Biotropic effects of geomagnetic disturbance in middle latitudes: psychological aspects of the problem

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Objective. To identify the individual psychological features and forms of stress coping in volunteers, participating in one of the stages of latitudinal monitoring “Geliomed” and living in the middle latitudes depending on the presence of psychological sensitivity to the impact of geomagnetic disturbance.

Materials and methods. Fifty-seven rather healthy male and female volunteers (mean age 42.3 (39.6; 47.5) years), living in the middle latitudes (Saratov city) were examined using the Spielberger – Hanin Anxiety Test, the Haim Stress Coping Behavior Test and projective psychogeometrical test. Based on matching pick values of reactive anxiety and Kr-index (integral geomagnetic disturbance index), all volunteers were divided into two groups: group I – those having psychological sensitivity to the impact of heliogeomagnetic factors and group II – without the latter.

Results. The standard personal features of the observed persons were found to depend on the presence or absence of psychological sensitivity to the changes in geomagnetic disturbance and are reflected in the peculiar features of the stress-coping behavior formed by them. The volunteers of group I were less effective in the behavior sphere, they more often analyzed problems and suppressed their emotions compared with those of group II.

Conclusions. Thus, the persons having psychological sensitivity to the changes in geomagnetic disturbance require psychological correction of the established changes to decrease risk for the development of neuroses and psychological pathology.

Full Text

Введение

Колебание напряжения геомагнитного поля Земли изменяет временную последовательность информационных сигналов окружающей среды и приводит к развитию в организме состояния, которое характеризуется несоответствием между функциональными возможностями человека и уровнем его активности, что создает условия для развития психологических изменений и патологических явлений [1]. Однако способность безболезненно переносить эти колебания у каждого индивидуальная. Она зависит от возраста, состояния здоровья, тренированности организма, пола и многих других факторов [2].

Психоэмоциональное состояние человека также находится под влиянием космической погоды. Например, было показано, что на фоне минимума солнечной активности геомагнитная возмущенность оказывает негативное воздействие на психологический статус человека [3; 4].

Несмотря на имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе публикации, посвящённые кардиальным и психическим аспектам биотропных эффектов космической погоды, многие вопросы остаются нерешёнными [3; 5].

Поиском ответа на некоторые из них занимаются организаторы и участники многоширотного мониторинга «Гелиомед-2», который проводится с 2014 г. и является продолжением международного телекоммуникационного проекта «Гелиомед» (последний был осуществлен междисциплинарным коллективом физиков, биологов, специалистов по информационным технологиям, психологов и медиков) [6].

Цель исследования – определение индивиуальных психологических особенностей и форм преодоления стресса у добровольцев, участвующих в одном из этапов многоширотного мониторинга «Гелиомед-2», проживающих в средних широтах, в зависимости от наличия у них психологической чувствительности к действию геомагнитной возмущенности.

Материалы и методы исследования

Обследовано 57 относительно здоровых добровольцев мужского и женского пола, проживающих в средних широтах (г. Саратов) (средний возраст 42,3 (39,6; 47,5) г.), наблюдение за которыми проводилось на этапе многоширотного мониторинга «Гелиомед-2» (2016). Для определения психологических особенностей участников проекта применяли следующее сочетание тестов:

– опросник Ч. Спилбергера, адаптированный Ю. Ханиным, был использован для дифференцированного измерения тревожности как состояния и как личностного свойства [7; 8];

– для оценки особенностей совладающего со стрессом поведения нами была выбрана методика анализа копинг-реакций Э. Хайма, в которой отдельно рассматриваются когнитивные, поведенческие и эмоциональные составляющие копинга, позволяющие выявить продуктивные, относительно продуктивные и непродуктивные формы [7; 9];

– проективный психогеометрический тест С. Деллингер, адаптированный А. Алексеевым и Л. Громовой, позволяющий определить типологию личности человека на основе выбора пяти геометрических фигур [7; 10].

Уровень реактивной тревожности у наблюдаемых лиц определялся каждый день в течение марта и апреля 2016 г., так же, как и суточный показатель геомагнитной возмущённости – Кр-индекс. Остальные тесты добровольцам предъявлялись однократно перед началом этапа наблюдения.

Все добровольцы, участвующие в данном исследовании, подписали добровольное информированное согласие.

Анализ полученных результатов проводился с помощью пакета прикладных программ STATGRAF Plus for Windows 10,0.

Исследования зависимостей производились методами непараметрической статистики, так как показатели не соответствовали закону нормального распределения. Надежность используемых статистических оценок принималась не менее 95 %.

Результаты и их обсуждение

По полученным нами данным все добровольцы с учетом наличия совпадений пиковых значений показателей реактивной тревожности и Kp-индекса были поделены на две группы. В первую группу вошли лица, имеющие более 66,7 % указанных совпадений пиковых значений и, следовательно, обладающие психологической чувствительностью к действию гелиогеофизических факторов (26,3 %), а вторую (73,7 %) сформировали те, у кого подобной чувствительности выявлено не было.

Значения личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру – Ю. Ханину) в группах были на высоком уровне и существенно не отличались друг от друга (45,2 и 46,8 балла соответственно).

Результаты теста Э. Хайма у добровольцев, проживающих в средних широтах, представлены на рис. 1–3.

 

Рис. 1. Распределение когнитивных копинг-стратегий в группах добровольцев, проживающих в средних широтах: а – I группа; б – II группа

 

Рис. 2. Распределение эмоциональных копинг-стратегий в группах добровольцев, проживающих в средних широтах: а – I группа; б – II группа

 

Рис. 3. Распределение поведенческих копинг-стратегий в группах добровольцев, проживающих в средних широтах: а – I группа; б – II группа

 

Как видно из данных, приведенных на рис. 1, в обеих группах добровольцы продуктивные копинг-когниции выбирали чаще, чем непродуктивные. Обращало на себя внимание, что лица, обладающие психологической чувствительностью к факторам космической погоды I группы, предпочитали чаще анализировать проблемы (66,7 %), реже сохраняли самообладание (33,3 %) (среди тех, кто выбирал продуктивные стратегии) и смирялись в сложных ситуациях (если их выбор останавливался на непродуктивными копинг-формах). Участники проекта без указанной чувствительности сохраняли самообладание и анализировали проблемы в равных долях (50 и 50 %, соответственно) – при выборе продуктивных копинг-стилей и испытывали растерянность (100 %) – при выборе непродуктивных.

По данным, представленным на рис. 2, видно, что в эмоциональной сфере все наблюдаемые нами лица (из I и II групп) продуктивные совладающие формы выбирают чаще, чем непродуктивные, причем среди конструктивных копинг-реакций доминировал оптимизм. Отметим, что добровольцы, имеющие психологическую чувствительность к изменениям гелиогеомагнитной возмущенности, среди непродуктивных копинг-стилей выбирали на паритетных началах самообвинение и подавление эмоций. Лица без психологической чувствительности к действию гелигеомагнитных факторов, выбирающие непродуктивные копинг-формы, реагировали по-другому, отдавая предпочтение и подавлению эмоций, и эмоциональной разрядке (по 42,8 % соответственно).

Анализируя построение собственно копинг-поведения у наблюдаемых нами лиц из обеих групп (рис. 3), хотелось бы отметить, что преобладание продуктивных совладающих реакций было лишь у добровольцев, не имеющих психологической чувствительности к действию факторов космической погоды (оно было представлено сотрудничеством), а участники проекта с указанной чувствительностью выбрали непродуктивные и продуктивные копинг-стили на паритетных началах, причём среди продуктивных поведенческих реакций у них также доминировало сотрудничество. Непродуктивными совладающими копинг-формами в I группе было отступление (100 %), а II группе – активное избегание (60 %) и отступление (40 %).

Участники проекта в средних широтах, обладающие психологической чувствительностью к изменениям гелиогеомагнитной возмущенности, при психогеометрическом тестировании выбирали преимущественно прямоугольник и круг, полностью отвергая зигзаг. Добровольцы, не являющиеся носителями подобной чувствительности, отдавали предпочтение в своём выборе треугольнику и чаще других фигур отрицали зигзаг.

На данном этапе наблюдения за участниками проекта «Гелиомед-2» проживавших в средних широтах (2016), большую часть среди добровольцев составили лица, не имеющие психологической чувствительности к факторам космической погоды.

Сравнивая особенности личностного реагирования в группах, отметим, что были выявлены как общие психологические черты, как и различия. К общим можно отнести преобладание продуктивных копинг-форм в когнитивной и эмоциональной сферах, причем в последней совпала даже совладающая форма: оптимизм. Кроме того, в поведенческой сфере среди продуктивных копинг-стилей лица из обеих групп отдавали предпочтение сотрудничеству. А результаты проективной методики продемонстрировали в качестве сходства у представителей обеих групп отрицание зигзага (то есть неприемлемость конфликтов, боязнь перемен, а также консервативность и рациональность).

Разница в психологических портретах в группах заключалась в том, что добровольцы, имеющие психологическую чувствительность к изменениям геомагнитной возмущенности, при построении собственного копинг-поведения существенно реже, чем те, кто этой чувствительностью не обладал, выбирали продуктивные копинг-стратегии, представители I группы чаще анализировали проблемы и реже озадачивались сохранением самообладания, чем добровольцы из II группы. Важно подчеркнуть, что среди неадаптивных эмоциональных копинг-стилей участники проекта с психологической чувствительностью к изменению факторов космической погоды (I группы) выбирали самые неблагоприятные, с точки зрения потенциального риска развития невротических состояний и психосоматической патологии, – подавление эмоций и самообвинение [11]. Лица без подобной чувствительности (II группы) чаще использовали непродуктивные эмоциональные копинг-формы, которые позволяли им не накапливать негатив в себе, а избавлялись от него путём эмоциональной разрядки, избегая тем самым того риска, которому были подвержены лица из I группы. Последние часто выбирают прямоугольник при психогеометрическом тестировании, что свидетельствует об их непоследовательности, непредсказуемости в своих поступках, неуверенности в себе и чрезмерной тревожности, а выбор круга и отрицание зигзага – об их общительности, доброте и стремлении избегать перемен и конфликтов. Добровольцы из II группы благодаря тому, что в меньшей степени, чем лица из I группы, накапливали в себе негативные эмоции, были более собраны, целеустремлены и успешны в решении своих ежедневных задач (что подтверждает преимущественный выбор треугольника в психогеометрическом тесте).

Выводы

  1. Лица, проживающие в средних широтах, с психологической чувствительностью к действию гелиогеомагнитных факторов встречались реже, чем добровольцы, не обладающие подобной чувствительностью (на этапе наблюдения 2016 г. в проекте «Гелиомед-2»).
  2. В группе добровольцев в зависимости от выявленной психологической чувствительности к изменениям геомагнитной возмущенности были установлены как общие личностные черты, так и различия. К общим можно отнести преобладание продуктивных копинг-реакций в когнитивной и эмоциональной сфере, а также стремление избегать конфликтов, ортодоксальность и прагматичность. Различия состоят в том, что добровольцы из I группы были менее эффективны в поведенческой совладающей сфере, а также не уверены в себе и благоприятном исходе текущих событий, чаще анализировали проблемы и подавляли свои эмоции, по сравнению с представителями II группы.
  3. Следовательно, лица, проживающие в средних широтах и обладающие психологической чувствительностью к изменениям геомагнитной возмущенности, нуждаются в психологической коррекции установленных изменений для снижения риска возникновения неврозов и психосоматической патологии.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

×

About the authors

A. I. Oskolkova

V.I. Razumovsky Saratov State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

MD, PhD, Professor, Professor of the Department of Propaedeutics of Internal Diseases

Russian Federation, Saratov

S. S. Parshina

V.I. Razumovsky Saratov State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

MD, PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Therapy with Courses of Cardiology, Functional Diagnostics and Geriatrics

Russian Federation, Saratov

N. A. Kargina

Saint-Petersburg State University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

postgraduate student of the Faculty of Medical Psychology

Russian Federation, Saint-Petersburg

Maxim A. Polidanov

V.I. Razumovsky Saratov State Medical University

Author for correspondence.
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7538-7412

sixth-year student, Medical Faculty

Russian Federation, Saratov

I. E. Kondrashkin

V.I. Razumovsky Saratov State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

sixth-year student, Medical Faculty

Russian Federation, Saratov

T. N. Afanasyeva

V.I. Razumovsky Saratov State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Therapy with Courses of Cardiology, Functional Diagnostics and Geriatrics

Russian Federation, Saratov

E. S. Olenko

N.G. Chernyshevsky Saratov National Research State University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

MD, PhD, Professor, Professor of the Department of Bases of Medicine and Medical Technologies of the Faculty of Fundamental Medicine and Medical Technologies

Russian Federation, Saratov

K. O. Belousova

Center of Psychological Care

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

clinical psychologist, psychoanalytical therapeutist

Russian Federation, Saratov

References

  1. Kameneva E.G. Vlijanie «Kosmicheskoj pogody» na psihofiziologicheskoe sostojanie zdorovyh ljudej bol'nyh IBS. Vestnik psihofiziologii 2016; (2): 37–44 (in Russian).
  2. Grigor'ev A.I., Makosko A.A. Ob issledovanijah vlijanija izmenenij pogody i klimata na zdorov'e cheloveka v programme Prezidiuma RAN: Fundamental'nye nauki – medicine. Zemlja i vselennaja 2009; 3: 20–26 (in Russian).
  3. Grigor'ev P.E. Biotropnoe vozdejstvie kosmicheskoj pogody. M.: Kiev 2010; 104–126 (in Russian).
  4. Oskolkova A.I., Parshina S.S., Kondrashkin I.E., Polidanov M.A., Karsakov V.A., Afanas'eva T.N., Samsonov S.N. Geomagnitnaja vozmushhennost' i risk razvitija psihosomaticheskih zabolevanij u dobrovol'cev srednih shirot proekta «Geliomed-2» v kontekste ih trevozhnosti. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Estestvennye i tehnicheskie nauki 2022; 11: 213–220 (in Russian).
  5. Parshina S.S., Afanas'eva T.N., Samsonov S.N., Manykina V.I. i dr. Vlijanie kosmicheskoj pogody na processy repoljarizacii miokarda dobrovol'cev v vysokih i srednih shirotah. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Serija: Medicinskie nauki 2016; 4 (in Russian).
  6. Biotropnoe vozdejstvie kosmicheskoj pogody (po materialam rossijsko-ukrainskogo monitoringa «Geliomed» 2003–2010). Pod red. M.V. Ragul'skoj. Moscow; Kiev; Saint-Petersburg: VVM 2010; 312 (in Russian).
  7. Kodochigova A.I., Parshina S.S., Samsonov S.N., Afanas'eva T.N., Olenko E.S. Obosnovanie metodologicheskih podhodov k ocenke vlijanija kosmicheskoj pogody na psihojemocional'noe sostojanie dobrovol'cev. Psihosomaticheskie i integrativnye issledovanija 2016; 2: 0105 (in Russian).
  8. Hanin Ju.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniju shkaly reaktivnoj i lichnostnoj trevozhnosti Ch.D. Spilbergera. L.: LNII FK 1976; 18 (in Russian).
  9. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es Geeignetes oder Ungeeignetes Coping? Psychoter Psychosom Med. Psychol. 1988; (1): 8–17.
  10. Alekseev A.A., Gromova L.A. Psihogeometrija dlja menedzherov. L. 1991; 168 (in Russian).
  11. Krajushkina N.A. Sootnoshenie social'no-psihologicheskoj adaptacii i koping-strategii u menedzherov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki 2017; 3 (74) (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (200KB)
3. Fig. 2

Download (257KB)
4. Fig. 3

Download (206KB)

Copyright (c) 2023 Oskolkova A.I., Parshina S.S., Kargina N.A., Polidanov M.A., Kondrashkin I.E., Afanasyeva T.N., Olenko E.S., Belousova K.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies