Формирование в молодежной среде ценностей материнства, отцовства, ответственного родительства для сохранения репродуктивного здоровья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Трансляция опыта реализации проекта Благотворительного фонда «Дорога к дому» «Семья – это важно!» в г. Череповце Вологодской области для формирования в молодежной среде ценностей материнства, отцовства, ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения.

Материалы и методы. Изучение проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодежи осуществлялось согласно данным открытых источников информации и на основе личного опыта авторов. Проведено шесть обучающих семинаров с привлечением специалистов в области психосексуального развития детей и подростков. Обучение прошли 125 специалистов, работающих в сфере образования и здравоохранения. Для диагностики готовности слушателей к реализации обучающей программы было проведено анкетирование. По итогам обучения было разработано методическое пособие, которое прошло апробацию во всех школах г. Череповца.

Результаты. Выяснено, что подготовка молодежи г. Череповца к будущей семейной жизни выступает неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающих поколений. Имеется необходимость в комплексном подходе к процессу подготовки молодых людей к семейной жизни. Показано, что на этапе школьного обучения особое значение приобретают специальные программы по знакомству подрастающего поколения с вопросами создания собственной семьи в будущем и выполнению обязанностей родителя по воспитанию детей. Установлено, что разработка и внедрение в практику образовательных учреждений специальных программ по пропаганде ценностного отношения к семье и браку, важности материнства и отцовства, супружества, сохранения репродуктивного здоровья может повлиять на формирование новой системы семейных ценностей в условиях современного общества.

Выводы. В рамках модели сетевого взаимодействия специалистов по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, ответственного родительства, супружества показана необходимость сохранения репродуктивного здоровья у молодежи и повышения грамотности в вопросах полового воспитания.

Полный текст

Введение

Известно, что современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами. В то же время демографами, в частности А.И. Антоновым в интервью порталу «Демография» [1], заявляется не столько экономическая причина демографического кризиса, сколько моральная и духовно-нравственная, основанная на кризисе института семьи и семейных ценностей.

Анализ современной социокультурной ситуации в России свидетельствует о нарастающем психологическом кризисе института семьи, признаками которого являются увеличение количества разводов, распространенность гражданских браков, появление девиантных форм родительства, смешение семейных ролей, а также отказ от родительства в целом [2].

В настоящее время появляются новые тенденции в отношении к родительству, которые характеризуются сдвигом традиционных возрастных границ рождения первого ребенка и появлением новой стадии возрастного развития, следующей за юношеским периодом, – так называемый emergingadulthood (18–25 лет). Считается, что первоочередной задачей в данном возрастном периоде является поиск себя, экспериментальная смена профессиональной и творческой деятельности при сохранении материальной и эмоциональной зависимости от родителей. При этом создание собственной семьи и рождение первого ребенка откладывается молодыми людьми на неопределенную перспективу и не рассматривается в качестве обязательного компонента пути саморазвития [3].

Тем не менее на пути сохранения репродуктивного здоровья молодежи имеются положительные тенденции в сфере полового воспитания. Так, в Тюменской области достигнуты конкретные результаты по снижению гинекологической заболеваемости несовершеннолетних, по уменьшению числа прерываний беременности среди девушек в возрасте до 18 лет. Решение проблемы сохранения репродуктивного здоровья у школьников и молодежи авторами видится в формировании культа здорового образа жизни и создания эффективных условий для своевременного выявления и лечения у несовершеннолетних гинекологических заболеваний [4]. В крупном промышленном городе Перми реализуются информационно-образовательные программы по охране репродуктивного здоровья среди школьников и студентов. Эти программы признаны высокоэффективными в плане сохранения репродуктивного здоровья. В рамках программ прочитано более 800 лекций с количеством слушателей более 20 тыс. человек. Достигнуто снижение количества абортов в группе молодежи 15–17 лет на 76,5 %, а уменьшение числа прерываний беременности в возрастной группе 18–19 лет снижено на 71,2 % [5]. В другом исследовании пермских специалистов дана оценка информированности старшеклассников о рисках репродуктивного здоровья. Установлено, что учащиеся старших классов г. Перми хорошо знают понятие «репродуктивное здоровье» и причины его нарушения с возрастом. Кроме того, у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний о репродуктивном здоровье и заинтересованности в изучении вопросов контрацепции. В статье высказано мнение о необходимости продолжения работы в направлении информированности старшеклассников по вопросам социальной значимости данной проблемы, по уделению внимания работе с родителями в плане сохранения репродуктивного здоровья школьников [6].

На основании российского исследования «Ценностные ориентации современной молодежи», проведенного в 2017 г. коллективом авторов ФГБОУ «Государственный университет управления», для 78 % молодежи «создание крепкой семьи» – главная жизненная цель. Но статистика браков и разводов в России, к сожалению, демонстрирует обратное. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что за последние несколько лет количество браков существенно уменьшилось, но при этом значительно возросло количество разводов. В 2020 г. в Российской Федерации официально разошлись 564 033 пары, а в 2021 узы брака расторгли уже 644 207 семей (4,4 на 1000 человек населения). Практически два из трех браков, заключенных в Вологодской области, завершаются разводом. По данным отдела ЗАГС г. Череповца в городе ежегодно на 100 браков приходится 60 разводов. Часто вступление в брак ассоциируется лишь с романтической церемонией, и при этом готовность к семейной жизни и осознание своей роли в семье у молодых супругов отсутствует или неправильно сформировано. Необходимо иметь в виду, что 60 % браков расторгаются в первые пять лет совместной жизни супругов. Молодые люди часто не обладают необходимыми навыками и знаниями в построении отношений, не видят примеров благополучных семей, не могут получить поддержку и помощь от общества и структур, занимающихся проблемами семьи.

В российских школах нет регулярных программ, нацеленных на приобретение молодежью навыков успешной взрослой жизни с позиции воспитания и формирования примера осознанного супружества и родительства. А для создания позитивного опыта в области семейных отношений одних лишь усилий родительской семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности образовательных учреждений. Ведь именно подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций человека, в том числе – ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому также важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представление о ней как социально-значимой ценности.

В школах г. Череповца Вологодской области с 2018 г. реализуется городская профилактическая программа «Репродуктивное здоровье молодежи». Специалисты-медики (врачи – гинекологи, урологи, инфекционисты, дерматовенерологи, наркологи) проводят среди десятиклассников интерактивные занятия, направленные на повышение уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья и профилактику заболеваний. В итоге за пять лет реализации программы (2018–2022 гг.) интерактивные занятия по темам сохранения репродуктивного здоровья ежегодно проходили в 34 школах, и, таким образом, было проведено 757 занятий для 5880 учащихся.

Благодаря поддержке Благотворительного фонда «Дорога к дому» (далее БФ «Дорога к дому») в 2020 г. профилактическую программу «Репродуктивное здоровье молодежи» удалось расширить и дополнить важным направлением работы – обучением специалистов сферы детства методам работы со старшеклассниками и их родителями в вопросах формирования представлений о будущем родительстве, отцовстве, материнстве, позитивного отношения к семейным ценностям, конструктивного отношения к созданию семьи, сохранению репродуктивного здоровья.

Цель исследования – трансляция опыта реализации проекта БФ «Дорога к дому» «Семья – это важно!», создание комплексной программы для специалистов, работающих со старшеклассниками и их родителями, по сохранению репродуктивного здоровья, формированию репродуктивных установок, представлений о будущем родительстве и супружестве, здоровых полноценных отношений в семье.

Задачи проекта:

  1. Повышение профессиональных компетенций специалистов целевой группы в вопросах формирования репродуктивных установок, представлений о будущем родительстве, супружестве, нравственных, межполовых отношений у старшеклассников.
  2. Повышение профессионального уровня специалистов целевой группы при работе с родителями старшеклассников в вопросах полового воспитания.
  3. Разработка методических материалов для проведения занятий специалистами сферы образования и здравоохранения со школьниками и родителями.
  4. Формирование позитивных установок на создание семьи в будущем, целостных представлений учащихся о здоровом материнстве и отцовстве как неотъемлемых составляющих успешной социализации современного человека.
  5. Повышение грамотности родителей в сфере полового воспитания подростков.
  6. Создание программы и модели сетевого взаимодействия специалистов различных ведомств по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, ответственного родительства, супружества, сохранения репродуктивного здоровья.

Материалы и методы исследования

Выявление проблем в вопросах сохранения репродуктивного здоровья в молодежной среде осуществлялось согласно данным открытых источников информации и на основе личного опыта авторов статьи. В 2020–2021 гг. специалистами в области репродуктивного здоровья на базе БФ «Дорога к дому» дистанционно проведено шесть обучающих семинаров с привлечением ведущих экспертов в области психосексуального развития детей и подростков, сохранения репродуктивного здоровья, формирования ценностей семьи и ответственного родительства. Обучение прошли 125 специалистов, работающих с детьми в сфере образования и здравоохранения. Для диагностики готовности слушателей к реализации образовательной профилактической программы было проведено анкетирование сотрудниками Вологодского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики» и управления образования мэрии г. Череповца, где содержались вопросы по актуальности и заинтересованности в обучении, по уровню методической подготовки по заданной теме и наиболее интересным темам для рассмотрения, по степени готовности к реализации программы и по проблемам, возникающим при реализации данного проекта и условиям его успешной реализации. По итогам обучения было разработано методическое пособие. С января по май 2022 г. проходила апробация данного методического пособия во всех школах города, в рамках которой было проведено 120 занятий с 936 учащимися и родительские собрания, на которых присутствовали 252 родителя.

Результаты и их обсуждение

Итак, реализуемый проект «Семья – это важно!» направлен на обучение большой группы специалистов сферы детства (школьные психологи, педагоги – классные руководители старшеклассников, социальные педагоги школ, медицинские психологи детских поликлиник и женских консультаций, социальные работники отделений медико-социальной помощи детям детских поликлиник города) по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, материнства, отцовства, супружества, сохранения репродуктивного здоровья. Необходимость обучения специалистов в области медико-психологических основ репродуктивного здоровья подростков, формирования ценностей материнства, отцовства, супружества показали данные социологических опросов в рамках реализации программы “Репродуктивное здоровье молодежи”».
Выявлены несколько существующих проблем в этой сфере:

– отсутствие у старшеклассников знаний, касающихся репродуктивного здоровья, формирования здоровых психологических отношений между девушками и юношами, будущего материнства, отцовства, супружества, создания полноценных, здоровых отношений в семье;

– отсутствие, по мнению педагогов и школьных психологов, выверенных, апробированных, прошедших рецензирование методических разработок по вопросам сохранения репродуктивного здоровья молодежи;

– отсутствие, по мнению школьных психологов, профессиональных компетенций по вопросу обучения родителей различным аспектам полового воспитания и полное отсутствие методических материалов для разработки родительских собраний.

В связи с выявленными проблемами в вопросах сохранения репродуктивного здоровья молодежи специалистами проведено шесть обучающих семинаров:

«Психосексуальное развитие детей и подростков. Профилактика отклонений как основа репродуктивного здоровья» – И.В. Добряков, канд. мед. наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ (г. Санкт-Петербург);

«Роль родителя в сохранении репродуктивного здоровья подростков. Вопросы психосексуального развития, полового воспитания, безопасного поведения» – М.Е. Блох, канд. мед. наук, врач-психотерапевт «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта» Северо-Западного отделения Российской академии медицинских наук, перинатальный психолог, сексолог (г. Санкт-Петербург);

«Место семьи в современном мире. Формирование представлений о будущем родительстве и супружестве у старшеклассников» – Н.А. Гаркуша, клинический психолог, координатор образовательных программ ЧУ ДПО «Институт перинатальной и репродуктивной психологии» (г. Москва);

«Психологические аспекты репродуктивного здоровья подростков» – Н.Т. Лучкина, перинатальный психолог (г. Москва);

«Методика организации занятий по курсу “Семьеведение”: для школьников: от цели к результату» – И.Ф. Смирнова, канд. пед. наук, доцент, начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности Центра психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области, соавтор регионального курса «Семьеведение» (г. Пенза);

«Семья как ценность, семейные роли, функции, традиции. Материнство и отцовство в современном мире. Особенности психологической подготовки к семейной жизни и родительству» – Е.Л. Глибина, психолог, преподаватель ИПП «Иматон» (г. Санкт-Петербург).

По итогам обучающих семинаров проведена оценка готовности 125 специалистов к реализации программы, которая показала, что:

– подавляющее большинство участников высоко оценили актуальность предложенной в проекте темы, практическую направленность мероприятий, организацию семинаров, собственную активность в обучении;

– большинство участников (86 % слушателей) заинтересовано в повышении уровня своей профессиональной компетентности по теме проекта;

– 80 % представителей сферы образования и 89 % представителей медицинских учреждений, оценивая методическую подготовку по теме проекта, отмечают ее как «высокую». Для сравнения – в начале обучения как «достаточную» ее оценивали лишь 24 % представителей сферы образования и 40 % представителей медицинских учреждений; как «скорее недостаточную» ее оценивали 61 % представителей образования и 40 % представителей медицинских учреждений;

– наиболее интересны для рассмотрения, по ответам слушателей, такие темы, как «Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков»; «Вопросы психосексуального развития, полового воспитания, профилактики сексуального насилия»;

– к концу обучения заметно увеличилось количество слушателей, готовых к реализации в школе данной программы, так как на вопрос «Готовы ли Вы реализовывать в школе программу?» «да» ответили 80 % представителей образования и 89 % представителей медицинских учреждений (для сравнения – на первом семинаре ответы на этот вопрос распределились следующим образом: представители образования, ответившие: «да» – 53 %, «нет» – 21 %, не давшие ответа – 13 %; затруднившиеся ответить, не знающие – 13 %; представители медицинских учреждений: «да» – 20 %, «нет» – 50 %, не дали ответа – 30 %);

– наиболее вероятными, по указанию слушателей, при реализации проекта в школах могут быть следующие проблемы: непонимание и неприятие родителями данной темы, нехватка времени и ресурсов (нагрузка не входит в функционал);

– при реализации данного проекта нужно обязательно учесть ряд необходимых условий, таких как: мотивация специалистов, их методическая и материальная поддержка; поиск способов повышения заинтересованности в данных занятиях у детей, а также планомерность и последовательность работы, грамотная организация воспитательного процесса.

По итогам обучения по программе авторским коллективом разработано методическое пособие для специалистов сферы детства «Формирование представлений о семье и семейных ценностях у обучающихся» для проведения занятий со старшеклассниками. Также разработан модуль родительского собрания на тему «Половое воспитание. Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков, в формировании представлений о будущем ответственном материнстве, отцовстве, родительстве».

Подготовленные методические рекомендации отражают особенности проведения практических и лекционных занятий в рамках формирования представлений об этике и психологии семейной жизни. В них представлены материалы, дающие возможность получения наиболее полного представления о специфике формирования семейных ценностей. Данное пособие включает материалы, программы, схемы диагностики, позволяющие выстроить системный подход к подготовке, к проведению и использованию занятий. Методическое пособие адресовано педагогам-психологам, клиническим психологам, преподавателям образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования. Оно состоит из пяти блоков.

Первый блок – мотивационно-диагностический. Целью его является диагностика характеристик «Я-концепции», ценностных ориентаций, отношения к себе и своей семье. Второй блок – лекционно-практический. Его цель – актуализация и расширение представлений о семье, ценности здоровья, а также самопознание. Главная задача специалиста в рамках лекционно-практической работы – создать для учащихся условия для рефлексии и способствовать посредством совместного изучения теоретических вопросов по формированию и осознанию ценностных механизмов и важности осознанного взгляда на семью. Третий блок – событийный. Здесь представлены различные событийные мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей, которые могут быть реализованы как в рамках отдельного классного коллектива, так и школы в целом. Четвертый блок – консультативный. Индивидуальная работа со школьниками включает в себя консультирование по различным аспектам: самопознание, проработка актуальных ситуаций в родительской семье, осмысление проблем межличностных взаимоотношений и т.д. На данном этапе у учащихся затрагиваются не только когнитивные, но также аффективные и оценочные процессы познания. У учащихся появляется переоценка собственной личности, тенденция к осознанию влияния собственного поведения на непосредственное социальное окружение. Выбор и принятие решения действовать – основной результат работы на этой стадии. Пятый блок – работа с родителями. Данная работа представлена методическими рекомендациями к проведению родительского собрания на тему «Половое воспитание. Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков, формировании представлений о будущем ответственном материнстве, отцовстве, родительстве».

Основные требования к специалистам, реализующим программу: обучение в проекте, подготовка в рамках психодиагностики и консультирования; обладание навыками ведения лекционных и практических занятий и умение организовывать и отслеживать учебно-воспитательный процесс. Блок индивидуальной работы с обучающимися должен осуществляться только психологом.

Апробация разработанного методического пособия проходила во всех школах города. На основе результатов апробации экспертный совет управления образования мэрии г. Череповца (эксперты: И.В. Добряков, ФГБУ НМИЦ ПН (СПб НИПНИ) им. В.М. Бехтерева, И.Ф. Смирнова, автор учебника «Семьеведение», г. Пенза, и М.А. Кудака, зав. кафедрой психологии Череповецкого государственного университета) рекомендовал к использованию в образовательном процессе методическое пособие «Формирование представлений о семье и семейных ценностях у обучающихся».

Выводы

  1. Проект Благотворительного фонда «Дорога к дому» «Семья – это важно!» как часть программы «Репродуктивное здоровье молодежи» реализует комплексный, межведомственный подход к проблеме сохранения репродуктивного здоровья у молодежи.
  2. В работу по профилактике нарушений репродуктивной функции у подростков, формированию представлений о будущем родительстве и супружестве, повышению грамотности родителей в теме полового воспитания детей должны быть включены специалисты разных сфер, что увеличивает эффективность и результативность профилактической работы.
  3. В г. Череповце Вологодской области создана оригинальная модель сетевого взаимодействия специалистов различных ведомств по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, ответственного родительства и супружества.

 

Финансирование. Бюджет ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов:

Теплякова Н.В., Ленькова Т.А. – концепция исследования, написание текста;

Михаленко Т.Н., Соловьева М.С. – сбор и обработка материала;

Артеменков А.А. – общее редактирование и отправка в редакцию.

×

Об авторах

Надежда Васильевна Теплякова

Череповецкий государственный университет; Вологодский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики

Email: ntepl@yandex.ru

медицинский психолог, магистрант

Россия, Череповец; Вологда

Татьяна Анатольевна Ленькова

Вологодский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики

Email: lenkova2601@mail.ru

кандидат медицинских наук, начальник отдела общественного здоровья по г. Череповцу

Россия, Вологда

Татьяна Николаевна Михаленко

Управление образования мэрии

Email: belorusklin2@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, методист городской методической службы

Россия, Череповец

Мария Святославовна Соловьева

Центр образования имени И.А. Милютина

Email: mezgina@mail.ru

заместитель директора

Россия, Череповец

Алексей Александрович Артеменков

Череповецкий государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: aaartemenkov@chsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7919-3690
SPIN-код: 9516-2356

кандидат биологических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры, спорта и здоровья факультета биологии и здоровья человека

Россия, Череповец

Список литературы

  1. Антонов А.И. Однодетность торжествует? Демография.ру, available at: http:// demographia.ru/node/1542.
  2. Долгих А.Г. Представления современной молодежи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству: дис. … канд. психол. наук. М. 2018; 195.
  3. Ланцбург М.Е. Родительство в современном мире – новые тренды. Современная зарубежная психология 2016; 5 (2): 62–66. doi: 10.17759/jmfp.2016050208.
  4. Матейкович Е.А., Абрамова А.В., Топчиу И.Ф., Сенаторова О.В., Шевлюкова Т.П. Репродуктивное здоровье детей и подростков Тюменской области: версии и контраверсии эффективного сбережения. Академический журнал Западной Сибири 2023; 191 (98): 17–24.
  5. Олина А.А., Сафоргалиева Е.Ю. Образовательные программы – путь к сохранению репродуктивного здоровья молодежи. Пермский медицинский журнал 2014; 31 (1): 134–137.
  6. Уточкин Ю.А., Высотин С.А., Сайфитова А.Т., Очкова А.А., Пржевальский И.Н. Оценка информированности старшекласников о рисках репродуктивного здоровья. Международный студенческий научный вестник 2019; 1: 12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах