Исландские сувениры: “взгляд туриста” vs “местный взгляд”
- Авторы: Кучерова И.А.1
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 114-136
- Раздел: Специальная тема номера: Человек покупающий – человек продающий: антропология торговли (люди, товары, структуры, отношения)
- URL: https://permmedjournal.ru/0869-5415/article/view/672511
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524030079
- EDN: https://elibrary.ru/BRFIOW
- ID: 672511
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена послекризисной репрезентации Исландии в сувенирах как результату взаимодействия “взгляда туриста” и “местного взгляда”. На материалах полевых исследований автора и публицистических текстов рассматриваются изменения, происходящие в сувенирной продукции под влиянием туристического бума; местные стратегии продвижения “правильных” исландских сувениров; динамика сдвига наиболее популярных сувениров в “местную” или “туристическую” сторону под влиянием “обоюдного взгляда”.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Ирина Алексеевна Кучерова
Институт этнологии и антропологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ikucherova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7246-6155
младший научный сотрудник центра европейских исследований
Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991Список литературы
- Benediktsson K., Lund K.A., Huijbens E.H. Inspired by Eruptions? Eyjafjallajökull and Icelandic tourism // Mobilities. 2011. No. 6. P. 77–84.
- Collins-Kreiner N., Zins Y. Tourists and Souvenirs: Changes Through Time, Space and Meaning // Journal of Heritage Tourism. 2011. No. 6 (1). P. 17–27. https://doi.org/10.1080/1743873X.2010.515312
- Davidson P. The Idea of North. L.: Reaction Books, 2005.
- Dibben N. Nature and Nation: National Identity and Environmentalism in Icelandic Popular Music Video and Music Documentary // Ethnomusicology Forum. 2009. Vol. 18. No. 1. P. 131–151. https://doi.org/10.1080/17411910902816542
- Donlan K. The Lopapeysa: A Vehicle to Explore the Performance of Icelandic National Identity. 2016. Honors Thesis Collection. 335. https://repository.wellesley.edu/thesiscollection/335
- Einarsson M. The Wandering Semioticians: Tourism and the Image of Modern Iceland // Images of Contemporary Iceland: Everyday Lives and Global Contexts / Ed.G. Pálsson, E.P. Durrenberger. Iowa City: University of Iowa Press, 1996. P. 215–235.
- Gordon B. The Souvenir: Messenger of the Extraordinary // The Journal of Popular Culture. 1986. No. 20 (3). P. 135–146. https://doi.org/10.1111/j.0022–3840.1986
- Graburn N.H.H. Tourism: The Sacred Journey // Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism / Ed. V.L. Smith. Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 21–36.
- Hálfdanarson G. Interpreting the Nordic Past: Icelandic Medieval Manuscripts and the Construction of a Modern Nation // The Uses of the Middle Ages in Modern European States. Writing the Nation /Ed. by R.J.W. Evans, G.P. Marchal. L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 52–71.
- Helgason J.K. The Rewriting of Njals Saga: Translation, Politics and Icelandic Sagas. Clevedon: Multilingual Matters, 1999.
- Kjartansdóttir K., Schram K. Mobilizing the Arctic: Polar Bears and Puffins in Transnational Interplay // Mobility and Transnational Iceland: Current Transformations and Global Entanglements / Ed.K. Loftsdóttir, U.D. Skaptadóttir, S.B. Hafsteinsson. Reykjavík: University of Iceland, 2020. P. 209–228.
- Kress H. “Mjök mun þér samstaft þykkja”: Um sagnahefð og kvenlega reynslu í Laxdæla sögu // Konur skrifa: til heiðurs Önnu Sigurðardóttur / Ritn. V. Bentsdóttir, G. Gísladóttir, S. Baldursdóttir. Reykjavík: Sögufelagið, 1980. S. 97–109.
- Larsen J. Ch. 24. The Tourist Gaze 1.0, 2.0, and 3.0 // The Wiley Blackwell Companion to Tourism / Ed. A.A. Lew, C.M. Hall, A.M. Williams. Chichester: John Wiley & Sons, 2014. P. 304–313.
- Loftsdóttir K. Krjarnmesta fólkið í heimi. Þrástef íslenskar þjóðernishyggju í gegnum lýðveldisbaráttu, utrás og kreppu // Ritið. 2009. No. 2–3. S. 113–139.
- Loftsdóttir K. Crisis and Coloniality at Europe’s Margins: Creating Exotic Iceland. Oxon: Routledge, 2019.
- Lund K.A., Kjartansdóttir K., Loftsdóttir K. “Puffin love”: Performing and Creating Arctic Landscapes in Iceland Through Souvenirs // Tourist Studies. 2018. Vol. 18 (2). P. 142–158. https://doi.org/10.1177/1468797617722353
- Maoz D. Mutual Gaze // Annals of Tourism Research. 2006. Vol. 33. No. 1. P. 221–239. https://doi.org/10.1016/j.annals.2005.10.010
- Oslund K. Iceland Imagined: Nature, Culture, and Storytelling in the North Atlantic. Seattle: University of Washington Press, 2011.
- Schram K. Borealism: Folkloristic Perspectives on Transnational Performances and the Exoticism of the North. PhD diss. The University of Edinburgh, Edinburgh, 2011.
- Sigfúsdóttir Ó.G. Nature, Nostalgia, and Narrative: Material Identity in Icelandic Design // Iceland and Images of the North / Ed. S.R. Ísleifsson, D. Chartier. Québec: Presses de l’Université du Québec, 2011. P. 351–372.
- Sigurðsson G. Icelandic National Identity: From Romanticism to Tourism // Making Europe in Nordic Context / Ed.P. Antonen. Turku: NIF, 1996. P. 41–75.
- Steinþórsdóttir G., Kristjánsdóttir B.S. Lundaleppar, norðurljósasokkabuxur og hrossatað. Vangaveltur um minjagripi, ferðamennsku og sjálfsmyndir þjóðar // Ritið. 2019. No. 3. S. 199–228.
- Sæþórsdóttir A., Hall C., Saarinen J. Making Wilderness: Tourism and the History of the Wilderness Idea in Iceland // Polar Geography. 2011. No. 34. P. 249–273. https://doi.org/10.1080/1088937X.2011.643928
- Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.
- Urry J., Larsen J. The Tourist Gaze 3.0. L.: Sage, 2011.
Дополнительные файлы
Доп. файлы
Действие
1.
JATS XML
Скачать (35KB)
3.
Рис. 2. Керамика ручной работы, сопровожденная фотографией художницы и краткой информацией о ней. Сувенирный магазин в аэропорту. Фото автора. Рейкьявик, 2018 г.
Скачать (28KB)
4.
Рис. 3. Осуждаемые конфеты: “Исландские лавовые камни”, “Исландские брызги лавы”, “Исландские лошадиные каки”, “Исландские яйца тупиков”. Фото автора. Рейкьявик, 2015 г.
Скачать (49KB)
