Readiness and attitude of medical students to health and recreational activities: priority assessment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Objective. To analyze the health level of students of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky on the basis of the respondents' subjective assessment of their well-being, as well as to assess the level of medical students` awareness about the methods of medical rehabilitation (health improvement) and the possibility to undergo it during studies at the educational institution.

Materials and methods. The study comprised data collection by means of an anonymous sociological survey (aimed at subjective assessment of well-being among medical students) using phones or tablets. 152 students of V.I. Razumovsky SSMU of all years and faculties participated in the survey. The survey was conducted using a specially created questionnaire in electronic format via Google Form. For mathematical processing, the results of the study were initially added to an electronic database; the results of the study were analyzed using the descriptive statistics method.

Results. It was determined during the study that most students assess their health as satisfactory and above average, while they often have chronic diseases, mainly those of the digestive organs, musculoskeletal, nervous and respiratory systems. It was also found out that the majority of students were familiar with various methods of medical rehabilitation, but not all of them had experience of using these methods.

Conclusions. Students are interested in rehabilitation methods and are willing to use them to improve their health, but most of the students are not aware of the recreational opportunities provided by the university and are eager to benefit from it for free and with a convenient schedule.

Full Text

Введение

Рекреационная терапия, также известная как оздоровление и терапевтический отдых, представляет собой систематический процесс, который использует отдых и другие мероприятия, основанные на активности, для удовлетворения оцененных потребностей людей с заболеваниями и/или инвалидизирующими состояниями как средство достижения психологического и физического здоровья, выздоровления и благополучия1. В отличие от медицинской реабилитации – комплекса мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и/или компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество, рекреация (оздоровление) направлена на работу с утомленным, но здоровым пациентом.

Студенты являются одной из групп, уязвимых для многих заболеваний, особенно хронических. К факторам, способствующим развитию заболеваний, относятся низкая физическая активность [1], повышенный поток научной информации, психоэмоциональное напряжение [2; 3] и другие воздействия внешней среды. Сохранение здоровья студентов является общемировой проблемой, в связи с чем ученые со всех континентов разрабатывают концепции для решения этого вопроса2 [4]. Одним из таких решений является организация многоуровневой и многокомпонентной модели консультативно-оздоровительного центра для учащейся молодежи [5], развитие здоровьесберегающих технологий в пределах университета [6]. Также для создания благоприятной среды для здоровьесбережения студентов, повышения их стрессоустойчивости в сложные периоды учебы проектируются кампусы с оздоровительными комплексами [7–10], создаются специализированные пешие маршруты в лесных зонах [11], разрабатывается городская инфраструктура для повышения физической активности [12]. Идея кампусной застройки является перспективным направлением в повышении физической активности студентов, что подтверждают данные исследований [13; 14]. Кроме того, одним из решений этой проблемы может явиться разработка системы рекреационного туризма в рамках университета [15–17].

Цель исследования – провести анализ уровня здоровья студентов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ) на основе субъективной оценки респондентами своего самочувствия, а также оценить уровень осведомлённости студентов-медиков о методах медицинской реабилитации (оздоровления) и о возможности ее реализации во время учебы в учебном заведении.

Материалы и методы исследования

Исследование включало в себя сбор данных при помощи анонимного социологического опроса (направленного на субъективную оценку самочувствия среди студентов-медиков) с использованием телефонов или планшетов. Опросом было охвачено 152 студента всех курсов и факультетов СГМУ им. В.И. Разумовского. Опрос проводился с использованием специально созданной анкеты в электронном формате через Google Form.

Разрешение на проведение исследования отражено локальным этическим комитетом (ЛЭК) Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (протокол ЛЭК № 2 от 02.02.2024). Исследование проводили при наличии добровольных информированных согласий пациентов в соответствии с декларацией о соблюдении международных, а также российских этических принципов и норм (выписка из протокола № 19 заседания комитета по биоэтике от 26 октября 2018 г.). Исследование выполнено в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (в ред. 2013 г.).

Для математической обработки результаты исследования изначально заносили в электронную базу данных; анализ результатов исследования проводился с использованием метода описательной статистики.

Результаты и их обсуждение

При изучении данных анкет выяснено, что основную группу респондентов составили лица женского пола (74,3 %). Среди опрошенных наибольшую возрастную группу составили лица в возрасте 20–22 лет (41,4 %) и 17–19 лет (33,6 %). Также в опросе приняли участие студенты в возрасте 23–25 лет (19,7 %), 26–30 лет (1,3 %) и старше 30 лет (3,9 %). Основную часть опрошенных составили студенты II (20,4 %), III (17,1 %), IV (17,1 %), VI (17,1 %) курсов, но также были студенты I (14,5 %), V (9,9 %) курса и ординаторы (3,9 %). Из них 57 % постоянно проживают в Саратовской области, 43 % прибыли в Саратовскую область на время учёбы.

Одним из главных вопросов, который послужил целью нашей научной работы, является выяснение состояния здоровья студентов. На вопрос «Как вы оцениваете своё здоровье?» большинство опрошенных ответили, что считают своё здоровье таким, «как у большинства людей» (49,3 %) и выше среднего (32,2 %). Также были те, кто оценивали своё здоровье ниже среднего (10,5 %) и отлично (7,9 %). Стоит отметить, что никто из респондентов не отметил своё здоровье как плохое. Большинство студентов сообщили, что имеют 1–2 хронических заболевания, среди которых лидировали заболевания органов пищеварения (28,8 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (17,1 %), расстройства нервной системы (14,5 %), заболевания органов дыхания (12,5 %) и сердечно-сосудистые расстройства (11,8 %). Также респонденты отмечали у себя заболевания эндокринной системы (7,9 %), болезни почек и мочевыводящих путей (4 %), органа зрения (3,2 %), слуха (0,7 %). При этом только треть (35,5 %) студентов отметили отсутствие каких-либо хронических заболеваний.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (НКВИ) также оставила свой след на здоровье студентов-медиков [18–22], что, несомненно, оказалось связанным с особенностями обучения (приближение теории к практике), а именно привлечением студентов к работе в качестве младшего и среднего медицинского персонала в условиях пандемии НКВИ [23; 24], а также с низкой физической активностью студентов в условиях самоизоляции [25–27]. Согласно полученным авторами данным, из числа опрошенных студентов 37,5 % имели подтверждённое инфицирование SARS-CoV-2, при этом 14,5 % были инфицированы неоднократно. К тому же 42,1 % студентов регистрировали наличие специфических симптомов, но НКВИ официально подтверждена не была. И лишь 20,4 % студентов отмечали, что никогда не болели НКВИ.

Нами была изучена осведомлённость студентов-медиков о методах медицинской реабилитации. Опрос показал, что подавляющее большинство студентов знакомы с такими методами воздействия, как лечебная физкультура (95,4 %), массаж (90,8 %), бальнеотерапия (73 %), грязелечение (75,7 %), гидротерапия (80,9 %), воздействие электрическими токами, в частности гальванизация, электрофорез, электросон, ДДТ, амплипульс, дарсонвализация, диатермия (82 %), воздействие электромагнитным полем, в частности магнитотерапия, УВЧ, индуктотермия, ДМВ, СМВ, КВЧ-терапия (73 %), воздействие электромагнитным излучением оптического диапазона, а именно лазер, ИК-излучение, УФ-излучение (68,4 %) и тепловые процедуры (66,4 %). При этом менее осведомлены студенты-медики оказались о климатотерапии (49,3 %) и рефлексотерапии (42,8 %). Также считаем важным уточнить, что респонденты отмечали, что основную информацию о методах реабилитации впервые узнавали на соответствующих учебных дисциплинах. Согласно опросу, из всех указанных выше методов на себе большинство будущих докторов испытывали массаж (60,5 %), лечебную физкультуру (46,1 %) и воздействие токами (35,5 %), при этом 21,1 % респондентов отметили, что никогда не пользовались никакими методами воздействия. При этом из студентов, которым проводилась данная терапия, 54,7 % опрошенных отметили незначительный эффект от терапии, 20,5 % – выраженный эффект, а 24,8 % не заметили каких-либо изменений. Однако 80,9 % опрошенных студентов отметили, что никогда не проходили медицинскую реабилитацию после перенесённого заболевания, а 65,8 % никогда не были в санатории. Из тех студентов, кто проходил реабилитацию, 61,8 % осуществляли терапию амбулаторно по месту жительства, 9 % – в санаториях Саратовской области, 11,8 % – в санаториях региона Кавказских Минеральных Вод, а 17,6 % – в санаториях других регионов России.

Согласно ответам студентов, 82,8 % из числа опрошенных хотели бы пройти санаторно-курортное лечение. При этом наиболее желанным местом лечения являются курорты Алтая и Крыма (по 47 %), Краснодарского края (43,7 %), Кавказских Минеральных Вод (39,1 %). Также 37,7 % студентов хотели бы пройти лечение за пределами России. Посетить санатории Саратовской области желают только 2 % опрошенных. Это связано в том числе с понятным желанием молодых людей путешествовать, узнавать новые места и с их высокой мобильностью.

В ходе исследованиями была также проведена оценка уровня осведомлённости студентов СГМУ им. В.И. Разумовского о методах рекреации, которые предоставляет университет. Опрос показал, что большинство учащихся (68,4 %) никогда не слышали о возможностях рекреации на базах университета и не задавались таким вопросом. Среди тех студентов, кто проходил рекреацию на университетских локациях, наибольшим спросом пользовались Физкультурно-оздоровительный комплекс (26,6 %), лыжная база СГМУ (21,9 %), база отдыха Чардым (12,5 %). Также студенты проходили лечение в кабинете психологической консультации (7,8 %), клинике профессиональной патологии амбулаторно (4,7 %) и стационарно (4,7 %) и в других клиниках СГМУ (6,3 %).

Студентам был задан вопрос, хотели бы они, чтобы университет предоставлял больше возможностей после прохождения рекреации, на что большинство опрошенных (95,4 %) ответили положительно. При этом из числа проинтервьюированных четверть (25,2 %) согласны проходить рекреацию только бесплатно, 24,5 % при удобном расписании, 15,2 % готовы проходить дважды в год во время каникул, 13,2 % – один раз в год, 6 % готовы проходить в течение года во время выходных. Среди причин нежелания проходить рекреацию студенты называют отсутствие свободного времени (45,5 %), высокую стоимость манипуляций / терапии (25 %), сомнение в квалификации специалистов (13,6 %), отсутствие веры в эффект (13,6 %), далекое расположение баз (6,8 %).

В целом отношение студентов к оздоровительно-рекреационной деятельности положительное. Практически все студенты-медики (а именно 96 % опрошенных) отмечают её важность в выздоровлении и необходимость применения в зависимости от показаний. В качестве предложений по популяризации рекреации у студентов респонденты предлагают создание отдельной студенческой поликлиники с отделением восстановительной медицины и рекреационными зонами, предоставление льгот для студентов при оплате баз и центров отдыха, физкультурно-оздоровительных центров и комплексов, информирование студентов о наличии методов и возможностей рекреации (оздоровления) в университете и обучение техниками их использования.

Выводы

В ходе исследования было установлено, что большинство студентов оценивают своё здоровье как удовлетворительное и выше среднего, при этом у них часто встречаются хронические заболевания, преимущественно связанные с органами пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервной и дыхательной системами. Также большинство студентов знакомы с различными методами воздействия в рамках медицинской реабилитации, однако не все из них имели опыт использования этих методов. Студенты проявляют интерес к методам реабилитации и готовы воспользоваться ими для улучшения своего здоровья, однако большинство студентов СГМУ им. В.И. Разумовского не осведомлены о возможностях рекреации, предоставляемых университетом. Большинство студентов выразили желание проходить рекреацию бесплатно и с удобным расписанием.

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

 

1 American Therapeutic Recreation Association (ATRA). 2019, available at: https://clck.ru/38ZT26 (дата обращения: 05.02.2024); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 788Н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».

2 Edmonton Charter on Health Promoting Universities and Institutions of Higher Education. – 28.02.2006, available at: https://healthycampuses.ca/wp-content/uploads/
2015/01/2005_Edmonton _Charter_HPU.pdf.

×

About the authors

Yu. N. Belyaeva

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8893-1907

Assistant of the Department of Polyclinic Therapy, General Medical Practice and Preventive Medicine

Russian Federation, Saratov

R. R. Usmanov

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-9142-6821

Resident in Therapy

Russian Federation, Saratov

Ya. I. Frolova

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-0776-3176

Resident in Obstetrics and Gynecology

Russian Federation, Saratov

M. A. Polidanov

University «Reaviz»

Author for correspondence.
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7538-7412

research department specialist, assistant of the Department of Biomedical Disciplines

Russian Federation, Saint Petersburg

K. A. Belyaev

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-6869-1579

1st-year Student of the Medical Faculty

Russian Federation, Saratov

K. A. Volkov

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3803-2644

3rd-year Student of the Medical Faculty

Russian Federation, Saratov

D. R. Yakupova

Bashkir State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4776-6896

6th-year Student of the Medical Faculty

Russian Federation, Ufa

M. A. Kisurina

Samara State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-9070-5802

Resident in Pediatrics

Russian Federation, Samara

N. A. Lubochnikov

Samara State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4099-3372

5th-year Student of the Institute of Clinical Medicine

Russian Federation, Samara

M. A. Danielyan

Samara State Medical University

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-3945-9000

5th-year Student of the Institute of Clinical Medicine

Russian Federation, Samara

References

  1. Kljajević V., Stanković M., Đorđević D., et al. Physical Activity and Physical Fitness among University Students – A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022; 19 (1): 158.
  2. Беляева Ю.Н. Оценка социально-гигиенических факторов, влияющих на состояние здоровья и заболеваемость студентов вузов. Социальные аспекты здоровья населения 2024; 70 (2) / Belyaeva Y.N. Assessment of socio-hygienic factors affecting the state of health and morbidity of university students. Social aspects of public health 2024; 70 (2) (in Russian).
  3. Полиданов М.А., Волков К.А., Беляева Ю.Н. Самооценка здоровья студентов-медиков как метод изучения частоты встречаемости факторов кардиоваскулярного риска. В сборнике: Студенческая медицинская наука XXI века. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Витебск, 2023 / Polidanov M.A., Volkov K.A., Belyaeva Y.N. Self-assessment of health of medical students as a method of studying the frequency of cardiovascular risk factors. In collection: Student medical science of XXI century. Materials of XXIII International Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists. Vitebsk, 2023 (in Russian).
  4. Беляева Ю.Н., Пискарева В.А., Маленова А.Ю., Полиданов М.А., Мясникова А.С., Волков К.А., Зекиев С.Р., Бакарова А.З., Павленко А.И., Джабраилова Х.С., Бисултановой Т.Б., Чинаева Л.Ш-М. Опыт интеграции бережливых технологий в систему управления качеством медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Пермский медицинский журнал 2024; 4 / Belyaeva Y.N., Piskareva V.A., Malenova A.Y., Polidanov M.A., Myasnikova A.S., Volkov K.A., Zekiev S.R., Bakarova A.Z., Pavlenko A.I., Dzhabrailova H.S., Bisultanova T.B., Chinaeva L.Sh-M. Experience of integrating lean technologies into the quality management system of a medical organization providing primary medical and sanitary care. Perm Medical Journal 2024; 4 (in Russian).
  5. Зуйкова А.А., Петрова Т.Н., Красноруцкая О.Н. Причинно-следственная связь образа жизни студентов медицинского вуза с общей заболеваемостью. Вестник новых медицинских технологий 2013; 1: 75 / Zuikova A.A., Petrova T.N., Krasnorutskaya O.N. Causal relationship of lifestyle of students of medical school with general morbidity. Bulletin of new medical technologies 2013; 1: 75 (in Russian).
  6. Мугаттарова Э.Р. Формирование здоровьесберегающей среды технического вуза с использованием метода стратегического планирования. Казанский педагогический журнал 2019; 1 (132): 20–24 / Mugattarova E.R. Formation of health-saving environment of technical university using the method of strategic planning. Kazan Pedagogical Journal 2019; 1 (132): 20–24 (in Russian).
  7. Коврига А.А. Велоархитектура как элемент университетского кампуса, поддерживающего здоровье. Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 170-летию со дня рождения В.Г. Шухова: сборник докладов, Белгород, 16–17 мая 2023 года. Белгород: Издательство Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова 2023; 202–206 / Kovriga A.A. Veloarchitecture as an element of the university campus supporting health. International Scientific and Technical Conference of Young Scientists of V.G. Shukhov State Technological University dedicated to the 170th anniversary of V.G. Shukhov: collection of Reports, Belgorod, May 16–17, 2023. Belgorod: Publishing house of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov 2023; 202–206 (in Russian).
  8. Илькевич Т.Г., Медведкова Н.И. Основные направления физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц в условиях кампуса. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2015; 12 (130): 94–99 / Ilkevich T.G., Medvedkova N.I. Main directions of physical culture and health-improving work of female students-artists in campus conditions. Scientific notes of P.F. Lesgaft University 2015; 12 (130): 94–99 (in Russian).
  9. Синельникова М.А. Зарубежный опыт управления образовательной инфраструктурой: лучшие мировые практики управления кампусами на примере Калифорнийского университета в Сан-Диего и Санта-Барбаре. Форум молодых ученых 2017; 6 (10): 1599–1603 / Sinelnikova M.A. Foreign experience of educational infrastructure management: best international practices of campus management on the example of the University of California, San Diego and Santa Barbara. Young Scholars Forum 2017; 6 (10): 1599–1603 (in Russian).
  10. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Досов С.В., Дудыкина И.В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции. Современные наукоемкие технологии 2019; 6: 131–135 / Belyaeva Y.N., Shemetova G.N., Dosov S.V., Dudykina I.V. Psychological profile of student youth: stress level and possibilities of its correction. Sovremennye naukoyemkie tekhnologii 2019; 6: 131–135 (in Russian).
  11. Bang K.S., Lee I., Kim S., et al. The Effects of a Campus Forest-Walking Program on Undergraduate and Graduate Students' Physical and Psychological Health. International journal of environmental research and public health 2017; 14 (7): 728.
  12. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Тян Э.А., Врабие Е.Е., Ашевский В.В. Оценка возможности повышения физической активности студенческой молодежи путем использования разработанной организационно-функциональной модели. Психология. Спорт. Здравоохранение: сборник избранных статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 июня 2020 года. СПб.: Издательство Частного научно-образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ» 2020; 9–11 / Belyaeva Y.N., Shemetova G.N., Tyan E.A., Vrabie E.E., Ashevsky V.V. Evaluation of the possibility of increasing physical activity of student youth by using the developed organizational and functional model. Psychology. Sport. Zdravookhranenie: a collection of selected articles on the materials of the International Scientific Conference, St. Petersburg, June 29, 2020. St. Petersburg: Publishing house of the Private scientific and educational institution of additional professional education Humanitarian National Research Institute «NACRAZVITIE» 2020; 9–11 (in Russian).
  13. Butler C.E., Clark B.R., Burlis T.L., et al. Physical Activity for Campus Employees: A University Worksite Wellness Program. Journal of physical activity & health 2015; 12 (4): 470–476.
  14. Lu Z., Li Z., Mao C., et al. Correlation between Campus-Built Environment and Physical Fitness in College Students in Xi'an-A GIS Approach. International journal of environmental research and public health 2022; 19 (13): 7948.
  15. Стрижкова И.В., Федорова О.Е. Рекреационный туризм как форма активного отдыха студентов в рамках здорового образа жизни. Инновации. Наука. Образование 2021; 31: 1473–1483 / Strizhkova I.V., Fedorova O.E. Recreational tourism as a form of active recreation of students in the framework of healthy lifestyle. Innovations. Science. Education 2021; 31: 1473–1483 (in Russian).
  16. Коткова А.В., Айдарова Г.Н., Сулейманов А.М. Архитектурное формирование рекреационно-оздоровительной среды в условиях Республики Татарстана. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета 2023; 3 (65): 185–199 / Kotkova A.V., Aidarova G.N., Suleymanov A.M. Architectural formation of recreational and health-improving environment in the conditions of the Republic of Tatarstan. Izvestiya Kazan state architectural and construction university 2023; 3 (65): 185–199 (in Russian).
  17. Тихонов С., Асюнина О., Горбунова И. Внедрение системы здорового питания в кампус Пензенского государственного университета. От зеленого кампуса – к зеленому городу. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета 2022; 420–435 / Tikhonov S., Asyunina O., Gorbunova I. Introduction of healthy food system in the campus of Penza State University. From green campus to green city. Penza: Penza State University Publishing House 2022; 420–435 (in Russian).
  18. Сергеева В.А., Липатова Т.Е. Изменение образа жизни студентов-медиков в период пандемии COVID-19. Качественная клиническая практика 2022; 1: 64–71 / Sergeeva V.A., Lipatova T.E. Changes in the lifestyle of medical students during the COVID-19 pandemic. Qualitative Clinical Practice 2022; 1: 64–71 (in Russian).
  19. Беляева Ю.Н., Полиданов М.А., Кудашева Л.Р. и др. Изучение самооценки здоровья и факторов кардиоваскулярного риска у студентов-медиков. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования 2023; 3: 86–90 / Belyaeva Y.N., Polidanov M.A., Kudasheva L.R. et al. Study of self-assessment of health and cardiovascular risk factors in medical students. Medina. Sociology. Philosophy. Applied Research 2023; 3: 86–90 (in Russian).
  20. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Бабошкина Л.С., Гайдарова Д.С. Динамика психологического статуса студентов медицинского вуза при дистанционном профессиональном обучении в условиях пандемии коронавируса. Современные проблемы науки и образования 2021; 1: 44 / Belyaeva Y.N., Shemetova G.N., Baboshkina L.S., Gaidarova D.S. Dynamics of psychological status of medical university students at distance professional training in conditions of coronavirus pandemic. Modern problems of science and education 2021; 1: 44 (in Russian).
  21. Zolotareva A., Belousova S., Danilova I., Tseilikman V., Lapshin M. et al. Somatic and psychological distress among Russian university students during the COVID-19 pandemic. International journal of psychiatry in medicine 2023; 58 (2): 119–129.
  22. Комар Я.В., Новак И.Ю. Анализ динамики заболеваемости COVID-19 среди студентов-медиков. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 95-летию со дня рождения профессора Маслакова Дмитрия Андреевича, Гродно, 28–29 апреля 2022 года. Гродно: Издательство Гродненского государственного медицинского университета 2022; 67–70 / Komar Y.V., Novak I.Y. Analysis of COVID-19 morbidity dynamics among medical students. Collection of materials of the republican scientific-practical conference of students and young scientists, dedicated to the 95th anniversary of the birth of Professor Maslakov Dmitry Andreevich, Grodno, April 28–29, 2022. Grodno: Publishing house of Grodno State Medical University 2022; 67–70 (in Russian).
  23. Шевченко С.С., Герасимова Т.А., Бурдакова А.М. Анализ заболеваемости студентов медицинского вуза до и в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Менеджер здравоохранения 2023; 3: 66–73 / Shevchenko S.S., Gerasimova T.A., Burdakova A.M. Analysis of morbidity of medical school students before and during the pandemic of a new coronavirus infection COVID-19. Health Care Manager 2023; 3: 66–73 (in Russian).
  24. Ткаченко Н.В., Абаева А.Б., Червонный М.О., Кивва А.А. Определение показателей психического здоровья студентов-медиков, работающих в сфере здравоохранения в условиях пандемии COVID-19. StudNet 2021; 4 (1): 39 / Tkachenko N.V., Abaeva A.B., Chervonny M.O., Kivva A.A. Determination of mental health indicators of medical students working in the health care sector in conditions of pandemic COVID-19. StudNet 2021; 4 (1): 39 (in Russian).
  25. Мальцев Д.Н., Лебедева Д.Д. Двигательная активность студентов медицинского вуза в период пандемии COVID-19. Общество. Наука. Инновации (НПК-2021): сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т., Киров, 12–30 апреля 2021 года. Киров: Издательство Вятского государственного университета 2021; 1: 375–380 / Maltsev D.N., Lebedeva D.D. Motor activity of medical university students during the COVID-19 pandemic. Society. Science. Innovations (NPK-2021): collection of articles of XXI All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 vol. Kirov, April 12–30, 2021. Kirov: Vyatka State University Publishing House 2021; 1: 375–380 (in Russian).
  26. Bertocchi L., Vecchio R., Sorbello S., Correale L., Gentile L. et al. Impact of the COVID-19 pandemic on physical activity among university students in Pavia, Northern Italy. Acta bio-medica: Atenei Parmensis 2021; 92 6): e2021443.
  27. Орлова И.И. Физическая активность студентов-медиков в период пандемии COVID-19. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация 2021; 6 (3): 13–17 / Orlova I.I. Physical activity of medical students during the COVID-19 pandemic. Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation 2021; 6 (3): 13–17 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.