Медико-социальные проблемы здоровья школьников по результатам анкетирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Выявить региональные особенности и причины ухудшения здоровья школьников по результатам анкетирования.

Материалы и методы. Методом анкетирования изучили распространенность факторов, обусловленных образом жизни, учебно-воспитательным процессом, информированность школьников об основных факторах риска, сформированность у них установок на здоровый образ жизни. В исследовании приняло участие 247 учащихся 8–9-х классов 12 общеобразовательных школ города.

Результаты. Изучены причины ухудшения здоровья школьников, проживающих в малых городах России. Выделена и представлена группа неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни школьников: недостаточность питания, высокая учебная нагрузка, длительная работа за компьютером и распространенность вредных привычек, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма.

Выводы. Для сохранения здоровья школьников в современных условиях необходима оптимизация условий обучения и образа жизни с учетом региональных особенностей. При этом в первую очередь следует использовать управляемые факторы, не требующие дополнительных финансовых затрат: соблюдение гигиенического режима и питания в школе и дома; улучшение показателей внутришкольной среды; совершенствование учебных программ; проведение оздоровительных мероприятий; обучение здоровому образу жизни.

 

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста [2–6]. Подростки – интеллектуальный и репродуктивный потенциал нашей страны. Сохранение и приумножение здоровья школьников – один из важнейших критериев благосостояния государства в целом [1, 3, 4].

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, около 90 % российских школьников имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья и лишь 2–3 % детей оканчивают школу здоровыми. Негативное влияние на формирование здоровья школьников оказывают: прогрессирующий рост хронических форм соматической патологии, аллергические заболевания, повышение частоты нервно-психических заболеваний, нарушения состояния репродуктивной сферы, высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, уменьшение продолжительности сна и прогулок, снижение физической активности, ухудшение качества питания [2, 5, 8, 9].

При этом среди детей и подростков широкое распространение получили протестные формы поведения: табакокурение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Ухудшение здоровья подрастающего поколения приводит к негативным социальным последствиям, таким как неготовность к школьному обучению, ограничение профессиональной пригодности, пригодности к службе в армии, нарушение формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и как результат – «накопление груза патологии в поколениях» [2, 5, 7, 8].

Актуальность изучения проблемы отношения современных подростков к здоровью обусловлена несколькими причинами. Во-первых, произошла смена факторов патологии, которая характеризуется преобладанием неинфекционных эндогенных факторов заболеваемости. Во-вторых, влияет относительно низкий уровень культуры здоровья и культуры поведения в сфере здоровья.

Итак, очевидно, что состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему.

Цель исследования – выявить региональные особенности и причины ухудшения здоровья школьников по результатам анкетирования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработана анкета, включающая 55 вопросов. В анонимном опросе приняло участие 247 учащихся (соотношение полов: 38,9 % мальчики и 61,1 % девочки) 8–9-х классов 12 общеобразовательных школ города. Анкетирование проводилось в учебных классах школ методом самостоятельного заполнения опросника при отсутствии работников школы для достижения объективности ответов респондентов. Полученные результаты обрабатывались в среде SPSS (статистический пакет для социальных наук). Анонимность анкеты и ответы в свободной форме позволили выявить неблагоприятные факторы, подтверждающие причины ухудшения здоровья школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Считают себя здоровыми половина респондентов. У 25,6 % опрошенных имеются проблемы со зрением; наличие головных болей и периодические боли в животе отметили 19,9 и 15,3 % школьников соответственно.

Не считают необходимым придерживаться здорового образа жизни 38 % опрошенных, так как, по их мнению, здоровье в большей степени зависит от качества медицинского обслуживания. Тем не менее почти 82 % школьников хотят улучшить свое здоровье.

Результаты анкетирования выявили ряд факторов, наиболее пагубно действующих на учащихся, это недостаточная двигательная активность, отсутствие малых форм физкультурно-оздоровительной работы, подвижных игр на воздухе. Так, в спортивных секциях занимаются лишь 41,5 % школьников, только 64,9 % не пропускают занятия физической культурой в школе, физкультминутки на уроках бывают у 18,2 %, гимнастика для глаз проводится у 16,3 %. Менее 1 ч бывают на свежем воздухе 15,6 %, 2–3 ч – 45,0 % опрошенных.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе респонденты объясняют отсутствием свободного времени, причем в большей степени по причине загруженности в школе и выполнения домашних заданий по 4–5 ч в день, в том числе и в выходные дни. Уставшими к последнему уроку чувствуют себя 58,4 %. Это может быть обусловлено, по мнению опрошенных, различными аспектами учебного процесса (учебными нагрузками, расписанием уроков, качеством учебников), неправильно подобранной школьной мебелью (64,9 %), недостаточной освещенностью (22,0 %). Многие старшеклассники (76,4 %) испытывают недостаток ночного сна. Рекомендуемую норму ночного сна (8,5–9,0 ч) выдерживают лишь 23,6 % школьников.

Изучение затрат времени на основные виды внешкольной деятельности показало превышение допустимых норм работы с компьютером в 1,5–2,0 раза у более 80,0 % респондентов. В ряде случаев эти затраты достигают 4–5 ч в день. Основная деятельность с компьютером – справочная, информационная и игровая. После длительной работы за компьютером отмечают астенические явления, такие как головная боль, усталость, – 58,9 %; резь в глазах, слезотечение – 63,4 %; боль в спине – 42,7 %.

Несомненна связь такого времяпрепровождения с формированием миопии, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения, нейроциркуляторной патологии.

Питание является очень важным моментом в режиме дня учащихся, так как его нарушение в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма [4, 7, 9]. По данным проведенного нами анкетирования выявили, что структура питания детей подросткового возраста характеризуется низким потреблением биологически ценных продуктов питания. Два раза в неделю и реже получают мясные и рыбные продукты 40,3 %, молочные продукты – 15,6 %, овощи и фрукты – 28,6 % детей. Уходит в школу, не завтракая, четверть опрошенных. Получают горячее питание в школе 70,1 %. Ежедневно употребляют фастфуд 18,2 % школьников, чипсы – 16,8 %, сладкие газированные напитки – 21,6 %. Не употребляют первые блюда 13,9 % школьников, объясняя это ненужностью. Дополнительно витаминные препараты получают 38,2 %. Выявлена тенденция к увеличению потребления хлеба, мучных изделий. Нестабильный режим питания (менее 4 раз в день) имеют 40,2 % детей.

Неблагоприятный конфликтный психологический климат в семье признали 22,0 % опрошенных, в отношении с друзьями – 16,8 %, в школе – 23,4 %.

По мнению 75,3 % школьников, сохранять и укреплять здоровье они должны сами, родительскую ответственность признали 24,7 %.

При ответе на вопрос о своевременном обращении за медицинской помощью в случае заболевания 36,6 % опрошенных отметили, что обращаются к врачу при малейшем недомогании, 39,2 % – после нескольких дней плохого самочувствия, 13,4 % – только в случае тяжелой болезни, 10,8 % – когда нужна справка, освобождающая от занятий.

Анализ результатов, касающихся наличия или отсутствия вредных привычек, выявил, что в 7–8-х классах впервые пробуют курить табачные изделия и употреблять алкоголь 24,6 и 42,9 % юношей и 18,6 и 29,8 % девушек соответственно. Регулярно курят 19,8 % школьников, пробовали, но сейчас не курят 23,4 %, ни разу не пробовали 56,8 %.

Алкогольные напитки употребляют ежемесячно 12,4 % учащихся; изредка (несколько раз в год) 8,3 %; пробовали, но сейчас не употребляют алкоголь 52,0 % школьников; ни разу не пробовали алкогольные напитки 27,3 %. Не убеждены во вреде курения каждый четвертый и каждый второй – во вреде алкоголя.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты нашего исследования выявили медико-социальные факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников, проживающих в малых городах России, к ним относятся: недостаточная двигательная активность; распространенность нездорового питания, неполный охват горячим питанием в школе; нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса; нарушение санитарно-гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе; отсутствие медицинской активности в случае заболевания. Результаты проведенных исследований согласуются с данными других авторов об отрицательных воздействиях медико-социальных, школьных факторов на здоровье учащихся, а также о низком уровне сформированности у них установок на здоровый образ жизни.

×

Об авторах

Ирина Анатольевна Дымова

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко; Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики

Автор, ответственный за переписку.
Email: ggpi-buh@ya.ru

кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой физическая культура и  безопасности жизнедеятельности

Россия, 427621 г. Глазов Удмуртской Республики, ул. Первомайская 25

Алвард Асканазовна Кароян

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

Email: ggpi-buh@ya.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры физическая культура и  безопасности жизнедеятельности

Россия, 427621 г. Глазов Удмуртской Республики, ул. Первомайская 25

Список литературы

  1. Акопян А.С., Рево В.В., Шиленко Ю.В. Социально-экономическое содержание медицинской доктрины XXI века (экстенсивные и интенсивные медико-производственные технологии). Проблемы управления здравоохранением 2001; 1: 48–54.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа 2008; 424.
  3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Сохранять ли первичную медицинскую помощь детям? Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского 2005; 5: 4–7.
  4. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности. Российский педиатрический журнал 2005; 2: 4–8.
  5. Бёйс Г., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Бокарева Н.А., Соко- лова С.Б. Школы здоровья в Европе и России. М.: Научный центр здоровья детей РАМН 2009; 83.
  6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М. 2005; 462.
  7. Козицкая О.В., Чижова Ж.Г., Мусорина И.В., Боровых М.В. Репродуктивное здоровье девочек старшего подросткового возраста из семей среднего уровня благосостояния. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всерос. конгр. с междунар. участием по школьной и университетской медицине. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Научный центр здоровья детей РАМН 2012; 477.
  8. Кучма Р.В., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Школы здоровья в Европе и России. Ч. 2. Роль школ, содействующих укреплению здоровья, в формировании и укреплении здоровья детей. М.: Научный центр здоровья детей РАМН 2009; 37–58.
  9. Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Научный центр здоровья детей РАМН 2010; 708.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дымова И.А., Кароян А.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах