Случай развития ВИЧ-ассоциированной саркомы Капоши с поражением кожи и легких

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен клинический случай ВИЧ-ассоциированной саркомы Капоши с поражением кожи и легких. В Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями обратился пациент с жалобами на высыпания на коже правого крыла носа, лба, в правой подмышечной и правой паховой областях, на голенях. Первые кожные изменения возникли в декабре 2020 г. на правом крыле носа, в дальнейшем патологический процесс распространился на другие участки кожного покрова. ВИЧ-инфекция с 2009 г., до 2022 г. пациенту не оказывалась специализированная медицинская помощь, поскольку он находился в местах лишения свободы. С марта 2022 г. пациент находится на диспансерном учете и регулярно получает антиретровирусную терапию. В апреле 2022 г. были выполнены ПЭТ/КТ и гистологическое исследование биоптата кожных высыпаний, по результатам которых установлен диагноз саркомы Капоши с поражением кожных покровов и легких. ВИЧ-ассоциированная саркома Капоши сопровождается поражением кожи и внутренних органов. Кожные изменения при саркоме Капоши характеризуются первичной локализацией очагов на лице и верхних конечностях, а при отсутствии антиретровирусной терапии – быстрым прогрессированием и генерализацией патологического процесса. Висцеральные поражения усугубляют течение заболевания и осложняют его прогноз. Пациенты с ВИЧ-ассоциированной саркомой Капоши нуждаются в динамическом наблюдении и комплексной терапии у инфекционистов, дерматовенерологов, онкологов.

Полный текст

Введение

Постоянное совершенствование методик работы с пациентами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), сочетающих своевременную диагностику и назначение антиретровирусной терапии (АРТ), привело к удлинению срока и улучшению качества жизни данных пациентов [1]. Однако показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и Пермском крае сохраняются на высоких уровнях, варьируясь в пределах 43,2 и 89,2 на 100 000 населения соответственно*. На фоне указанной выше тенденции выявляются пациенты, не обращающиеся за медицинской помощью и не получающие антиретровирусную терапию (АРТ), в связи с чем увеличивается количество вторичных вирусных и бактериальных заболеваний, регистрирующихся при данной нозологии, а также число онкологических пациентов среди данных лиц [1–3]. Одним из редко регистрирующихся вторичных заболеваний у больных с ВИЧ-инфекцией является индикатор онкологической патологии – диссеминированная саркома Капоши, опухолевое многоочаговое заболевание сосудистого происхождения с поражением кожи, лимфатических узлов и внутренних органов. Известно, что первое описание данной патологии было сделано в 1872 г. венгерским дерматологом Морицем Капоши, а в основе развития саркомы лежит иммуносупрессия с выраженным нарушением противоопухолевого иммунитета и последующим неоангиогенезом: образованием веретенообразных клеток, выстилающих стенки новых сосудов, капилляров, формированием анастомозов между близлежащими кровеносными сосудами [4; 5]. Саркома Капоши возникает при количестве СД4+-Т-лим­фоцитов крови менее 500/мм3, диссеминация регистрируется у больных с уровнем СД4+-Т-лимфоцитов менее 200/мм3 [1; 6].

В связи с вышесказанным нами представлен клинический случай пациента с развитием саркомы Капоши на фоне ВИЧ-инфекции.

Клинический случай 

Пациент Ч., 1981 года рождения, обратился 12.12.2023 г. в Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями с жалобами на высыпания на коже правого крыла носа, лба, в правой подмышечной и правой паховой областях, на голенях, не сопровождающиеся субъективными ощущениями.

Из анамнеза известно, что первые изменения отмечены больным в декабре 2020 г. на коже правого крыла носа, в 2021 г. патологический процесс распространился на лобную область справа и голень. В апреле 2022 г. пациент был направлен в Пермский краевой онкологический диспансер для уточнения диагноза. Выполнена позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с рентгеновской компьютерной томографией (ПЭТ/КТ) и проведено хирургическое иссечение эффлоресценций на правом крыле носа с последующим гистологическим исследованием. По результатам исследований установлен диагноз: саркома Капоши кожи с поражением крыла носа справа, лобной области справа, кожи голеней, легких. Впоследствии в 2022 г. подобные высыпания были отмечены также в правой подмышечной и паховой областях.

Из анамнеза жизни известно, что пациент имеет пять судимостей, образование неполное среднее, холост, есть сын 2007 г. рождения.

Перенесенные заболевания: хроническая цитомегаловирусная инфекция с 2005 г., внутривенное введение наркотических веществ с 2007 г., ВИЧ-инфекция с 2009 г. (с марта 2022 г. проводится АРТ), с 2009 г. – хронический вирусный гепатит С, синдром цитолиза легкой степени, кандидоз слизистой оболочки ротовой полости.

Профессиональные вредности отрицает.

Аллергологический анамнез: реакция по типу крапивницы на введение антибактериальных препаратов пенициллинового ряда.

Наследственность по онкологическим заболеваниям не отягощена.

Объективно: состояние удовлетворитель­ное, температура тела 36,5 оС. Рост 170 см, вес 86 кг, индекс массы тела 30. Опорно-двигательный аппарат сформирован пропорционально. Язык влажный, на спинке языка и деснах определяется творожистый налет. Дыхание через нос свободное, в легких дыхание везикулярное, проводится во все отделы, хрипов нет, ЧДД 18 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС 74 удара в мин, АД 120/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень на 1,0 см ниже края реберной дуги, селезенка не определяется. Симптом сотрясения поясничной области отрицательный с обеих сторон. Пальпируются подчелюстные 1,0 см, передние шейные 0,5 см, подмышечные и паховые 0,5 см лимфатические узлы, эластической консистенции, подвижные, не спаянные с окружающими тканями и между собой, кожа над ними физиологической окраски.

Status localis: кожный патологический процесс распространенный, несимметричный, располагается на лице в области лба и правого крыла носа, в правой подмышечной и правой паховой областях, на голенях, представлен полиморфными высыпаниями в виде геморрагических пятен фиолетово-ко­ричневого цвета, округлой и вытянутой формы, диаметром 2,5–3,0 см, с четкими границами и гладкой поверхностью, а также единичных лентикулярных красновато-ко­ричневых округлых папул плотноэластической консистенции (рис. 1). В области правого крыла носа определяется атрофический рубец неправильной формы белого цвета (рис. 2).

 

Рис. 1. Поражение носа при ВИЧ-ассоциированной саркоме Капоши

 

Рис. 2. Пятна и папулы фиолетово-коричневого цвета в левой подмышечной области

 

Выполнено лабораторное и инструментальное исследование: в общем анализе крови отмечено повышение уровней гемоглобина – 165 г/л, эозинофилов – 5,5 %, лимфоцитов – 52,9 %, снижение содержания сегментоядерных нейтрофилов до 35,6 %. Общий анализ мочи без изменений. В биохимическом анализе крови обнаружено увеличение показателей АСТ – 51,7 ЕД/л, АЛТ – 43,0 ЕД/л, глюкозы – 6,27 ммоль/л. Иммунограмма отличается повышением количества Т-лимфоцитов – 2232/мм3 (82 %), CD8+ – 2024 кл/мм3 (74 %), значительным снижением СД4+ – 197 кл/мм3 (7 %), изменением соотношения СД4+/ CD8= 0,10.

При обследовании пациента на вирусные гепатиты серологические маркеры к гепатиту В не выявлены. Обнаружены антитела к HCV (IgM и Ig G) и анамнестические антитела к цитомегаловирусу. Количественное определение РНК ВИЧ-1 методом ПЦР – 240 копий/мл.

ПЭТ/КТ, проведенные в динамике, позволили выявить образование крыла носа справа с повышенной метаболической активностью, опухолевого генеза, очаговое уплотнение мягких тканей лобной области справа с низкой метаболической активностью (метастазы?), очаговые изменения в легких, наиболее крупные с низкой фиксацией фтордезоксиглюкозы, вероятно, метастазы, множественные очаги фиксации фтордезоксиглюкозы в коже голеней.

Патогистологическое исследование биоп­тата кожи правого крыла носа: эпидермис несколько истончен, в дерме вокруг сосудов пролифераты из округлых и веретенообразных клеток, сосуды расширены, определяются кровоизлияния, отложения гемосидерина, очаги гиалиноза, инфильтрация лимфоцитами и плазматическими клетками. Заключение: морфологическая картина соответствует саркоме Капоши.

Диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 4В, ремиссия на фоне приема антиретровирусной терапии. Хронический гепатит С, синдром цитолиза легкой степени. Саркома Капоши кожи и легких. Кандидоз слизистой оболочки ротовой полости.

Результаты и их обсуждение

Следует отметить, что клинические типы сарком разделены на четыре разновидности – классическая, возникающая у лиц пожилого возраста, иммуносупрессивная, эндемическая (африканская) и ВИЧ-ассо­циированная [7]. Описанный нами случай относится к последнему из указанных типов. Согласно литературным данным, ВИЧ-ассоциированная саркома Капоши развивается в возрасте 40 лет, чаще у мужчин, и в 95 % случаев сопровождается кожными проявлениями, причем клиническая картина начинается с поражения кожи лица, верхних конечностей и слизистых оболочек, где образуются мелкие розовато-крас­ные пятна, похожие на укусы насекомых, что и регистрировалось у данного пациента [8; 9]. Зарубежные исследователи отмечают, что при прогрессировании заболевания возникшие пятна увеличиваются до 3–4 см, трансформируясь в узлы и бляшки вишнево-фиолетово-коричневого цвета, распространяясь на другие участки кожного покрова, а элементы приобретают желтый ореол, что свидетельствует о росте опухоли [10]. Помимо кожи, в процесс могут вовлекаться внутренние органы, чаще лимфатические узлы, желудок, двенадцатиперстная кишка и легкие. Висцеральные поражения ухудшают течение и прогноз заболевания [11]. Таким образом клиническая картина заболевания развивалась у данного пациента согласно отмеченным исследованиям при уровне СД4+-Т-лимфоцитов менее 200/мм3 крови.

Диагноз пациенту установлен на основании характерной клинической картины и данных гистологического исследования, при котором выявлены разрастания веретенообразных клеток вокруг новообразованных сосудов, лимфоцитарная инфильтрация, диапедез эритроцитов и отложения гемосидерина [12].

Врачам практического здравоохранения необходимо помнить, что при подозрении на ВИЧ-ассоциированную саркому Капоши следует выполнять комплексное обследование пациентов с целью оценки распространенности опухолевого процесса: полный врачебный осмотр слизистых оболочек полости рта, половых органов, УЗИ органов брюшной полости, при необходимости – компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию [13]. Также нужно проводить дифференциальную диагностику заболевания с псевдосаркомами (тип Мали и тип Стюарта – Блюфарба), бациллярным ангиоматозом, пиогенной гранулемой, гломусной опухолью, саркоидозом, гематомами, пигментной крапивницей, красным плоским лишаем, В-кле­точной лимфомой кожи [14].

Следует отметить, что лечение ВИЧ-ассоциированной саркомы Капоши начинается с антиретровирусной терапии, при недостаточном эффекте целесообразно добавить химиотерапию. При этом необходимо помнить, что все известные способы терапии не приводят к полному излечению, а дают лишь временное подавление патологического процесса [15].

Выводы

  1. Длительно протекающая ВИЧ-инфек­ция без применения антиретровирусной терапии способствует развитию опухолевых процессов, прежде всего саркомы Капоши.
  2. Саркома Капоши на фоне ВИЧ-ин­фек­ции характеризуется первичным поражением лица, патологический процесс носит распространенный характер и быстро прогрессирует, поражая внутренние органы.
  3. ВИЧ-ассоциированная саркома Капо­ши – междисциплинарное заболевание, требующее комплексной терапии у инфекционистов, дерматовенерологов, онкологов.

 

* Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epide­mio­logical-surveillance/ Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, available at https://59.ru/text/health/2023/07/28/
72544472/ Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Perm Territory.

×

Об авторах

М. Ю. Коберник

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: margo110875@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3549-0076

кандидат медицинских наук, доцент кафедры дерматовенерологии

Россия, Пермь

В. В. Николенко

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: margo110875@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9505-1569

доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней

Россия, Пермь

О. Е. Микова

Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями

Email: margo110875@yandex.ru

кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части

Россия, Пермь

А. А. Завьялова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: margo110875@yandex.ru

студент V курса лечебного факультета

Россия, Пермь

М. А. Пьянкова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: margo110875@yandex.ru

студент V курса лечебного факультета

Россия, Пермь

Список литературы

  1. ВИЧ-инфекция и СПИД: национальное руководство. 2-е изд. Под ред. В.В. Покровского. М.: ГЭОТАР-Медиа 2020; 686 / HIV infection and AIDS: national guidelines: 2nd edition. Ed. V.V. Pokrovsky. M.: GEOTAR-Media, 2020; 686 (in Russian).
  2. Николенко В.В., Николенко А.В., Миникеева М.Р. Изучение изменений нутритивного статуса у ВИЧ-позитивных пациентов с пневмониями, вызванными Streptococcus рneumoniaе. Пермский медицинский журнал. 2018; 4: 14–19. doi: 10.17816/pmj35414-19 / Nikolenko V.V., Nikolenko A.V., Minikeyeva M.R. Study of changes in nutritional status in HIV-positive patients with pneumonia caused by Streptococcus pneumoniae. Perm Medical Journal 2018; 4: 14–19. doi: 10.17816/pmj35414-19 (in Russian).
  3. Кошкин С.В., Евсеева А.П., Рябова В.В., Коврова О.С. Особенности течения сифилиса у ВИЧ-инфицированных пациентов: клинический случай. Вестник дерматологии и венерологии. 2020; 96 (1): 52–57. doi: 10.25208/vdv553-2020-96-1-52-57 / Koshkin S.V., Evseeva A.P., Ryabova V.V., Kovrova O.S. Features of the course of syphilis in HIV-infected patients: a clinical case. Bulletin of Dermatology and Venereology. 2020; 96 (1): 52–57. doi: 10.25208/vdv553-2020-96-1-52-57 (in Russian).
  4. Cesarman E., Damania B., Krown S.E. Kaposi Sarcoma. Nat. Rev. Dis. Primers. 2019; 5 (1): 9. doi: 10.1038/s41572-019-0060-9.
  5. Debordes P.A., Hamoudi C., Di Marco A. Metastatic Kaposi sarcoma in a non-HIV patient leading to metacarpal lysis then upper-limb amputation: a case report. Case Reports. Plast. Surg. Hand. Surg. 2023; 10 (1): 2251581. doi: 10.1080/23320885.2023.2251581.
  6. Openshaw M.R., Gervasi E., Fulgenzi C.A., Pinato D.J., Dalla Pria A., Bower M. Taxonomic reclassification of Kaposi Sarcoma identifies disease entities with distinct immuno-pathogenesis. J. Transl. Med. 2023; 21 (1): 283. doi: 10.1186/s12967-023-04130-6.
  7. Shiels M.S., Engels E.A. Evolving epidemiology of HIV-associated malignancies. Curr. Opin. HIV AIDS. 2017; 12 (1): 6–11. doi: 10.1097/COH.0000000000000327.
  8. Елькин В.Д., Коберник М.Ю., Микова О.Е. СПИД-индикаторный дерматологический синдром у ВИЧ-инфицированного пациента. Пермский медицинский журнал 2022; 32 (1): 131–134 / El`kin V.D., Kobernik M.Yu., Mikova O.E. AIDS is an indicator dermatological syndrome in an HIV-infected patient. Perm Medical Journal 2022; 32 (1): 131–134 (in Russian).
  9. Кошкин С.В., Евсеева А.П., Рябова В.В., Коврова О.С. Клиническое наблюдение вторичного сифилиса у ВИЧ-инфицированного пациента. РМЖ. Медицинское обозрение. 2021; 5 (11): 778–781. doi: 10.32364/2587-6821-2021-5-11-778-781 / Koshkin S.V., Ev¬seeva A.P., Ryabova V.V., Kovrova O.S. Clinical observation of secondary syphilis in an HIV-infected patient. Rus-sian Medical Inquiry 2021; 5 (11): 778–781. doi: 10.32364/2587-6821-2021-5-11-778-781 (in Russian).
  10. Vangipuram R., Tyring S.K. Epidemiology of Kaposi sarcoma: review and description of the nonepidemic variant. Int. J. Dermatol. 2019; 58 (5): 538–542. doi: 10.1111/ijd.14080.
  11. Tekcan Sanli D.E., Kiziltas S. Gastrointestinal Kaposi's Sarcoma. N. Engl. J. Med. 2023; 388 (13): e45. doi: 10.1056/NEJMicm2102502.
  12. Vally F., Selvaraj W., Ngalamika O. Ad-mitted AIDS-associated Kaposi sarcoma patients. Indications for admission and predictors of mortality. Medicine (Baltimore). 2020; 99 (39): e22415. doi: 10.1097/MD.0000000000022415.
  13. Nwabudike S.M., Hemmings S., Paul Y. Pulmonary Kaposi Sarcoma: an uncommon cause of respiratory failure in the era of highly active antiretroviral therapy – case report and review of the literature. Case Rep. Infect. Dis. 2016; 2016: 9354136. doi: 10.1155/2016/9354136.
  14. Radu O., Pantanowitz L. Kaposi sarcoma. Arch. Pathol. Lab. Med. 2013; 137 (2): 289–294. doi: 10.5858/arpa.2012-0101-RS.
  15. Dupin N. Update on oncogenesis and therapy for Kaposi sarcoma. Curr. Opin. Oncol. 2020; 32 (2): 122–128. doi: 10.1097/CCO.0000000000000601.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Поражение носа при ВИЧ-ассоциированной саркоме Капоши

Скачать (174KB)
3. Рис. 2. Пятна и папулы фиолетово-коричневого цвета в левой подмышечной области

Скачать (195KB)

© Эко-Вектор, 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах