Клинические и полисомнографические особенности сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
- Авторы: Коньшина Н.В.1
-
Учреждения:
- Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера
- Выпуск: Том 30, № 3 (2013)
- Страницы: 26-29
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 12.07.2016
- Статья опубликована: 15.06.2013
- URL: https://permmedjournal.ru/PMJ/article/view/3417
- DOI: https://doi.org/10.17816/pmj30326-29
- ID: 3417
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Изучение клинических особенностей и структуры сна по данным полисомнографии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Материалы и методы. Обследовано 13 пациентов в возрасте от 6 до 9 лет с диагнозом СДВГ, который верифицировался в соответствии с критериями МКБ-10 и по результатам опросника SNAP-IV. Группу сравнения составили 10 школьников того же возраста. Использованы: клиническая оценка сна и стандартное полисомнографическое исследование без адаптационной ночи. Идентификацию стадий сна осуществляли в соответствии со стандартами A. Rechtschaffen, A. Kales, 1968. Результаты. Выявлено сокращение продолжительности сна у детей с СДВГ до 6,3 ч по сравнению с детьми группы сравнения (7,5 ч), удлинение периода дремоты и латентный период фазы быстрого сна ( р <0,005). При этом длительность фазы быстрого сна сокращалась до 65,9 мин, достигая достоверных различий по сравнению с аналогичным показателем у здоровых школьников (97,3 мин). У пациентов с СДВГ удлинялся период дельта-сна ( р <0,005), достоверно ( р <0,0001) увеличивалось время бодрствования во время сна до 12%, в то время как во 2-й группе оно составило 0,95%. Также увеличивалось количество пробуждений длительностью более 3 мин. В результате выявленные особенности сна у обследованных детей повлияли на интегративный показатель – индекс эффективности сна, который оказался резко сниженным у детей с СДВГ. В норме индекс эффективности сна приближается к 100%, однако у пациентов с СДВГ он равен 81,5% ( р <0,005). Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о многоуровневой дезинтеграции деятельности мозга при СДВГ, в том числе о вовлечении в патологический процесс интегративных аппаратов сна. Открытыми остаются вопросы взаимовлияния всех трех вариантов функционального состояния мозга (бодрствования, фазы быстрого сна и фазы медленного сна) при развитии СДВГ.
Ключевые слова
Полный текст
Клинические и полисомнографические особенности сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности×
Об авторах
Наталья Владимировна Коньшина
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера
Email: nata-konshina@yandex.ru
Аспирант кафедры неврологии педиатрического факультета
Список литературы
- Вейн А. М. Сон – тайны и пародоксы. М.: Эйдос-медиа 2003; 200.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия 2005; 256.
- Ковальзон В. М. О функциях сна. Эволюционная биохимия и физиология 1993; 29: 655–660.
- Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. Вопросы психологии 1984; 4: 5–8.
- Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации. Российский педиатрический журнал 2001; 1: 13–15.
- Левин Я. И. Инсомния: современные диагностические и лечебные подходы. М.: Медпрактика-М 2005; 116.
- Полуэктов М. Г. Инсомния: теория и практические аспекты. Психиатрия и психофармакотерапия 2009; 6: 18–23.
- Чутко Л. С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога: учеб.-метод. пособие. СПб. 2005; 56.
- Barkley R. A. A critique of current diagnostic criteria for attention deficit / hyperactivity disorder: clinical and research implications. J. Dev. Behav. Pediat. 1990; 11(6): 343–352.
- Cormier E. Attention deficit/hyperactivity disorder review and apdate. J. Pediat. Nurs. 2008; 23 (5): 345–357.
Дополнительные файлы
