Состояние липидного обмена у пациентов, получающих андрогензаместительную терапию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка состояния показателей липидного обмена и прогнозирование сердечно-сосудистого риска у пациентов с вторичным (приобретенным) гипогонадизмом на фоне андрогензаместительной терапии.

Заместительная терапия тестостероном часто используется в современной медицине при диагностированном андрогендефиците у пациентов любой возрастной группы. Вопросам диагностики и лечения посвящено достаточно много публикаций, но эффективность и безопасность любой терапии определяются несколькими факторами, из которых в представленном исследовании были рассмотрены два – дозозависиый эффект и комплаентность.

Материал и методы. Обследовано 62 пациента в возрасте от 30 до 52 лет с андрогенным дефицитом и низким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний по критериям Принстонского консенсуса. Пациентов разделили на группы в зависимости от выраженности андрогенной недостаточности и продолжительности терапии. Оценивались жалобы, объективный статус, мышечная сила, данные суточного мониторирования АД и ЧСС, показатели липидограммы и половых гормонов.

Результаты. Полученные данные позволяют считать, что андрогензаместительная терапия в дозах, приводящих к повышению уровня тестостерона в крови выше уровня верхней границы референсных значений, оказывала негативное влияние на показатели липидного спектра и повышала сердечно-сосудистый риск для этой группы пациентов.

Выводы. Персонализированный подход в терапии возрастного андрогендефицита должен предусматривать индивидуальный подбор дозы на основе определения целевого уровня тестостерона в крови.

Полный текст

Введение

Возникновение андрогенной недостаточности у мужчин, как правило. связывают с возрастом [1–3]. Однако иногда с жалобами на нарушение половой функции, в том числе фертильной, обращаются и пациенты молодого и среднего возраста. Проявление андрогенной недостаточности у этой группы пациентов требует, в первую очередь, исключения патологических изменений в гипоталамо-гипофизарной системе и первичного поражения тестикул [4]. Как и любые проявления гормональной недостаточности, дефицит тестостерона устраняется назначением заместительной терапии [5]. Однако выбор правильной дозы – процесс непростой, поскольку ориентироваться на лабораторные критерии можно только до определенной степени (расхождения по значениям показателей в разных лабораториях могут быть даже кратными), а реализация эффекта зависит от индивидуальных особенностей организма. Правильность подбора дозы также зависит от регулярности врачебного наблюдения и комплаентности пациента. Поэтому на практике можно наблюдать как ятрогенную гиперандрогению, так и ятрогенную гипоандрогению. Существующая классификация гипогонадизма не включает вариант ятрогенных нарушений, и этот аспект проблемы к настоящему моменту находится в стадии изучения.

Важнейшей задачей для специалиста, назначающего андрогензаместительную терапию, является определение сердечно-сосудистого риска для пациента. В обязательную программу обследования пациентов входит не только определение артериального давления и частоты сердечных сокращений, но и углубленное обследование, особенно если речь идет о восстановлении сексуальной активности пациента. В основе лежат врачебные рекомендации, принятые на международной конференции в Принстоне в 1999 г.

К настоящему времени опубликовано большое количество работ на тему взаимосвязи возрастного гипогонадизма и сопутствующих этому метаболических нарушений, в частности, дислипидемии как значимого фактора сердечно-сосудистого риска [6, 7]. Доказанным фактом можно признать и регрессию некоторых значимых показателей, характеризующих степень этого риска на фоне назначения андрогензаместительной терапии. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется вопросам дозозависимого эффекта, а также проявлениям дисметаболических нарушений у пациентов, причиной вторичного гипогонадизма которых послужила заместительная терапия препаратами экзогенного тестостерона.

Цель исследования – оценка состояния показателей липидного обмена и прогнозирование сердечно-сосудистого риска у пациентов с вторичным (приобретенным) гипогонадизмом на фоне андрогензаместительной терапии.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 62 пациента (мужчины) в возрасте от 30 до 52 лет с доказанным диагнозом вторичного приобретенного гипогонадизма. Критерий включения – уровень лютеинизирующего гормона (ЛГ) <1,24 мМЕ/мл. Все пациенты относились к группе низкого риска развития сердечно-сосудистых заболеваний по критериям Принстонского консенсуса, что и позволяло назначить заместительную терапию препаратами тестостерона. Низкий риск – отсутствие симптомов (менее трех факторов риска ишемической болезни сердца), контролируемая артериальная гипертензия, недостаточность кровообращения I класса (NYHA). Обследованные, которые в течение предшествовавших трех месяцев получали высокие дозы андрогенов, составили группу наблюдения (группа 1): пациенты, по данным анамнеза получавшие терапию экзогенным тестостероном более трех месяцев с уровнем общего тестостерона в крови > 7,81 нг/мл (группа 1а – 10 человек) и > 1,75, но < 7,81 нг/мл (группа 1б – 22 человека). Группа сравнения (группа 2 – 8 человек) была представлена пациентами, которые, по данным анамнеза, не принимали препараты экзогенного тестостерона в течение последних трех месяцев с уровнем общего эндогенного тестостерона < 1,75 нг/мл.

Клиническое обследование включало оценку жалоб (появление кардиалгий и ангинозных болей, перебоев в работе сердца и др.), морфофизиологических показателей, динамометрию, определение АД, суточный мониторинг АД, определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и суточный мониторинг ЧСС. Пациентам проводился забор крови в промежуток времени с 8.00 до 11.00 натощак. Определяли показатели липидного спектра: общий холестерин (ХС), триглицериды, ХС ЛПВП, ХС ЛПНП, коэффициент атерогенности (ИА). Гормональное обследование предусматривало определение общего тестостерона, лютеинизирующего гормона и пролактина.

Результаты и их обсуждение

Несмотря на наличие у всех обследованных не более трех факторов риска ИБС, ангинозные боли наблюдались и у пациентов, получающих андрогензаместительную терапию (группы 1а и 1б), хотя и в несколько раз реже, чем у пациентов с низким уровнем тестостерона без заместительной терапии (группа 2). Отмечено, что у пациентов группы 1а кардиалгии вегетативного происхождения не наблюдались, но у пациентов группы наблюдения 1б выявлялись, хотя и в два раза реже, чем в группе сравнения (табл. 1). Относительно небольшое количество пациентов в отдельных группах позволило получить только очень предварительные результаты выраженности клинических проявлений патологии сердечно-сосудистой системы, но оценка показателей липидного обмена дала возможность более точно оценить прогностический риск.

Как показали результаты исследования, только у пациентов из группы 1а показатели липидного спектра превышали верхнюю границу нормального значения по уровню общего холестерина – 5,6 ± 1,5 ммоль/л, в этой же группе выявлен самый высокий показатель данного параметра у одного из пациентов (8,75 ммоль/л). Уровень триглицеридов не имел тенденции к значительному повышению ни в одной из групп (максимальное значение – 2,84 ммоль/л в группе 2). Максимальное снижение ЛПВП (при нормальном среднем показателе по группе) отмечалось в группе 1а (0,31 ммоль/л). Средний уровень ЛПНП имел тенденцию к повышению в группах 1а и 1б, причем наиболее выраженную в группе 1а (4,49 ± 1,26 ммоль/л). Среднее значение коэффициента атерогенности максимально повышено в группе 1а (5,85 ± 2,55 ммоль/л), хотя наиболее высокое значение данного показателя у одного пациента было выявлено в группе сравнения – 15,38 (табл. 2).

 

Таблица 1

Основные жалобы пациентов в сравниваемых группах при первичном обследовании

Клинические проявления

Группа 1а,

n = 10

Группа 1б,

n = 22

Группа 2,

n = 8

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Кардиалгии

0

0

3

13,6

2

25,0

Ангинозные боли

1

10

1

4,5

2

25,0

Повышение АД

1

10

2

9,0

2

25,0

Увеличение ЧСС

1

10

1

4,5

1

12,5

Вегетативные расстройства

0

0

0

0

4

50,0

 

Таблица 2

Основные показатели липидограммы у пациентов сравниваемых групп

Показатель

Группы пациентов

Р1

Р2

Р3

Группа 1а,

n = 10

Группа 1б,

n = 22

Группа 2,

n = 8

Тестостерон, нмоль/л

23,13 ± 2,5

3,86 ± 1,63

1,13±0,37

<0,02

<0,02

<0,02

Холестерин, ммоль/л

5,60 ± 1,62

4,47 ± 1,13

4,81±1,29

˃0,1

˃0,1

<0,02

Триглицериды, ммоль/л

0,98 ± 0,36

1,03 ± 0,49

1,22±0,69

˃0,1

˃0,1

˃0,1

ЛПВП, ммоль/л

0,91 ± 0,35

1,04 ± 0,33

0,91±0,35

˃0,1

˃0,1

˃0,1

ЛПНП, ммоль/л

4,49 ± 1,26

3,14 ± 0,98

3,54±1,17

˃0,1

˃0,1

<0,02

ИА

5,85 ± 2,55

3,71 ± 1,91

5,27±4,28

˃0,1

˃0,1

<0,02

Примечания: Р1 – достоверность различий между показателями группы наблюдения 1а и группы сравнения; Р2 – достоверность различий между показателями группы наблюдения 1б и группы сравнения; Р3 – достоверность различий между показателями группы наблюдения 1а и 1б.

 

Рис. 3D-график зависимости показателей липидного спектра от уровня тестостерона

 

 Связь между показателями липидного спектра (холестерин, индекс атерогенности) была подтверждена при использовании методов разведочного анализа выявленными связями при построении 3D-графика поверхностей (рисунок). После повышения уровня тестостерона выше верхней границы референсных значений наблюдалось параллельно увеличение индекса атерогенности. А высокие значения индекса атерогенности – это признанный критерий высокого риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Полученные данные по некоторым позициям оказались не совсем в рамках традиционных представлений о влиянии андрогензаместительной терапии на динамику показателей липидного спектра. Негативное влияние на показатели липидограммы оказывала андрогензаместительная терапия в дозах, приводящих к повышению уровня тестостерона в крови выше уровня верхней границы референсных значений. Именно у этой группы пациентов уровень липопротеидов низкой плотности и индекс атерогенности оказались выше по сравнению не только с показателями группы с уровнем общего тестостерона крови 1,75 > ТС < 7,81 нг/мл, но и в сравнении с показателями пациентов, вообще не получавших заместительную терапию (группа 2). И отрицательная динамика показателей липидограммы пациентов группы 1а уже проявилась на клиническом уровне, несмотря на относительно небольшой период наблюдения.

Выводы

  1. К терапии возрастного андрогендефицита необходим персонализированный подход.
  2. Персонифицированная терапия возрастного андрогендефицита должна предусматривать индивидуальный подбор дозы на основе определения целевого уровня тестостерона в крови и предполагаемого прогноза по формированию риска развития сердечно-сосудистой патологии.
×

Об авторах

П. С. Попов

Российский университет дружбы народов; Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: dr-malyutina@yandex.ru

ассистент кафедры госпитальной терапии с курсами эндокринологии, гематологии и клинической лабораторной диагностики

Россия, г. Москва; г. Пермь

И. А. Курникова

Российский университет дружбы народов

Email: dr-malyutina@yandex.ru

доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии с курсами эндокринологии, гематологии и клинической лабораторной диагностики

Россия, г. Москва

В. И. Торшин

Российский университет дружбы народов

Email: dr-malyutina@yandex.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии

Россия, г. Москва

Н. Н. Малютина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: dr-malyutina@yandex.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии № 2, профпатологии, клинической лабораторной диагностики

Россия, г. Пермь

Список литературы

  1. Верткин А.Л., Аринина Е.Н., Моргунов Л.Ю. и др. Распространенность возрастного гипогонадизма у мужчин с соматической патологией. Здоровье человека как основа национальной безопасности: материалы Сибирского конгресса. Красноярск 2006; 298–299.
  2. Lunenfeld B., Mskhalaya G., Zitz- mann M., Arver S., Kalinchenko S., Tishova Y. et al. Recommendations on the diagnosis, treatment and monitoring of hypogonadism in men. Aging Male 2015; 18 (1): 5–15. doi: 10.3109/13685538.2015.1004049.
  3. Пашкова Е.Ю., Рождественская О.А. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин: этиология, клиника, диагностика, лечение. Андрология и генитальная хирургия 2015; 1: 95–101. doi: 10.17650/2070-9781-2015-1-95-101
  4. Grossman H., Fabre B., Lopez M. et al. Complex relationship between sex hormones, insulin resistance and leptin in men with and without prostatic disease. Aging Male 2015; 19 (1): 40–45. doi: 10.3109/13685538.2015.1100600. PMID: 26526283
  5. Аметов А.С., Пашкова Е.Ю. Эволюция тестостеронзаместительной терапии. Новые формы – новые возможности. Эндокринология. Новости. Мнения. Обучение 2017; 2: 55–65. doi: 10.24411/2304-9529-2017-00006
  6. Soisson V., Brailly T.S., Empana J.P., Feart C., Ryan J. et al. Low plasma testosterone and elevated carotid intima-media thickness: importance of low-grade inflammation in elderly men. Atherosclerosis 2012; 223: 244–249.
  7. Muller M., Van Der Schouw Y.T., Thijssen J.H., Grobbee D.E. Endogenous sex hormones and cardiovascular disease in men. J Clin Endocrinol Metab 2003; 88: 5076–5086.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 3D-график зависимости показателей липидного спектра от уровня тестостерона

Скачать (174KB)

© Попов П.С., Курникова И.А., Торшин В.И., Малютина Н.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах