Клинические и полисомнографические особенности сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучение клинических особенностей и структуры сна по данным полисомнографии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Материалы и методы. Обследовано 13 пациентов в возрасте от 6 до 9 лет с диагнозом СДВГ, который верифицировался в соответствии с критериями МКБ-10 и по результатам опросника SNAP-IV. Группу сравнения составили 10 школьников того же возраста. Использованы: клиническая оценка сна и стандартное полисомнографическое исследование без адаптационной ночи. Идентификацию стадий сна осуществляли в соответствии со стандартами A. Rechtschaffen, A. Kales, 1968. Результаты. Выявлено сокращение продолжительности сна у детей с СДВГ до 6,3 ч по сравнению с детьми группы сравнения (7,5 ч), удлинение периода дремоты и латентный период фазы быстрого сна ( р <0,005). При этом длительность фазы быстрого сна сокращалась до 65,9 мин, достигая достоверных различий по сравнению с аналогичным показателем у здоровых школьников (97,3 мин). У пациентов с СДВГ удлинялся период дельта-сна ( р <0,005), достоверно ( р <0,0001) увеличивалось время бодрствования во время сна до 12%, в то время как во 2-й группе оно составило 0,95%. Также увеличивалось количество пробуждений длительностью более 3 мин. В результате выявленные особенности сна у обследованных детей повлияли на интегративный показатель – индекс эффективности сна, который оказался резко сниженным у детей с СДВГ. В норме индекс эффективности сна приближается к 100%, однако у пациентов с СДВГ он равен 81,5% ( р <0,005). Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о многоуровневой дезинтеграции деятельности мозга при СДВГ, в том числе о вовлечении в патологический процесс интегративных аппаратов сна. Открытыми остаются вопросы взаимовлияния всех трех вариантов функционального состояния мозга (бодрствования, фазы быстрого сна и фазы медленного сна) при развитии СДВГ.

Полный текст

Клинические и полисомнографические особенности сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
×

Об авторах

Наталья Владимировна Коньшина

Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера

Email: nata-konshina@yandex.ru
Аспирант кафедры неврологии педиатрического факультета

Список литературы

  1. Вейн А. М. Сон – тайны и пародоксы. М.: Эйдос-медиа 2003; 200.
  2. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия 2005; 256.
  3. Ковальзон В. М. О функциях сна. Эволюционная биохимия и физиология 1993; 29: 655–660.
  4. Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. Вопросы психологии 1984; 4: 5–8.
  5. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации. Российский педиатрический журнал 2001; 1: 13–15.
  6. Левин Я. И. Инсомния: современные диагностические и лечебные подходы. М.: Медпрактика-М 2005; 116.
  7. Полуэктов М. Г. Инсомния: теория и практические аспекты. Психиатрия и психофармакотерапия 2009; 6: 18–23.
  8. Чутко Л. С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога: учеб.-метод. пособие. СПб. 2005; 56.
  9. Barkley R. A. A critique of current diagnostic criteria for attention deficit / hyperactivity disorder: clinical and research implications. J. Dev. Behav. Pediat. 1990; 11(6): 343–352.
  10. Cormier E. Attention deficit/hyperactivity disorder review and apdate. J. Pediat. Nurs. 2008; 23 (5): 345–357.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коньшина Н.В., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.