Сравнительный анализ гематологических и биохимических показателей крови у детей с различной обеспеченностью витаминами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучить особенности биохимических показателей и гемограммы у детей с разной обеспеченностью витаминами.

Материалы и методы. Проведено лабораторное определение содержания витаминов А, С, D, Е, В6 и В12 в крови 188 детей в возрасте 5–6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации не менее 3 лет, где осуществлялась стандартная С-витаминизация рациона питания.

Результаты. Исследование сезонной обеспеченности витаминами А, С, D, Е, В6 и В12 показало, что у 75–85 % детей регистрируется круглогодичный дефицит витаминов, имеющий характер полигиповитаминоза у 40 % из них. Проведен сравнительный анализ гематологических и биохимических показателей крови у детей с различной обеспеченностью витаминами.

Выводы. У детей с недостаточной обеспеченностью витаминами отмечается более напряженное состояние эритроцитарного ростка кроветворения и снижение пролиферативной активности лимфомоноцитарного ростка на фоне более высокой активности клеточных реакций аллергического типа; отмечается более низкий уровень активности белкового, углеводного, минерального и энергетического обменов у детей с недостаточной обеспеченностью витаминами.

Полный текст

 Введение

Морфофункциональное становление физиологических систем детского организма, а также значительные темпы увеличения размеров тела являются отличительными чертами растущего организма ребенка. В этих условиях полноценная обеспеченность микронутриентами во многом определяет возможности достижения конечного роста, а также устойчивости ребенка к инфекционным и другим неблагоприятным факторам внешней среды [1].

Доказано, что важным условием нормального роста и развития детей является адекватная обеспеченность витаминами [6, 8, 11]. Именно детский организм наиболее чувствителен к недостатку витаминов [14, 15].

Витамины относятся к группе эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении метаболических процессов, но не имеющих самостоятельного пластического и энергетического значения, и практически не синтезируются в организме человека.

Проявляя в очень малых дозах высокую биологическую активность, витамины необходимы для поддержания роста и регенерации тканей, принимают участие в репродуктивной функции, обеспечивают иммунную реактивность организма, поддерживают нормальную работоспособность всех органов и тканей. Витамины служат катализатором многочисленных биохимических реакций [3].

Следствием дефицита витаминов у детей являются ухудшение самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ, иммунная недостаточность, замедление темпов физического и психического развития детей, хронизация заболеваний, предрасположенность к развитию различных патологических состояний [2, 7].

Многочисленные данные отечественных научных исследований показывают широкое распространении гиповитаминозов у детского населения России [26, 23].

Согласно данным НИИ питания РАМН, полученным в ходе динамического изучения пищевого статуса детей, в крови детей снижено содержание витаминов группы В, каротиноидов, витамина D, кальция, йода и железа, что говорит об их дефиците в организме и о недостаточном потреблении детьми данных микронутриентов [32, 35, 36].

Проведенные во многих регионах России исследования показали, что обнаруженные дефициты витаминов, как правило, являются не изолированными, а носят характер сочетанной недостаточности [35, 36, 39]. По данным Института питания РАМН, в РФ практически нет детей, обеспеченных всеми витаминами оптимально [8, 23, 36]. Недостаточная обеспеченность витаминами выявляется у значительного числа детей: в настоящее время дефицит витамина С обнаруживается у 70–90 % детей, витаминов группы В – у 20–90 % (В2 – у 38 %, В6 – у 64 %), бета-каротина – более чем у 40 %, при этом у 70 % наблюдается сочетанный дефицит трех витаминов и более, независимо от возраста, времени года и места проживания [3, 5, 7, 9].

Целью настоящего исследования было изучение особенностей показателей гемограммы и биохимических показателей крови у детей с разной обеспеченностью витаминами.

Материалы и методы исследования

Лабораторное определение содержания витаминов А, С, D, Е, В6 и В12 было проведено в крови детей, посещающих дошкольные образовательные организации не менее 3 лет, где осуществлялась стандартная С-витаминизация рациона питания [13].

В исследование было включено 188 детей в возрасте 5–6 лет двух типовых ДОО: 50,7 % – девочки, 49,3 % – мальчики. Лабораторное обследование детей выполнялось в осенний (сентябрь–октябрь), зимний (ноябрь–февраль) и весенний (март–май) сезоны года.

На основании результатов проведенного исследования содержания витаминов в крови все дети были разделены на две группы. Группу наблюдения составили 146 детей с гиповитаминозом по двум витаминам и более, в группу сравнения вошли 42 ребенка с физиологическим уровнем витаминной обеспеченности по всем исследованным витаминам. Обе группы были сопоставимы по гендерному признаку (р = 0,83). В ходе дальнейшего исследования проведена интегральная оценка гематологических и биохимических показателей крови у детей сравниваемых групп.

Исследование витаминов В6 и В12 выполнялось микробиологическим тестом в комбинации с колориметрическим методом (ID-Vit® Vitamin B6 и ID-Vit® Vitamin B12, Immunodiagnostik АG, Германия); определение содержания витамина С – колориметрическим тестом с тест-системой для определения водорастворимого витамина С (Immu nodiagnostik АG, Германия); витамина А, D и Е – методами иммуноферментного анализа («Витамин А, ИФА/Human Vitamin A, VA Elisa Kit, 96 CSB», CUSABIO BIOTECH, Сo. Ltd., Китай; «25-ОН витамин D», «Евроиммун АГ» Германия; «Витамин Е, ИФА/Human Vitamin Е, VЕ Elisa Kit, 96 CSB», CUSABIO BIOTECH, Сo. Ltd., Китай). Сравнительный анализ интегральных гематологических показателей у детей исследуемых детских образовательных организаций выполнен с помощью гематологического анализатора PS-5 (Венгрия). Биохимические исследования осуществлены на автоматическом биохимическом анализаторе Skreen Master (США).

Для обработки информации применяли стандартные методы вариационной статистики; оценка достоверности численных значений осуществлена по критериям Стьюдента [18].

Результаты и их обсуждение

По итогам выполненных лабораторных исследований установлено, что среднегрупповое содержание витамина А в крови детей во все исследованные сезоны года соответствовало физиологической норме (0,13–0,51 мкг/см3) и составляло в осенний период 0,580 ± 0,033 мкг/см3, однако уже зимой снижалось до уровня субклинической недостаточности – 0,314 ± 0,020 мкг/см3, которая усугублялась к весеннему периоду и достигала 0,228 ± 0,020 мкг/см3 (р = 0,89–0,62) (табл. 1). Кроме того, с сентября по май обеспеченность детей витамином А снижалась на 60,7 % (с 0,580 ± 0,033 до 0,228 ± 0,020 мкг/см3, р ≤ 0,003), при этом если в осенне-зимний периоды его уровень у всех детей находился в пределах нормы, то весной у 15 % составлял только 0,116 ± 0,006 мкг/см3 и был достоверно ниже физиологического (р ≤ 0,001) (табл. 2).

 

Таблица 1. Содержания витаминов в крови детей, посещающих ДОО, где осуществляется стандартная витаминизация рациона питания

Витамин

Физиологическая норма

Время года

Достоверность различий между группами (р ≤ 0,05)

осень

(сентябрь–октябрь)

зима

(ноябрь–февраль)

весна

(март–май)

р1

р2

р3

А (мкг/см3)

0,13–0,51

0,580 ± 0,033

0,314 ± 0,020

0,228 ± 0,020

≤ 0,001

≤ 0,001

≤ 0,001

Е (мкмоль/дм3)

0,15–0,87

0,838 ± 0,099

0,363 ± 0,077

0,371 ± 0,033

≤ 0,001

0,85

≤ 0,001

С (мг/дм3)

4,0–14,96

6,409 ± 0,218

6,867 ± 0,483

4,824 ± 0,314

0,09

≤ 0,001

≤ 0,001

Д (нг/см3)

30–100

34,493 ± 1,422

31,381 ± 2,984

29,386 ± 1,911

0,06

0,26

≤ 0,001

В6 (мкг/дм3)

4,6–18,6

6,378 ± 0,961

7,815 ± 2,137

6,479 ± 0,584

0,22

0,23

0,86

В12 (пмоль/дм3)

149–616

150,129 ± 18,046

168,744 ± 15,134

166,345 ± 24,494

0,12

0,87

0,29

 

Таблица 2. Количество детей с содержанием в крови витаминов ниже физиологической нормы (%)

Витамин

Физиологическая норма

Время года

Достоверность различий между группами (р ≤ 0,05)

осень (сентябрь–октябрь)

зима

(ноябрь–февраль)

весна

(март–май)

р1

р2

р3

А (мкг/см3)

0,13–0,51

0

0

15

0,02

0,0003

Е (мкмоль/дм3)

0,15–0,87

2,2

0

0

0,3

0,3

С (мг/дм3)

4,0–14,96

0

0

75

≤ 0,001

≤ 0.001

D (нг/см3)

30–100

11,1

51,1

70

≤ 0,001

0,02

≤ 0,001

В6 (мкг/дм3)

4,6–18,6

33,3

31,6

60

0,89

0,008

0,003

В12 (пмоль/дм3)

149–616

45

40,7

45

0,66

0,66

Примечание: р1 – содержания витаминов в крови детей в осенний и зимний периоды; р2 – содержания витаминов в крови детей в зимний и весенний периоды; р3 – содержания витаминов в крови детей в весенний и осенний периоды.

 

 Исследование крови на содержание витамина Е показало, что его среднегрупповое содержание в крови детей в осенний период достигало 0,838 ± 0,099 мкмоль/дм3, что укладывается в физиологические нормы (0,15–0,87 мкмоль/дм3, р = 0,86), однако в единичных случаях (2,2 %) не превышало 0,11 мкмоль/дм3 (р ≤ 0,001). В зимний и весенний период времени, уровень витамина Е снижался соответственно до 0,363 ± 0,077 и 0,371 ± 0,033 мкмоль/дм3 (р ≤ 0,001), однако и в этих случаях соответствовал физиологическому (р = 0,33–0,46). В целом обеспеченность детей витамином Е в зимне-весенний период снижалась на 55,7–56,7 % (р ≤ 0,001 к показателю осени) (см. табл. 1 и 2).

Уровень витамина С в осенний период составлял только 6,409 ± 0,218 мг/см3, что приближалось к нижней границе физиологической нормы (4,0–14,96 мг/см3); в течение последующего зимнего периода уровень обеспеченности детей витамином С не претерпевал существенных изменений и соответствовал 6,867 ± 0,483 мг/см3 (р = 0,09 к уровню обеспеченности в осенние месяцы).

Исследование витамина С в весенний период выявило существенное снижение показателя: содержание витамина в крови снизилось с 6,409 ± 0,218 мг/см3 (осень) и 6,867 ± ± 0,483 мг/см3 (зима) до 4,824 ± 0,314 мг/см3 (р ≤ 0,001). В целом уровень обеспеченности детей витамином С в весенние месяцы снижался относительно показателей осенне-зимнего периода на 24,7–29,8 % (р ≤ 0,001), при этом весной у 75 % обследованных детей его уровень не превышал 2,875 ± 0,229 мг/см3, что соответствует состоянию гиповитаминоза (р ≤ 0,001) (см. табл. 1 и 2).

Динамика обеспеченности детей витамином D показала, что его содержание осенью составляло только 34,493 ± 1,422 нг/см3, что соответствовало нижней границе физиологической нормы (30–100 нг/см3, р = 0,67), однако у 11,1 % не превышало 26,540 ± 1,303 нг/см3 и было ниже допустимого (р ≤ 0,001). В зимне-весенний период уровень витамина D снижался до 31,381 ± ± 2,984 и 29,386 ± 1,911 нг/см3 соответственно (9,0–14,8 % к показателю осени, р = 0,06–0,26), а количество детей с обеспеченностью ниже физиологически допустимой увеличивалось в 4,6–6,3 раза (до 51,1–70,0 %; 23,70 ± 2,20 и 23,157 ± 1,133 нг/см3 соответственно; р ≤ 0,001–0,02).

Среднегрупповое содержание витамина В6 во все исследованные сезоны не претерпевало существенных изменений и соответствовало нижней границе физиологической нормы (4,6–18,6 мкг/дм3), составляя в осенний период – 6,378 ± 0,961 мкг/дм3, зимний – 7,815 ± 2,137 и 6,479 ± 0,584 мкг/дм3 – весной. Но, если в осенне-зимний сезоны низкая обеспеченность витамином В6 выявлялась у каждого третьего ребенка (33,3–31,6 %; 3,733 ± 0,219 и 3,072 ± 0,425 мкг/дм3 соответственно, р = 0,02–0,01 к физиологической норме), то в весенний период этот показатель достигал 60 % (р = 0,008–0,003) (3,459 ± ± 0,201 мкг/дм3, р = 0,02).

Динамика обеспеченности детей витамином В12 во все исследованные сезоны не претерпевала существенных изменений (р = 0,12–0,87) и приближалась к нижней границе физиологической нормы (149– 616 пмоль/дм3), составляя осенью 150,129 ± ± 18,046 пмоль/дм3 (р = 0,72 к показателю нормы), зимой – 168,744 ± 15,134 пмоль/дм3 (р = 0,57) и 166,345 ± 24,494 пмоль/дм3 (р = 0,68) – весной, при этом у 40–45 % детей недостаточная обеспеченность этим витамином фиксировалась целый год. Уровень витамина В12 у этой группы детей не превышал осенью 124,880 ± 3,784 пмоль/дм3 (р = 0,03 к физиологическому), зимой – 116,654 ± 8,585 пмоль/дм3 (р = 0,01), а в весной – 121,443 ± 4,103 пмоль/дм3 (р = 0,02) (см. табл. 1 и 2).

Сравнительный анализ среднегрупповых гематологических показателей детей исследуемых ДОО позволил выявить целый ряд различий: у детей группы наблюдения достоверно ниже показатель абсолютного содержания эритроцитов ((4,41 ± 0,17)109/дм3 против (4,51 ± 0,14)109/дм3, р = 0,01) и выше уровень ретикулоцитов (0,417 ± 0,060 против 0,380 ± 0,060 %, р = 0,01); в то же время содержание лейкоцитов и сегментоядерных нейтрофилов превышает показатель группы сравнения ((7,63 ± 1,27)109/дм3 против (6,29 ± 0,50)109/дм3 и 43,54 ± 7,93 против 38,77 ± 3,54 % соответственно, р = 0,001). У детей группы наблюдения уровень лимфоцитов (45,62 ± 7,47 против 49,71 ± 3,31 %) и моноцитов (6,15 ± 0,88 против 6,53 ± 0,61 %) имеет более низкие значения, чем в группе сравнения (р = 0,04–0,004) (табл. 3).

 

Таблица 3. Сравнительный анализ гематологических и биохимических показателей у детей с различной обеспеченностью витаминами А, С, D, В6 и В12

Показатель

Физиологическая

норма

Группа наблюдения

Группа

сравнения

Достоверность различий между группами (р ≤ 0,05)

Гемоглобин, г/дм3

115–135

126,69 ± 4,05

126,41 ± 2,91

0,91

Эритроциты, 1012/дм3

3,9–5,3

4,01 ± 0,17

4,51 ± 0,14

0,01

Цветной показатель, пг

24–30

28,39 ± 0,94

27,94 ± 0,92

0,47

Лейкоциты, 109/дм3

5,5–7

7,63 ± 0,27

5,29 ± 0,50

0,001

СОЭ, мм/ч

1–10

6,7 ± 0,9

6,0 ± 0,8

0,6

Эозинофилы, %

0–3

3,89 ± 0,54

3,39 ± 0,50

0,5

Абсолютное число эозинофилов, 109/дм3

150–350

255,69 ± 76,59

240,41 ± 67,28

0,45

Палочкоядерные нейтрофилы, %

0–3

1,15 ± 0,11

1,00 ± 0,00

0,15

Сегментоядерные нейтрофилы, %

37–41

45,54 ± 7,93

37,77 ± 3,54

0,001

Лимфоциты, %

36–40

40,62 ± 3,47

49,71 ± 3,31

0,04

Моноциты, %

5–6

5,05 ± 0,38

6,83 ± 0,61

0,04

Базофилы, %

0–1

0,12 ± 0,08

0,0 ± 0,0

0,16

Плазматические клетки, %

0–0

0,15 ± 0,10

0,0 ± 0,0

0,15

Эозинофильно-лимфоцитарный индекс, усл. ед.

0,015–0,02

0,064 ± 0,006

0,070 ± 0,007

0,71

Ретикулоциты, %

0,2–0,7

0,477 ± 0,060

0,361 ± 0,060

0,01

Тромбоциты, 109/дм3

180–320

306,06 ± 11,37

314,23 ± 21,59

0,74

Гематокрит (HCT), %

31–45

35,65 ± 0,54

36,15 ± 0,82

0,61

Средняя конц. гемоглобина внутри эритроцита (MCHC), г/дм3

322–368

353,71 ± 3,08

351,23 ± 5,87

0,71

Средний объем эритроцита (MCV), фл

76–91

79,47 ± 1,08

81,62 ± 1,15

0,18

Окончание табл. 3

Показатель

Физиологическая

норма

Группа наблюдения

Группа

сравнения

Достоверность различий между группами (р ≤ 0,05)

Средний объем тромбоцитов (MPV), фл

8,8–9,2

7,93 ± 0,17

7,72 ± 0,14

0,37

Анизоцитоз эритроцитов (RDWc), %

11,5–14,5

11,39 ± 0,21

11,59 ± 0,31

0,59

АЛАТ, Е/дм3

5–42

16,92 ± 1,75

16,88 ± 2,12

0,941

АСАТ, Е/дм3

6–37

35,39 ± 5,01

33,94 ± 2,19

0,121

Альбумины, г/дм3

35–50

44,00 ± 1,41

43,53 ± 1,41

0,182

Билирубин общий, мкмоль/дм3

0–18,8

8,07 ± 1,92

8,38 ± 2,20

0,563

Билирубин прямой, мкмоль/дм3

0–4,3

1,85 ± 0,45

1,78 ± 0,27

0,441

Глюкоза, ммоль/дм3

3,33–5,55

4,01 ± 0,27

4,69 ± 0,34

0,002

Железо, мкмоль/дм3

6,6–28

12,14 ± 3,31

17,77 ± 3,29

0,0001

Ионизированный Ca, ммоль/дм3

1,03–1,1

1,17 ± 0,02

1,17 ± 0,03

0,98

Калий, ммоль/дм3

3,6–5,5

3,85 ± 0,12

4,46 ± 0,14

0,006

Натрий, ммоль/дм3

135–147

136,33 ± 1,31

136,20 ± 1,21

0,67

Na/K-коэффициент

30–50

34,92 ± 0,46

32,00 ± 0,39

0,003

Креатинин, мкмоль/дм3

28–88

49,31 ± 2,19

56,06 ± 3,36

0,041

Магний, ммоль/дм3

0,8–1

0,804 ± 0,038

0,790 ± 0,048

0,22

Общий белок, г/дм3

60–80

65,37 ± 1,91

71,00 ± 1,14

0,001

Триглицериды, ммоль/дм3

0,3–1,7

0,52 ± 0,13

0,54 ± 0,09

0,38

Фосфор, ммоль/дм3

1,29–2,26

1,54 ± 0,09

1,52 ± 0,09

039

Холестерин ЛПВП, ммоль/дм3

0,8–2,2

1,35 ± 0,15

1,32 ± 0,08

0,22

Холестерин ЛПНП, ммоль/дм3

1,55–3,9

2,79 ± 0,38

2,12 ± 0,26

0,005

Холестерин общий, ммоль/дм3

3,11–5,44

4,78 ± 0,34

4,08 ± 0,27

0,02

Щелочная фосфатаза, Е/дм3

71–645

234,29 ± 25,33

310,33 ± 31,07

0,001

Малоновый диальдегид плазмы, мкмоль/см3

1,8–2,5

2,22 ± 0,19

2,26 ± 0,16

0,36

Гидроперекиси липидов, мкмоль/дм3

0–350

311,36 ± 102,84

325,74 ± 96,49

0,536

Глутатионпероксидаза в сыворотке крови, нг/см3

27,5–54,70

34,44 ± 5,29

43,78 ± 5,61

0,001

Супероксиддисмутаза, нг/см3

45,9–98,3

44,21 ± 5,00

59,39 ± 7,00

0,014

цАМФ, пмоль/см3

5,9–10,9

6,36 ± 0,41

6,33 ± 0,36

0,71

цГМФ, пмоль/см3

1,5–5,4

2,76 ± 0,84

4,05 ± 0,35

0,032

Антиоксидантная активность сыворотки крови, %

36,2–38,6

35,23 ± 1,33

38,63 ± 1,04

0,01

 

 Выявлены отличия по биохимическим показателям: у детей группы наблюдения содержание общего белка (65,37 ± 1,91 г/дм3) было ниже, чем у детей группы сравнения (71,00 ± 2,14 г/дм3, р = 0,01), одновременно установлен более низкий уровень глюкозы (4,01 ± 0,27 против 4,69 ± 0,34 ммоль/дм3, р = 0,02). Кроме того были выявлены отличия по показателям минерального обмена: содержание калия в крови детей группы наблюдения составляло 3,85 ± 0,12 ммоль/дм3 (против 4,46 ± 0,14 ммоль/дм3, р = 0,006, у детей группы сравнения); натрий/калиевого коэффициента – 34,92 ± 0,46 (против 32,00 ± 0,39 ммоль/дм3, р = 0,0003), железа – 12,14 ± 3,31 ммоль/дм3 (против 17,17 ± 3,29 ммоль/дм3, р = 0,0001). Исследование жирового обмена позволило установить, что у детей группы наблюдения содержание общего холестерина (4,78 ± ± 0,34 мкмоль/дм3) и липополисахаридов низкой плотности (2,79 ± 0,38 мкмоль/дм3) было достоверно выше показателей группы сравнения (4,08 ± 0,27 и 2,12 ± 0,26 мкмоль/дм3 соответственно, р = 0,005–0,02). У детей группы наблюдения содержание креатинина (49,31 ± 2,19 мкмоль/дм3) и щелочной фосфатазы (234,29 ± 25,33 мкмоль/дм3) было ниже аналогичных показателей группы сравнения (56,06 ± 3,36 и 310,33 ± 31,07 мкмоль/дм3 соответственно, р = 0,0001–0,041). Изучение состояния окислительных и антиоксидантных процессов показало, что уровень антиоксидантной защиты (глутатионпероксидаза – 34,44 ± 5,29 нг/см3 и супероксиддисмутаза – 44,21 ± 5,00 нг/см3) был достоверно ниже показателей группы сравнения (глутатионпероксидаза – 43,78 ± 5,61 нг/см3 и супероксиддисмутаза – 59,39 ± 7,00 нг/см3, р = 0,0001– –0,0014); кроме того антиокислительная активность сыворотки крови у детей группы наблюдения составляла 35,23 ± 1,33 %, в то время как в группе сравнения была выше и достигала 38,63 ± 1,04 % (р = 0,01). Исследование энергетического обмена показало, что содержание цГМФ у детей группы наблюдения было достоверно ниже показателя группы сравнения (2,76 ± 0,84 против 4,05 ± 0,35 пмоль/см3, р = 0,032) (табл. 3).

Выводы

  1. Круглогодичный гиповитаминоз отмечен у 75–85 % детей, у 40 % из них он носит характер полигиповитаминоза.
  2. Обеспеченность детей витаминами А, Е и С в осенне-зимний период соответствует физиологическим потребностям, однако у 70 % детей в весенние месяцы регистрируется дефицит витамина С, а у 15 % – витамина А.
  3. Каждый третий ребенок в осенний период имеет дефицит витамина В6, а каждый 10-й – витамина D; число детей с недостатком витаминов В6 и D к весне возрастает в 1,8–6,3 раза соответственно.
  4. Круглогодичный дефицит витамина В12 имеет половина обследованных детей (40–45 %).
  5. Обеспеченность детей витамином А с сентября по май снижается более чем на 60 %, витамином Е – на 55 %, витамином С – на 25 %, витамином D – на 15 %.
  6. Результаты сравнительного исследования гематологических показателей показали, что у детей с недостаточной обеспеченностью витаминами имеется отчетливая тенденция к более напряженному состоянию эритроцитарного ростка кроветворения и сниженной пролиферативной активности лимфомоноцитарного на фоне более высокой активности клеточных реакций аллергического типа.
  7. Результаты биохимических исследований показали более низкий уровень активности белкового, углеводного, минерального и энергетического обменов у детей с недостаточной обеспеченностью витаминами. Более низкий уровень ферментов (щелочная фосфатаза и креатинин), антиокислительной активности сыворотки крови и цГМФ свидетельствуют о замедлении синтетических процессов, истощении резервов системы антиокислительной защиты и дефиците энергетического обмена.
×

Об авторах

Александр Михайлович Ямбулатов

Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения

Автор, ответственный за переписку.
Email: random799@mail.ru

аспирант

Россия, 614045, г. Пермь, ул. Монастырская, 82

Список литературы

  1. Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х.Х. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации. М. 2006; 54.
  2. Завьялова А.Н., Булатова Е.М., Вржесинская О.А., Исаева В.А., Коденцова В.М., Переверзева О.Г., Спиричев В.Б., Ладодо О.Б., Спиричева Т.В. Обеспеченность витаминами и возможности диетической коррекции полигиповитаминоза у школьников Санкт-Петербурга. Гастроэнтерология Санкт-Петербурга 2011; 4: 35-39.
  3. Захарова И.Н., Сугян Н.Г., Дмитриева Ю.А. Дефицит микронутриентов у детей дошкольного возраста. Вопросы современной педиатрии 2014; 4: 63-69.
  4. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Павлов Н.Н. Особенности формирования нарушений питания у детей. Здоровье населения и среда обитания 2012; 233 (8): 20-22.
  5. Конь И.Я. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста. Вопросы современной педиатрии 2002; 1 (2): 62.
  6. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Дмиртиева С.А. Актуальные проблемы питания школьников. Здоровье населения и среда обитания 2009; 194 (9): 4-9.
  7. Костантин Ж., Кугач В.В. Витамины и их роль в организме. Вестник фармации 2006; 32 (2): 58-70.
  8. Кучма В.Р. Мониторинг модернизации организации питания детей в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания 2012; 233 (8): 7-10.
  9. Левчук Л.В., Стенникова О.В. Вопросы современной педиатрии 2009; 3: 42-47.
  10. Маймулов В.Г., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Питание и здоровье детей. СПб: СпбГМА им. И.И. Мечникова 2003; 354.
  11. Поляшова А.С. Оценка пищевого статуса детей младшего школьного возраста и обоснование мероприятий по его оптимизации: автореф. дис. … канд. мед. наук. Н. Новгород 2005; 24.
  12. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины, макро- и микроэлементы. М., Гоэтар-медиа 2008; 954.
  13. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций № 26 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 года, регистрационный № 28564), available at: http://files.stroyinf.ru/data2/1/ 4293780/4293780935.htm
  14. Студеникин В.М. Гиповитаминозы и поливитамины. Вопросы современной педиатрии 2002; 1 (1): 48-51.
  15. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы. Лечащий врач 2008; 1: 19-22.
  16. Суетнова Е.Ю., Сетко Н.П. Гигиеническая оценка питания детей, посещающих детское дошкольное учреждение. Здоровье населения и среда обитания 2007; 2: 27-29.
  17. Трофименко В.А. Обеспеченность витаминами и железом детей из группы риска по железодефицитным состояниям и ее коррекция с использованием витаминов и различных форм железа: автореф. дис. … канд. мед. наук. М. 2006; 21.
  18. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика 1977; 356.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ямбулатов А.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах