Симуляционное обучение в медицине: прошлое, настоящее и будущее

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведен обзор литературы об использовании симуляционного обучения в медицинском образовании. Проанализированы статьи о моделировании в обучении на уровне специалитета, ординатуры и непрерывного последипломного медицинского образования. Исследования продемонстрировали, что обучение с использованием симуляционных технологий приводит к повышению качества подготовки будущих врачей. С введением медицинской аккредитации и открытием симуляционных центров на базе медицинских университетов по всей стране симуляционное обучение становится базовым в структуре медицинского образования в Российской Федерации. Поскольку перспективы применения симуляционных технологий существенно расширяются, существует необходимость разработки новых методов, обеспечивающих повышение результативности подготовки специалистов, в том числе медицинских кадров высшей квалификации.

Полный текст

Введение

Информационные технологии развиваются быстрыми темпами. Использование современных достижений науки в области искусственного интеллекта позволяет изменить базовые подходы в медицинском образовании. В настоящее время парадигмы пред- и постдипломного медицинского образования меняются, поскольку требуют регулярного обновления знаний и учебных программ. При этом студенты и ординаторы не всегда имеют возможность реализовать практическую часть обучения в коммуникации с реальными пациентами, что приводит к смещению акцента с получения навыков при работе с больными на использование симуляционных технологий. Обучение, основанное на симуляционном моделировании, предполагает эмпирическое обучение на основе искусственного представления реального процесса [1]. Симуляции в медицине обеспечивают методологическое получение клинических навыков. Использование виртуальных тренажеров и роботов, заменяющих пациента, дает студенту возможность совершать ошибки и исправлять их в процессе многократных тренировок. Профессиональные компетенции, навыки коммуникации и командной работы также отрабатываются путем применения симуляционных технологий.

История симуляционного обучения

Моделирование – это процесс, заменяющий реальную практику на пациентах на искусственные тренажеры, живых актеров или пациентов в виртуальной реальности [2]. Целью моделирования является воспроизведение сценариев диагностики и лечения пациентов в среде, приближенной к практической деятельности. При правильном проведении симуляция создает идеальную среду, позволяет сделать учебный процесс предсказуемым, последовательным, стандартизированным, безопасным и воспроизводимым.

История симуляционного обучения начинается в авиационной промышленности: первые авиасимуляторы были созданы в 1930-х гг. В медицине моделирование в учебном процессе начало применяться в 1950-х гг., но только на рубеже веков использование симуляции в медицинском образовании приобрело особую популярность.

Первый манекен, используемый для обучения навыкам интубации, был разработан в 1950-х гг. двумя анестезиологами, американцем доктором Питером Сафаром и норвежцем доктором Бьорном Линдом [3]. С тех пор моделирование стало основным педагогическим методом обучения в медицине [4]. Примерно 10 лет спустя доктор Стивен Абрахамсон опубликовал статью, где показал преимущества обучения анестезиологов-реаниматологов с помощью своего полномасштабного, управляемого компьютером симулятора пациента [5]. Первый реалистичный манекен симулятор пациента, который мог воспроизводить реакцию человека на различные физиологические и фармакологические взаимодействия, был разработан учеными из Университета Флориды и Стэнфорда в конце 1980-х гг. [6]. Примерно в то же время исследователи из Швейцарии создали первые симуляторы для обучения хирургов. Сегодня высокоточные манекены способны воссоздавать практически любые физиологические реакции и изменения организма человека. Доказано, что использование симуляционных технологий способствует повышению качества подготовки специалистов и, как следствие, – эффективности лечения пациентов [7–9].

Типы симуляций

Симуляция представляет собой замену отработки практических навыков на пациентах либо включением в обсуждение стандартизированных пациентов, либо манекенов, воспроизводящими определенный клинический сценарий. Симуляция может быть представлена простыми демонстрациями на экране компьютера и сложными высокотехнологичными роботизированными устройствами с частичным выполнением задач, предназначенных для того, чтобы позволить учащимся отрабатывать как теоретические навыки диагностики и лечения [10], так и сложные мануальные процедуры, такие как дренирование плевральной полости или препарирование зуба [11].

Согласно классификации, моделирование клинических процессов делится на пять основных категорий [12]:

  1. Низкотехнологичные тренажеры, предназначенные для воспроизведения только части организма и позволяющие развивать только базовые навыки. Например, рука для венепункции.
  2. Стандартизированные пациенты: актеры, обученные действовать как пациенты. Они используются для обучения сбору анамнеза, проведению физикального осмотра и отработки коммуникативных навыков.
  3. Экранные симуляторы: это компьютерные программы, которые позволяют моделировать различные клинические сценарии. Их основная цель – обучение и оценка знаний и компетенций принятия решений.
  4. Симуляторы сложных задач. За счет использования электронных, вычислительных и механических моделей и устройств с высокой визуальной, слуховой и тактильной точностью достигается трехмерное представление анатомического пространства. Так, в стоматологии используется робот – антропоморфная платформа с расположенными в полости рта smart-зубами, оснащенными датчиками температуры и контакта, и встроенными в smart-челюсть тензодатчиками и четырьмя камерами [13]. Комплекс позволяет обеспечить необходимый уровень тактильной обратной связи при совершении обучающимися врачебных манипуляций.
  5. Полные симуляторы пациентов: компьютеризированные манекены в натуральную величину, имитирующие анатомию и физиологию человеческого организма. Они позволяют развивать навыки управления сложными клиническими ситуациями и командной работы.

Симуляция в медицинском образовании

Главная цель медицинского образования – это экспертные знания и мастерство в своей профессии [15]. Выделяют особенности, повышающие полезность моделирование в процессе обучения [16]:

  1. Возможность повторяющейся практики.
  2. Возможность интеграции в учебную программу.
  3. Возможность менять степень сложности.
  4. Способность изменять клинические сценарии.
  5. Возможность практиковаться в контролируемой среде.
  6. Индивидуальное обучение.
  7. Адаптивность к нескольким стратегиям обучения.
  8. Наличие измеримых результатов.
  9. Использование обратной связи.
  10. Достоверное приближение симулирования к реальной клинической практики.

Симуляционное обучение обеспечивает контролируемую и безопасную для пациента среду, в которой возможно создавать клинические сценарии для многократного обучения практическим навыкам и коммуникативным компетенциям [17]. Основным преимуществом моделирования является возможность совершать ошибки и исправлять их. Таким образом, процесс обучения позволяет добиться более плавного перехода от теории к практике в реальной жизни. Важным аспектом является обучение в сценариях по лечению пациентов с редкими заболеваниями и критическими ситуациями. Симуляционный процесс можно адаптировать индивидуально под каждого студента, при этом отсутствуют риски как для обучающегося, так и для пациента [18]. Благодаря этому в медицинское образование активно внедряется клиническое моделирование в обучающих и оценочных целях [19].

Во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 во всем мире изменились подходы к подготовке медицинских кадров, ограничительные меры, включающие социальное дистанцирование и самоизоляцию, способствовали введению современных информационных технологий в процессы обучения студентов и привели к повышению интереса к развитию симуляционного обучения на разных этапах подготовки специалистов медицинского профиля [20; 21].

В 2023 г. был проведен крупный метаанализ, целью которого было сравнение результатов обучения с использованием симуляционных технологий и обучения по классической модели без симуляции [22]. В метаанализ было включено 25 исследований с общим размером выборки, включающем 1621 студента медицинских вузов. Результаты исследования подтверждают, что использование моделирования значительно улучшает эффективность обучения, в том числе развитие аналитических навыков в клинических ситуациях, повышение интереса к обучению и удовлетворенность обучающихся. Кроме того, после прохождения курса симуляционного обучения наблюдалось как улучшение качества освоения компетенций командной работы, так и развитие способностей решать возникнувшие проблемы и в целом повышение конкретной ситуационной осведомленности.

Выводы

Симуляционные технологии не заменяют классическое обучение, а скорее, дополняют его [23; 24]. С точки зрения обучающихся, симуляция является идеальной средой для овладения и отработки практических навыков. По мнению пациентов, предварительная подготовка студентов и ординаторов на симулированном больном повышает качество принятия медицинских решений, позволяет начать диалог с пациентом, обладая комплексом навыков. Пациенты с большей готовностью позволяют студентам и ординаторам выполнять на себе медицинские процедуры после прохождения симуляционного обучения, уровень коммуникации и взаимодействия выстраивается на более высоком качественном уровне. Одной из задач медицинского образования является создание гибридных моделей, эффективно интегрирующих оба подхода, чтобы обучающиеся могли приобретать устойчивые знания, развивать мануальные и коммуникативные. Эффективная интеграция симуляции в медицинское образование, активное применение передовых методик и интеллектуальных систем может решить эту проблему и достичь необходимых результатов.

×

Об авторах

А. А. Байдаров

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2009-8143

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской информатики и управления в медицинских системах

Россия, Пермь

А. С. Вронский

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0465-8964

кандидат медицинских наук

Россия, Пермь

П. В. Лазарьков

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7165-9134

аспирант

Россия, Пермь

Н. Б. Асташина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1135-7833

доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии

Россия, Пермь

А. М. Шамарина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7379-3936

студентка VI курса

Россия, Пермь

Список литературы

  1. Al-Elq A.H. Simulation-based medical teaching and learning. J Fam Community Med 2010; 17: 35–40. doi: 10.4103/1319-1683.68787.
  2. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i2-10. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i2.
  3. Berkenstadt H., Ziv A., Gafni N., Sidi A. The validation process of incorporating simulation-based accreditation into the anesthesiology Israeli national board exams. Isr Med Assoc J IMAJ 2006; 8: 728–33.
  4. Padilha J.M., Machado P.P., Ribeiro A., Ramos J., Costa P. Clinical Virtual Simulation in Nursing Education: Randomized Controlled Trial. J Med Internet Res 2019; 21: e11529. doi: 10.2196/11529.
  5. Abrahamson S., Denson J.S., Wolf R.M. Effectiveness of a simulator in training anesthesiology residents. J Med Educ 1969; 44: 515–9. doi: 10.1097/00001888-196906000-00006.
  6. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i11-18. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i11.
  7. Dawson S., Gould D.A. Procedural simulation’s developing role in medicine. Lancet Lond Engl 2007; 369: 1671–3. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60760-0.
  8. Barsuk J.H., Cohen E.R., Feinglass J., McGaghie W.C., Wayne D.B. Use of simulation-based education to reduce catheter-related bloodstream infections. Arch Intern Med 2009; 169: 1420–3. doi: 10.1001/archinternmed.2009.215.
  9. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.
  10. Байдаров А.А., Вронский А.С., Кабирова Ю.А., Лазарьков П.В., Шамарина А.М., Рудин В.В. Использование робот-ассистированных технологий при подготовке к прохождению аккредитации специалистов. Виртуальные технологии в медицине 2023; 3: 303–4. doi: 10.46594/2687-0037_2023_3_1758.
  11. Байдаров А.А., Асташина Н.Б., Вронский А.С., Лазарьков П.В., Шамарина А.М., Южаков А.А. Антропоморфный стоматологический робот-пациент как элемент цифровой платформы. Виртуальные технологии в медицине 2023; 3: 301–3. DOI: 10.46594/ 2687-0037_2023_3_1757.
  12. Ziv A., Wolpe P.R., Small S.D., Glick S. Simulation-based medical education: an ethical imperative. Acad Med J Assoc Am Med Coll 2003; 78: 783–8. doi: 10.1097/00001888-200308000-00006.
  13. Асташина Н.Б., Байдаров А.А., Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Кокоулин А.Н., Валихметова К.Р. и др. Разработка комплекса «Антропоморфный стоматологический робот» с элементами искусственного интеллекта для имитации врачебных манипуляций и коммуникации «врач – пациент». Пермский медицинский журнал 2022; 39: 62–70. doi: 10.17816/pmj39662-70.
  14. Maran N.J., Glavin R.J. Low- to high-fidelity simulation – a continuum of medical education? Med Educ 2003; 37 (1): 22–8. doi: 10.1046/j.1365-2923.37.s1.9.x.
  15. Дедяева Е.С., Клейменова А.Г. Перспективы применения симуляционного обучения в медицине. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2019; 9: 449–449.
  16. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R., Scalese R.J. Effect of practice on standardised learning outcomes in simulation-based medical education. Med Educ 2006; 40: 792–7. doi: 10.1111/j.1365-2929.2006.02528.x.
  17. Бондаренко Е.В., Хоронько Л.Я. Симуляционное обучение как ведущее направление развития медицины. Мир науки педагогика и психология 2022; 10: 16.
  18. Петрович П.М. Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей. Высшее образование в России 2019; 8–9: 138–48.
  19. Okuda Y., Bryson E.O., DeMaria S., Jacobson L., Quinones J., Shen B. et al. The utility of simulation in medical education: what is the evidence? Mt Sinai J Med N Y 2009; 76: 330–43. doi: 10.1002/msj.20127.
  20. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infect Dis 2020; 20: 777–8. doi: 10.1016/S1473-3099(20)30226-7.
  21. Tosto S.A., Alyahya J., Espinoza V., McCarthy K., Tcherni-Buzzeo M. Online learning in the wake of the COVID-19 pandemic: Mixed methods analysis of student views by demographic group. Soc Sci Humanit Open 2023; 8: 100598. doi: 10.1016/j.ssaho.2023.100598.
  22. Su Y., Zeng Y. Simulation based training versus non-simulation based training in anesthesiology: A meta-analysis of randomized controlled trials. Heliyon 2023; 9: e18249. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e18249.
  23. Oak S.N. Medical simulation: a virtual world at your doorstep. J Postgrad Med 2014; 60: 171–4.
  24. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах