Prevalence and structure of foot deformities in primary school children

Cover Page

Abstract


Aim. To study the prevalence and structure of deformity of the foot in primary school children (pupils of the 1st- 4th grades).

Materials and methods. The study involved 277 children aged 7-10 years. The main method of investigation used was computed plantography by means of electronic baropodometer PadProfessional.

Results. Deformity of the foot was detected in 58% of children – 65.3% of boys and 52.3% of girls (p < 0.05). The following pathology was revealed: platypodia, increase in the load on the calcaneal part of the foot and malposition of the foot. The most common pathology was platypodia diagnosed in 28.2% of children.

Conclusions. High prevalence of foot deformities requires their early diagnosis and correction as well as improvement of parents’ knowledge regarding this problem.


Full Text

Введение

Охрана здоровья ребенка является одной из приоритетных задач нашего государства. Большинство болезней берет свое начало в детском возрасте, поэтому очень важно своевременно выявлять детей, имеющих отклонения в здоровье, которые еще не носят необратимый характер, но оказывают отрицательное влияние на развитие, физическую работоспособность, качество жизни человека. В последние десятилетия отмечаются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Все большее распространение получает различная патология опорно-двигательного аппарата, среди которой одно из ведущих мест занимают морфофункциональные нарушения (деформации) стоп [3, 4, 11].

Стопа является фундаментом тела, наиболее нагружаемым отделом опорно-двигательного аппарата человека, представляет собой идеальную анатомическую конструкцию для опоры и передвижения, выполняет три основных функции: рессорную (амортизирующую), балансировочную (регулирующую позы активности) и толчковую. Она имеет сложное строение: состоит из 26 костей, 42 мышц и множества связок; делится на три отдела: предплюсну, плюсну и фаланги пальцев. Элементы стопы образуют две дуги, которые называются продольным и поперечным сводами стопы [1, 7, 8].

Продольный свод (расположен по внутреннему краю стопы) является базовым для всей амортизирующей системы стопы, он начинается от пяточного бугра, проходит по центру стопы, разделяется на внутренний свод и наружный. Благодаря этому стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточной костью и основаниями 1-го и 5-го пальцев.

Поперечный свод сформирован в переднем отделе стопы (между основаниями пальцев), он имеет сводчатую форму, которая поддерживается мышцами и связками. В зависимости от того, какой свод уплощается, возникает продольная или поперечная форма плоскостопия. Изменение анатомических взаимоотношений в стопе смещает центр тяжести тела, является причиной нарушения осанки, повышения нагрузки на голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, может оказать отрицательное влияние на становление некоторых двигательных функций у детей, сформировать неправильную походку, привести к снижению двигательной активности, стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [5].

На фоне интенсивного роста ребенка стопы растут особенно быстро. В законах роста есть так называемый закон краниокаудального градиента, суть которого в том, что чем более отдалена от черепа часть тела, тем больше в детстве у нее скорость роста. Быстрый рост стоп отражается на их анатомо-функциональном состоянии. Как только ребенок начинает ходить, на стопу приходится большая нагрузка, интенсивность которой обусловлена не только двигательной активностью ребенка, но и его массой. Определенную роль при этом играют состояние здоровья, особенности минерального обмена, обувь ребенка. Во многом состояние связочного аппарата определяется наличием у ребенка синдрома соединительно-тканной дисплазии [7, 10, 12].

У детей раннего возраста своды стопы плоские, стопа податливая и гибкая, что связано как с повышенной эластичностью связок, так и недостаточным развитием мышц, низкой минерализацией костной ткани, наличием жировой подушки стопы, что является нормальным физиологическим состоянием для детей до 4–5 лет, когда начинает формироваться продольный свод стопы. Если продольный свод и далее остается плоским, мы говорим уже о формировании у ребенка продольного плоскостопия [1, 9].

Рост стопы завершается только в подростковом возрасте. У девочек это происходит к 12–14 годам, у мальчиков – к 18. В период интенсивного роста костный аппарат стопы у ребенка с синдромом соединительно-тканной дисплазии, слабостью связочного аппарата и мышц при наличии факторов риска (несбалансированное дефицитное питание, неправильная обувь, наличие хронических заболеваний) при повышенных неадекватных физических нагрузках может деформироваться, что приводит к нарушениям статики и кинематики [1, 5, 7].

Существует тесная взаимосвязь изменений стопы и позвоночника: плоскостопие влияет на распределение нагрузки на позвоночник и наоборот – нарушение осанки влияет на распределение нагрузки на стопу. Вот почему так важно проводить не только раннюю диагностику и коррекцию деформаций стопы, но и ее профилактику [6, 7, 11].

Цель исследования – изучение распространенности и структуры деформаций стоп у младших школьников (учащихся с 1-го по 4-й класс).

Материалы и методы исследования

Обследовано 277 детей, учащихся начальных классов гимназии, мальчиков – 44,8 % (124), девочек – 55,2 % (153). В возрасте 7 лет – 70 детей, 8 лет – 68, 9 лет – 74, 10 лет – 65 человек. Все дети имели 1–3-ю группу здоровья, дети с выраженной врожденной патологией опорно-двигательного аппарата в исследование не включались.

Основным методом обследования детей была компьютерная плантография. Это относительно новый информативный метод, который еще только начинает внедряться в ежегодную диспансеризацию детского населения. Ранее состояние сводов стопы оценивалось при помощи отпечатка на стекле или бумаге. Этот вид диагностики лишь косвенно позволял судить о реальных параметрах распределения нагрузки на стопу [2, 11].

Необходимость получения более точных результатов и технические возможности современной медицины способствовали созданию компьютерных методов и средств диагностики, включая электронные бароподометры, одним из которых является Pad-Professional, представляющий собой компьютерную систему точной экспресс-диагностики состояния стопы.

Бароподометр имеет барочувствительные элементы, которые определяют нагрузку на каждую точку стопы.

Исследование позволяет получить следующие параметры:

1) нагрузку на каждую конечность в статическом положении;

2) нагрузку на передний и задний отделы стопы;

3) площадь опоры стопы;

4) среднее давление под стопой.

Программное обеспечение дает картину распределения давления под стопой в виде цветного изображения, в котором каждому цвету соответствует определенная величина давления, а также возможность сравнивать между собой результаты нескольких тестов одного человека. Оценка результатов плантографии позволяет диагностировать продольное и поперечное плоскостопие, вальгусное и варусное положение стоп, увеличение нагрузки на пятки и на передний отдел стопы, увеличение нагрузки на одну из стоп, а также сочетанную патологию.

Результаты и их обсуждение

Анализ распространенности деформаций стоп у младших школьников показал, что отклонения от нормальных параметров выявлены у 161 ребенка (58 % обследованных) – у 65,3 % мальчиков и у 52,3 % девочек (р < 0,05), при этом достоверных различий в распространенности в зависимости от возраста детей не получено (р > 0,05).

По результатам компьютерной плантографии выделено пять видов анатомо-функциональных нарушений стоп: плоскостопие, уплощение продольных сводов стопы, неравномерная нагрузку на стопы (увеличение нагрузки на одну из стоп, увеличение (смещение) нагрузки на пяточный отдел стопы и варусная и вальгусная деформации стоп (таблица).

У 114 детей (41 % обследованных) выявлен один вид патологии, у 47 (17 %) была сочетанная патология, характеризующаяся наличием у ребенка продольного или поперечного плоскостопия и увеличения нагрузки на одну из стоп или на пяточный отдел стопы. Сочетанная патология диагностирована у 16,96 % детей – у 20,2 % мальчиков и у 14,37 % девочек (р < 0,05).

 

Распространенность деформаций стоп у младших школьников

Параметр

Обследовано (n = 277)

Мальчики (n = 124)

Девочки (n = 153)

р

Патология

абс.

%

абс.

%

абс.

%

 

Плоскостопие

78

28,2

40

32,26

38

24,8

< 0,05

Увеличение нагрузки на пятку

38

13,72

21

16,93

17

11,11

> 0,05

Уплощение стопы

5

1,8

3

2,42

2

1,31

> 0,05

Увеличение нагрузки на одну стопу

17

6,14

6

4,84

11

7,19

> 0,05

Варусная и вальгусная деформации

23

8,3

11

8,87

12

7,84

> 0,05

Всего детей с патологией

161

58

81

65,3

80

52,5

< 0,05

 

Плоскостопие считается наиболее распространенной патологией стопы [3, 4, 7]. В изолированном виде в нашем исследо-вании оно выявлено у 31 ребенка (11,91 %) с достоверным преобладанием продоль-ного: из 15 мальчиков с изолирован- ным плоскостопием 13 (87 %) имели продольное, по одному ребенку – поперечное и смешанное. Из 16 девочек у 12 (75 %) определено продольное плоскостопие, у 3 – поперечное, у одной – смешан- ное. Более высокая распространенность продольного плоскостопия обусловлена особенностями строения сводов стоп и функциональных изменений, связанных с ростом [7, 8, 11].

Учитывая, что у всех детей с сочетанной патологией одной из составляющих было плоскостопие, получается, что оно диагностировано у 78 детей (28,2 % обследованных): у 40 (32,26 %) мальчиков и у 38 (24,8 %) девочек (р < 0,05).

Фактором риска развития продольного плоскостопия и практически начальным его проявлением считается уплощение про-дольных сводов стопы, которое выявлено у 5 детей (1,8 % обследованных) – у трех мальчиков и двух девочек в возрасте 7 и 8 лет. У этих детей плоскостопие как таковое еще не сформировалось, но начальные изменения свода стоп уже начались. При своевременно начатой коррекции возможны восстановление высоты продольного свода и предупреждение прогрессирования уплощения стопы, т.е. предупреждение формирования продольного плоскостопия [5, 7, 9].

Достаточно большую группу составили дети с увеличением (смещением) нагрузки на пяточный отдел стопы. Эта патология выявлена у 38 детей (13,72 % обследованных) – у 21 мальчика (1,63 % ) и 17 девочек (11,11 %) (р > 0,05). В норме нагрузка на передний отдел стопы и на пяточную область должна распределяться одинаково – по 50 %. Патологическое увеличение нагрузки на пяточную область (более 70 %) свидетельствует о смещении оси тела назад, изменении положения таза, увеличении поясничного лордоза. Причиной этого обычно является слабость переднего отдела стопы из-за недостаточной развитости мышц и связочного аппарата самой стопы и мышц голени. Определенную роль в этом играет и избыточная масса тела. Повышенная нагрузка на пяточный отдел стопы является предрасполагающим фактором формирования продольного плоскостопия.

Увеличение нагрузки на одну из стоп выявлено у 17 детей (6,14 %) – у 6 мальчиков (4,48 %) и у 11 девочек (7,19 %). В норме разница в опоре на правую и левую ноги должна быть не более 7 %. Причиной увеличения нагрузки на одну из стоп обычно является изменение передне-задней кривизны позвоночника и положения таза, а также патология тазобедренных суставов. Имеет значение асимметрия нагрузки (например, при занятиях теннисом). Более выраженное увеличение нагрузки на одну стопу приводит к нарушению осанки и даже укорочению конечности. Стопа, на которую увеличена нагрузка, более подвержена патологическим изменениям (плоскостопию) в связи с постоянной перегрузкой.

У 23 (8,3 %) детей выявлено неправильное (варусное или вальгусное) положение стоп – у 6 (4,84 %) мальчиков и у 11 (8,87 %) девочек. Причиной этой патологии обычно является нарушение минерального обмена, слабость мышц и связочного аппарата голеней, что приводит к их деформации. Вместе с искривлением конечностей происходит изменение положения пятки, оси нагрузки в коленных и тазобедренных суставах. Искривление костей голеней чаще всего бывает первичным (при рахите) и приводит к неправильному положению стоп. В нашем исследовании у мальчи- ков преобладала варусная деформация – из 11 мальчиков с неправильным положением стоп варусная установка диагностирована у 7, вальгусная – у 4. Из 12 девочек с неправильной установкой стоп шесть имели вальгусную установку и столько же – варусную. Неправильное распределение нагрузки по стопе нарушает распределение нагрузки на коленные и тазобедренные суставы, приводит с возрастом к их деформации и болевому синдрому при физической нагрузке.

Анализ распространенности выявленных деформаций стоп у детей в зависимости от пола выявил только достоверно более высокую встречаемость плоскостопия у мальчиков. Такие деформации, как увеличение нагрузки на пятку, уплощение стопы и варусная и вальгусная деформации у мальчиков, имели только тенденцию к большей распространенности, у девочек несколько чаще встречалось увеличение нагрузки на одну из стоп.

Анализ структуры выявленных морфофункциональных нарушений стоп у детей (рисунок) показал, что первое место (29,2 %) в структуре принадлежит сочетанной патологии, в состав которой во всех случаях входит плоскостопие, на долю которого вместе с изолированным (составляющим 19,25 %) приходится 48,45 %, далее следуют увеличение нагрузки на пятку, варусная и вальгусная деформации стоп, увеличение нагрузки на одну из стоп и уплощение стопы.

 

Рис. Структура выявленных морфофункциональных нарушений стоп у детей младшего школьного возраста

 

После проведенного обследования детей во всех классах прошли родительские собрания, на которых доведены до сведения родителей его результаты. Всем детям с выявленной патологией сделаны лечебно-реабилитационные назначения, прежде всего лечебная физкультура и массаж, которые являются основным методом реабилитации при всех видах деформации стоп. Назначенные физкультура и массаж направлены на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и улучшение кровоснабжения нижних конечностей; укрепление мышц, поддерживающих своды стопы; формирование глубины сводов с помощью специальных положений; коррекцию порочной установки стоп, а также на улучшение обменных процес- сов и общеукрепляющее воздействие на организм [4, 6, 7].

Родителям рекомендовано воспитывать у детей стереотип правильного положения всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе, следить за тем, чтобы у детей была правильная обувь, иметь дома специальные снаряды и массажеры. Проведены беседы о роли рационального, сбалансированного по всем ингредиентам питания в профилактике патологии костной системы у детей.

Детям с плоскостопием и вальгусной и варусной установкой стоп рекомендовано обязательное ношение корректирующих ортопедических стелек для снижения утомляемости ног, формирования сводов стоп, поддержки продольных сводов стоп при перегрузках, снижения ударной нагрузки на опорно-двигательную систему.

Все дети с выявленными нарушениями стоп направлены на консультацию к врачу-ортопеду для максимальной коррекции имеющейся патологии.

Выводы

  1. Деформации стоп выявлены у 58 % школьников младших классов, достовер- но чаще эта патология встречается у мальчиков.
  2. Самой распространенной патологией у детей является плоскостопие, которое выявлено у 28,2 % обследованных, при этом у 17 % детей оно сочеталось с другими деформациями стоп, у 11,2 % было в виде изолированной патологии.
  3. У 13,7 % детей определено увеличение нагрузки на пяточный отдел стопы, у 2,2 % – уплощение продольных сводов стопы, эти нарушения считаются факторами риска формирования продольного плоскостопия или даже его начальными проявлениями.
  4. Выявленные у 8,3 % детей неправильные (варусные или вальгусные) положения стоп и у 7,4 % увеличение нагрузки на одну из стоп являются особо серьезной ортопедической проблемой как в детском возрасте, так и в дальнейшем, так как эта патология способствует формированию заболеваний позвоночника, коленных и тазобедренных суставов.
  5. Высокая распространенность морфофункциональных нарушений стоп у учащихся начальной школы требует ранней их диагностики и коррекции, назначения лечебной физкультуры и массажа, подбора правильной обуви, использования специальных лечебных стелек, наблюдения этих детей врачом-ортопедом. Необходимо повышение знаний родителей по этой проблеме, так как только при совместных усилиях семьи, школы и лечебно-профилактических учреждений возможна полноценная реабилитация этих детей.

About the authors

N. I. Averyanova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Author for correspondence.
Email: pdb-averyanova@rambler.ru

Russian Federation, Perm

д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней

V. V. Pristupova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: pdb-averyanova@rambler.ru

Russian Federation, Perm

кандидат медицинских наук, врач-педиатр

A. I. Semerikova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: pdb-averyanova@rambler.ru

Russian Federation, Perm

ординатор кафедры пропедевтики детских болезней

I. L. Starkova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: pdb-averyanova@rambler.ru

Russian Federation, Perm

врач гимназии № 11

References

  1. Бакулина Е.Г., Ежова В.В., Воинце- ва А.А., Котельникова Н.Ю. Костные дисплазии: диагностические аспекты периода онтогенеза. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2008; 2: 98–101.
  2. Большаков О.П., Котов И.Р., Поляко-ва Е.Л. Возможности голографической интерферометрии в ранней диагностике плоскостопия у детей. Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста 2015; 3(1): 50–56.
  3. Золотова Н.Н., Ни Г.В., Буриев М.Н., Норбекова Ш.М. Статическое плоскостопие в его историческом развитии. Молодой ученый 2016; 22: 99–102.
  4. Знатнова Е.В. Анализ состояния свода стопы и коррекционно-компенсирующих методик ее формирования. Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина 2014; 24–30.
  5. Кенис В.М., Лапкин Ю.А., Хусаинов Р.Х., Сапоговский А.В. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы). Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста 2014; 2 (2): 44–54.
  6. Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. М.: Корона-Век 2014; 128.
  7. Мелихов Я.П. Актуальные вопросы развития плоскостопия и методы коррекции. Психология и образование: электронный научный журнал 2017; 6 (36), availabe at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4852.
  8. Прокопьев Н.Я. Состояние продольного свода стопы у детей начальных классов. Актуальные проблемы травматологии и ортопедии. Материалы первого Западно-Сибирского симпозиума, посвященного 60-летию Тюменской области. Тюмень 2005; 6: 120–121.
  9. Рослякова К.Ю. Исследование степени плоскостопия у школьников. Старт в науке 2017; 6 (2): 37–40.
  10. Стяжкина С.Н., Князев А.Д., Минаханов И.И. Дисплазия соединительной ткани в современной клинической практике. Современные инновации 2016; 5 (7): 58–60.
  11. Шалавина А.С., Ситдиков Ф.Г. Состояние и подготовленность продольного свода стопы младших школьников. Фундаментальные исследования 2013; 11 (5): 954–957.
  12. Larsen K. Kinderfü ßelernenlaufen. Zeitschriftfür Physiotherapeuten 2008; 667–673.

Supplementary files

Supplementary Files Action
1.
Fig. The structure of detected morphological and functional disorders of the feet in children of primary school age

Download (12KB) Indexing metadata

Statistics

Views

Abstract - 142

PDF (Russian) - 57

Cited-By


PlumX


Copyright (c) 2020 Averyanova N.I., Pristupova V.V., Semerikova A.I., Starkova I.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies