


№ 2 (2023)
Статьи
Памяти Учителя
Аннотация



«Формулы времени» в восточнославянских этиологических легендах: лексика и языковые клише
Аннотация



Язык вражды и церковнославянская книжность. К истории редактирования богослужебных книг в России (XIX–XX вв.)
Аннотация



Из переписки Н.И. Толстого со славистами разных стран. IV (Публикация Светланы Михайловны Толстой)
Аннотация









Казацкая старшина Левобережной Украины и образ «ляхов» в ее сознании (свидетельство 1670-х гг.)
Аннотация
В статье на основе дел Малороссийского приказа 70-х годов XVII в., содержащих информацию об участии представителей левобережного гетманства в мирных переговорах между Россией и Польско-Литовским государством,анализируются высказывания левобережной старшины о «поляках». Они характеризуются как сила, с которой невозможно какое-либо сотрудничество из-за ее желания угнетать и уничтожать «малороссийский народ». Со временемтакое отношение усиливалось, что, вероятно, связано спроисходившими переменами в положении казацкой верхушки в обществе Левобережного гетманства. Именно в 70-е годы XVII в. после острых волнений конца 60-х годов на Левобережье ее позиции быстро укреплялись, она превращалась в господствующий социальный слой, чему угрожали притязания властей Речи Посполитой на украинские земли.



К вопросу о времени написания Жития Антония Римлянина
Аннотация



Петиция чешских сословий Сигизмунду Люксембургскому 1419 года: переоценка ее прогуситского характера
Аннотация
В статье на основе анализа старочешской и средневерхненемецкой версии петиции, направленной Сигизмунду Люксембургскому из Чехии в 1419 г., рассмотрены обстоятельства написания этого текста. Установлено, что петиция возникла по инициативе земских коншелов Чешского королевства, которые представляли чешскую знать. Их целью была охрана общественного порядка в королевстве с опорой на авторитет Сигизмунда как «нового короля», что предусматривало в первую очередь предотвращение вражды между утраквистами и традиционными католиками. Земские коншелы пригрозили изгнанием из страны не только тем, кто именовал утраквизм ересью, но и самим утраквистам – тем из них, которые ополчились в ответ и «принесли клятву против тех, кто именует их виклефитами или гуситами». Участие пражских общин в составлении петиции стало возможно лишь в середине ноября, когда мятеж Праги против королевы-вдовы Софии был подавлен союзом католической и утраквистской знати: тем не менее, не все добавления пражских гуситов были учтены в итоговой немецкой версии, которую получил Сигизмунд.



Представления о благой смерти в сочинениях чешских иезуитов побелогорской эпохи
Аннотация



Погребальная обрядность влахов долины Тимока. Обзор экспедиции в Восточную Сербию
Аннотация






Л. Спиноцци-Монай. Из писем Джузеппе Лоски: письма Яну Бодуэну де Куртенэ об итальянском переводе «Резьянского катехизиса» (1890–1908). Любляна, 2021. 178 с.
Аннотация
Ясинская М.В.L. SpinozziMonai. Iz pisem Giuseppeja Loschija: Pisma Janu Baudouinu de Courtenayju o italijanskem prevodu «Rezijanskega katekizma» (1890–1908) = Epistolario Giuseppe Loschi: Lettere a Jan Baudouin de Courtenay sulla versione italiana del «Catechismo Resiano» (1890–1908). Ljubljana: Slovenska akademija znanosti in umetnosti, 2021. 178 s.






Конференция «Религиозные меньшинства в славянском мире в позднее Средневековье и раннее Новое время»





