Качество жизни как критерий эффективности реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить динамику качества жизни детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на фоне проведения комплексной реабилитации с включением гипоксигиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник». Материалы и методы. Обследовано 63 ребенка (10-15 лет) с диагнозом СДВГ: основная группа - 33 ребенка, группа сравнения - 30 детей. Оценка качества жизни детей проводилась путем опроса по анкете PedsQL 4.0 до и после лечения. Результаты. После лечения увеличились значения по таким шкалам, как «Эмоциональное состояние» (на 43,1 % ( p < 0,05) в основной группе и на 20 % ( p < 0,05) в группе сравнения), «Общение» (на 67,2 % ( p < 0,05) в основной группе и на 31,8 % ( p < 0,05) в группе сравнения), «Школа» (на 17 % ( p < 0,05) в основной группе и на 12,9 % ( p < 0,05) в группе сравнения). Выводы. У детей с СДВГ наиболее снижены показатели качества жизни «Эмоциональное состояние» и «Общение». После курса реабилитации с включением тренировок на тренажере «Карбоник» отмечается положительная динамика «Эмоционального состояния» на 43,1 % ( p < 0,05) и «Общения» на 67,2 % ( p < 0,05).

Полный текст

Введение По данным современных исследований, в последние два десятилетия число детей с расстройствами функции головного мозга возросло в несколько раз. Самой распространенной нервно-психической патологией детского возраста являются минимальные мозговые дисфункции (ММД) [1]. С каждым годом увеличивается количество детей с выявленной задержкой развития устной и письменной речи, нарушением концентрации внимания и воспроизведения информации. Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами [2]. Эти расстройства чаще всего определяются циркуляторными нарушениями [8]. В частности, данные нарушения выявляют у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [5]. Число детей с данным синдромом в общей детской популяции колеблется от 2 до 21 % в зависимости от критериев оценки [6]. ММД проявляются у детей, перенесших перинатальное поражение мозга гипоксически-ишемического генеза, а также у недоношенных [7]. СДВГ негативно влияет на все сферы жизни ребенка и сопровождается нарушениями функционирования в различных областях: семья, учеба, школа, самооценка ребенка, его социальные контакты, формирование базовых жизненных навыков. Синдрому часто сопутствуют трудности решения проблем и преодоления конфликтов, плохие взаимоотношения с ровесниками, активность, сопряженная с риском, неразвитость мотивационной сферы, тревожность, повышенная ранимость, неустойчивость настроения [4]. Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания могут быть связаны с наличием коморбидных расстройств, которые нередко развиваются у них на фоне СДВГ как основного заболевания. Сопутствующие этому состоянию нарушения поведения и эмоциональные расстройства рассматриваются в качестве неблагоприятных прогностических факторов, затрудняющих лечение и снижающих вероятность полного преодоления отрицательных последствий СДВГ. В целом же нарушения социальной адаптации детей с СДВГ рассматриваются в качестве значимого предвестника дальнейшего развития антисоциального поведения и злоупотребления психоактивными веществами [9]. Лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства, но и на решение других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение уровня удовлетворенности своей жизнью. В связи с этим сформулирована концепция расширенного терапевтического подхода, подразумевающая распространение влияния лечения за пределы редукции основных симптомов и учет функциональных исходов и показателей качества жизни [3]. Цель исследования - оценить динамику качества жизни детей с СДВГ на фоне проведения комплексной реабилитации с включением гипоксигиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник». Материалы и методы исследования Обследовано 63 ребенка с диагнозом СДВГ в возрасте 10-15 лет (средний возраст - 12,0 ± 1,2 г.). Все пациенты разделены на 2 группы: основная - 33 ребенка, которым проводились реабилитационные мероприятия по общепринятой методике (массаж шейно-воротниковой зоны, локальная магнитотерапия на краниовертебральный отдел, ЛФК) с дополнительным применением гипоксигиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник». Регистрационное удостоверение № ФСР 2009/05033 от 10.06.2009 г. В группе сравнения - 30 детей, которым проводились вышеупомянутые реабилитационные мероприятия без тренировок с гиперкапнической гипоксией. Эффективность проводимых лечебных мероприятий оценивалась по динамике клинических симптомов и результатам анкетирования. Оценка качества жизни детей проводилась путем опроса по анкете PedsQL 4.0 (Pediatrics Quality of Life Inventory, Generic Core Scales) до и после лечения. Опросник PedsQL 4.0 предназначен для оценки качества жизни детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет. Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование - ФФ (8 вопросов); эмоциональное функционирование - ЭФ (5 вопросов); социальное функционирование - СФ (5 вопросов); жизнь в школе - ЖШ (3 или 5 вопросов в зависимости от возраста детей), т.е. каждая группа вопросов характеризует определенную сторону жизни ребенка: физическую активность, эмоциональное состояние, общение, жизнь в школе. Ответы на вопросы представлены в виде шкал Ликерта. Шкала Ликерта представляет собой варианты ответов на вопрос, каждому из которых соответствует цифра. Респондент отвечает на вопрос, выбирая один из предложенных вариантов ответов. Каждому вопросу соответствует 5 вариантов ответов: «никогда», «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». После проведения шкалирования результаты оценки выражают в баллах от 0 до 100 по каждой из четырех шкал опросника. Чем выше балл по шкале опросника PedsQL 4.0, тем лучше показатель качества жизни. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакетов программ Microsoft Office Excel 2003 и Statistica 6.0. Статистическая значимость различия данных при нормальном распределении высчитывалась с помощью критерия Стьюдента. Для каждого вариационного ряда определяли среднюю арифметическую (М), среднюю ошибку средней арифметической (m), стандартное отклонение (δ). Разницу значений считали значимой при p < 0,05. За абсолютную норму принималось качество жизни в 100 баллов по любой из шкал опросника. Результаты и их обсуждение На рисунке показано, что до лечения качество жизни пациентов было снижено по всем шкалам опросника и не превышало 75 баллов, за исключением шкалы «Физическая активность» (91,7 ± 2,17 в основной группе и 90,6 ± 3,16 в группе сравнения). Особенно низким качество жизни пациентов было по данным шкал опросника «Эмоциональное состояние» (от 58,3 ± 1,47 до 64,6 ± 3,1 (p < 0,05)), так как пациентам 16.tif Рис. Улучшение качества жизни детей 10-15 лет по данным опроса по сравнению с результатами до лечения, % с данным диагнозом крайне сложно контролировать свои эмоции, говоря другими словами, бесконтрольные эмоции - «бич» современных детей. Наиболее снижены были показатели по шкале «Общение» (от 37,4 ± ± 2,27 до 40,5 ± 2,32 (p < 0,05)), так как не поддающиеся контролю эмоции очень сильно препятствуют построению конструктивного диалога с окружающими. Данные анкетирования свидетельствуют, что у детей с СДВГ, по сравнению со сверстниками, имеются выраженность эмоциональных нарушений, проблемы поведения, трудности взаимоотношений с окружающими совместно со школьной дезадаптацией. В очередной раз подтверждается, что нарушения при СДВГ не заканчиваются снижением концентрации внимания и гиперактивности. Также существуют проблемы в поведенческой сфере, трудности эмоционального характера: озлобленность, повышенная раздражительность, неподчинение требованиям взрослых, частые обманы, а также первые признаки неприятия ребенка обществом его сверстников (не нравится другим детям и не имеет друзей, его дразнят, вследствие чего он часто вынужден играть один). У детей с СДВГ появляются предвестники развития антисоциального поведения в будущем в виде склонности к провоцированию нападок, в том числе и физических, на других детей, нежелания примирять собственные нужды с нуждами окружающих людей. Таким образом, полученные данные подтверждают, что дети с СДВГ входят в группу риска по сохранению стойких эмоциональных и поведенческих нарушений, а также низкого уровня функционирования в социальной и образовательной сферах. Это влечет за собой долговременное негативное влияние СДВГ на обучение, качество жизни и общее состояние здоровья вплоть до взрослого возраста. Результаты исследования показывают, что опросник PedsQL 4.0 применительно к пациентам с СДВГ позволяет получить информацию о качестве их жизни. С учетом влияния СДВГ на большое число функциональных аспектов, а также хронического характера его течения СДВГ стал рассматриваться как состояние, значительно снижающее качество жизни, связанное со здоровьем [8]. По данным опроса, после лечения статистически значимо увеличились значения в обеих группах, но у детей на фоне гипоксигиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник» показатели были достоверно выше. По шкале «Эмоциональное состояние» - на 43,1 % (p < 0,05) в основной группе и на 20 % (p < 0,05) в группе сравнения, «Общение» - на 67,2 % (p < 0,05) в основной группе и на 31,8 % (p < 0,05) в группе сравнения, «Школа» - на 17 % (p < 0,05) в основной группе и на 12,9 % (p < 0,05) в группе сравнения (таблица). «Суммарный балл» по всему опроснику в основной группе увеличился на 26,3 % (p < 0,05) и на 14,0 % (p < 0,05) в группе сравнения. И только по шкале «Физическая активность» статистически значимых различий не выявилось, так как изначально этот показатель находился на высоком уровне. Показатели качества жизни детей с СДВГ по оценке самих пациентов (М ± δ) Качество жизни по опроснику PedsQL 4.0 Основная группа (n = 33) Группа сравнения (n = 30) до лечения после лечения до лечения после лечения Физическое функционирование 91,7 ± 2,2 96,5 ± 3,2 90,6 ± 3,2 93,6 ± 1,5 Эмоциональное функционирование 58,3 ± 1,4 85,4 ± 1,2* 64,6 ± 3,1 77,1 ± 2,7*▲ Социальное функционирование (общение) 40,5 ± 2,3 67,7 ± 2,6* 37,4 ± 2,2 49,3 ± 2,4*▲ Жизнь в школе 74,1 ± 3,2 86,7 ± 1,8* 72,3 ± 3,1 81,6 ± 1,4*▲ Суммарный балл общего качества жизни 66,2 ± 2,3 83,6 ± 2,3* 66,2 ± 2,1 75,5 ± 2,2*▲ Примечание: * - уровень значимости различий внутри группы p < 0,05; ▲ - критерий значимости различий между группами сравнения p < 0,05. Выводы 1. У детей с СДВГ наиболее снижены показатели качества жизни по таким шкалам, как «Эмоциональное состояние» (с 58,3 ± 1,47 до 64,6 ± 3,1) и «Общение» (с 37,4 ± 2,27 до 40,5 ± 2,32). 2. После проведенного курса комплексной реабилитации с включением гипоксигиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник» статистически значимо отмечается положительная динамика показателей качества жизни, таких как «Эмоциональное состояние» (на 43,1 % (p < 0,05)), «Общение» (на 67,2 % (p < 0,05)). В группе сравнения также наблюдалась значимая динамика данных показателей, но она была достоверно ниже, чем в основной группе. 3. Таким образом, гипоксигиперкапнические тренировки на дыхательном тренажере «Карбоник» могут с успехом применяться в комплексной реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, так как улучшают качество жизни пациентов возрастной категории 10-15 лет по данным шкал опросника PedsQL 4.0.
×

Об авторах

Алексей Александрович Старцев

Алтайский государственный медицинский университет

Email: startssev@mail.ru
аспирант кафедры медицинской реабилитологии

Список литературы

  1. Безруких М. М., Мачинская Р. И., Крупская Е. В., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ. Экспертный доклад для благотворительного фонда САР Россия. М. 2007; 42.
  2. Белоусова Т. В., Ряжина Л. А. Перинатальные поражения центральной нервной системы у новорожденных. СПб.: ОООНатисПринт 2010.
  3. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки 2014; 1 (114): 31-39.
  4. Заваденко Н. Н., Лебедева Т. В., Счасная О. В., Заваденко А. Н., Семенова Н. А., Злобина О. М. Оценка трудностей социально-психологической адаптации у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Экология человека 2010; 11: 52-57.
  5. Новик А. А., Ионова Т.И. Руководство по использованию качества жизни в медицине. СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Звездный мир 2002; 320.
  6. Прусаков В. Ф., Белоусова М. В., Уткузова М. А. Клиника и коррекция поведенческих нарушений у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Неврологический вестник 2009, XLI (1): 99-101.
  7. Трошин В. Д. Нервные заболевания детей и подростков. Профилактика и методы лечения. М.: Центрополиграф 2006; 239.
  8. Хананашвили Я. А. Физиология мозгового кровообращения. Фармакологическая регуляция тонуса сосудов; под. ред. П. А. Галенко-Ярошевского. М.: Издательство РАМН 1999; 426-450.
  9. Greene R. W., Biederman J., Faraone S. V. Adolescent outcome of boys with attention-deficit/hyperactivity disorder and social disability: results from a 4-year longitudinal follow-up study. J. Consult. Clin. Psychol. 1997; 65: 758-767.
  10. Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4,0 generic Core Scales in healthy and patient population. Medical Care 2001; 39: 800-812.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Старцев А.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах