Formation of values of motherhood, paternity, responsible parenthood in the youth to preserve reproductive health

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Objective. To transmit the experience of implementing the project of the Charitable Foundation "Road to Home" "Family is important!" in the city of Cherepovets (Vologda Region) so as to form among the youth the values of motherhood, fatherhood, responsible parenthood and preservation of reproductive health among the younger generation.

Materials and methods. The study of the problem of preserving the reproductive health in young people was carried out according to data from open sources of information and based on the personal experience of the authors. Six training seminars were held with the involvement of specialists in the field of psychosexual development of children and adolescents; 125 specialists working in the field of education and healthcare have been trained. To diagnose the readiness of students to implement the training program, a survey was conducted. As a result, a methodological manual was developed, which was tested in all schools of Cherepovets.

Results. It was found that the preparation of the youth of Cherepovets for the future family life is an integral part of the general system of education of the younger generations. There is a need for an integrated approach to the process of preparing young people for family life. It is shown that at the stage of school education, special programs for acquainting the younger generation with the issues of creating their own family in the future and fulfilling the duties of a spouse and parent in raising children are of particular importance. It has been established that the development and implementation of special programs in educational institutions to promote a value attitude to the family and marriage, the importance of motherhood and fatherhood, marriage, and the preservation of reproductive health can affect the formation of a new system of family values in modern society.

Conclusions. Within the framework of the model of network interaction of specialists regarding the formation of family values, responsible parenthood, and marriage among young people, the need to preserve reproductive health among young people and increase literacy in the matters of sexual education is shown.

Full Text

Введение

Известно, что современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами. В то же время демографами, в частности А.И. Антоновым в интервью порталу «Демография» [1], заявляется не столько экономическая причина демографического кризиса, сколько моральная и духовно-нравственная, основанная на кризисе института семьи и семейных ценностей.

Анализ современной социокультурной ситуации в России свидетельствует о нарастающем психологическом кризисе института семьи, признаками которого являются увеличение количества разводов, распространенность гражданских браков, появление девиантных форм родительства, смешение семейных ролей, а также отказ от родительства в целом [2].

В настоящее время появляются новые тенденции в отношении к родительству, которые характеризуются сдвигом традиционных возрастных границ рождения первого ребенка и появлением новой стадии возрастного развития, следующей за юношеским периодом, – так называемый emergingadulthood (18–25 лет). Считается, что первоочередной задачей в данном возрастном периоде является поиск себя, экспериментальная смена профессиональной и творческой деятельности при сохранении материальной и эмоциональной зависимости от родителей. При этом создание собственной семьи и рождение первого ребенка откладывается молодыми людьми на неопределенную перспективу и не рассматривается в качестве обязательного компонента пути саморазвития [3].

Тем не менее на пути сохранения репродуктивного здоровья молодежи имеются положительные тенденции в сфере полового воспитания. Так, в Тюменской области достигнуты конкретные результаты по снижению гинекологической заболеваемости несовершеннолетних, по уменьшению числа прерываний беременности среди девушек в возрасте до 18 лет. Решение проблемы сохранения репродуктивного здоровья у школьников и молодежи авторами видится в формировании культа здорового образа жизни и создания эффективных условий для своевременного выявления и лечения у несовершеннолетних гинекологических заболеваний [4]. В крупном промышленном городе Перми реализуются информационно-образовательные программы по охране репродуктивного здоровья среди школьников и студентов. Эти программы признаны высокоэффективными в плане сохранения репродуктивного здоровья. В рамках программ прочитано более 800 лекций с количеством слушателей более 20 тыс. человек. Достигнуто снижение количества абортов в группе молодежи 15–17 лет на 76,5 %, а уменьшение числа прерываний беременности в возрастной группе 18–19 лет снижено на 71,2 % [5]. В другом исследовании пермских специалистов дана оценка информированности старшеклассников о рисках репродуктивного здоровья. Установлено, что учащиеся старших классов г. Перми хорошо знают понятие «репродуктивное здоровье» и причины его нарушения с возрастом. Кроме того, у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний о репродуктивном здоровье и заинтересованности в изучении вопросов контрацепции. В статье высказано мнение о необходимости продолжения работы в направлении информированности старшеклассников по вопросам социальной значимости данной проблемы, по уделению внимания работе с родителями в плане сохранения репродуктивного здоровья школьников [6].

На основании российского исследования «Ценностные ориентации современной молодежи», проведенного в 2017 г. коллективом авторов ФГБОУ «Государственный университет управления», для 78 % молодежи «создание крепкой семьи» – главная жизненная цель. Но статистика браков и разводов в России, к сожалению, демонстрирует обратное. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что за последние несколько лет количество браков существенно уменьшилось, но при этом значительно возросло количество разводов. В 2020 г. в Российской Федерации официально разошлись 564 033 пары, а в 2021 узы брака расторгли уже 644 207 семей (4,4 на 1000 человек населения). Практически два из трех браков, заключенных в Вологодской области, завершаются разводом. По данным отдела ЗАГС г. Череповца в городе ежегодно на 100 браков приходится 60 разводов. Часто вступление в брак ассоциируется лишь с романтической церемонией, и при этом готовность к семейной жизни и осознание своей роли в семье у молодых супругов отсутствует или неправильно сформировано. Необходимо иметь в виду, что 60 % браков расторгаются в первые пять лет совместной жизни супругов. Молодые люди часто не обладают необходимыми навыками и знаниями в построении отношений, не видят примеров благополучных семей, не могут получить поддержку и помощь от общества и структур, занимающихся проблемами семьи.

В российских школах нет регулярных программ, нацеленных на приобретение молодежью навыков успешной взрослой жизни с позиции воспитания и формирования примера осознанного супружества и родительства. А для создания позитивного опыта в области семейных отношений одних лишь усилий родительской семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности образовательных учреждений. Ведь именно подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций человека, в том числе – ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому также важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представление о ней как социально-значимой ценности.

В школах г. Череповца Вологодской области с 2018 г. реализуется городская профилактическая программа «Репродуктивное здоровье молодежи». Специалисты-медики (врачи – гинекологи, урологи, инфекционисты, дерматовенерологи, наркологи) проводят среди десятиклассников интерактивные занятия, направленные на повышение уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья и профилактику заболеваний. В итоге за пять лет реализации программы (2018–2022 гг.) интерактивные занятия по темам сохранения репродуктивного здоровья ежегодно проходили в 34 школах, и, таким образом, было проведено 757 занятий для 5880 учащихся.

Благодаря поддержке Благотворительного фонда «Дорога к дому» (далее БФ «Дорога к дому») в 2020 г. профилактическую программу «Репродуктивное здоровье молодежи» удалось расширить и дополнить важным направлением работы – обучением специалистов сферы детства методам работы со старшеклассниками и их родителями в вопросах формирования представлений о будущем родительстве, отцовстве, материнстве, позитивного отношения к семейным ценностям, конструктивного отношения к созданию семьи, сохранению репродуктивного здоровья.

Цель исследования – трансляция опыта реализации проекта БФ «Дорога к дому» «Семья – это важно!», создание комплексной программы для специалистов, работающих со старшеклассниками и их родителями, по сохранению репродуктивного здоровья, формированию репродуктивных установок, представлений о будущем родительстве и супружестве, здоровых полноценных отношений в семье.

Задачи проекта:

  1. Повышение профессиональных компетенций специалистов целевой группы в вопросах формирования репродуктивных установок, представлений о будущем родительстве, супружестве, нравственных, межполовых отношений у старшеклассников.
  2. Повышение профессионального уровня специалистов целевой группы при работе с родителями старшеклассников в вопросах полового воспитания.
  3. Разработка методических материалов для проведения занятий специалистами сферы образования и здравоохранения со школьниками и родителями.
  4. Формирование позитивных установок на создание семьи в будущем, целостных представлений учащихся о здоровом материнстве и отцовстве как неотъемлемых составляющих успешной социализации современного человека.
  5. Повышение грамотности родителей в сфере полового воспитания подростков.
  6. Создание программы и модели сетевого взаимодействия специалистов различных ведомств по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, ответственного родительства, супружества, сохранения репродуктивного здоровья.

Материалы и методы исследования

Выявление проблем в вопросах сохранения репродуктивного здоровья в молодежной среде осуществлялось согласно данным открытых источников информации и на основе личного опыта авторов статьи. В 2020–2021 гг. специалистами в области репродуктивного здоровья на базе БФ «Дорога к дому» дистанционно проведено шесть обучающих семинаров с привлечением ведущих экспертов в области психосексуального развития детей и подростков, сохранения репродуктивного здоровья, формирования ценностей семьи и ответственного родительства. Обучение прошли 125 специалистов, работающих с детьми в сфере образования и здравоохранения. Для диагностики готовности слушателей к реализации образовательной профилактической программы было проведено анкетирование сотрудниками Вологодского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики» и управления образования мэрии г. Череповца, где содержались вопросы по актуальности и заинтересованности в обучении, по уровню методической подготовки по заданной теме и наиболее интересным темам для рассмотрения, по степени готовности к реализации программы и по проблемам, возникающим при реализации данного проекта и условиям его успешной реализации. По итогам обучения было разработано методическое пособие. С января по май 2022 г. проходила апробация данного методического пособия во всех школах города, в рамках которой было проведено 120 занятий с 936 учащимися и родительские собрания, на которых присутствовали 252 родителя.

Результаты и их обсуждение

Итак, реализуемый проект «Семья – это важно!» направлен на обучение большой группы специалистов сферы детства (школьные психологи, педагоги – классные руководители старшеклассников, социальные педагоги школ, медицинские психологи детских поликлиник и женских консультаций, социальные работники отделений медико-социальной помощи детям детских поликлиник города) по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, материнства, отцовства, супружества, сохранения репродуктивного здоровья. Необходимость обучения специалистов в области медико-психологических основ репродуктивного здоровья подростков, формирования ценностей материнства, отцовства, супружества показали данные социологических опросов в рамках реализации программы “Репродуктивное здоровье молодежи”».
Выявлены несколько существующих проблем в этой сфере:

– отсутствие у старшеклассников знаний, касающихся репродуктивного здоровья, формирования здоровых психологических отношений между девушками и юношами, будущего материнства, отцовства, супружества, создания полноценных, здоровых отношений в семье;

– отсутствие, по мнению педагогов и школьных психологов, выверенных, апробированных, прошедших рецензирование методических разработок по вопросам сохранения репродуктивного здоровья молодежи;

– отсутствие, по мнению школьных психологов, профессиональных компетенций по вопросу обучения родителей различным аспектам полового воспитания и полное отсутствие методических материалов для разработки родительских собраний.

В связи с выявленными проблемами в вопросах сохранения репродуктивного здоровья молодежи специалистами проведено шесть обучающих семинаров:

«Психосексуальное развитие детей и подростков. Профилактика отклонений как основа репродуктивного здоровья» – И.В. Добряков, канд. мед. наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ (г. Санкт-Петербург);

«Роль родителя в сохранении репродуктивного здоровья подростков. Вопросы психосексуального развития, полового воспитания, безопасного поведения» – М.Е. Блох, канд. мед. наук, врач-психотерапевт «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта» Северо-Западного отделения Российской академии медицинских наук, перинатальный психолог, сексолог (г. Санкт-Петербург);

«Место семьи в современном мире. Формирование представлений о будущем родительстве и супружестве у старшеклассников» – Н.А. Гаркуша, клинический психолог, координатор образовательных программ ЧУ ДПО «Институт перинатальной и репродуктивной психологии» (г. Москва);

«Психологические аспекты репродуктивного здоровья подростков» – Н.Т. Лучкина, перинатальный психолог (г. Москва);

«Методика организации занятий по курсу “Семьеведение”: для школьников: от цели к результату» – И.Ф. Смирнова, канд. пед. наук, доцент, начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности Центра психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области, соавтор регионального курса «Семьеведение» (г. Пенза);

«Семья как ценность, семейные роли, функции, традиции. Материнство и отцовство в современном мире. Особенности психологической подготовки к семейной жизни и родительству» – Е.Л. Глибина, психолог, преподаватель ИПП «Иматон» (г. Санкт-Петербург).

По итогам обучающих семинаров проведена оценка готовности 125 специалистов к реализации программы, которая показала, что:

– подавляющее большинство участников высоко оценили актуальность предложенной в проекте темы, практическую направленность мероприятий, организацию семинаров, собственную активность в обучении;

– большинство участников (86 % слушателей) заинтересовано в повышении уровня своей профессиональной компетентности по теме проекта;

– 80 % представителей сферы образования и 89 % представителей медицинских учреждений, оценивая методическую подготовку по теме проекта, отмечают ее как «высокую». Для сравнения – в начале обучения как «достаточную» ее оценивали лишь 24 % представителей сферы образования и 40 % представителей медицинских учреждений; как «скорее недостаточную» ее оценивали 61 % представителей образования и 40 % представителей медицинских учреждений;

– наиболее интересны для рассмотрения, по ответам слушателей, такие темы, как «Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков»; «Вопросы психосексуального развития, полового воспитания, профилактики сексуального насилия»;

– к концу обучения заметно увеличилось количество слушателей, готовых к реализации в школе данной программы, так как на вопрос «Готовы ли Вы реализовывать в школе программу?» «да» ответили 80 % представителей образования и 89 % представителей медицинских учреждений (для сравнения – на первом семинаре ответы на этот вопрос распределились следующим образом: представители образования, ответившие: «да» – 53 %, «нет» – 21 %, не давшие ответа – 13 %; затруднившиеся ответить, не знающие – 13 %; представители медицинских учреждений: «да» – 20 %, «нет» – 50 %, не дали ответа – 30 %);

– наиболее вероятными, по указанию слушателей, при реализации проекта в школах могут быть следующие проблемы: непонимание и неприятие родителями данной темы, нехватка времени и ресурсов (нагрузка не входит в функционал);

– при реализации данного проекта нужно обязательно учесть ряд необходимых условий, таких как: мотивация специалистов, их методическая и материальная поддержка; поиск способов повышения заинтересованности в данных занятиях у детей, а также планомерность и последовательность работы, грамотная организация воспитательного процесса.

По итогам обучения по программе авторским коллективом разработано методическое пособие для специалистов сферы детства «Формирование представлений о семье и семейных ценностях у обучающихся» для проведения занятий со старшеклассниками. Также разработан модуль родительского собрания на тему «Половое воспитание. Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков, в формировании представлений о будущем ответственном материнстве, отцовстве, родительстве».

Подготовленные методические рекомендации отражают особенности проведения практических и лекционных занятий в рамках формирования представлений об этике и психологии семейной жизни. В них представлены материалы, дающие возможность получения наиболее полного представления о специфике формирования семейных ценностей. Данное пособие включает материалы, программы, схемы диагностики, позволяющие выстроить системный подход к подготовке, к проведению и использованию занятий. Методическое пособие адресовано педагогам-психологам, клиническим психологам, преподавателям образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования. Оно состоит из пяти блоков.

Первый блок – мотивационно-диагностический. Целью его является диагностика характеристик «Я-концепции», ценностных ориентаций, отношения к себе и своей семье. Второй блок – лекционно-практический. Его цель – актуализация и расширение представлений о семье, ценности здоровья, а также самопознание. Главная задача специалиста в рамках лекционно-практической работы – создать для учащихся условия для рефлексии и способствовать посредством совместного изучения теоретических вопросов по формированию и осознанию ценностных механизмов и важности осознанного взгляда на семью. Третий блок – событийный. Здесь представлены различные событийные мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей, которые могут быть реализованы как в рамках отдельного классного коллектива, так и школы в целом. Четвертый блок – консультативный. Индивидуальная работа со школьниками включает в себя консультирование по различным аспектам: самопознание, проработка актуальных ситуаций в родительской семье, осмысление проблем межличностных взаимоотношений и т.д. На данном этапе у учащихся затрагиваются не только когнитивные, но также аффективные и оценочные процессы познания. У учащихся появляется переоценка собственной личности, тенденция к осознанию влияния собственного поведения на непосредственное социальное окружение. Выбор и принятие решения действовать – основной результат работы на этой стадии. Пятый блок – работа с родителями. Данная работа представлена методическими рекомендациями к проведению родительского собрания на тему «Половое воспитание. Роль родителей в сохранении репродуктивного здоровья подростков, формировании представлений о будущем ответственном материнстве, отцовстве, родительстве».

Основные требования к специалистам, реализующим программу: обучение в проекте, подготовка в рамках психодиагностики и консультирования; обладание навыками ведения лекционных и практических занятий и умение организовывать и отслеживать учебно-воспитательный процесс. Блок индивидуальной работы с обучающимися должен осуществляться только психологом.

Апробация разработанного методического пособия проходила во всех школах города. На основе результатов апробации экспертный совет управления образования мэрии г. Череповца (эксперты: И.В. Добряков, ФГБУ НМИЦ ПН (СПб НИПНИ) им. В.М. Бехтерева, И.Ф. Смирнова, автор учебника «Семьеведение», г. Пенза, и М.А. Кудака, зав. кафедрой психологии Череповецкого государственного университета) рекомендовал к использованию в образовательном процессе методическое пособие «Формирование представлений о семье и семейных ценностях у обучающихся».

Выводы

  1. Проект Благотворительного фонда «Дорога к дому» «Семья – это важно!» как часть программы «Репродуктивное здоровье молодежи» реализует комплексный, межведомственный подход к проблеме сохранения репродуктивного здоровья у молодежи.
  2. В работу по профилактике нарушений репродуктивной функции у подростков, формированию представлений о будущем родительстве и супружестве, повышению грамотности родителей в теме полового воспитания детей должны быть включены специалисты разных сфер, что увеличивает эффективность и результативность профилактической работы.
  3. В г. Череповце Вологодской области создана оригинальная модель сетевого взаимодействия специалистов различных ведомств по вопросам формирования в молодежной среде ценностей семьи, ответственного родительства и супружества.

 

Финансирование. Бюджет ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов:

Теплякова Н.В., Ленькова Т.А. – концепция исследования, написание текста;

Михаленко Т.Н., Соловьева М.С. – сбор и обработка материала;

Артеменков А.А. – общее редактирование и отправка в редакцию.

×

About the authors

Nadezhda V. Teplyakova

Cherepovets State University; Vologda Regional Center of Public Health and Medical Prevention

Email: ntepl@yandex.ru

Psychologist

Russian Federation, Cherepovets; Vologda

Tatyana A. Lenkova

Vologda Regional Center of Public Health and Medical Prevention

Email: lenkova2601@mail.ru

Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Public Health

Russian Federation, Vologda

Tatyana N. Mikhalenko

Department of Education of City Administration

Email: belorusklin2@yandex.ru

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Methodologist

Russian Federation, Cherepovets

Maria S. Solovieva

Center of Education named after I.A. Milyutin

Email: mezgina@mail.ru

Deputy Director

Russian Federation, Cherepovets

Aleksey A. Artemenkov

Cherepovets State University

Author for correspondence.
Email: aaartemenkov@chsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7919-3690
SPIN-code: 9516-2356

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Correspondent Member of RANS, Acting Head of the Department of Theoretical Foundation of Physical Culture, Sports and Health of the Faculty of Biology and Human Health

Russian Federation, Cherepovets

References

  1. Antonov A.I. Does one-childhood triumph? Demografiya.ru, available at: http:// demographia.ru/node/1542 (in Russian).
  2. Dolgikh A.G. Representations of modern youth about the upcoming motherhood and fatherhood as a component of psychological readiness for future parenthood: dis. … cand. of psychological sciences. Moscow 2018; 195 (in Russian).
  3. Lanzburg M.E. Parenthood in the modern world – new trends. Modern foreign psychology 2016; 5 (2): 62–66. doi: 10.17759/jmfp.2016050208 (in Russian).
  4. Matejkovich E.A., Abramova A.V., Topchiu I.F., Senatorova O.V., Shevljukova T.P. Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov Tjumenskoj oblasti: versii i kontraversii jeffektivnogo sberezhenija. Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri 2023; 19 1 (98): 17–24 (in Russian).
  5. Olina A.A., Saforgalieva E.Ju. Obrazovatel'nye programmy – put' k sohraneniju reproduktivnogo zdorov'ja molodezhi. Permskij medicinskij zhurnal 2014; 31 (1): 134–137 (in Russian).
  6. Utochkin Ju.A., Vysotin S.A., Sajfitova A.T., Ochkova A.A., Przheval'skij I.N. Ocenka informirovannosti starsheklasnikov o riskah reproduktivnogo zdorov'ja. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik 2019; 1: 12 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies