Психофизическая тренировка в лечении синдрома вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу и первичной артериальной гипертензии у детей и подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить эффективность психофизической тренировки как метода немедикаментозной коррекции синдрома вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу и первичной артериальной гипертензии у детей и подростков.

Материалы и методы. Обследовано 164 пациента в возрасте 7–17 лет с синдром вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу, из которых у 47 диагностирована первичная артериальная гипертензия. Оценивали исходный вегетативный тонус (по сводным клиническим таблицам вегетативных проявлений), вегетативную реактивность (по результатам вариационной пульсографии в орто- и клиноположении), обеспечение деятельности (по клиноортостатической пробе), анализировали вариабельность ритма сердца. В качестве метода немедикаментозной коррекции функционального состояния вегетативной нервной системы использовали психофизическую тренировку (основная группа, n = 110) и лечебную физическую культуру (группа сравнения, n = 54). Для оценки эффективности лечения больные обследовались дважды: до и после курса.

Результаты. Установлено, что при симпатико-тоническом типе синдрома вегетативной дистонии преобладают избыточные вегетативная реактивность и обеспечение деятельности. Применение психофизической тренировки приводит к их нормализации у большинства пациентов. У больных с первичной артериальной гипертензией снижается уровень артериального давления. По данным анализа вариабельности сердечного ритма в основной группе имеет место значительное увеличение общей мощности спектра нейрогуморальной регуляции, представленности высокочастотных колебаний при одновременном снижении доли низкочастотных волн, а также выравнивается симпатико-парасимпатический баланс.

Выводы. Психофизическая тренировка является эффективным методом немедикаментозной коррекции синдрома вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу и первичной артериальной гипертензии у детей и подростков.

Полный текст

Введение

Симпатическая нервная система играет исключительно важную роль в системе нейрогуморальной регуляции аппарата кровообращения. Длительно существующая ее активация сопровождается рядом эффектов, оказывающих влияние на гемодинамику. Важнейшими из них являются увеличение частоты и силы сердечных сокращений, вазоконстрикция, приводящая к повышению периферического сосудистого сопротивления, рост потребности миокарда в кислороде, ретенция ионов натрия и воды в организме [1].

Синдром вегетативной дистонии (СВД) по симпатико-тоническому типу рассматривается в качестве начальной фазы наиболее значимых кардиоваскулярных заболеваний, прежде всего артериальной гипертензии. Последняя является одним из главных модифицируемых факторов сердечно-сосудистого риска [2].

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что истоки первичной артериальной гипертензии (ПАГ) лежат в детском возрасте, когда регистрируются первые эпизоды повышения АД. В патогенезе этого заболевания, особенно на ранних фазах его развития, большую роль играет возросшая симпатическая активность.

Одним из направлений немедикаментозной коррекции СВД и ПАГ является оптимизация двигательного режима. Однако нерациональное построение последнего у детей и подростков с исходной симпатикотонией, в том числе регулярно тренирующихся, сопровождается энергозатратным гиперкинетическим режимом функционирования центральной гемодинамики, нарушением вегетативного гомеокинеза и является фактором поддержания повышенного АД [3, 4]. Поэтому лечебно-реабилитационные программы у этой категории пациентов требуют научного обоснования и специальной организации физической активности [5–7].

Цель исследования – оценить эффективность психофизической тренировки как метода немедикаментозной коррекции синдрома вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу и первичной артериальной гипертензии у детей и подростков.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находились 164 пациента в возрасте 7–17 лет с диагнозом «синдром вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу», в том числе 47 детей младшего (7–10 лет), 60 – среднего (11–14 лет) и 57 – старшего (15–17 лет) школьного возраста, мальчиков было 80, девочек – 84; достоверные гендерные различия в возрастных подгруппах отсутствовали.

Характеристика функционального состояния вегетативной нервной системы (ВНС) включала определение исходного вегетативного тонуса (ИВТ), вегетативной реактивности (ВР) и обеспечения деятельности (ВОД). Тип ИВТ устанавливали по сводной таблице вегетативных проявлений. ВР оценивали методом вариационной пульсографии по отношению ИН2/ИН1 – индекса напряжения в ортостазе (ИН2) к его величине в клиноположении пациента (ИН1), ВОД – с помощью клиноортостатической пробы. Полученные показатели функционального состояния ВНС у обследованных школьников сопоставляли с общепринятыми нормативами [8].

Анализировали вариабельность ритма сердца с использованием программно-аппаратного комплекса «Поли-Спектр-8/Е» (производство «Нейрософт»). Определяли TP (total power) – общую мощность спектра нейрогуморальной регуляции, LF, HF, VLF – относительные показатели, выражающие вклад в ТР низко-, высоко- и очень низкочастотных спектральных компонентов и отношение LF/HF.

В части случаев (n = 47) выявлена ПАГ; диагноз верифицирован в соответствии с критериями Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и Ассоциации детских кардиологов России (2020).

 

Таблица 1

Динамика параметров вегетативного гомеокинеза после курсов ПФТ и ЛФК, %

Тип ВР и ВОД

Клиническая группа

сравнения – курс ЛФК (n = 54)

основная – курс ПФТ (n = 110)

Исход

Динамика

Исход

Динамика

Вегетативная реактивность

Нормальная

26

33

19

61***

Недостаточная

22

20

24

13

Избыточная

52

47

57

26***

Вегетативное обеспечение деятельности

Нормальное

30

35

23

60***

Недостаточное

19

19

9

9

Избыточное

51

46

68

31***

Примечание: *** – р < 0,005.

 

В качестве метода немедикаментозной коррекции функционального состояния ВНС использовали психофизическую тренировку (ПФТ). Курс состоял из 12 занятий продолжительностью 45 мин, которые проводились через день в условиях амбулаторного отделения клиники Ивановской государственной медицинской академии. Каждое из них предусматривало три блока (модуля): теоретический, динамической самодиагностики и практический. Теоретический блок состоял из шести мини-лекций о причинах и проявлениях синдрома вегетативной дистонии и артериальной гипертензии, влиянии рациональной двигательной активности и психологической саморегуляции на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Блок динамической самодиагностики включал оценку самочувствия, частоты сердечных сокращений и дыханий, АД. Практический модуль представлял собой цикл занятий ПФТ, каждое из которых состояло из трех частей: динамической, статической и психофизической саморегуляции в состоянии релаксации в соответствии с разработанной нами методикой [9].

Школьники, получившие курс ПФТ (n = 110), составили основную группу, у остальных пациентов (n = 54) использовали традиционную лечебную физическую культуру (ЛФК), разработанную для детей и подростков с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу (группа сравнения). Для оценки эффективности ПФТ и ЛФК больные обследовались дважды: до и после курса.

Статистическая обработка цифрового материала осуществлена с помощью программы StatPlus2009. Достоверность различий оценивали по критерию Манна – Уитни, относительных величин (%) с помощью углового преобразования Фишера.

Результаты и их обсуждение

Установлено, что при симпатико-тоническом типе СВД преобладают избыточные ВР и ВОД (табл. 1).

После курса традиционной ЛФК достоверных изменений ВР и ВОД не отмечено. При использовании ПФТ число пациентов, у которых нормализовались показатели вегетативного гомеокинеза возросло практически втрое при одновременном резком снижении инвертированных вариантов параметров вегетативного гомеокинеза, прежде всего избыточных ВР и ВОД.

Показано, что чрезмерное повышение функциональной активности симпатоадреналовой системы способствуют поддержанию высоких цифр общего периферического сосудистого сопротивления, что, в свою очередь, рассматривается в качестве фактора стойкого повышения АД. У подростков с ПАГ в большинстве случаев регистрируется гиперсимпатико-тоническая ВР и тахикардитический вариант клиноортостатической пробы, отражающий избыточное ВОД [10].

ПАГ верифицирована у 47 из 164 больных СВД по симпатико-тоническому типу (28,7 %), и ее частота резко нарастает по мере увеличения возраста пациентов, составив у младших, средних и старших школьников 8,5; 21,7 и 52,6 % соответственно (р < 0,005). Избыточная ВР имела место у 78,7 %, а избыточное ВОД – у 74,4 % пациентов с ПАГ. Все указанное выше подтверждает факт прямой связи между активацией симпатоадреналовой системы и стойким повышением АД у детей и подростков.

После курса ПФТ параллельно нормализации ВР и ВОД снижался уровень АД: систолического в среднем на 7,2 ± 1,2 мм рт. ст., диастолического на 5,3 ± 1,1 мм рт. ст. против 4,1 ± 1,0 и 2,0 ± 0,8 мм рт. ст. соответственно в группе сравнения (р < 0,05).

При анализе вариабельности сердечного ритма установлено (табл. 2), что под влиянием ПФТ наблюдается значительное увеличение общей мощности спектра нейрогуморальной регуляции, представленности высокочастотных колебаний (HF), отражающих усиление активности холинергических аппаратов при одновременном снижении доли низкочастотных волн (LF), что свидетельствует об ослаблении симпатических влияний [11].

Выравнивание симпатико-парасимпатического баланса после курса ПФТ проявилось уменьшением коэффициента LF/HF, средние значения которого в основной группе снизились практически вдвое с 2,1 ± 0,1 до 1,1 ± 0,2 усл. ед.

Показано, что увеличение тонуса парасимпатической ВНС у подростков с ПАГ обладает саногенетическим эффектом [12, 13].

 

Таблица 2

Динамика параметров вариабельности сердечного ритма после курсов ПФТ и ЛФК, %

Параметр ВСР

Клиническая группа

сравнения – курс ЛФК (n = 54)

основная – курс ПФТ (n = 110)

TP

+ 17,0

+ 71,9***

LF, %

– 7,5

– 20,4 *

HF, %

+ 12,5

+ 56,5***

VLF, %

+1,7

– 10,7 *

LF/HF

– 15,8

– 47,6**

Примечание: ТР – общая мощность спектра нейрогуморальной регуляции, LF – низкочастотные волны, HF – высокочастотные волны, VLF – очень низкочастотные волны, * – р < 0,5, ** – р < 0,01, *** – p < 0,005.

 

Выводы

  1. Психофизическая тренировка является эффективным методом немедикаментозной коррекции синдрома вегетативной дистонии по симпатико-тоническому типу и первичной артериальной гипертензии у детей и подростков.
  2. Положительное влияние этой оздоровительной программы проявляется уменьшением функциональной активности симпатической системы, выравниванием симпатико-парасимпатического баланса, нормализацией вегетативной реактивности и обеспечения деятельности, снижением величины артериального давления.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

×

Об авторах

Н. Н. Нежкина

Ивановская государственная медицинская академия; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: natanezh@mail.ru

доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры физической культуры

Россия, Иваново, Нижний Новгород

О. В. Кулигин

Ивановская государственная медицинская академия

Email: natanezh@mail.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры

Россия, Иваново

О. Л. Насонова

Ивановская государственная медицинская академия

Email: natanezh@mail.ru

преподаватель кафедры физической культуры

Россия, Иваново

Г. Н. Митрофанова

Ивановская государственная медицинская академия

Email: natanezh@mail.ru

старший преподаватель кафедры физической культуры

Россия, Иваново

С. В. Соколовская

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: natanezh@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой спортивной медицины и психологии

Россия, Нижний Новгород

Список литературы

  1. Конради А.О. Вегетативная нервная система при артериальной гипертензии и сердечной недостаточности: современное понимание патофизиологической роли и новые подходы к лечению. Российский кардиологический журнал 2013; 4 (102): 52–63.
  2. Бойцов С.А., Погосова Н.В., Бубнова М.Г. и др. Кардиоваскулярная профилактика 2017. Российские национальные рекомендации. Российский кардиологический журнал 2018; 6 (23): 7–122.
  3. Спивак Е.М., Курбанова И.М. Особенности вегетативной регуляции и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов. Вопросы практической педиатрии 2008; 3 (3): 20–23.
  4. Спивак Е.М., Нежкина Н.Е. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузке у юных спортсменов с различными типами вегетативной регуляции. Спортивная медицина: наука и практика 2014; 1: 32–36.
  5. Александров А.А., Кисляк О.А., Леонтьева И.В. от имени экспертов. Клинические рекомендации. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Системные гипертензии 2020; 2 (17): 7–35.
  6. Нежкина Н.Н., Жданова Л.А., Воробьева Е.В., Бобошко И.Е. Роль психофизической тренировки в коррекции нейроциркуляторной дистонии по гипертоническому типу у подростков 15–17 лет. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2004; 6: 26–30.
  7. Кузина Е.Н., Спивак Е.М. Скандинавская ходьба в реабилитации детей с хроническими аллергическими заболеваниями легких. Лечебная физкультура и спортивная медицина 2015; 6 (132): 22–25.
  8. Спивак Е.М., Нежкина Н.Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. Ярославль: Александр Рутман 2009; 220.
  9. Нежкина Н.Н., Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Ширстов А.М. Психофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей. Иваново 2003; 164.
  10. Спивак Е.М., Печникова Н.В. Особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы при первичной артериальной гипертензии у подростков. Ярославский педагогический вестник 2012; 3 (3): 155–158.
  11. Нежкина Н.Н., Кулигин О.В., Чистякова Ю.В., Фомин Ф.Ю., Андреев А.В., Исаева О.В. Показатели временного и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма у здоровых подростков 16–17 лет. Вестник Ивановской медицинской академии 2013; 2 (18): 66–67.
  12. Спивак Е.М., Печникова Н.В., Гущин А.Г., Головин Н.Л. Показатели вариабельности сердечного ритма и психофизиологического состояния организма подростков с нормальным и повышенным артериальным давлением. Ярославский педагогический вестник 2012; 3 (3): 159–161.
  13. Спивак Е.М. Характер нарушений функционального состояния вегетативной нервной системы при первичной артериальной гипертензии у подростков. Артериальная гипертензия 2014; 2 (20): 120–124.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Нежкина Н.Н., Кулигин О.В., Насонова О.Л., Митрофанова Г.Н., Соколовская С.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах