Complex treatment efficiency, analyzed in children with congenital cleft lip and palate, using international classification of functioning

Cover Page

Abstract


Aim. To determine the structure of functional disorders and their dynamic changes in children with congenital cleft lip and palate from the position of International Classification of Functioning.

Materials and methods. The indices, included into International Classification of Functioning, were assessed in 77 children (age range 1 to 6 years) with congenital cleft lip and palate, who received a complex five-stage therapy.

Results. Direct correlation between the type of cleft and the value of disorders in classification constituents “function” and “structure” was revealed. Thus, in patients with bilateral cleft lip and palate, disorders of functions reached 82 %, in children with one-sided cleft lip and palate – 45 %. In children of group I, more marked structural disorders were observed, forming from 24 to 96 %, in children of groups 2 and 3 – from 5 to 49 %. In children with bilateral cleft lip and palate, there were observed more marked abnormalities in the category “activity and participation” (25–95 %) compared to children of groups 2 and 3 (0–24 %).

Conclusions. Application of International Classification of Functioning for children with congenital cleft lip and palate shows a wide range of the assessed functional disorders and the possibility of using it for dynamic analysis of efficiency and treatment.


 Введение

На сегодняшний день диагностика и лечение детей с врожденной расщелиной губы и нёба (ВРГН) являются актуальными вопросами стоматологии, поскольку выходят за рамки медицинской проблематики и приобретают социальный и экономический характер. Данный врождённый порок является не только косметическим, но и функциональным, приводит к инвалидизации ребёнка с момента рождения и до момента полного восстановления функции артикуляционного аппарата и утраченных социальных функций [1, 5, 6]. В настоящее время большое внимание уделяется оптимизации и качеству медицинской помощи населению, которые опосредованно сказываются на уровне стоматологической культуры детей и их родителей [2].

Поэтому сегодня наряду с международной классификацией болезней (МКБ) актуально применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), поскольку совместная информация, относящаяся к диагнозу и функционированию, дает более широкую и значимую картину показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем [3, 10]. Применение МКФ всеми специалистами, задействованными в сфере реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области (ЧЛО), позволит им говорить «на одном языке», повысит эффективность лечения и улучшит качество жизни данной категории детей.

Цели исследования – определение структуры нарушенных функций и динамики их изменения у детей с ВРГН с позиции МКФ.

Материалы и методы исследования

Сначала производилось определение набора доменов МКФ, имеющих отношение к детям с ВРГН, из составляющих классификации: «функции и структуры организма», «активность и участие» и «факторы окружающей среды» с использованием ICF browser. Затем оценку набора доменов производили при клиническом обследовании 77 детей с ВРГН (1–6 лет), получающих комплексную пятиэтапную терапию. Как видно из табл. 1, врождённая расщелина губы и нёба правосторонняя встречалась в 31,2 % случаев (1-я группа), левосторонняя – в 41,6 % (2-я группа), двусторонняя – в 27,3 % случаев (3-я группа). Статистическая обработка клинического материала проводились с использованием прикладных программ Microsoft Excel 2010 и SPSS Statistics 17.0.

Структура МКФ включает составляющие здоровья человека, которые содержат домены (сферы проявления признаков здоровья) и параметры (характеризующие позитивный или негативный аспекты). Таким образом, выделены показатели здоровья (состояние функций и структур организма) и показатели, связанные со здоровьем человека (активность и участие в реальной жизненной ситуации). Составляющие, классифицируемые в МКФ, измеряются с помощью единой шкалы, которая приведена в табл. 2. В составляющей «факторы окружающей среды» используются определители с негативной или позитивной шкалой, отражающие выраженность влияния фактора на человека с ограниченными возможностями здоровья. Разделитель «точка» указывает на барьеры, а ее замена на знак «плюс» указывает на облегчающие факторы [8, 9].

В табл. 3 представлен разработанный оценочный дисплей МКФ для детей с ВРГН, в котором выделены коды для составляющих классификации и соответствующие определители. С помощью данного инструмента анализировались различия выраженности нарушений в определителях МКФ у пациентов в динамике лечения.

 

Таблица 1. Распределение пациентов по полу и виду врождённой патологии

ВРГН

МКБ

Мальчики

Девочки

Коли-чество

абс.

 %

Левосторонняя

Q37,5

17

13

32

41,6

Правосторонняя

Q37,5

11

12

24

31,2

Двусторонняя

Q37,4

15

9

21

27,3

Всего

56 %

44 %

77

100

 

Таблица 2. Градация определителей МКФ

Качественный определитель

Количественный определитель

0 – нет проблем

1 – легкие проблемы

2 – умеренные проблемы

3 – тяжелые проблемы

4 – абсолютные проблемы

8 – не определено

9 – не применимо

0–4 %

5–24 %

25–49 %

50–95 %

96–100 %

 

Таблица 3. Оценочный дисплей МКФ для детей с ВРГН

Составляющие МКФ

Определитель МКФ

Функции

 

0

1

2

3

4

НО

НП

b28010

Боль в голове и шее

 

 

 

 

 

 

 

 

b320

Функции артикуляции

 

 

 

 

 

 

 

b5100

Сосание

 

 

 

 

 

 

 

b5101

Кусание

 

 

 

 

 

 

 

b5102

Жевание

 

 

 

 

 

 

 

b5103

Обработка пищи во рту

 

 

 

 

 

 

 

b51050

Глотание через рот

 

 

 

 

 

 

 

Структуры

 

0

1

2

3

4

НО

НП

s3108

Структура носа, другая уточненная

 

 

 

 

 

 

 

 

s3200

Зубы

 

 

 

 

 

 

 

s3201

Десны

 

 

 

 

 

 

 

s32020

Твердое нёбо

 

 

 

 

 

 

 

s32021

Мягкое нёбо

 

 

 

 

 

 

 

s32040

Верхняя губа

 

 

 

 

 

 

 

Активность и участие

 

0

1

2

3

4

НО

НП

d330

Речь

 

 

 

 

 

 

 

 

d5201

Уход за полостью рта

 

 

 

 

 

 

 

d550

Прием пищи

 

 

 

 

 

 

 

Окончание табл. 3

Составляющие МКФ

Определитель МКФ

d7600

Отношения родители – дети

 

 

 

 

 

 

 

 

d7601

Отношения дети – родители

 

 

 

 

 

 

 

d815

Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

Факторы окружающей среды

+4

+3

+2

+1

0

1

2

3

4

НО

НП

e355

Профессиональные медицинские работники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e1151

Вспомогательные изделия для личного пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e310

Семья и ближайшие родственники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e325

Знакомые, сверстники, коллеги, соседи и члены сообщества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Результаты и их обсуждение

Несмотря на наличие у больных обеих групп врожденной расщелины, были выявлены различия между группами в составляющих «функции и структуры организма», «активность и участие» и «факторы окружающей среды». Так, у детей 1-й группы выделены 7 нарушенных параметров в составляющей классификации «функции», 6 – в составляющей «структуры» и 6 в составляющей «активность и участие». У детей 2-й и 3-й групп количество нарушенных параметров составило 4, 5 и 3 в соответствующих составляющих классификации. В отношении факторов окружающей среды 4 выделенных параметра оценивались как барьеры у детей 1-й группы и 1 параметр был барьером у детей 2-й и 3-й групп.

Прослеживается двусторонняя умеренная прямая корреляционная связь между типом расщелины и величиной нарушенных функций (r = 0,663 при p ≤ 0,01), а также сильная прямая корреляционная связь между типом расщелины и степенью нарушения структур ЧЛО (r = 0,765 при p ≤ 0,01). Так, у пациентов с двусторонней ВРГН нарушения функций достигали 82 %, с односторонней – 45 %. У детей 1-й группы наблюдались более выраженные структурные нарушения (от 24 до 96 %), у детей 2-й и 3-й групп – от 5 до 49 %. Также у детей с двусторонней ВРГН выявлены более выраженные нарушения категорий «активности и участия» (25–95 %) по сравнению с детьми 2-й и 3-й групп (0–24 %), что в основном проявляется при оценке бытовой жизни и главных сфер жизни. Была отмечена положительная динамика изменения состояния на примере выраженности нарушенных функций, структур и категорий «активности и участия» у детей в 1–4 года и 4–6 лет после проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. Так, количество доменов нарушенных структур, функций, активности и участия и степень этих нарушений уменьшается в 2 раза (p < 0,05). Кроме того, отмечается большее количество облегчающих факторов в составляющей классификации «факторы окружающей среды» у детей с двусторонней ВРГН.

Выводы

На сегодняшний день изучение показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем, оценка качества жизни соотносятся с основными трендами развития современной стоматологии, анализ которых даст оценку эффективности проводимого лечения, позволит увидеть полную клиническую картину болезни, определить приоритетные проблемы, улучшить взаимодействие врача и пациента [4, 7]. МКФ у детей с врожденной патологией ЧЛО позволяет оценить нарушенные функции с возможностью ее использования в динамике для анализа эффективности проводимого лечения.

L. I. Aleksandrova

Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University

Author for correspondence.
Email: alexandrova_lar@mail.ru

Russian Federation, 26, Petropavlovskay street, Perm, 614000

ординатор кафедры детской стоматологии и ортодонтии

  1. Гвоздёва Ю.В., Царькова О.А., Данилова М.А. Оценка гармоничности профиля лица у детей при различных видах миофункциональных нарушений. Казанский медицинский журнал 2010; 2: 173-176.
  2. Данилова М.А., Мачулина Н.А., Залазаева Е.А. Опыт совместной работы кафедры детской стоматологии и ортодонтии ПГМА и КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов». Стоматология детского возраста и профилактика 2013; 1 (44): 70-72.
  3. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Женева: ВОЗ 2001; 342.
  4. Царькова О.А., Данилова М.А. Оценка результатов комплексного лечения детей с нарушением носового дыхания. Ортодонтия 2007; 3: 83.
  5. Чуйкин С.В., Давлетшин Н.А., Аверьянов С.В., Чуйкин О.С. Врождённая расщелина верхней губы и нёба. Уфа 2011; 6-7.
  6. Шарова Т.В., Симановская Е.Ю. Ортопедический способ устранения врожденного дефекта твердого и мягкого неба у детей с одно- и двусторонней расщелиной. Пермь 1983; 4-5.
  7. Divya N.U., Guru P.R., Raj K.M., Arun K.S. Impact of educational and socioeconomic status of parents on healthcare access in cleft patients. Journal of Cleft Lip Palate and Craniofacial Anomalies 2017; 4: 109-113.
  8. Gkantidis N., Papamanou D.A., Karamolegkou M., Dorotheou D. Esthetic, functional, and everyday life assessment of individuals with cleft lip and/or palate. BioMed Research International 2015; Article ID 510395.
  9. Sri Ram R.M., Subramaniyan B., Roopa N. Studying the impact of cleft of lip and palate among adults using the International Classification of Functioning, Disability and Health framework. Journal of Cleft Lip Palate and Craniofacial Anomalies 2017; 4: 125-137.
  10. Tesch F.C., Oliveira B.H., Leão A. Measuring the impact of oral health problems on children's quality of life: conceptual and methodological issues. Cad Saúde Pública 2007; 23(11): 2555-2564.

Views

Abstract - 152

PDF (Russian) - 156

Cited-By


PlumX


Copyright (c) 2018 Aleksandrova L.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies