Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования
- Авторы: Чепуренко А.Ю.1, Галицкий Е.Б.1,2, Ослон А.А.1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Институт Фонда «Общественное мнение»
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 90-110
- Раздел: Статьи
- URL: https://permmedjournal.ru/0869-0499/article/view/675202
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049923020065
- EDN: https://elibrary.ru/CEMGZW
- ID: 675202
Цитировать
Аннотация
На данных двух волн лонгитюдного проекта ООО Институт Фонда «Общественное мнение» (июль - ноябрь 2021 г., исходный N = 750 человек) рассмотрены в динамике стратегии и факторы адаптации российского малого бизнеса к потрясениям, вызванным пандемией COVID-19. Показано, что: (1) оценка респондентами ситуации в экономике и в собственном бизнесе коррелирует с их бизнес-стратегией - предприниматели, которые стремятся к росту своего бизнеса, чаще положительно оценивают общую экономическую ситуацию, чем те, кто ориентирован на стабильность или выживание своего бизнеса. (2) Бизнес-мотивация влияет на оценку ситуации и реакцию на нее. Те, кто ведет бизнес с целью самореализации, чаще других оценивают положение дел в своем бизнесе положительно, в то время как ведущие бизнес вынужденно чаще оценивают его негативно. (3) Малые предприниматели могут менять стратегию в зависимости от динамики текущих доходов, причем их сокращение влияет на изменение стратегии сильнее, чем увеличение: предприниматели с уменьшающимся доходом бизнеса с большей вероятностью изменят стратегию на более консервативную («стабильность» или «выживание»), в то время как рост доходов реже приводит к изменению стратегии на более активную («развитие»).
Ключевые слова
Об авторах
Александр Юльевич Чепуренко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: achepurenko@hse.ru
Москва, Россия
Ефим Борисович Галицкий
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;Институт Фонда «Общественное мнение»
Email: galitskiy@fom.ru
Москва, Россия;Москва, Россия
Александр Анатольевич Ослон
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;Институт Фонда «Общественное мнение»
Email: oslon@fom.ru
Москва, Россия;Москва, Россия
Список литературы
- Егорова А.И., Чепуренко А.Ю. (2023) Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. № 1. С. 172-197.
- Ослон А.А., Никифорова Е.А., Богомолова Е.В., Петренко Е.С., Кот Ю.А. (2022) На пути к антихрупкости. Как компании переживают коронавирус. М.: ИнФОМ.
- Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Духон А.Б., Ослон А.А. (2021) Государственная политика в отношении малого предпринимательства в период пандемии в оценках бенефициаров // Вопросы государственного и муниципального управления. № 4. С. 66-89.
- Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. (2020) Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. Т. 14. № 2. С. 199-211.
- Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. No. 50. Pp. 179-211.
- Ajzen I. (2002) Perceived Behavioral Control, Self-efficacy, Locus of Control, and the Theory of Planned Behavior // Journal of Applied Social Psychology. No. 32. Pp. 665-683.
- Álvarez Jaramillo J., Zartha Sossa J.W., Orozco Mendoza G.L. (2019) Barriers to Sustainability for Small and Medium Enterprises in the Framework of Sustainable Development - Literature Review // Business Strategy and the Environment. No. 28. Pp. 512-524.
- Amorós J. E., Ciravegna L., Mandakovic V., Stenholm P. (2019) Necessity or Opportunity? The Effects of State Fragility and Economic Development on Entrepreneurial Efforts // Entrepreneurship Theory and Practice. No. 43. Pp. 725-750.
- Bartik A. W., Bertrand M., Cullen Z., Glaeser E. L., Luca M., Stanton C. (2020) The Impact of -COVID-19 on Small Business Outcomes and Expectations // Proceedings of the National Academy of Sciences. No. 117. Pp. 17656-17666.
- Belda P.R., Cabrer-Borrás B. (2018) Necessity and Opportunity Entrepreneurs: Survival Factors // International Entrepreneurship and Management Journal. No. 14. Pp. 249-264.
- Belitski M., Guenther C., Kritikos A. S., Thurik R. (2022) Economic Effects of the COVID-19 Pandemic on Entrepreneurship and Small Businesses // Small Business Economics. No. 58. Pp. 593-609.
- Briguglio L., Cordina G., Farrugia N., and Vella S. (2009) Economic Vulnerability and Resilience: Concepts and Measurements // Oxford Development Studies. No. 37. Pp. 229-247.
- Carsrud A., Brännback M. (2011) Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know? // Journal of Small Business Management. No. 49. Pp. 9-26.
- Castro M.P., Zermeño M.G.G. (2020) Being an Entrepreneur Post-COVID-19-resilience in Times of Crisis: A Systematic Literature Review // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. No. 13. Pp. 721-746.
- COVID-19 and Entrepreneurship: Challenges and Opportunities for Small Business (2021) Ed(s): Ratten V. Milton Park: Routledge. 136 p. (https://doi.org/10.4324/9781003149248).
- Cowling M., Liu W., Ledger A., Zhang N. (2015) What Really Happens to Small and Medium-sized Enterprises in a Global Economic Recession? UK Evidence on Sales and Job Dynamics // International Small Business Journal. No. 33. Pp. 488-513.
- Davidsson P., Gordon S.R. (2012) Panel Studies of New Venture Creation: A Methods-focused Review and Suggestions for Future Research // Small Business Economics. No. 39. Pp. 853-876.
- DeDee J.K., Vorhies D.W. (1998) Retrenchment Activities of Small Firms During Economic Downturn: An Empirical Investigation // Journal of Small Business Management. No. 36. Pp. 46-61.
- Dess G.G., Lumpkin G.T., Covin J.G. (1997) Entrepreneurial Strategy Making and Firm Performance: Tests of Contingency and Configurational Models // Strategic Management Journal. No. 18. Pp. 677-760.
- Fabeil N.F., Pazim, K.H., Langgat J. (2020) The Impact of Covid-19 Pandemic Crisis on Micro-enterprises: Entrepreneurs' Perspective on Business Continuity and Recovery Strategy // Journal of Economics and Business. No. 3. Pp. 837-844.
- Fairlie R. (2020) The Impact of COVID-19 on Small Business Owners: Evidence from the First Three Months after Widespread Social-distancing Restrictions // Journal of Economics & Management Strategy. Vol. 29. Pp. 727-740.
- Herbane B. (2010) Small Business Research: Time for a Crisis-based View // International Small Business Journal. No. 28. Pp. 43-64.
- Jansson J., Nilsson J., Modig F., Hed Vall G. (2017) Commitment to Sustainability in Small and Medium-sized Enterprises: The Influence of Strategic Orientations and Management Values // Business Strategy and the Environment. No. 26. Pp. 69-83.
- Kitching J., Blackburn R., Smallbone D., Dixon S. (2009) Business Strategies and Performance During Difficult Economic Conditions. Project Report. (http://www.berr.gov.uk/files/file51879.doc).
- Kuckertz A., Brändle L., Gaudig A., Hinderer S., Reyes C.A.M., Prochotta A., Steinbrink K.M., Berger E. S. (2020) Startups in Times of Crisis - A Rapid Response to the COVID-19 Pandemic // Journal of Business Venturing Insights. Vol. 13. (https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00169).
- Liguori E.W., Pittz T.G. (2020) Strategies for Small Business: Surviving and Thriving in the Era of COVID-19 // Journal of the International Council for Small Business. No. 1. Pp. 106-110.
- Meyer B.H., Prescott B., Sheng X.S. (2022) The Impact of the COVID-19 Pandemic on Business Expectations // International Journal of Forecasting. No. 38. Pp. 529-544.
- Reynolds P.D. (2011) New Firm Creation: A Global Assessment of National, Contextual, and Individual Factors // Foundations and Trends in Entrepreneurship. No. 6. Pp. 315-316.
- Sadler-Smith E. (2004) Cognitive Style and the Management of Small and Medium-sized Enterprises // Organization Studies. No. 25. Pp. 155-181.
- Sarasvathy S.D. (2001) Causation and Effectuation: Toward a Theoretical Shift from Economic Inevitability to Entrepreneurial Contingency // The Academy of Management Review. No. 26. Pp. 243-263.
- Sayal A., Banerjee S. (2017) Factors Influencing Performance of SMEs: Literature Review and Research Propositions for SMEs // The Marketing Review. No. 17. Pp. 3-32.
- Shane S., Locke E.A., Collins Chr. J. (2003) Entrepreneurial Motivation // Human Resource Management Review. No. 13. Pp. 257-279.
- Simpson M., Padmore J., Newman N. (2012) Towards a New Model of Success and Performance in SMEs // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. No. 18. Pp. 264-285.
- Smallbone D., Deakins D., Battisti M., Kitching J. (2012) Small Business Responses to a Major Economic Downturn: Empirical Perspectives from New Zealand and the United Kingdom // International Small Business Journal. No. 30. Pp. 754-777.
- Stephan U., Hart M., Mickiewicz T., Drews C.-C. (2015) Understanding Motivations for Entrepreneurship. Birmingham: Enterprise Research Centre.
Дополнительные файлы
