Эпидемиология новой коронавирусной инфекции в учебно-образовательном процессе студентов педиатрического факультета астраханского государственного медицинского университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Описать и охарактеризовать учебную программу по новой коронавирусной инфекции в учебном процессе студентов педиатрического факультета Астраханского ГМУ.

Материалы и методы. Рабочая программа «Эпидемиология и профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19» разработана сотрудниками кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Астраханского государственного медицинского университета в 2021 г. и внедрена в учебный план обучения студентов IV курса (8-й семестр) по специальности 31.05.02 «Педиатрия» в виде факультативной дисциплины.

Результаты. На изучение дисциплины отводится 72 академических часа, из которых 50 % (36 ч) отводится на аудиторную работу преподавателя со студентами, в том числе 33,3 % (12 ч) – на лекции, а остальные 66,7 % – на практические занятия. Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, образовательным порталом Астраханского ГМУ и электронными ресурсами занимает оставшиеся 50 % (36 ч). На последнем занятии обучающиеся сдают зачет, проходящий в виде итогового тестирования (100 тестовых заданий).

Выводы. Можно отметить, что те студенты, которые прослушали полный курс лекций и практических занятий по эпидемиологии и профилактике новой коронавирусной инфекции, на старших курсах

(V и VI курсы) намного лучше ориентируются в эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике не только инфекций с аэрогенным механизмом передачи, но и других инфекций с различными механизмами и путями передачи, нежели студенты, которые не изучали данную дисциплину.

Полный текст

Введение

По данным ООН, к 2050 г. население нашей планеты может достичь 10 млрд человек. Изменение окружающей среды, тенденция к потеплению климата, увеличение плотности населения, а также высокая миграционная активность способствуют быстрому распространению инфекций, особенно передающихся воздушно-капельным путем [1; 2]. С началом нового тысячелетия человечество столкнулось с огромным «всплеском» ранее неизвестных инфекционных заболеваний, о которых не было никаких данных. На смену особо опасным бактериальным инфекциями пришли вирусные. Пандемия коронавирусной инфекции уже вошла в историю как чрезвычайная ситуация международного значения [3–5].

Пандемия была объявлена Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 г. Причиной заболевания был заявлен новый коронавирус 2 (SARS-CoV-2), который вызывает тяжелый острый респираторный синдром. Новое заболевание существенно повлияло на образ жизни, экономику, социальную жизнь и образование миллиардов людей [6; 7].

Первые сообщения из Китая указывали на то, что неврологические симптомы наблюдаются примерно у 36 % госпитализированных пациентов с COVID-19 [8; 9].

С момента появления первых случаев заболевания в китайской провинции Ухань в декабре 2019 г. болезнь распространилась по всему миру [10].

Клиническая картина новой коронавирусной инфекции охватывает множество вариантов течения – от бессимптомного носительства до тяжелых форм с развитием полиорганной недостаточности [11].

Коронавирусная болезнь 2019 г. (COVID-19) – это глобальная пандемия, от которой пострадали и продолжают страдать миллионы людей, погибали и продолжают погибать сотни тысяч человек. Китайские исследователи установили, что наиболее распространенными клиническими проявлениями заболевания являются: повышение температуры тела и лихорадка (в 87,3 % случаев), сухой кашель (58,1 %), одышка (31,2 %), мышечная слабость, боль в мышцах (35,5 %) и различной степени выраженности дыхательные нарушения (31,2 %). На основании КТ-исследований было выявлено, что в 75,7 % случаев имеется двусторонняя пневмония, а у 69,9 % больных определялся характерный для коронавирусной инфекции симптом «матового стекла». Но, несмотря на это, более углубленное понимание COVID-19 выявило множество других клинических проявлений. Кашель, одышка, боль в горле, ринорея, заложенность носа, острый тонзиллит, увеличенные шейные лимфатические узлы или головокружение – это симптомы, с которыми отоларинголог может столкнуться при обследовании пациентов с COVID-19 [6]. К сожалению, в дальнейшем в эпидемический процесс было вовлечено и детское население планеты. По литературным данным заболеваемость новой коронавирусной инфекцией среди детей ниже, чем взрослого населения, инфекция протекает легче, и только 1 % заболевших детей требует госпитализации. Однако у детей регистрируются и тяжелые случаи заболевания. Первые больные COVID-19 в России были зарегистрированы в конце января 2020 г., а убедительный рост заболеваемости отмечался с апреля до июня 2020 г. – первая волна COVID-19, вызванная Ухань-подобным вирусом с развитием тяжелых форм (6 %), в основном у лиц пожилого возраста [12].

Заболеваемость новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в мире постоянно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число зарегистрированных случаев вплотную приблизилось к 200 млн человек. Из них почти 6 млн заболевших приходится на долю Российской Федерации [13–15].

В связи с этим было принято решение о введении в учебный процесс медицинских вузов страны дисциплины, посвященной новой коронавирусной инфекции.

Цель исследования – описать и охарактеризовать учебную программу по новой коронавирусной инфекции в учебном процессе студентов педиатрического факультета Астраханского ГМУ.

Материалы и методы исследования

Рабочая программа «Эпидемиология и профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее – Программа) разработана сотрудниками кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Астраханского государственного медицинского университета в 2021 г. и внедрена в учебный план обучения студентов IV курса (8-й семестр) по специальности 31.05.02 «Педиатрия» в виде факультативной дисциплины.

В основу Программы положены ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 31.05.02 «Педиатрия», утвержденные Министерством образования и науки РФ 12 августа 2020 г., а также учебный план по специальности 31.05.02 «Педиатрия», утвержденный ученым советом ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России в 2020, 2021 и 2022 гг.

Также рабочая программа учебной дисциплины неоднократно одобрялась на заседании кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии в 2020–2022 гг.

Сама же Программа была одобрена и утверждена на ученом совете педиатрического факультета Астраханского ГМУ (2020–2022 гг.).

Результаты и их обсуждение

Целью новой Программы в процессе обучения студентов педиатрического факультета является предупреждение возникновения, снижение и ликвидация новой коронавирусной инфекции среди населения, недопущение ее распространения, предупреждение выноса инфекций за ее пределы, а также поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности на определенной территории.

Непосредственно задачами дисциплины являются: обучение основам новой коронавирусной инфекции с точки зрения эпидемиологического подхода в изучении болезней человека; изучение общей характеристики возбудителей новой коронавирусной инфекции, состояния внутренних органов и систем человека, изучение патогенного влияния коронавирусов на организм человека. Одной из задач является умение провести поиск диагноза больного новой коронавирусной инфекцией, а также изучение основных методов исследований биологического материала, получаемого от людей.

При изучении дисциплины обучающиеся должны знать свойства вирусов, вызывающих заболевание; сущность патогенеза новой коронавирусной инфекции; ведущие симптомы клинических форм заболевания, методы лабораторных исследований для подтверждения и/или опровержения диагноза, показания для обязательной госпитализации при инфекционном процессе. Также обучающиеся должны владеть знаниями при проведении дифференциального диагноза новой коронавирусной инфекции с другими респираторными вирусными инфекциями, а также уметь провести профилактику заболевания среди различных групп населения.

Одним из непременных условий обучения студентов на кафедре по новой Программе являются ранее полученные знания по оценке тяжести состояния больного, проведение специальных методов исследования по определению показаний для госпитализации больных с заболеванием. При обучении по данной Программе обучающиеся должны уметь правильно и грамотно провести дифференциальный диагноз новой коронавирусной инфекции с другими острыми респираторными вирусными инфекциями. Обучающимся необходимо знать и уметь правильно обосновать клинический диагноз, направить пациента на экспертизу временной нетрудоспособности, уметь провести необходимые противоэпидемические мероприятия в очагах новой коронавирусной инфекции и очагах ОРВИ.

При изучении Программы обучающиеся должны иметь представление о том, как провести полное клиническое обследование больного новой коронавирусной инфекцией (сбор анамнеза заболевания, эпидемиологический анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования); внутривенные вливания (струйные, капельные), подкожные и внутримышечные инъекции. Всем обучающимся необходимо иметь знания оценки клинических и биохимических анализов биологического материала; суметь оценить результаты иммуноферментного анализа. Также уметь оценить данные инструментальных методов исследования (КТ, МРТ, УЗИ, рентгенологическое исследование) при подозрении на новую коронавирусную инфекцию. Одной из основных задач при изучении материала Программы является умение взятия материала на исследование при подозрении на новую коронавирусную инфекцию и умение составить план обследования пациента при подозрении на новую коронавирусную инфекцию.

Изучаемая дисциплина относится к факультативной части профессионального цикла, для изучения которой необходимы знания, умения и навыки, полученные ранее (на младших курсах) при изучении таких дисциплин, как микробиология, иммунология, эпидемиология, инфекционные болезни (табл. 1).

 

Таблица 1. Знания, умения и навыки, полученные студентами IV курса педиатрического факультета по предшествующим дисциплинам при изучении ими новой факультативной Программы

Дисциплина

Знать

Уметь

Навыки

Микробиология

Возбудителей патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, имеющих медицинское значение

Отличать больных с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами от других категорий больных

Применять на практике

знания по микробиологии

Иммунология

Иммунитет, виды иммунитета. Показаниям и противопоказаниям к проведению экстренной иммунопрофилактики

Провести на месте экстренную иммунопрофилактику при подозрении на особо опасную и/или опасную инфекцию

Применять на практике знания по иммунопрофилактике

Эпидемиология

Эпидемический процесс:

источник, пути и факторы передачи инфекции и восприимчивый организм. Проведение дезинфекционно-дезинсекционных мероприятий различных объектов

Применять на практике

полученные знания

Проведения противоэпидемических мероприятий

у больных инфекционной

патологией

Инфекционные болезни

Лечение и профилактические мероприятия в отношении инфекционного больного

Отличать больных соматической патологией от больных инфекционной патологией

Проведения противоэпидемических мероприятий

у больных инфекционной

патологией

 

На изучение дисциплины отводится 72 академических часа, из которых 50 % (36 ч) отводится на аудиторную работу преподавателя со студентами, в том числе 33,3 % (12 ч) – на лекции, а остальные 66,7 % – на практические занятия. Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, образовательным порталом Астраханского ГМУ и электронными ресурсами занимает оставшиеся 50 % (36 ч). На последнем занятии обучающиеся сдают зачет, проходящий в виде итогового тестирования (100 тестовых заданий) (табл. 2).

 

Таблица 2. Наименование тем лекций и практических занятий по факультативной дисциплине «Эпидемиология и профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19»

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

Биология коронавирусов

Таксономия и происхождение. Геном коронавирусов. Молекулярная патология тяжелых коронавирусных инфекций. Возникновение острой дыхательной недостаточности из-за прямого воздействия вируса на дыхательные пути. Острое повреждение легких на фоне антител к 8-белку вируса, вызвавшего инфекцию. Нейробиология опасных коронавирусных инфекций. Васкулярная патология при коронавирусной инфекции. Иммунный ответ на коронавирусы. Устойчивость коронавирусов к окружающей среде и в аэрозольном состоянии

Эпидемиология вируса

Общие сведения о вирусе. Номенклатура. Геномная эпидемиология вируса первой волны пандемии. Геномная эпидемиология второй волны пандемии. Геномная эпидемиология третье волны пандемии. Поиски природного резервуара вируса. Формирование новых вариантов вируса в иммунодефицитных популяциях и очагах

Причины пандемического распространения

вируса

Устойчивость вируса в аэрозолях и на поверхностях. Влияние взаимодействия «вирус – клетка» на распространение новой коронавирусной инфекции. Внутриклеточная продукция вируса. Продукция вируса в легких человека.

Причины тяжелого течения новой коронавирусной инфекции

Общие причины тяжелого течения. «Разбалансировка» ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Генетические факторы пациента, предрасполагающие к вирусу и тяжелому течению новой коронавирусной инфекции. Цитокиновый шторм. Сепсис. Антителозависимое усиление инфекции. Новая коронавирусная инфекция при ВИЧ-инфекции

Лабораторная диагностика новой коронавирусной инфекции

Методы диагностики новой коронавирусной инфекции

Противоэпидемические мероприятия в очаге

новой коронавирусной инфекции

Противоэпидемические мероприятия в очаге новой коронавирусной инфекции, направленные на три звена эпидемического процесса

Итоговый зачет

 

Все занятия проводят высококвалифицированные сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии. Лекционный материал обучающимся предоставляют три преподавателя (доценты), практические занятия со студентами проводят четыре преподавателя кафедры (три доцента и один ассистент) (табл. 3).

 

Таблица 3. Лекционный материал дисциплины и виды учебной работы

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы, акад. ч

лекции

пр. занятия

сам. работа

всего

Биология коронавирусов

2

4

6

12

Эпидемиология вируса

2

4

6

12

Причины пандемического распространения вируса

2

4

6

12

Причины тяжелого течения новой коронавирусной инфекции

2

4

6

12

Лабораторная диагностика новой коронавирусной инфекции

2

4

6

12

Противоэпидемические мероприятия в очаге новой коронавирусной инфекции

2

4

6

12

Итого

12

24

36

72

 

Все задействованные в проведении данной дисциплины преподаватели имеют соответствующую подготовку по вопросам новой коронавирусной инфекции (115 ч).

На каждом занятии студенты совместно с преподавателем разбирают клинические примеры, решают ситуационные задачи, отвечают на вопросы тестового контроля.

При изучении данной дисциплины обучающиеся осваивают вопросы, связанные с новой коронавирусной инфекцией, в современной научной и научно-методической литературе, нормативных документах, монографиях.

Выводы

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что те студенты, которые прослушали полный курс лекций и практических занятий по эпидемиологии и профилактике новой коронавирусной инфекции, на старших курсах (V и VI курсы) намного лучше ориентируются в эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике не только инфекций с аэрогенным механизмом передачи, но и других инфекций с различными механизмами и путями передачи, нежели студенты, которые не изучали данную дисциплину.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

×

Об авторах

Рудольф Сергеевич Аракельян

Астраханский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rudolf_astrakhan@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-7549-2925

доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии

Россия, Астрахань

Вера Владимировна Василькова

Астраханский государственный медицинский университет

Email: vasilkova.ver@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7539-1910

доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии

Россия, Астрахань

Список литературы

  1. Всемирная организация здравоохранения. Клиническое руководство по ведению пациентов с тяжелой острой респираторной инфекцией при подозрении на инфицирование новым коронавирусом (2019-nCoV). Временные рекомендации. М. 2020.
  2. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я. [и др.] Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты. Архивъ внутренней медицины 2020; 10 (2): 87–93.
  3. Бевова М.Р., Нетесов С.В., Аульченко Ю.С. Новая коронавирусная инфекция COVID-19. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология 2020; 38 (2): 51–58.
  4. Сокотун С.А., Симакова А.И., Плехова Н.Г., Шестакова И.В., Михайлов А.О. Дескриптивные эпидемиологические исследования новой коронавирусной инфекции в Приморском крае за 2020–2022 годы. Пульс 2022; 24–7: 40–44.
  5. Фатеева А.В., Гурина Л.И. COVID-19 у онкологических пациентов в Приморском крае: заболеваемость и летальность. Тихоокеанский медицинский журнал 2020; 4: 5–9.
  6. Казимирик А.А., Казимирик А.Д., Авдеев Ю.А. Диагностика пациентов с COVID-19 и без COVID-19 путем классификации звука кашля. Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции. Курск 2021; 168–173.
  7. Яровова Т.В., Сидяков Д.Ю. Социальные последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в контексте качественного развития современного российского общества. Евразийский союз ученых 2020; 7–6 (76): 56–64.
  8. Прохорова М.В., Яковлев А.И., Вознюк И.А. и др. Воспаление и эндотелиотоксичность: патогенетические грани поражения центральной нервной системы при новой коронавирусной инфекции. Анналы клинической и экспериментальной неврологии 2022; 16–3: 15–24.
  9. Nannoni S., de Groot R., Bell S., Markus H.S. Stroke in COVID-19: a systematic review and meta-analysis. Int. J. Stroke. 2021; 16 (2): 137–149.
  10. Кантария Р.О., Мойсюк Ян.Г., Прокопенко Е.И. и др. Особенности течения и исходы новой коронавирусной инфекции у реципиентов ренального трансплантата. Трансплантология 2021; 13–4: 339–355.
  11. Слесарева Т.А., Груздева О.В., Тарасова О.Л. и др. Использование 8-diff клинического анализа крови больных для оценки тяжести течения новой коронавирусной инфекции. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины 2022; 34–4: 149–160.
  12. Абрамова Ю.С., Мусатова В.В., Цурова М.И., Ждан Д.В. Клинико-эпидемиологические особенности течения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у детей первого года жизни. Молодежный инновационный вестник 2022; 11-S1: 183–186.
  13. Вспышка новой коронавирусной инфекции (COVID-19). ВОЗ, available at: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019].
  14. Евсеев А.Б. Особенности питания при новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Бюллетень науки и практики 2021; 7–9: 417–424.
  15. Егоров В.И., Мустафаев Д.М., Кочнева А.О., Комарова Ж.Е. Новая коронавирусная инфекция в практике врача-оториноларинголога. Российская оториноларингология 2020; 19–4 (107): 8–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аракельян Р.С., Василькова В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах