Simulation training in medicine: past, present and future

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The research was carried out with financial support of Perm Scientific and Educational Center "Rational Subsoil Use" (2023), the project "New materials and technologies for medicine".

The article provides a review of literature on the use of simulation learning in medical education. The review used articles on simulation in training at the specialty, residency and continuing postgraduate medical education levels. The research has demonstrated that simulation training leads to improved performance among future physicians. Simulation in the learning process allows improving teamwork and communication. With the introduction of medical accreditation and opening of simulation centers at medical universities throughout the country, simulation training is a basic principle of medical education in the Russian Federation. As medical simulation becomes more common, there is a need to develop new methods providing increase in effectiveness of training specialists including medical staff of the highest qualification.

Full Text

Введение

Информационные технологии развиваются быстрыми темпами. Использование современных достижений науки в области искусственного интеллекта позволяет изменить базовые подходы в медицинском образовании. В настоящее время парадигмы пред- и постдипломного медицинского образования меняются, поскольку требуют регулярного обновления знаний и учебных программ. При этом студенты и ординаторы не всегда имеют возможность реализовать практическую часть обучения в коммуникации с реальными пациентами, что приводит к смещению акцента с получения навыков при работе с больными на использование симуляционных технологий. Обучение, основанное на симуляционном моделировании, предполагает эмпирическое обучение на основе искусственного представления реального процесса [1]. Симуляции в медицине обеспечивают методологическое получение клинических навыков. Использование виртуальных тренажеров и роботов, заменяющих пациента, дает студенту возможность совершать ошибки и исправлять их в процессе многократных тренировок. Профессиональные компетенции, навыки коммуникации и командной работы также отрабатываются путем применения симуляционных технологий.

История симуляционного обучения

Моделирование – это процесс, заменяющий реальную практику на пациентах на искусственные тренажеры, живых актеров или пациентов в виртуальной реальности [2]. Целью моделирования является воспроизведение сценариев диагностики и лечения пациентов в среде, приближенной к практической деятельности. При правильном проведении симуляция создает идеальную среду, позволяет сделать учебный процесс предсказуемым, последовательным, стандартизированным, безопасным и воспроизводимым.

История симуляционного обучения начинается в авиационной промышленности: первые авиасимуляторы были созданы в 1930-х гг. В медицине моделирование в учебном процессе начало применяться в 1950-х гг., но только на рубеже веков использование симуляции в медицинском образовании приобрело особую популярность.

Первый манекен, используемый для обучения навыкам интубации, был разработан в 1950-х гг. двумя анестезиологами, американцем доктором Питером Сафаром и норвежцем доктором Бьорном Линдом [3]. С тех пор моделирование стало основным педагогическим методом обучения в медицине [4]. Примерно 10 лет спустя доктор Стивен Абрахамсон опубликовал статью, где показал преимущества обучения анестезиологов-реаниматологов с помощью своего полномасштабного, управляемого компьютером симулятора пациента [5]. Первый реалистичный манекен симулятор пациента, который мог воспроизводить реакцию человека на различные физиологические и фармакологические взаимодействия, был разработан учеными из Университета Флориды и Стэнфорда в конце 1980-х гг. [6]. Примерно в то же время исследователи из Швейцарии создали первые симуляторы для обучения хирургов. Сегодня высокоточные манекены способны воссоздавать практически любые физиологические реакции и изменения организма человека. Доказано, что использование симуляционных технологий способствует повышению качества подготовки специалистов и, как следствие, – эффективности лечения пациентов [7–9].

Типы симуляций

Симуляция представляет собой замену отработки практических навыков на пациентах либо включением в обсуждение стандартизированных пациентов, либо манекенов, воспроизводящими определенный клинический сценарий. Симуляция может быть представлена простыми демонстрациями на экране компьютера и сложными высокотехнологичными роботизированными устройствами с частичным выполнением задач, предназначенных для того, чтобы позволить учащимся отрабатывать как теоретические навыки диагностики и лечения [10], так и сложные мануальные процедуры, такие как дренирование плевральной полости или препарирование зуба [11].

Согласно классификации, моделирование клинических процессов делится на пять основных категорий [12]:

  1. Низкотехнологичные тренажеры, предназначенные для воспроизведения только части организма и позволяющие развивать только базовые навыки. Например, рука для венепункции.
  2. Стандартизированные пациенты: актеры, обученные действовать как пациенты. Они используются для обучения сбору анамнеза, проведению физикального осмотра и отработки коммуникативных навыков.
  3. Экранные симуляторы: это компьютерные программы, которые позволяют моделировать различные клинические сценарии. Их основная цель – обучение и оценка знаний и компетенций принятия решений.
  4. Симуляторы сложных задач. За счет использования электронных, вычислительных и механических моделей и устройств с высокой визуальной, слуховой и тактильной точностью достигается трехмерное представление анатомического пространства. Так, в стоматологии используется робот – антропоморфная платформа с расположенными в полости рта smart-зубами, оснащенными датчиками температуры и контакта, и встроенными в smart-челюсть тензодатчиками и четырьмя камерами [13]. Комплекс позволяет обеспечить необходимый уровень тактильной обратной связи при совершении обучающимися врачебных манипуляций.
  5. Полные симуляторы пациентов: компьютеризированные манекены в натуральную величину, имитирующие анатомию и физиологию человеческого организма. Они позволяют развивать навыки управления сложными клиническими ситуациями и командной работы.

Симуляция в медицинском образовании

Главная цель медицинского образования – это экспертные знания и мастерство в своей профессии [15]. Выделяют особенности, повышающие полезность моделирование в процессе обучения [16]:

  1. Возможность повторяющейся практики.
  2. Возможность интеграции в учебную программу.
  3. Возможность менять степень сложности.
  4. Способность изменять клинические сценарии.
  5. Возможность практиковаться в контролируемой среде.
  6. Индивидуальное обучение.
  7. Адаптивность к нескольким стратегиям обучения.
  8. Наличие измеримых результатов.
  9. Использование обратной связи.
  10. Достоверное приближение симулирования к реальной клинической практики.

Симуляционное обучение обеспечивает контролируемую и безопасную для пациента среду, в которой возможно создавать клинические сценарии для многократного обучения практическим навыкам и коммуникативным компетенциям [17]. Основным преимуществом моделирования является возможность совершать ошибки и исправлять их. Таким образом, процесс обучения позволяет добиться более плавного перехода от теории к практике в реальной жизни. Важным аспектом является обучение в сценариях по лечению пациентов с редкими заболеваниями и критическими ситуациями. Симуляционный процесс можно адаптировать индивидуально под каждого студента, при этом отсутствуют риски как для обучающегося, так и для пациента [18]. Благодаря этому в медицинское образование активно внедряется клиническое моделирование в обучающих и оценочных целях [19].

Во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 во всем мире изменились подходы к подготовке медицинских кадров, ограничительные меры, включающие социальное дистанцирование и самоизоляцию, способствовали введению современных информационных технологий в процессы обучения студентов и привели к повышению интереса к развитию симуляционного обучения на разных этапах подготовки специалистов медицинского профиля [20; 21].

В 2023 г. был проведен крупный метаанализ, целью которого было сравнение результатов обучения с использованием симуляционных технологий и обучения по классической модели без симуляции [22]. В метаанализ было включено 25 исследований с общим размером выборки, включающем 1621 студента медицинских вузов. Результаты исследования подтверждают, что использование моделирования значительно улучшает эффективность обучения, в том числе развитие аналитических навыков в клинических ситуациях, повышение интереса к обучению и удовлетворенность обучающихся. Кроме того, после прохождения курса симуляционного обучения наблюдалось как улучшение качества освоения компетенций командной работы, так и развитие способностей решать возникнувшие проблемы и в целом повышение конкретной ситуационной осведомленности.

Выводы

Симуляционные технологии не заменяют классическое обучение, а скорее, дополняют его [23; 24]. С точки зрения обучающихся, симуляция является идеальной средой для овладения и отработки практических навыков. По мнению пациентов, предварительная подготовка студентов и ординаторов на симулированном больном повышает качество принятия медицинских решений, позволяет начать диалог с пациентом, обладая комплексом навыков. Пациенты с большей готовностью позволяют студентам и ординаторам выполнять на себе медицинские процедуры после прохождения симуляционного обучения, уровень коммуникации и взаимодействия выстраивается на более высоком качественном уровне. Одной из задач медицинского образования является создание гибридных моделей, эффективно интегрирующих оба подхода, чтобы обучающиеся могли приобретать устойчивые знания, развивать мануальные и коммуникативные. Эффективная интеграция симуляции в медицинское образование, активное применение передовых методик и интеллектуальных систем может решить эту проблему и достичь необходимых результатов.

×

About the authors

А. А. Baidarov

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2009-8143

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Medical Informatics and Management in Medical Systems

Russian Federation, Perm

А. S. Vronsky

E.A. Vagner Perm State Medical University

Author for correspondence.
Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0465-8964

Candidate of Medical Sciences

Russian Federation, Perm

P. V. Lazarkov

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7165-9134

postgraduate student

Russian Federation, Perm

N. B. Astashina

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1135-7833

MD, PhD, Associate Professor, Head of the Department of Prosthetic Dentistry

Russian Federation, Perm

А. М. Shamarina

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7379-3936

sixth-year student

Russian Federation, Perm

References

  1. Al-Elq A.H. Simulation-based medical teaching and learning. J Fam Community Med 2010; 17: 35–40. doi: 10.4103/1319-1683.68787.
  2. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i2-10. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i2.
  3. Berkenstadt H., Ziv A., Gafni N., Sidi A. The validation process of incorporating simulation-based accreditation into the anesthesiology Israeli national board exams. Isr Med Assoc J IMAJ 2006; 8: 728–33.
  4. Padilha J.M., Machado P.P., Ribeiro A., Ramos J., Costa P. Clinical Virtual Simulation in Nursing Education: Randomized Controlled Trial. J Med Internet Res 2019; 21: e11529. doi: 10.2196/11529.
  5. Abrahamson S., Denson J.S., Wolf R.M. Effectiveness of a simulator in training anesthesiology residents. J Med Educ 1969; 44: 515–9. doi: 10.1097/00001888-196906000-00006.
  6. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i11-18. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i11.
  7. Dawson S., Gould D.A. Procedural simulation’s developing role in medicine. Lancet Lond Engl 2007; 369: 1671–3. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60760-0.
  8. Barsuk J.H., Cohen E.R., Feinglass J., McGaghie W.C., Wayne D.B. Use of simulation-based education to reduce catheter-related bloodstream infections. Arch Intern Med 2009; 169: 1420–3. doi: 10.1001/archinternmed.2009.215.
  9. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.
  10. Bajdarov A.A., Vronskij A.S., Kabirova YU.A., Lazar'kov P.V., SHamarina A.M., Rudin V.V. Ispol'zovanie robot-assistirovannyh tekhnologij pri podgotovke k prohozhdeniyu akkreditacii specialistov. Virtual'nye tekhnologii v medicine 2023; 3: 303–4. doi: 10.46594/2687-0037_2023_3_1758 (in Russian).
  11. Bajdarov A.A., Astashina N.B., Vronskij A.S., Lazar'kov P.V., SHamarina A.M., YUzhakov A.A. Antropomorfnyj stomatologicheskij robot-pacient kak element cifrovoj platformy. Virtual'nye tekhnologii v medicine 2023; 3: 301–3. doi: 10.46594/2687-0037_2023_3_1757 (in Russian).
  12. Ziv A., Wolpe P.R., Small S.D., Glick S. Simulation-based medical education: an ethical imperative. Acad Med J Assoc Am Med Coll 2003; 78: 783–8. doi: 10.1097/00001888-200308000-00006.
  13. Astashina N.B., Bajdarov A.A., Arutyunov S.D., YUzhakov A.A., Kokoulin A.N., Valihmetova K.R. i dr. Razrabotka kompleksa «Antropomorfnyj stomatologicheskij robot» s elementami iskusstvennogo intellekta dlya imitacii vrachebnyh manipulyacij i kommunikacii «vrach – pacient». Permskij medicinskij zhurnal 2022; 39: 62–70. doi: 10.17816/pmj39662-70 (in Russian).
  14. Maran N.J., Glavin R.J. Low- to high-fidelity simulation – a continuum of medical education? Med Educ 2003; 37 (1): 22–8. doi: 10.1046/j.1365-2923.37.s1.9.x.
  15. Dedyaeva E.S., Klejmenova A.G. Perspektivy primeneniya simulyacionnogo obucheniya v medicine. Byulleten' medicinskih internet-konferencij 2019; 9: 449–449 (in Russian).
  16. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R., Scalese R.J. Effect of practice on standardised learning outcomes in simulation-based medical education. Med Educ 2006; 40: 792–7. doi: 10.1111/j.1365-2929.2006.02528.x.
  17. Bondarenko E.V., Horon'ko L.YA. Simulyacionnoe obuchenie kak vedushchee napravlenie razvitiya mediciny. Mir nauki pedagogika i psihologiya 2022; 10: 16 (in Russian).
  18. Petrovich P.M. Rol' simulyacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v obuchenii vrachej. Vysshee obrazovanie v Rossii 2019; 8–9: 138–48 (in Russian).
  19. Okuda Y., Bryson E.O., DeMaria S., Jacobson L., Quinones J., Shen B. et al. The utility of simulation in medical education: what is the evidence? Mt Sinai J Med N Y 2009; 76: 330–43. doi: 10.1002/msj.20127.
  20. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infect Dis 2020; 20: 777–8. doi: 10.1016/S1473-3099(20)30226-7.
  21. Tosto S.A., Alyahya J., Espinoza V., McCarthy K., Tcherni-Buzzeo M. Online learning in the wake of the COVID-19 pandemic: Mixed methods analysis of student views by demographic group. Soc Sci Humanit Open 2023; 8: 100598. doi: 10.1016/j.ssaho.2023.100598.
  22. Su Y., Zeng Y. Simulation based training versus non-simulation based training in anesthesiology: A meta-analysis of randomized controlled trials. Heliyon 2023; 9: e18249. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e18249.
  23. Oak S.N. Medical simulation: a virtual world at your doorstep. J Postgrad Med 2014; 60: 171–4.
  24. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies