ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ЭПИДЕМИОЛОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка удовлетворенности работодателей уровнем подготовки специалистов-эпидемиологов. Материалы и методы. Сотрудниками кафедры эпидемиологии Уральского государственного медицинского университета разработана анкета и проведено анкетирование, позволяющее оценить соответствие выпускника профессиональному стандарту, его способность к самостоятельной деятельности, отношение к выполняемым функциональным обязанностям. В анкетировании активно принимали участие все руководители территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», главные врачи медицинских организаций, на базах которых проходили стажировку выпускники. Также оценивалась полнота теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения в университете, удовлетворенность работодателя их подготовкой и готовность не только принимать на работу выпускников, но и рекомендовать их другим руководителям. Результаты. Проведен анализ мнения работодателей о качестве подготовки выпускников медико-профилактического факультета на кафедре эпидемиологии. Актуализировано управление качеством подготовки эпидемиологов в условиях современных образовательных стандартов. Выводы. Постоянный диалог коллектива образовательной организации с работодателями и анализ их мнения о качестве подготовки выпускников способствует выявлению и устранению недостатков в подготовке специалистов, повышению качества образовательных услуг в современных условиях.

Полный текст

Введение Повышение качества подготовки специалиста является одной из стратегических задач высшей школы. В большинстве образовательных учреждений происходит планомерный переход образовательного процесса с позиций передачи знаний на позиции формирования навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, что поставило перед высшей школой задачу не только «наполнить» будущего специалиста знаниями, но и развить его как личность. Компетентностный подход в обучении мы рассматриваем как умение выпускника действовать за границами учебных сюжетов и учебных ситуаций, использовать полученные знания при решении профессиональных задач, быстро адаптироваться к условиям научно-технического прогресса [1, 3]. Новые экономические условия требуют более высокого профессионализма и поэтому студенты медико-профилактического факультета (МПФ) должны приобрести компетенции, формирующие у них готовность к активной учебно-познавательной деятельности и проектированию профессиональных навыков с учетом индивидуальных особенностей. Формирование специалиста-эпидемиолога, отвечающего требованиям времени, проводится на всех уровнях его подготовки: до получения диплома, последипломном, а в последующем - и на уровне дополнительного профессионального образования. Обучение должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, научно-исследовательских институтах и других учреждениях эпидемиологического профиля [2]. Следует отметить, что конкуренция на рынке образовательных услуг крайне велика, поэтому организаторам образовательного процесса необходимо учитывать степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг (студентов, работодателей др.) их качеством. Изучение мнения потребителей - это исследовательский инструмент системы менеджмента качества, и кафедра эпидемиологии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России постоянно проводит оценку удовлетворенности потребителей образовательных услуг, что позволяет своевременно реагировать на изменения ситуации и вносить коррективы в образовательный процесс. Цель работы - оценка удовлетворенности работодателей уровнем подготовки специалистов-эпидемиологов. Материалы и методы исследования Преподавателями вуза разработана анкета, которая была утверждена на заседании кафедры. Было сформулировано 14 вопросов, позволяющих оценить соответствие выпускника профессиональному стандарту, его способность к самостоятельной деятельности, отношение к выполняемым функциональным обязанностям. Также оценивалась полнота теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения в университете, удовлетворенность работодателя их подготовкой и готовность не только принимать на работу выпускников, но и рекомендовать их другим руководителям. Для оценки уровня знаний выпускников университета потенциальным работодателям была предложена шкала, включающая следующие критерии: «удовлетворены», «скорее да», «скорее нет», «неудовлетворены», «затрудняюсь ответить». В анкетировании активно принимали участие все руководители территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», главные врачи медицинских организаций (МО), на базах которых проходили стажировку выпускники. Результаты и их обсуждение Проведенное анкетирование показало, что более половины работодателей (57,1 %) отметили удовлетворяющий их уровень базовой подготовки выпускников МПФ, их владение необходимыми профессиональными навыками, достаточными для работы. Однако треть работодателей (28,6 %) считали, что уровень подготовки выпускников все-таки недостаточный и для самостоятельной работы требует развития. Выпускник лишь частично демонстрирует требуемые навыки, понимает их необходимость, но не всегда может правильно их выполнить. Большинство руководителей (71,4 %) считали, что на этапе освоения новых функций выпускнику необходим опытный наставник и что к самостоятельному выполнению основных обязанностей выпускники будут готовы только лишь после 1-2 лет самостоятельной трудовой деятельности. Важным оценочным показателем является мотивация выпускника к познавательной деятельности, его готовность и желание выполнять свои профессиональные обязанности. Большинство работодателей (64,3 %) отмечали, что выпускники с желанием выполняют возложенные на них профессиональные и даже дополнительные обязанности. Хотя, по их мнению, не все интерны связывают свои профессиональные интересы с долговременной работой в учреждении в должности врача-эпидемиолога. Что касается полученных на кафедре знаний, то более половины работодателей были удовлетворены уровнем общетеоретической подготовки выпускников (57,1 %). Практически половина из них (50,0 %) отметили, что наиболее глубокие знания за время обучения в университете молодые специалисты получили по разделам иммунопрофилактики, структуре и организации эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями (42,9 %). Высокий уровень подготовки был отмечен по таким навыкам и умениям, как работа на компьютере - 85,7 %, способность проводить анализ заболеваемости и готовить информационно-аналитические обзоры - 71,4 %, способность выпускников воспринимать и анализировать новую информацию - 64,3 %. Значительно меньшая удовлетворенность работодателей подготовкой выпускников отмечена в вопросах знания обязанностей специалистов Управления Роспотребнадзора, врачей Центра гигиены и эпидемиологии и их взаимодействию в процессе работы (21,4 %). Помимо теоретической подготовки немаловажной задачей руководители считали овладение выпускниками во время учебы в университете умениями и навыками практической работы. Это направление кафедре удается реализовывать на учебных базах (филиалы Центра гигиены и эпидемиологии, Центр профилактики и борьбы со СПИД, городской центр медицинской профилактики, клинические больницы). Со всеми учебными базами кафедра имеет договоры и планы совместных мероприятий, в которых предусмотрено выполнение научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ (НИР и УИР), а также подготовка кадров высшей квалификации. По окончанию интернатуры проводится защита исследовательских работ. В качестве экспертов на этом этапе также участвуют представители базовых центров. Начало трудовой деятельности часто связано со сложностью адаптации в новых, не привычных для выпускника условиях. По мнению работодателей, основную сложность в первые годы работы выпускников в учреждениях санитарно-эпидемиологичес-кой службы представляет большой объем работы (92,9 %) в сочетании с недостаточной квалификацией (57,1 %), невысокий уровень заработной платы (64,3 %) и строгие требования, предъявляемые к специалисту (28,6 %). Значительная часть работодателей (78,6 %) считает, что нивелировать проблемы периода адаптации выпускника в новом коллективе позволит прохождение интерном практики на базе их учреждения, что дает возможность правильно ориентировать выпускника при выборе постоянного места работы. По результатам опроса практически две трети работодателей (57,1 %) отметили, что уровень взаимодействия с сотрудниками кафедры они считают оптимальным, способствующим формированию специалистов новой формации. Все работодатели, участвующие в анкетировании, единодушно подтвердили, что и впредь намерены принимать на работу выпускников университета. Ежегодно проводимые кафедрой опросы потенциальных работодателей позволили скорректировать и оптимизировать учебный процесс. Повышение эффективности образовательного процесса кафедральный коллектив видит в проведении целенаправленной профессиональной ориентации студентов и их мотивации к выполнению исследовательских работ в рамках научного кружка кафедры, который в течение нескольких лет считается одним из лучших студенческих научных кружков университета. Сотрудники кафедры понимают, что во время выполнения НИР и УИР закладываются основы аналитической деятельности будущих специалистов, раскрывается их профессионально-личностный потенциал, развиваются способности познавательной деятельности, формируется представление о значимости будущей профессии и мотивируются профессиональные достижения и самоуважение. Таким образом, постоянный диалог кафедрального коллектива с работодателями и анализ их мнения о качестве подготовки выпускников МПФ способствует выявлению и устранению недостатков в подготовке специалистов, повышению качества образовательных услуг в современных условиях. Единство науки, образования и практики - в девизе нашего университета: «Во благо здоровья уральцев - изучать, исцелять, воспитывать!».
×

Об авторах

Алла Александровна Голубкова

Уральский государственный медицинский университет

Email: allagolubkova@yandex.ru
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой эпидемиологии 620028, Екатеринбург, ул. Репина, 3; (343) 214-86-90

Екатерина Владимировна Федорова

Уральский государственный медицинский университет

кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии 620028, Екатеринбург, ул. Репина, 3; (343) 214-86-90

Светлана Сергеевна Смирнова

Уральский государственный медицинский университет

кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии 620028, Екатеринбург, ул. Репина, 3; (343) 214-86-90

Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика 2003; 10: 8-14.
  2. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В. Подходы к ранней специализации при подготовке эпидемиологов в условиях отмены интернатуры. Медицина в Кузбассе 2013; 2: 34-38.
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., available at: https:// duma.consultant.ru/page.aspx?1646176.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Голубкова А.А., Федорова Е.В., Смирнова С.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах