Physiological and neuropsychological features of adaptation to training in conditions of Western Ural among foreign students from India

Cover Page

Abstract


Aim. To study the physiological and neuropsychological features of adaptation to training in conditions of Western Ural among foreign students from India.

Materials and methods. The object of study – first-year foreign students from India and Russian students of E.A. Vagner Perm State Medical University (52 and 47 persons, respectively). There were studied the parameters of physical development and cardiovascular system, including those with loading, as well as hypoxia tolerance tests. The following indices were calculated: body mass index (BMI), Robinson and Kerdo index, cardiac performance index (CPI), strength index (SI). The health level was calculated by G.L. Apanasenko. Peculiar features of students’ neuropsychical status were studied using the following surveys: Spilberger-Hanin Anxiety Scale to determine personal and situational anxiety, Beck Depression Inventory (BDI), scale for assessment of depression symptoms CES-D, scale for assessment of quality of life SF-36 with subscales, Epworth Sleepiness Scale, asthenia scale MFI-20, CAM (cenesthesia, activity, mood).

Results. Among Indian students, dispersion of BMI values and lower dynamometry indices were established. Hypoxia tolerance in the groups was similar. Kerdo index values in the group of Indian students showed a tendency to vagotonia, in the control group – to normotonia. No significant differences in other indices were registered. Health level in the studied groups was in “dangerous” zone regarding the risk for development of chronic noninfectious diseases, especially in the group of Indian students. The situational anxiety level by Spilberg 1 scale, and depression level by CES-D scale were reliably higher in the group of foreign students (p < 0.0001). SF-36 PF and SF-36 GH scores in Indian students were reliably lower versus Russian. Psychical component of health by SF-36 MH subscale was significantly higher in Russian students.

Conclusions. Among first-year students from India, who study at Perm State Medical University, there is observed a complex adaptive syndrome, which needs to be taken into account and corrected to prevent deadaptation disorders and raise progress in studies as well as quality of life and health status.


Введение

Правительство России ставит перед высшей школой на ближайшее десятилетие серьезные задачи: увеличить привлекательность и конкурентоспособность на международном рынке образовательных услуг для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на образовательном рынке и в результате добиться возрастания объема образовательных услуг. Количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах по очной форме, должно вырасти с 220 тысяч в 2017 г. до 710 тысяч в 2025 г. [9].

В Пермском государственном медицинском университете имени академика Е.А. Вагнера (ПГМУ) обучение иностранных студентов из нескольких стран ведется на русском языке с 1992 г., а с 2016 г. началось обучение большой группы студентов из Индии и Египта на английском языке с перспективой увеличения приема.

Студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом – процессом профессионального обучения и образом жизни [3, 6]. Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденное частое нарушение режима обучения, отдыха и питания требует от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условиям. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза, медико-психологическая адаптация иностранных учащихся к условиям России, Белоруссии, Казахстана изучались рядом авторов [1, 4, 5, 7, 8, 10–13]. Однако до настоящего момента не оценены особенности адаптации студентов из стран экваториального и субэкваториального климатических поясов к суровым климатическим условиям Западного Урала.

Цель исследования – изучение физиологических и нейропсихологических особенностей адаптации иностранных студентов из Индии к обучению в условиях Западного Урала.

Материалы и методы исследования

Объект исследования – иностранные студенты из Индии и студенты из России, обучающиеся на первом курсе. Наполняемость группы наблюдения и контрольной группы составила при проведении физиологических исследований соответственно 49 и 46 человек, при изучении нейропсихологического статуса – 52 и 47 студентов. Студенты проживали в общежитиях в аналогичных условиях, соответствующих гигиеническим требованиям [3, 8].

Для оценки уровня здоровья исследовались следующие показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия правой и левой кисти, артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки, время восстановления ЧСС после нагрузки (20 приседаний за 30 секунд), пробы на устойчивость к гипоксии (проба Штанге, проба Генчи). Рассчитывались индексы: массы тела (ИМТ), Робинсона и Кердо, индекс работы сердца (ИРС), жизненный индекс, силовой индекс. Наряду с оценкой каждого показателя полученные результаты оценивались в баллах. По сумме баллов определялся уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко [2].

Особенности нейропсихического статуса студентов изучались по следующим опросникам: шкала Спилбергера – Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, шкала депрессии Бека, шкала оценки симптомов депрессии CES-D, шкала оценки качества жизни SF-36 с субшкалами (физическое функционирование – SF-36 PF; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, – SF-36 RP; интенсивность боли – SF-36 BP; общее состояние здоровья – SF-36 GH; жизненная активность – SF-36 VT; социальное функционирование – SF-36 SF; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, – SF-36 RE; психическое здоровье – SF-36 MH); шкала сонливости Epworth, шкала астении MFI-20, шкала САН (самочувствие (С), активность (A), настроение (Н)). Все вышеперечисленные шкалы адаптированы для англоговорящих респондентов основной группы [1, 11, 15, 16]. Статистический анализ проводился с помощью пакета прикладных программ Statistica.

Результаты и их обсуждение

Показатели физического развития и функционального     состояния    организма

студентов из Индии и российских студентов, обучающихся в ПГМУ, представлены в табл. 1, 2. Студентки из Индии (см. табл. 1) старше российских на один год, тогда как их рост оказался ниже на 1 см (p < 0,01). Средние значения индекса массы тела в исследуемых группах не отличались. В то же время отмечен значительный разброс данного показателя у студенток из Индии (от 14,1 до 42,3), что свидетельствует о нарушении в ряде случаев пищевого статуса как в сторону недостаточного, так и избыточного. Диапазон ИМТ у российских студенток менее широк (от 16,4 до 30,1). Окружность грудной клетки студенток в основной группе и группе сравнения не имела отличий. Результаты динамометрии свидетельствуют, что мышечная сила правой и левой кисти студенток из

 

Таблица 1. Показатели девушек-студенток из Индии и РФ

Показатель

Студентки из Индии (n = 27)

Студентки из РФ (n = 33)

среднее

min

max

σ

среднее

min

max

σ

p

Возраст

19,69

17,00

23,00

1,430

18,45

17,00

22,00

1,063

0,001

Рост, см

161,01

122,00

180,50

9,920

162,1

151,00

178,00

5,972

0,001

Масса тела, кг

58,12

34,00

95,00

13,430

58,0

41,00

90,00

10,900

0,059

ИМТ

22,50

14,10

42,30

5,120

22,08

16,40

30,10

3,291

0,478

ОГК в покое, см

87,71

67,00

115,0

9,420

85,85

77,00

105,00

6,400

0,519

ОГК на вдохе, см

91,55

71,00

120,0

9,630

91,15

81,00

108,00

6,400

0,130

ОГК на выдохе, см

85,57

69,00

108,00

8,805

83,86

73,00

102,0

5,840

0,451

Динамометрия правой кисти, кг

21,83

9,00

42,00

9,227

25,48

11,00

32,00

5,030

0,000

Динамометрия левой кисти, кг

21,02

9,00

40,00

8,982

24,51

10,00

30,00

4,850

0,000

ЖЕЛ, см3

2846,9

1500,0

5000,0

744,73

2934,3

1000,0

4000,0

755,45

0,15

Проба Штанге, с

38,25

10,00

70,00

13,757

37,93

16,00

63,00

12,390

0,461

Проба Генчи, с

27,50

15,00

85,00

13,945

21,90

14,00

33,00

4,860

0,128

САД правая рука, мм рт. ст.

115,46

85,00

190,00

15,245

115,60

100,00

140,00

8,720

0,242

ДАД правая рука, мм рт. ст.

74,08

60,00

90,00

7,0470

74,09

60,00

90,00

7,010

0,242

САД левая рука, мм рт. ст.

112,73

90,00

140,00

10,883

112,57

100,00

130,00

8,480

0,116

ДАД левая рука, мм рт. ст.

73,87

50,00

100,00

9,750

72,12

60,00

80,00

6,120

0,391

ЧСС в покое, уд/мин

74,53

62,00

116,00

11,617

81,93

60,00

104,00

9,530

0,046

ЧСС после нагрузки, уд/мин

95,42

72,00

170,00

19,360

114,97

88,00

152,00

14,220

0,001

Индекс Робинсона

84,55

47,60

139,20

17,429

95,35

71,40

125,00

14,230

0,012

Индекс Кердо

–2,69

–56,00

32,00

18,617

8,77

–33,00

79,00

18,060

0,301

Силовой индекс, %

0,458

0,00

4,00

1,091

1,182

0,00

4,00

1,040

0,001

ИРС

1,542

–3,00

4,00

2,123

0,788

–2,00

3,00

1,590

0,173

 

Индии была ниже, чем у российских учащихся, что сопряжено с более низким силовым индексом (p < 0,0001). Жизненная емкость легких имела незначительные отличия в изучаемых группах. Изучение устойчивости к гипоксии по времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не выявило существенных различий в экспериментальных группах. Систолическое и диастолическое артериальной давление у девушек не отличалось. В то же время частота сердечных сокращений в покое и после нагрузки у российских студенток была достоверно выше (p < 0,05). Количественные показатели энергопотенциала организма (Индекс Робинсона) оказались достоверно ниже в группе наблюдения (p < 0,05), в то же время в обеих группах он оценивается как средний. Значения индекса Кердо и индекса работы сердца не имели отличия по группам девушек.

Студенты-юноши из Индии (см. табл. 2) были в среднем на год старше, чем студенты первого курса из России (p < 0,01). Их средний рост оказался достоверно ниже, чем в группе сравнения (p < 0,005). При этом ИМТ у мужчин в изучаемых группах практически не отличался. В то же время его среднее значение приближается к верхней границе нормы, а максимальное достигало 30,6, что свидетельствует об ожирении II степени. Окружность грудной клетки студентов в основной группе и группе сравнения не имела отличий. Результаты динамометрии свидетельствуют, что мышечная сила правой и левой кистей студентов из Индии достоверно ниже (p < 0,0001). В то же время силовой индекс не имел достоверных отличий по группам в связи со значительным разбросом индивидуальных показателей. Средние значения ЖЕЛ у российских студентов в 1,5 раза превышали показатели юношей из Индии (p < 0,001). Изучение устойчивости к гипоксии по времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) показало отсутствие различий между группами. Средние значения артериального давления в обеих группах сопоставимы. Однако зафиксирован более широкий диапазон значений систолического давления в группе наблюдения. Частота сердечных сокращений в покое и после нагрузки достоверно выше у российских юношей (p < 0,01). Средние значения индекса Робинсона, отражающего энергетический потенциал организма, значительно выше в контрольной группе. У студентов из Индии его величина свидетельствует о лучших, чем у российских студентов, функциональных резервах сердечно-сосудистой системы. Средние значения индекса Кердо характеризовались существенными отличиями по группам (p = 0,01). Его величина в опытной группе свидетельствует о тенденции к ваготонии, тогда как в контрольной группе – нормотонии. По средним значениям силового индекса различий не наблюдались в связи с широким разбросом индивидуальных значений.

Результаты исследования уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко пациентов основной и контрольной групп представлены на рисунке.

Как следует из рисунка, у студентов из Индии преобладает I (низкий, опасный) уровень здоровья – 59,1 %; у российских студентов – II (ниже среднего, опасный) – 54,3 %. Студентов, имеющих V (высокий, безопасный) уровень здоровья, не зарегистрировано ни в основной, ни в контрольной группах. Следовательно, уровень здоровья в исследуемых группах студентов ПГМУ преимущественно находится в опасной зоне по наличию и риску развития хронических неинфекционных заболеваний, особенно в группе студентов из Индии.

 

Таблица 2. Показатели юношей-студентов из Индии и РФ

Показатель

Студенты из Индии (n = 22)

Студенты из РФ (n = 13)

среднее

min

max

σ

среднее

min

max

σ

p

Возраст

19,86

17,00

23,00

1,58

18,46

18,00

21,00

0,87

0,007

Рост, см

167,95

156,00

180,50

5,66

176,71

165,00

193,5

8,27

0,003

Масса тела, кг

64,16

47,00

95,00

13,40

67,70

52,00

79,50

7,77

0,169

ИМТ

22,73

17,80

30,60

4,17

21,81

16,90

26,50

2,66

0,933

ОГК в покое, см

91,31

75,00

115,00

9,71

88,90

79,00

99,00

6,20

0,836

ОГК на вдохе, см

95,54

80,00

120,00

10,09

94,26

82,00

105,0

7,02

0,959

ОГК на выдохе, см

88,59

74,00

108,00

9,32

84,50

75,00

95,00

6,10

0,389

Динамометрия правой кисти, кг

29,81

20,00

42,00

6,09

41,23

31,00

51,00

7,16

0,000

Динамометрия левой кисти, кг

28,72

20,00

40,00

5,89

39,30

25,00

50,00

6,67

0,000

ЖЕЛ, см3

3086,3

1800,0

4400,0

779,7

4769,2

2800,0

6900,

1340,6

0,001

Проба Штанге, с

42,09

25,00

68,00

11,95

47,61

30,00

76,00

14,90

0,408

Проба Генчи, с

26,04

15,00

65,00

12,02

24,69

15,00

35,00

5,75

0,774

САД правая рука, мм рт. ст.

119,09

85,00

190,00

20,04

125,76

105,00

150,0

12,88

0,073

ДАД правая рука, мм рт. ст.

76,36

65,00

90,00

6,75

76,53

65,00

90,00

6,88

0,906

САД левая рука, мм рт. ст.

117,63

98,00

140,00

9,78

125,00

110,00

150,0

12,41

0,091

ДАД левая рука, мм рт. ст.

77,72

55,00

90,00

8,12

75,38

60,00

80,00

6,600

0,318

ЧСС в покое, уд/мин

71,36

62,00

88,00

6,42

82,23

60,00

100,0

11,91

0,005

ЧСС после нагрузки, уд/мин

92,90

80,00

120,00

11,64

107,53

96,00

130,0

11,02

0,001

Индекс Робинсона

82,55

47,60

114,40

13,65

105,89

74,80

169,4

25,23

0,001

Индекс Кердо

–11,09

–40,00

20,00

16,15

3,39

–30,00

28,00

14,59

0,011

Силовой индекс, %

0,68

0,00

4,00

1,32

1,30

0,00

4,00

1,54

0,203

ИРС

1,68

–2,00

4,00

1,83

–0,07

–2,00

3,00

1,89

0,016

 

Рис. Распределение студентов по уровню здоровья, %

 

В результате исследования особенностей нейропсихологического статуса студентов из Индии и российских студентов установлено, что уровень ситуативной тревожности по шкале Спилберг 1 достоверно выше в группе иностранных студентов (p < 0,0001). Личностная тревожность отличалась незначительно. По шкале депрессии Бека различий не отмечено. В то же время уровень депрессии по шкале CES-D оказался достоверно выше в группе иностранных учащихся по сравнению с данными российских студентов (p < 0,0001).

Различий по шкале сонливости Epworth не выявлено.

Высокий балл по шкале MFI-20 свидетельствует о выраженности астении в обеих группах, однако в группе российских студентов результат оказался достоверно выше.

Баллы по субшкалам физического функционирования SF-36 PF и общего состояния здоровья SF-36 GH у индийских студентов достоверно ниже по сравнению с россиянами.

По субшкале интенсивности боли SF-36 BP более высокий результат зафиксирован у российских студентов по сравнению с группой студентов из Индии. Психический компонент здоровья по субшкале SF-36 MH достоверно выше у российских студентов.

По субшкалам, характеризующим ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, SF-36 RP, жизненную активность SF-36 VT, социальное функционирование SF-36 SF, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, SF-36 RE, достоверных различий не выявлено.

По опроснику САН в группе индийских студентов выявлен больший балл по шкале оценки самочувствия и настроения.

При сравнении по данным шкалам внутри группы студентов из Индии достоверных различий по гендерному признаку не обнаружено. При подобном сравнении внутри группы российских студентов определен достоверно более высокий уровень сонливости по шкале Epworth (p < 0,05) и личностной тревожности у девушек (p < 0,005).

Выводы

Таким образом, студенты из Индии обоих полов, обучающиеся на первом курсе, были примерно на год старше обследуемых студентов из России, но характеризовались более низкими морфофункциональными показателями физического развития (рост, динамометрия, силовой индекс), более широким диапазоном вариантов пищевого статуса, тенденцией к ваготонии, что характерно для обоих полов. Эти данные сопряжены с высокой долей среди студентов из Индии лиц с низким (опасным) уровнем здоровья и отражают более низкую степень адаптации к новым условиям по сравнению со студентами, прибывшими на учебу из различных территорий Пермского края и Российской Федерации.

Указанные адаптационные особенности ассоциированы с негативным психоэмоциональным паттерном, характеризующимся наличием тревоги и депрессии в сочетании со снижением качества жизни по шкалам физического функционирования и общего здоровья. На основании проведенного исследования можно заключить, что у студентов-первокурсников из Индии, обучающихся в Пермском государственном медицинском университете, имеет место комплексный адаптационный синдром, своевременный учет и коррекция компонентов которого необходимы для профилактики дезадаптации и повышения успеваемости, а также качества жизни и здоровья.

I. P. Koryukina

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: rector@psma.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

ректор, профессор, доктор медицинских наук

T. A. Kulesh

E.A. Vagner Perm State Medical University

Author for correspondence.
Email: tatyana.a.kulesh@gmail.com

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры общей гигиены и экологии человека, кандидат медицинских наук

T. P. Arbuzova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: arbuzovatp@gmail.com

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры общей гигиены и экологии человека, кандидат медицинских наук

T. V. Zueva

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: zueva48@mail.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры общей гигиены и экологии человека, кандидат медицинских наук

A. V. Petrischeva

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: allavic@bk.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры поликлинической терапии,  кандидат медицинских наук

S. G. Shulkina

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: shulkina-s@mail.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры поликлинической терапии, кандидат медицинских наук

V. G. Cherkasova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: cherkasova59@yandex.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

профессор, заведующая кафедрой медицинской реабилитации, спортивной медицины, физической культуры и здоровья, доктор медицинских наук

Yu. V. Karakulova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: julia.karakulova@mail.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

профессор, заведующая кафедрой неврологии им. В.П. Первушина, доктор медицинских наук

N. E. Seksyaev

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: snevrolog@gmail.com

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

аспирант кафедры неврологии им. В.П. Первушина

P. N. Chainikov

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: chainikov.p.n@gmail.com

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

доцент кафедры  медицинской реабилитации, спортивной медицины, физической культуры и здоровья, кандидат медицинских наук

  1. Аникина Н.Ю. Распределение уровня постоянного потенциала у иностранных студентов, начавших обучение в северных вузах (на примере г. Архангельска). Физиология 2016; 1.5: 5–10. DOI: 10.17.238
  2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс 2000; 248 (Серия «Гиппократ»).
  3. Корюкина И.П., Кулеш Т.А., Зуева Т.В., Арбузова Т.П. Гигиеническая оценка условий проживания иностранных студентов в общежитии Пермского государственного медицинского университет. Пермский медицинский журнал 2018; 35 (2): 68–74.
  4. Гущина Л.Н. Адаптация иностранных студентов к социокультурной среде в Гродненском государственном медицинском университете. Журнал Гродненскоо государственного медицинского университета 2016; 1: 112–116.
  5. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа 2002; 20.
  6. Малащенкова А.В., Макарова А.Ю. Оценка качества жизни студентов медицинского вуза. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2017; 3: 47–51.
  7. Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания: автореф. дис. … канд. мед. наук. М. 2014; 26.
  8. Некрасова Ю.Э., Кузнецов П.А., Боталов Н.С., Кулеш Т.А., Зуева Т.В. Гигиеническая оценка условий проживания в общежитии студентов-медиков. Международный студенческий научный вестник 2018; 5, available at: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id = 19048
  9. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», available at: http: // Минобрнауки.рф / проекты / экспорт российского образования.
  10. Самаров В.В. Особенности адаптации учащихся подготовительного отделения из стран юго-восточной Азии и Африки к процессу обучения в высшей школе: автореф. дис. … канд. биол. наук. Астрахань 2014; 21.
  11. Сахарова Э.Ю. Динамика качества жизни и психофизиологической адаптации иностранных студентов медицинского вуза: автореф. дис. … канд. мед. наук. Волгоград 2005; 25.
  12. Севрюкова Г.А., Картушина Ю.Н., Бочарова И.А. Эколого-гигиенические аспекты адаптации иностранных студентов, прибывших для обучения в Россию (на примере Волгоградского региона). Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.11. Естественные науки 2015; 4 (14): 15–19.
  13. Смагулов Н.К., Адилбекова А.А., Сабиден Г.С. Оценка особенностей системного взаимодействия функциональных параметров систем гомеостатического уровня у казахстанских и иностранных студентов. Современные проблемы науки и образования 2016; 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 24815

Supplementary files

Supplementary Files Action
1. Fig. The distribution of students in terms of health,% View (52KB) Indexing metadata

Views

Abstract - 70

PDF (Russian) - 82

Cited-By


PlumX


Copyright (c) 2019 Koryukina I.P., Kulesh T.A., Arbuzova T.P., Zueva T.V., Petrischeva A.V., Shulkina S.G., Cherkasova V.G., Karakulova Y.V., Seksyaev N.E., Chainikov P.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies