 185-199
- Раздел: Времена. Нравы. Характеры
- URL: https://permmedjournal.ru/0236-2007/article/view/683229
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200725020115
- ID: 683229
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения границ человеческого и ее связь с понятием «опыт» в философском и искусствоведческом ключе. Быть человеком — значит иметь опыт обладания человеческим телом, однако этот опыт постоянно меняется из-за многих факторов: научного и технического прогресса, появления новых философских и культурных концепций, новых этических подходов, а также в результате того, что искусство становится проводником этих новых современных идей. Автор предлагает использовать понятие эктазия (растяжение) для описания практик, переопределяющих границы тела при помощи искусства. Далее ставится вопрос: может ли перевоплощение, которое люди практикуют с древних времен, позволить пережить «нечеловеческий» опыт? За ответами автор обращается к философским текстам и произведениям искусства из области Art&Science, высказывающимся в поле описываемой проблематики. Художественные проекты вместе с теоретическими текстами становятся инструментом анализа, а практики искусства применяются как один из методов гуманитарного исследования. Также обсуждается понятие протеза в искусстве, которое рассматривается в качестве средства доступа к постпостчеловеческому. В заключении сформулированы критерии для определения принадлежности объектов искусства к «протезам», расширяющим границы опыта в направлении межвидовой коммуникации. По мнению автора, подобные практики на территории современного искусства могут быть полезным упражнением, тренирующим гибкость ума и эмпатию к другим биологическим видам, а также могут способствовать осведомленности об окружающем мире и о нас самих.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Анастасия Владимировна Алехина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: contact@alekhina.cc
аспирантка Школы дизайна
Россия, ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000Список литературы
- Агамбен Д. Открытое: человек и животное / пер. с итал. и нем. Б.М. Скуратова. М.: РГГУ, 2012.
- Алехина А. Синтетическая морфология. Перформанс // музей PERMM, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://alekhina.cc/synthetic-morphology/ (дата обращения: 07.01.2025).
- Алехина А., Писарев А. Art&Science и постгуманизм: технонаука, эстетика и телесность // Наука телевидения. 2023. № 19 (3). С. 43–67.
- Аренд Х. Vita Activa, или о деятельной жизни / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Ад Маргинем, 2017.
- Архангельская И.Г. М. МакЛюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» // Вестник ННГУ. 2008. № 4.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. Москва: Добросвет, 2000. С. 32–33.
- Вирильо П. Машина зрения / пер. с фр. А. В. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. С. 63–84.
- Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003.
- Кетова Т. Телесность как произведение искусства в эпоху антропологических трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. № 4.
- Клебанер В. Александр Богданов и его наследие // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 105–110.
- Нагель Т. Каково быть летучей мышью? / пер. с англ. М.Э. Эскиной // Деннет Д., Хофштадтер Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.
- Нанси Ж.-Л. Corpus / сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской. М.: Ad Marginem, 1999.
- Сафронов П., Фролов А. Сознание мира и онтологический опыт // Censura, 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://censura.ru/articles/worldexp.htm (дата обращения: 09.09.2024).
- Степанов М. Машины абстракций и конец протезирования. Медиафилософия. 2009. Т. 2, № 2. С. 12–137.
- Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. I. Пузыри. СПб., 2005.
- Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003.
- Форум: новые технологии и телесность как предмет антропологических исследований // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 11–82.
- Expanding Human Perception: The Interface Project by Jose Chavarría. PAI_32, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://pai32.com/2024/08/06/expanding-human-perception-the-interface-project-by-jose-chavarria/ (date of access: 09.09.2024).
- Rosell M. ART ORIENTÉ OBJET, blurring the constraints of our relationship with animals // CLOT Magazine, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://clotmag.com/biomedia/art-oriente-objet (date of access: 09.09.2024).
- Menstruation Machine – Takashi’s Take // SPUTNICO! 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://sputniko.com/Menstruation-Machine (date of access: 09.09.202).
- Until I Die – Dmitry Morozov // ::vtol::, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://vtol.cc/filter/works/until-I-die (date of access: 07.01.2025).
- Stelarc web-site // bio [Электронный ресурс] http://stelarc.org/projects.php (date of access: 07.01.25)
Дополнительные файлы
